В течение десяти лет с 1989 года по 1999, Украина переживала резкий подъем преступности, что оказало влияние на криминализацию своей экономики в форме организованной преступности (незаконная торговля наркотиками и торговля женщинами для проституции). Также наблюдалось распространение коррупции среди чиновников, т.к. они стали менее подотчетными.


Украина в 1996 году приняла новую конституцию, которая открыла двери для радикальных реформ в правовой и судебной сферах. Она ясно выражала увеличение гражданских свобод и устанавливала новые структуры судов. Однако судебная реформа происходила медленно, т.к. для такой реформы не было политической силы воли или народного давления.


Коррупция остается главнейшей проблемой, препятствующей климату инвестирования и экономическим реформам. Она влияет на эффективность борьбы с организованной преступностью, которая большей частью вовлечена в наркобизнес. Соответственно, украинское правительство приняло ряд законов и указов, касающихся борьбы с коррупцией.


Падение коммунистических режимов и конец жесткого пограничного контроля привлекли иностранные криминальные организации. Международная криминальная деятельность резко возросла в начале 90-х годов, т.к. новое украинское демократическое правительство сосредоточилось на фундаментальных политических, социальных и экономических проблемах.


С тех пор, как Украина приобрела независимость, она стала значимым каналом для героинового УпрыжкаФ из ёго-западной Азии (Афганистан и Пакистан) на европейские рынки. Объем героина, производимого в юго-западной Азии, доступного для мировых рынков резко возрос за последние годы, и все большие объемы провозятся контрабандой через Украину. Пористые границы, неукомплектованные и недофинансированные организации, направленные на борьбу с наркотиками, и подъем организованной преступности дали возможность торговцам использовать Украину как жизнеспособную транзитную точку. Позже Украина сама стала производителем опиатов, культивируя приблизительно 300 новых гектаров незаконного опийного мака в 2000 (Круппа 2000).


Разделение между государствами — незаконными производителями, продавцами и потребителями наркотиков полностью развалилось еще в конце 80-х. 90-ые породили глобализацию незаконных рынков наркотиков, где, по крайней мере, 134 государств и областей столкнулись с проблемой наркотической зависимости. Тогда как первоначально Западная Европа и Соединенные Штаты были основными покупателями героина, сейчас произошел резкий рост числа героиновых наркоманов в странах, которые раньше не имели проблем, такие как Пакистан и Иран. В мировом масштабе героин и кокаин являются наиболее значимыми с точки зрения необходимости лечения, смертности и насилия, связанного с наркотиками, включая организованную преступность.


Рост наркомании на Украине наблюдается с 1990 года. Героин не единственный наркотик, потребляемый на Украине. Растет тенденция к употреблению синтетических наркотиков, таких как стимуляторы типа амфитамина (АТС), УЁкстазиФ. Широкий перечень различных АТС делает использование различных комбинаций все более простым. Наблюдается резкий рост числа женщин и подростков, употребляющих наркотики, что ведет к большой проблеме. Марихуана, как синтетический наркотик, приобретает все большую популярность среди молодых людей.


Высокие цены на героин и кокаин загнали многих украинских наркоманов на опийную солому, выращиваемую внутри страны. Министерство Внутренних Дел сообщает об увеличении объемов культивации и потребления опийной соломы в стране, выращиваемой в основном на западной и северной Украине. Украинские власти пытаются снизить потребление наркотиков, проводя предупредительные мероприятия, особенно в школах. В городах с высоким уровнем наркомании открываются центры информации о наркотиках. По всей стране был проведен ряд реабилитационных программ при поддержке международных институтов.


Все вышесказанное послужило предпосылкой для подписания в ноябре 1999 года соглашение между Национальным Институтом Правосудия (НИП) и Украинской Академией ёридических Наук (УАёН). Ёта программа партнерства была неотъемлемой частью Комиссии, созданной в сентябре 1996 года для укрепления близких связей между Украиной и Соединенными Штатами. Преступность, приобретающая все большую глобальность, создала взаимный стимул для сотрудничества между Соединенными Штатами и Украиной.


В июне 1999 предложения по проведению исследований в Соединенных Штатах и Украине одновременно прозвучали в НИП и УАёН. Исследования должны были быть направлены на следующие виды преступности: организованная преступность, коррупция, торговля наркотиками, торговля людьми и экономические преступления. Предложения в порядке их важности были рассмотрены рабочей группой экспертов, состоящей из представителей, как США, так и Украины. В результате были сформированы пять исследовательских команд США Ц Украины. Впервые эти команды встретились в ноябре 1999 года на УстартовойФ конференции в Киеве, Украина. Главнейшим достижением конференции стало то, что исследователи начали процесс преодоления коммуникационных барьеров и расходящихся методологических подходов, чтобы сформулировать совместный план для их расследований.


Ёто расследование преследовало несколько целей. Первая была установить пути контрабанды, как в странах-производителях, так и на Украине, виды перевозимых наркотиков, пути транспортировки и транспортные средства, используемые при этом. Вторая — провести приблизительный подсчет героина, проходящего через Украину. Проведение последовательной ежегодной оценки этого количества является ценным способом измерения спроса на наркотики и эффективность анти-наркотической деятельности за определенный период времени.


Украинские правоохранительные органы, ответственные за работу по борьбе с наркотиками, плохо координированы, недостаточно квалифицированы, так как им не хватает сотрудников и финансирования. Таможенная служба Соединенных Штатов и Администрация по Борьбе с наркоманией провели анти-наркотическую тренировочную программу на Украине в областях запрета наркотиков, пограничного контроля и Уотмывания денегФ. Ёти действия были крайне оперативными.


Транспортировка героина из ёго-Западной Азии


Распад бывшего Советского союза предоставил продавцам героина альтернативу их традиционным, и тщательно управляемым, маршрутам перевозки через Пакистан и Иран. Менее жесткий пограничный контроль, политическая и экономическая нестабильность, коррупция и развивающиеся наркотические рынки в этом регионе сделали Центральную Азию все более важной транзитной зоной для перевозки героина из Афганистана.


Большая часть опиума и героина, проходящих по Центральной Азии попадает из Афганистана прямо в Туркменистан или Таджикистан. Продавцы пользуются своими связями с местным населением, чтобы облегчить свои операции. Наркотики обычно перевозятся через пункты таможенного досмотра, спрятанными в грузовиках, полных сельскохозяйственных или потребительских товаров, или перевозятся через отдаленные участки пешком или на плотах. Некоторая часть героина также перевозится воздухом из Афганистана в страны Центральной Азии на частных самолетах или коммерческими авиалиниями, чьими владельцами являются враждующие фракции.


Попав в Центральную Азию, наркотики отправляются на запад по суше на транспорте под охраной или на поездах через Центральную Азию. Оттуда их переправляют через Каспийское море, через Кавказские горы, и затем в Турцию. Каждый год этим маршрутом проходит примерно 1.5 миллиона грузовиков, 250.000 пассажирских поездов и 4 миллиона частных автомобилей. Наиболее простой путь для транспортировки героина Ц это сравнительно небольшими партиями по 20 Ц 50 килограммов, спрятанных в грузовиках. Беря во внимание объем наземных перевозок по этому маршруту и тот факт, что для обследования грузовика требуется от нескольких часов до целого дня, практически невозможно реально противодействовать контрабанде по этому маршруту. Подсчитано, что 75% героина, ввозимого в Европу, перевозится этим путем.


Из Турции героин следует по южно-балканскому маршруту (Турция Ц ёгославия Ц Албания Ц Западная и Северная Европа), спрятанный в запечатанных коммерческих грузовиках. Героин также перевозится по северо-балканскому пути через Черное море в порты Украины, затем перекладывается в автомобили или грузовики, и отправляется в Польшу.


Другой маршрут из Афганистана следует по старому Шелковому Пути в Россию, Балтийские государства, Польшу, Украину и Чешскую республику. Нигерийские торговцы используют почту или украинских женщин в качестве УмуловФ (обычно в Бориспольский аэропорт возле Киева), чтобы перевезти героин на Украину. В 1995-1996 годах, украинские силы правопорядка задержали 10 нигерийских банд, которые использовали коммерческую деятельность, как прикрытие для торговли наркотиками.


Пока конфискации по своему существу не станут систематичной мерой против потока наркотиков, они будут по прежнему проходить через страну. В апреле 2002 года в Одессе было конфисковано рекордное количество героина Ц 200 килограммов, обнаруженное на борту корабля, прибывшего из азиатской страны, стоимость которого на черном рынке составляет 20,000,000 $ США. Украинский внутренний рынок наркотиков сравнительно беден, следовательно они не являются предполагаемыми потребителями героина, прибывающего в страну. Самая последняя конфискация и общее увеличение числа конфискаций героина говорит о том, что Украина действительно является транзитной страной.


Предположения о количестве героина, проходящего через Украину


В этом разделе предоставлен приблизительный подсчет количества героина, провозимого через Украину. Для этой цели необходима работа в обратном направлении от подсчетов потребления в Западной Европе и далее следует делать выводы, что этот спрос почти полностью покрывает героин из ёго-Западной Азии. К сожалению, тяжело подсчитать незаконное потребление наркотиков, поэтому существует минимальная оценка, максимальная оценка и средняя.


Учитывая конфискации в Западной Европе Ц это то количество, которое должно быть перевезено в Западную Европу, чтобы покрыть спрос, предположим, что из 75%, провозимых по Балканскому пути, 25% перевозится через Украину. Мы предполагаем, что из 25%, провозимых по старому Шелковому пути, 25% перевозится из России через Украину. Чтобы получить общее количество, проходящего через Украину, мы добавляем количества, проходящие по каждому маршруту, добавляем конфискации на Украине, чтобы получить минимальную оценку 8.9 метрических тонн, среднюю оценку 14.4 метрических тонн и максимальную оценку 20 метрических тонн.


Следует особенно отметить, что пока работают по этой методике, о настоящих объемах можно только догадываться.


Выводы


Важность Украины для торговцев наркотиками как транзитного коридора для западной и центральной Европы продолжает расти. Контрабандой наркотиков в первую очередь занимаются организованные преступные группировки. Правоохранительные органы должны в первую очередь сосредоточиться на ликвидации этих группировок.


По сравнению с международными стандартами, Украина пока не имеет серьезных проблем с наркотиками. Однако, объемы перевозок наркотиков из Азии и ёжной Америки в Европу через Украину возрастают, т.к. торговцы наркотиков ищут новые способы перехитрить Западно-Европейскую таможню и пограничные службы.


Необходимо усовершенствование подсчетов героина, ввозимого на Украину. Ёто можно сделать, усовершенствовав подсчет потребления (настоящая модель не включает в себя потребления на путях перевозок) и усовершенствовать получение сведений о пропорциях героина, ввозимого на Украину по каждому из маршрутов.



 


Подробнее см.:


  1. European Monitoring Center for Drugs and Drug Addiction. Annual Report on the State of the Drug Problem in the European Union, 2000.

  2. Foglesong, T. S. and P.H. Soloman, Crime, Criminal Justice, and Criminology in Post-Soviet Ukraine, National Institute of Justice, July 2001.

  3. Layne, M., P. Johnston, W. Rhodes, Estimation of Cocaine Availability. 1996-2001, Report prepared for the Office of National Drug Control Policy, January 2002.

  4. United States Department of State, Bureau for International Narcotics and Law Enforcement Affairs, International Narcotics Strategy Report (INCSR), March 2001.

  5. United States Department of State, Bureau for International Narcotics and Law Enforcement Affairs,

  6. International Narcotics Strategy Report (INCSR), March 2002. Williams, P., The Nature of Drug-Trafficking Netvmrks, Current History, April 1998, pp. 154-158.
 

Оставит комментарий