• Гильош и гильоширные элементы

    Гильош — это специальная технология защиты документов и ценных бумаг с помощью композиции из гильоширных элементов, размещенных на поверхности защищаемого документа. Гильоширными элементами называют рисунок из множества пересекающихся кривых тонких линий, заданных математическими
    формулами. Такими элементами могут быть защитные сетки, розетты, бордюры, виньетки
    и уголки. Согласно существующим нормативам, гильоширные элементы должны занимать не
    менее 70% площади ценных бумаг. Причем из этой площади большая часть должна содержать
    многоцветные гильоширные композиции. Гильоширную композицию невозможно воспроизвести
    на цифровом множительном аппарате, поскольку очень маленькая толщина (40-70 мкм) и
    постоянно меняющаяся кривизна каждой линии создают непреодолимые препятствия перед
    рисующим блоком с недостаточной на сегодняшний день разрешающей способностью. Повторить
    гильоширную композицию, полученную методом орловской печати, когда ко всем сложностям
    добавляется еще плавно и произвольно меняющийся цвет каждой линии невозможно другими
    способами (офсет, трафарет, высокая или глубокая печать). Поддельная линия получится
    либо непрерывной, но монохромной, либо меняющей цвет, но прерывистой, состоящей из
    растровых точек. Выдержать оба требования одновременно не получится. Кроме всего прочего,
    даже монохромные гильоширные элементы сложны для сканирования, так как нередко содержат
    повторяющиеся периодические элементы, способные загрузить огромные массивы памяти
    и затруднить работу компьютера. Существуют специальные векторные программы, мгновенно
    вычерчивающие необходимые линии и композиции по заданным математическим формулам.
    Одна из них программа "ЦЕРБЕР" — представляет собой систему для
    создания гильоширных элементов (защитные сетки, розетты, бордюры) любой степени сложности.
    Имеется возможность создания нерегулярных сеток (требования Минфина), в том числе
    с использованием 3D-моделей и наложения растровых изображений (спецэффекты).

  • Специальные линейные растры

    Для воспроизведения
    полутонового изображения необходимо заполнить каждую его прямоугольную ячейку определенным
    количеством краски, занимающей от 0 до 100% его площади. Обычно используют стандартные
    формы растровой точки в виде круга, эллипса, ромба и т.п. Существует также и стохастическое
    растрирование, при котором нет понятия растровой ячейки. Используется изображение,
    состоящее из множества хаотически разбросанных по площади листа малых точек (15-30
    мкм), причем их концентрация на любом участке листа соответствует цветовой плотности
    изображения. Стохастика высокого разрешения сама по себе является защитной технологией,
    т.к. не каждое печатное устройство сможет воспроизвести мелкие точки.
    В специальных линейных растрах совмещены оба вышеназванных принципа и использованы
    необычные формы точек растра. Существует линейный, концентрический и любой другой
    по форме растр. Секрет этих растров в том, что при создании изображения используется
    сетка, состоящая из концентрических окружностей, прямых или кривых линий. Элементы
    изображения при этом формируются за счет изменения толщины этих линий. Такая защита
    работает даже при достаточно крупном "зерне" растра, так как создает непреодолимые
    препятствия для стандартных фотонаборных аппаратов.

  • Гравюры и гравюрные элементы

    Применение изображений и отдельных элементов в стиле гравюры — старая традиция в технологии защиты купюр, ценных бумаг и документов. Однако, в последнее время сложность изображений, а одновременно мастерство и скорость изготовления таких элементов защиты значительно возрасли в связи с применением компьютерных технологий. Старые ручные технологии изготовления гравюры используются все реже и реже. Существуют специализированные программы для создания изображений в стиле гравюры.

  • Специальные «дефекты»

    Можно ввести в изображение
    мелкие "дефекты" — нестандартный шрифт, неровные по высоте или ширине "прыгающие" буквы, линии, хаотически меняющие толщину и т.д. При большом объеме текста есть большая вероятность, что мошенники не заметят этих "недостатков" или не смогут легко
    и быстро их повторить. Чтобы определить подделку, информация о "дефектах"
    не должна быть общедоступной. Защиту можно применять при производстве билетов, удостоверений,
    банковских документов и т.п.

  • Микротекст

    Микротекстом называют одну или несколько строк символов, воспринимаемых человеческим глазом в виде тонкой сплошной линии, но читаемых с помощью лупы или микроскопа. Обычно высота шрифта микротекста порядка 250 — 300 мкм. Этот метод защиты также несет в себе элемент неожиданности.
    Такие элементы повышают сложность воспроизведения на традиционном полиграфическом
    оборудовании. Микротекстовые включения должны обязательно присутствовать на всех ценных
    и полуценных бумагах.
    Микротекст — очень распространенное средство борьбы с фальшивомонетчиками и применяется как на бумажных, так и на полимерных основах. Микротекст защищает от сканирования
    — сканеры не могут четко скопировать.

  • Объемный эффект

    Эффект объемного изображения строится на особенностях человеческого зрительного восприятия. Если изображения скомпоновать с помощью сложных математических программ и точно его напечатать, можно достигнуть специального эффекта. Наблюдатель начинает замечать скрытый рисунок, текст или обьемное
    изображение на защитной сетке.

  • Скрытые (латентные) изображения

    Это — графическое изображение, замаскированное другими графическими объектами. Скрытые изображения, иногда называемые «призрачными» или «фантомными» (ghost, phantom image) создаются на основе рельефа, полученного глубокой печатью. Эффект скрытого изображения заключен в том, что если повернуть лист бумаги под определенным углом, то в нем появляются
    новые элементы. Существует множество способов создавать такие эффекты. Так, дизайнер
    может создать изображение из параллельных, одинаковых по ширине, линий на переднем
    и заднем планах своего рисунка; на этом изображении линии переднего плана будут более
    рельефными, чем линии заднего плана. Т.е. при обычном освещении передний и задний
    план ничем не отличаются друг от друга. И только под определенным углом зрения станет
    видно, что задний план более светлый. Кроме того, разработчик может сделать «скрытое»
    изображение более сложной формы. Для этого ему потребуется сделать рисунок из тонких
    параллельных линий одинакового рельефа, но в нем линии переднего плана будут перпендикулярны
    линиям заднего плана. Таким образом в зависимости от освещения или угла зрения передний
    план будет светлее заднего и наоборот. При обычном рассмотрении «латентные» изображения
    выглядят как простые элементы дизайна, и лишь при определенном освещении становится
    заметной скрытая информация — в этом и заключается привлекательность «фантомных» рисунков
    для дизайнера и заказчика.

  • Совмещающиеся изображения

    Для защиты особо ценных
    бумаг и банкнот активно применяются совмещающиеся изображения, в которых одна часть
    рисунка наносится на лицевую сторону, а другая часть печатается на обратную. На просвет
    все элементы совмещающихся изображений должны совпасть и образовать цельный рисунок.
    Часто дизайнеры делают подобные изображения таким образом, что не окрашенные детали
    рисунка становятся цветными за счет окрашенных частей рисунка противоположной стороны
    купюры. Изготовление совмещающихся изображений осуществляется на специальных машинах
    и создать их вручную или в условиях общей полиграфии практически невозможно.

  • Контрольные и штриховые коды

    Подразумеваются не
    товарные штрих-коды, которые используют для удобства считывания информации о товаре.
    Хотя и они могут выполнять защитные функции. Ошибка в их копировании сразу диагностируется,
    но надеяться на такие ошибки мошенников не приходится. Речь идет о различных видах
    контрольных или закодированных рисунков в виде линий, геометрических фигур или растровых
    картинок. Например, в 100-долларовой купюре старого образца линия сгиба пополам проходит
    точно через зрачок глаза изображенного на ней президента.

  • Новые технологии и Ноу-Хау

    В последнее время множество
    специализированных фирм разрабатывают свои "Ноу-Хау" в области защиты документов
    и ценных бумаг методами дизайна. Примером тому может служить технология "Графическая
    защитная ловушка LIFT".

    LIFT — это Line Frequency Trap, графическая ловушка, разработанная голландской фирмой
    AestronDesign для защиты
    купюр и ценных бумаг от цветного копирования. Информация по этой защите не распространяется.

 

Оставит комментарий