1. Каждый боится того, чего он не знает:
  2. Одинаковых противников не бывает:
  3. Каждый хочет жить:

Рукопашный бой- это невидимое оружие, которого не видно, пока он не
применен, и нельзя отобрать, пока человек жив.


Рукопашный бой — это вид ближнего боя и развитие физических и духовных
качеств и наука фехтования и управления.


(А. А. Кадочников)


При выходах из захвата:


…Вращение на точках опоры… точка-вращение… точка-вращение…
точка-вращение…


Это непринципиально, выйти можно и за счет силы, но с какими потерями.
Ведь можно создать такие потери, которые на тебе отражаются!


-Кто придал ускорение?


-Ты, конечно!


Поэтому, вращаясь на точке мы что делаем?


-Уравновешиваем, то есть не создаем колыхания энергии.


-Такое впечатление, что ты стоишь (какая-то обездвиженность), ощущение
немного гипнотическое… В то же время ты падаешь… Нет четкого ощущения,
что на тебя давят…


Каратэкская работа:


Все ясно, ощущение давления есть, ты видишь, ты пропускаешь, пусть даже
не успеваешь это видно.


Системная работа:


Здесь точек очень много, конкретной направленности практически нет,
потому, что идет общее движение, и за точки цепляемся, мы не знаем, где
эта точка вылезет, нет конкретного приложения энергии, как в ударе. Работа
строится по дугам, поэтому где мы перекрестимся с точкой опоры на дуге-
нам не известно, это будет зависеть от движения, а движения противника
достаточно сложные трудно сказать…


Где-то пересечемся… Пересекаемся- появляется точка, идет вращение на
этой точке…


Стратегически :


Идет постепенное внедрение, не пытаем решать проблему, — это порождает
совершенно иную психологию. Не решение проблемы полностью и сразу
(наскочил-сломал),- для этого надо быть в несколько раз мощнее и сильнее
противника, а так, как правило, не получается…


Психологически:


Нормальная психика как на чувство полета, или падения реагирует?


-Состояние полета мы считаем временным, стремимся опять к
устойчивости.


Здесь нужно психику немного перестроить. На стремление быть
неуравновешенным. То есть состояние полета становится для нас нормой.


Но учтите, падение чем опасно?


-Оно бесконтрольно!


Поскользнулся замахал руками,- ведь не зря руками машет,- контроль
ищет. В темноте — такое же состояние?


-Обязательно! Ориентиров нет, мы пошли, мы ищем точки опоры и, как
только мы их находим,- тело автоматически начинает привязываться. Поэтому
наши формы контроля при фазе полета- махания, поиск точек опоры,- носят
дробный характер.


Пол, который служит нам наисильнейшей точкой опоры,- каким то образом
все таки от него нужно отделяться. Полностью невозможно, мы же не взлетим,
но … это вальсирующий щаг, постоянный перекат- пятка-носок,- контакт с
полом достаточно краткий.


Все движется, а когда тело движется, траекторию можно легко
изменить:


Вы пошли и в момент движения, противник наносит удар, а у Вас тело не в
статике, траекторию вашего движения можно легко изменить. Достаточно
сдвинуться на милиметр, чтобы его удар прошел мимо. Это как автомобилем
управлять- на ходу, когда это достаточно легко, или когда машина стоит и у
нее даже колеса не крутятся. У нас та же самая история происходит, но тут
нужна середина золотая, ведь если ты неуравновешен, можно влететь в
инерционность, когда уже остановиться нельзя,- одна плоскость доминирует,
вы летите и уже ничего не можете сделать.


-А вот этого достаточно,- в тренировках особенно, если на пол летишь, —
максимум, если ты хорошо перекатываешься, ты можешь сгладить этот момент
падения.


А ведь при хорошей работе, упасть вы должны так, как хотите (не туда,
куда направляют). Это ваше право .


Надо учиться работать, не в коем случае не напрягая противника, чтобы
не придать несвойственных ему движений, а то дернете его, а он подломится
и упадет на вас,- масса таких примеров.


Управление и контроль — вот те «киты», которые позволяют нам
работать.


Фазы полета-нельзя отделять ничего. Ну как можно рассуждать об общем
красивом движении, Чехов писал, если у тебя в обуви соринка- вот вся ваша
красота и грация потеряны из-за одной мелкой грани. Здесь то же самое:
что-то ты не понимаешь, буквально какую-то фазу полета, но контроль у тебя
в полном объеме отсутствует,-все, это смертельно опасно для тебя же. Т/е
разогнаться можно таким образом, и влететь, что гораздо опаснее, чем если
бы ты был уравновешен.


Очень сложно человека сдвинуть, если он статичен и в то же время,
борцовская стойка, — они в общем-то » взрывные » . Для этого нужно что
сделать?



  • Его выводят из этого состояния,- на потягах и на ударах, удар его
    притормаживает, и потом , — растягивает. Ему нужно придать ускорение,
    чтобы он вышел из этой своей мощной позиции. Потому что вот здесь он-
    король !!!
  • Пусть он не далеко действует, радиус работы узок, ограничен
    вытянутой рукой и ногой как правило. Он как в крепости. Вот, его надо
    оттуда вытащить. Это можно сделать движением, какими-то угрозами, либо
    же физическими действиями.
  • Опять же мы что делаем?
  • Мы заставляем его сделать такое движение, которое придаст ему
    неконтролируемое ускорение.
  • Когда у противника появляется неконтролируемое движение, вы его
    контролируете.
  • Один из двух в поединке, всегда контролирует…

(Записано во время беседы о Системе с Игорем Опалевым, г.
Ленинск-Кузнецкий, 1991 год)


Биомеханика рукопашного боя


Школа А. А. Кадочникова, которую я имел честь посетить в апреле 1999г.
дает эти вещи в большем объеме, лекции по анатомии, физиологии,
биомеханике и правоведению перемешаны с тренировками таким образом, что
лекционный материал практически сразу прорабатывается в зале.


Насколько возможно, я попытался обойтись без формул, изложив лишь общие
принципы предмета.



Плоскости, оси, степени свободы


В трехмерном мире существуют три плоскости: фронтальная,
горизонтальная, вертикальная.


Любое тело которое находится в пространстве, имеет 6 степеней свободы:
3 постоянных, вращательных вокруг трех осей.


Если тело закреплено в одной точке, то оно может совершать только
вращательные движения (3 степени свободы).


Если тело закреплено в двух точках, то оно имеет одну степень свободы и
пять степеней связанности.


Если тело закреплено в трех точках, у него шесть степеней
связанности.




















Оси вращения


Плоскости движения


Вид движения


Фронтальная


Вертикальная


Сгибание — разгибание


Сагиттальная


Фронтальная


Отведение — приведение


Вертикальная


Горизонтальная


Супинация — пронация, круговое, Циркундукция


Все движения в суставах вращательные.


Движение происходит вокруг оси, в плоскостях, перпендикулярных этим
осям.


Вся работа в суставах строится по принципу рычага. Все костные рычаги
приводятся в действие при помощи мышц. Все мышцы работают при помощи
рычагов.


Рычаги


Расстояние между точкой приложения силы и точкой вращения — это
рычаг .


Рычаг первого рода — двуплечный (рычаг равновесия).


Модель сустава- крепление черепа к позвоночнику.


Рычаг второго рода — одноплечный ( бывают рычаг скорости и
рычаг силы).


Рычаг скорости дает выигрыш в скорости при совершении работы.


Модель сустава: локтевой, с грузом на ладони.


Рычаг силы дает выигрыш в силе


Модель сустава: стопа на пальцах.


Виды мышечной работы













удерживающая


преодолевающая


укрепляющая


уступающая


фиксирующая


баллистическая


Удерживающая, когда моменты сил равны


Укрепляющая, когда сила воздействия равна силе
сопротивления.


Фиксирующая — одновременная работа мышц антагонистов,
фиксирующая позу.


Преодолевающая, когда момент силы воздействия больше
момента силы сопротивления.


Уступающая, когда момент силы воздействия меньше момента
силы сопротивления.


Баллистическая — разновидность преодолевающей (взрывного
характера).


Плечо силы это расстояние по перпендикуляру между точкой
вращения и плечом оси.


Количество движения тела характеризуется способностью тела
передавать движение другому телу. Количество движения
— произведение массы на скорость.


Работа равна величине силы на расстояние действия этой
силы.


Мощность — это работа, выполненная за единицу
времени.


Кинетическая энергия определяет способность тела выполнять
какую-то работу.


Упругая деформация — это способность тела за счет
внутренних сил сохранять геометрические размеры.


При динамической нагрузке разрастаются мышечные
волокна.


При статической нагрузке — соединительная
ткань.


Биомеханические принципы ударной техники.


Если две силы, воздействующие на тело направлены на встречу друг другу,
воздействуют в один и тот же момент времени и равны, они компенсируют друг
друга, т/е, движения тела не происходит, но происходит деформация.


Задача перемещающих движений — задать максимальную скорость.


Конечная точность перемещения оценивается абсолютной и относительной
погрешностью от заданной точки.


В результате действия импульса силы происходит движение тела.


При перемещающих движениях, происходят ударные действия.


Удар характеризуется временем соприкосновения. Если время
соприкосновения меньше 100 миллисекунд, — это удар, если больше, —
перемещение.


Степень упругого удара оценивается коэффициентом
восстановления.


Центральный удар — такое взаимодействие тел, при котором
направление действующей силы проходит через точку центра масс тела. В этом
случае происходит линейное перемещение тела, относительно действующей
силы.


Косой удар. При нецентральном ударе направление и точка
действия силы обязательно не проходит через точку центра масс тела. При
этом возникает момент силы равный произведению величины силы на диаметр, в
результате которого происходит вращательное движение относительно точки
центра масс.


Составлено на основе конспектов с семинара


«Биомеханическая модель базовых движений в рукопашном бое
системы выживания А. А. Кадочникова»


Составил Паутов С. А. , председатель


Кемеровской областной общественной


организации «Русский стиль»


Белово 1999г.





СИСТЕМА.


НАШЕ ПОНИМАНИЕ ПРЕДМЕТА.



 


 


…Понятие «качать маятник» — не только движение,


оно толкуется гораздо шире…


Его следует определить лишь как наиболее


рациональные действия и поведение во время


скоротечных огневых контактов при силовом


задержании.


Оно включает в себя и мгновенное выхватывание


оружия и умение с первых же секунд задействовать


фактор отвлечения, фактор нервозности, если возможно,


и подсветку и моментальную безошибочную реакцию


на любые действия противника и упреждающее


стремительное передвижение под выстрелами и


непрестанные обманные движения (финт-игра) и


снайперская меткость попадания в конечности


при стрельбе «по-македонски» и непрерывный


психологический прессинг до завершения


силового задержания.


«Качанием маятника» достигается захват живьем


сильного, хорошо вооруженного и оказывающего


активное сопротивление противника…


(Момент истины (в августе сорок четвертого) В. Богомолов)



Из описания следует, что «качание маятника» — целый комплекс действий,
приспособленный для решения конкретных задач, поэтому овладение им требует
выполнения всех его составляющих, что невозможно без грамотного овладения
базовыми принципами.


В Системе огромную роль наряду с биомеханическими принципами играют
психологические и биоэнергетические состояния человека.


СИСТЕМА, КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ ИОГА.



В любой ситуации повседневной жизни важно научиться находить такое
состояние психики, когда ничто не будет мешать состоянию комфорта и
стабильности. Чтобы это стало возможным, необходимо научиться глубокому
мышечному расслаблению (релаксации), тогда при любых внешних факторах,
тело будет испытывать состояние комфорта и не будет напрягать психику. С
другой стороны, стабильная психика бывает в основном у людей,
поддерживающих мышцы тела в «здоровом тонусе», т/е телу необходима
значительная физическая нагрузка. Чрезмерное увлечение чем то одним
(напряжением или расслаблением) создает перекос и в состоянии психики. Тут
важна «золотая середина», как писал Ефремов, состояние «Лезвия
бритвы».


Систему в нашем понимании, в двух словах можно охарактеризовать как
поиск свободы движения из любых, даже самых немыслимых положений.


-Необходимо, чтобы тело всегда имело возможность для маневра (свободу
движения), а значит, тело должно быть пластичным и гибким (растяжка и
другие упражнения на пластику и тонизируют и расслабляют мышцы, это давно
известно йогам и последователям даосских школ). Поэтому необходимо
постоянно разрабатывать пластику и гибкость тела (как в статике, так и в
динамике), чтобы расширить возможности поиска свободы движения.


ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. (чтобы поняли)


… Как говорил в своих книгах Карлос Кастанеда, «…Внимание
повседневного мира сковано рамками «пузыря восприятия»…


Суть концепции в том, что интеллект не дает человеку воспринимать
событие «здесь и сейчас», а заставляет воспринимать (посредством длинных
цепочек ассоциаций) как бы его описание. Т/е, между событием и реакцией
человека на это событие, стоит порожденное интеллектом описание события,
вследствие этого, реакция на происходящее несколько запаздывает.


Путями выхода из такой ситуации, Кастанеда видел «сталкинг»,
«сновидение» и «видение».


У Карлоса Кастанеды встречается несколько описаний «сталкинга» и одно
из них-«охота на самого себя», т/е отслеживание себя.


«Сновидение» в том контексте это «сталкинг во втором внимании
(сне)»-управляемые сны и т/п. В «Патанджала иога-сутре» мы встречаем
подобные же вещи.


«Видение»- производная «Сталкинга» и «сновидения» подключение
интуиции-непосредственного Знания.


Подобные вещи практикуются в любых воинских искусствах и в т/ч, в
Системе. Система через практику дает воспринимать мир «здесь и сейчас»,
минуя цепочки ассоциаций, наслоения коллективного опыта, Со-знание.


Заставляя практикующего «думать телом», Система включает его
интуитивное восприятие, стабилизирует психику, подключает
биоэнергетические способности.. .



НАТЯЖКА.



Натяжка это состояние готовности, позволяющее телу реагировать в тот
момент, когда меняется внешняя обстановка.


Натяжка -это состояние, когда мышцы тела внешне очень расслаблены, но
присутствует внутреннее натяжение, которое не «зажимает», а как бы
настораживает мышцы, подготавливая их к работе.


Чуть-чуть напряжены хордовые мышцы, идущие вдоль позвоночника.


Это очень важно, потому что «хорда» становится «передающим органом» от
«сенсоров» (руки, ноги, голова, туловище) к «центру действия», он же центр
тяжести.



УПРАВЛЕНИЕ.


Современное направление Русского стиля рукопашного боя «Система» в
действии -это способность контролировать ситуацию и умение управлять
противником. В управлении противником используется техника владения
собственной инерцией, инерцией атакующего движения противника, воздействия
на противника посредством системы рычагов. При этом точки контакта
используются как точки вращения
.


СОЗДАНИЕ НЕУДОБСТВ


Возможность использования дезориентирующих, шокирующих противника
действий с целью управления им.


УДАРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ


Управление противником посредством нанесения ему ударов, для выведения
его в нужное положение.


УПРАВЛЕНИЕ БОЛЬЮ


Шокирующее болевое воздействие на противника посредством рычажного
воздействия на его суставы.


ЖИВОЙ ЩИТ


Используется в поединке ив бою против нескольких противников. Один из
противников перенаправляется под удары других (в поединке- вы
перенаправляете противника так, чтобы ударить вас ему мешало его же
тело).


МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ


Это задействование кроме физических факторов еще и психологического
прессинга, позволяющего поставить противника в неудобное для атаки или
активных защитных действий положение. «… Воин сам выбирает место и время
для битвы…» (К. Кастанеда).


Моделирование ситуаций -это возможность постоянно навязывать противнику
свои условия, высшая форма управления.


М/С учит решать комплексы поставленных задач, учитывая фактор
неожиданности.


ПЕРЕПРОСМОТР.


(Важно не просто вспоминать, а «быть там и тогда»)


Очень большую роль в обучении Системе играет мысленное повторение
всего, что было на тренировках, отслеживание положительных и отрицательных
моментов и т/п. Постепенно перепросмотр проецируется и на повседневную
жизнь и в сновидение тоже. Эти упражнения очень сильно развивают память ,
учат отслеживать и устранять ошибки по мере развития ситуации.


Перепросмотр заставляет мир быть воистину незабываемым .


СИСТЕМА.


УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕХНИКИ.



Любую прикладную систему (Воинское искусство) рассматривают, прежде
всего, с точки зрения реального применения.


Поэтому можно выделить функциональную направленность применения
элементов техники (т/е кто и с какой целью применяет).


Итак, по направленности применения Систему можно условно поделить на 3
направления:


1. Бытовое (цель обучения — самозащита)


2. Милицейское (цель: обучение навыкам задержания преступников)


3. Армейское (цель: обучение навыкам уничтожения или пленения
врага)


Разделяются и виды воздействия на противника для достижения конкретной
цели:


1. Шоковое


2. Шоково-травматическое


3. Ликвидация


Разумеется, во всех 3 направлениях используются все 3 вида воздействий,
(все зависит от конкретной ситуации и поставленных задач).


Различие направлений лишь в спец дисциплинах, сообразно специфике
работы.


ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ


ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БОЯ.


(как против одного противника, так и против нескольких)



Атакующие :



  • толчок
  • удар
  • захват (сковывающие, пассивные, болевые)
  • выведение из равновесия броски
  • нейтрализация (добивание)

Защитные :



  • уход с линии атаки (огня)
  • вход в оборону противника
  • отслеживание (сопровождение)
  • обкатывание
  • выходы из захватов:

-уклонение


-освобождение



  • обезоруживание:

-выбивание


-вынимание


Контратакующие



  • опережением
  • ответом

Нет только атаки, или только защиты, движения плавно перетекают одно в
другое, без пауз и остановок. Очень важна непрерывность движений она залог
сохранения контакта с противником.


Все действия могут выполняться с оружием и без него, в специальных
средствах защиты и без них, с целью решения поставленных задач.


После нейтрализации можно применять различные техники специального
назначения (связывание, конвоирование и т/п).


Программы подготовки Кемеровской областной общественной
организации
«Русский стиль»


(Поддерживается Беловским и Кемеровским отделениями,


Ленинск-Кузнецкое отделение разрабатывает свою программу


по рукопашному бою и историческому
фехтованию)



1 курс




  1. Изучить способы страховки при различных вариантах падений.


  • Падения: (вперед (5 видов), назад, в сторону (влево, вправо) 2 вида
    к/с;
  • Кувырки: (вперед (2 вида), назад;
  • Перекаты: (ударный, безударный).


  1. Освоить биомеханические принципы рукопашного боя (человек как
    система рычагов)
  2. Изучить технику перемещений


  • Шагом;
  • Скачком;
  • Прыжком;


  1. Изучить технику защиты


  • Уходы с линии атаки (огня);
  • Выходы из захватов;
  • Входы в оборону противника;


  1. Изучить технику атаки


  • Толчки;
  • Удары;
  • Захваты;
  • Выведения из равновесия;


2 курс




  1. Научиться правильно использовать в работе изученные принципы атаки и
    защиты


  • Атака;
  • Защита;


  1. Изучить технику контратаки


  • Опережением;
  • Ответом;


  1. Овладеть необходимыми боевыми качествами


  • Чувство времени;
  • Чувство дистанции;
  • Чувство Равновесия;


  1. Изучить тактику ведения поединка


  • Условный режим;
  • Полусвободный режим;
  • Свободный режим;

3 курс




  1. Изучить на практике тактику боя одного против нескольких
    противников


  • Условный режим;
  • Полусвободный режим;
  • Свободный режим;


  1. Изучить тактику группового боя


  • Нестроевой командный (2 против 3; 3 против 5);
  • Строевой командный ( 5 против 5);


  1. Изучить технику и тактику боя против вооруженного противника

А) Техника:



  • Нож;
  • Палка;
  • Подручный предмет;

Б) Тактика (способы управления противником):



  • Факторы внезапности;
  • Факторы отвлечения;


  1. Изучить технику и тактику боевого фехтования


  • Нож — нож;
  • Палка — палка;
  • Избирательные комбинации;


4 курс




  1. Научиться ориентированию в пространстве без использования
    зрения


  • Определение на месте;
  • Поиск «своего» предмета;
  • Безопасное передвижение (нет мешающих и отвлекающих факторов);
  • Передвижение с помехами;


  1. Научиться чувствовать внутреннюю энергию


  • Концентрация энергии;
  • Импульсная концентрация;
  • Использование внутренней энергии в работе;


  1. Овладеть начальными навыками «управления на расстоянии»


  • Специальные упражнения;
  • Изучение моторных реакций противника;
  • Провокация моторных реакций противника;


  1. Научиться ведению боя без использования зрения


  • Вся базовая техника с завязанными глазами;
  • Элементарная тактика;
  • Импровизационная работа (моделирование ситуаций — высшая
    тактика);
 

Оставит комментарий