Взаимодействие оператора связи
с правоохранительными органами в Российской Федерации
осуществляется на основе федеральных законов «О связи»,
«Об оперативно-розыскной деятельности», «О милиции» и
ряда других. Согласно законодательству России оператором
связи считается организация независимо от формы
собственности или индивидуальный предприниматель,
имеющие лицензии на предоставление услуг связи, выданные
федеральным органом исполнительной власти в области
связи, и оказывающие эти услуги на основании договоров.
Федеральным органом является Министерство Российской
Федерации по связи и информатизации. Согласно статьи 14
закона «О связи» предприятия связи, операторы связи
независимо от ведомственной принадлежности и форм
собственности, действующие на территории Российской
Федерации, при разработке, создании и эксплуатации сетей
связи обязаны в соответствии с законодательством
Российской Федерации оказывать содействие и
предоставлять органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, возможность
проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях
связи.

В соответствии с федеральным
законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (статья
6) в перечень оперативно-розыскных мероприятий
включаются следующие: контроль почтовых отправлений,
телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных
переговоров, снятие информации с технических каналов
связи и т.д. Законом также определено, что указанные
мероприятия проводятся с подключением к станционной
аппаратуре предприятий, учреждений и организации
независимо от форм собственности, физических и
юридических лиц, предоставляющих УСЛУГИ и средства
связи, с использованием оперативно-технических сил и
средств органов федеральной службы безопасности и
внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными
нормативными актами или соглашениями между органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и
Министерством связи и информатизации. Здесь важно
отметить, что, как следует из закона, основанием для
проведения оперативно-розыскных мероприятий могут быть,
в том числе, запросы международных правоохранительных
организаций и правоохранительных органов иностранных
государств в соответствии с международными договорами
Российской Федерации. Законом определено, что проведение
оперативно-розыскных мероприятии, которые ограничивают
конституционные права человека и гражданина на тайну
переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных
и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и
почтовой связи, допускается на основании судебного
решения и при наличии информации. В случае использования
средств связи в преступных целях, наносящих ущерб
интересам личности, общества и государства,
уполномоченные на то государственные органы в
соответствии с законодательством Российской Федерации
имеют право приостановки деятельности любых сетей и
средств связи независимо от ведомственной принадлежности
и форм собственности. При этом оператор обязан принимать
меры к недопущению раскрытия организационных и
тактических приемов проведения указанных мероприятии.
Вместе с тем, представители правоохранительных органов
не имеют права разглашать сведения, относящиеся к личной
жизни граждан, могущие повредить их законным интересам,
если исполнение обязанностей или правосудие не требует
иного. Согласно статье 32 закона «О связи» тайна
переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлении,
телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям
электрической и почтовой связи, охраняется Конституцией
Российской Федерации. Все операторы обязаны обеспечивать
соблюдение тайны связи. Информация о почтовых
отправлениях и передаваемых по сетям электрической связи
сообщениях, а также сами эти отправления и сообщения
могут выдаваться только отправителям и адресатам или их
законным представителям. Прослушивание телефонных
переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи,
задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и
документальной корреспонденции, получение сведений о
них, а также иные ограничения тайны связи допускаются
только на основании судебного решения. Должностные и
иные лица, допустившие нарушение указанных положений,
привлекаются к ответственности в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.

В Уголовном Кодексе Российской
Федерации предусмотрены наказания за «компьютерный»
криминал по соответствующим уголовным статьям:

272 Неправомерный доступ к
компьютерной информации.

273 Создание, использование и
распространение вредоносных программ /для ЭВМ.

274 Нарушение правил
эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.
Уголовный
кодекс в число уголовно наказуемых деяний также включает
нарушение тайны переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных или иных сообщений (статья 138
Уголовного кодекса), равно как и нарушение
неприкосновенности частной жизни (статья 137 Уголовного
кодекса).

Возникает вопрос о правовых и
иных гарантиях оператору связи в случае если потребуется
передача информации о персональных данных и сообщениях
связи через государственную границу правоохранительным
органам одного или нескольких иностранных
государств.

При этом одной из ключевых
задач является достижение международного согласия по
общим принципам доступа к сетям и услугам. Об этом
говорил Министр Российской Федерации по связи и
информатизации Леонид Рейман в выступлении на всемирной
выставке «Телеком ’99». Правонарушения условно делятся
на две группы. К первой группе относятся правонарушения
в сфере информационных технологий, находящиеся в области
компетенции оператора связи и (как правило) связанные с
нанесением ущерба оператору. Эти правонарушения могут
быть выявлены и расследованы им самим
(несанкционированное подключение, некоторые виды
мошенничества и т.п.) с привлечением при необходимости
представителей правоохранительных органов или отраслевых
административных органов. Министерство связи приняло
специальное «Решение о порядке взаимодействия оператора
электросвязи и органов Госсвязьнадзора России по вопросу
обеспечения реализации статьи 136 «Самовольное
подключение оконечного оборудования к сетям
электросвязи» Кодекса РФ об административных
правонарушениях в редакции Федерального закона «О
внесении изменений и дополнений в Кодекс РФ об
административных правонарушениях» (27.01.97г.) Другая
группа правонарушений представляет собой отдельные
звенья в цепи последовательных действий криминальных
элементов при их стремлении достичь преступных целей,
выходящих за пределы области компетенции оператора
связи. При этом самому оператору связи может и не
наноситься материальный ущерб, правонарушитель лишь
является пользователем сети связи.

В практике деятельности
российского Центрального телеграфа в качестве одного из
провайдеров Интернета в 1999 ГОДУ имел место случай,
когда несколько пользователей Интернета, включая
клиентов Центрального телеграфа, объединившись в группу,
организовали преступный отъем денег у другого
пользователя Интернета за счет мошеннических действий
при осуществлении последним покупки в виртуальном
магазине. В рамках уголовного дела в соответствии с
законодательством оператор связи передал
правоохранительным органам затребованные данные. Как
стало известно позднее, преступники понесли заслуженное
наказание. Вместе с тем, имели место случаи, когда
требующаяся правоохранительным органам информация,
касающаяся клиентов с заданными IР-адресами, уже не
сохранилась и не могла быть передана ввиду отсутствия
соответствующей регламентации по нормативам хранения.
Возникает вопрос о необходимости законодательного
определения на соответствующем уровне правового статуса
Интернета и его участников с одновременным уточнением
порядка взаимодействия оператора связи с
правоохранительными органами. В свете стоящей перед
оператором задачи надо законодательно определить порядок
консервации данных, хранящихся в компьютерной системе и
необходимых для оказания содействия правоохранительным
органам другого государства. Такая консервация данных по
запросу другого государства должна продолжаться в
течение согласованного участниками времени. Как
показывает практика, информационные базы и ресурсы
оператора связи являются предметом интереса криминальных
элементов, в связи с чем встают вопросы обеспечения
информационной безопасности самого оператора связи,
решение которых осуществляется также во взаимодействии с
правоохранительными органами. Задачей является
обеспечение безопасности функционирования сетей
электросвязи и защита информации от несанкционированного
вмешательства. В лицензиях операторов связи имеются
содержательные пункты, относящиеся к обеспечению
безопасности функционирования соответствующих
телекоммуникационных сечей. В основном эти пункты
отражают непосредственные интересы государства и
коммерческие интересы пользователей и операторов связи
при их взаимодействии между собой и с другими
операторами связи. При этом учитываются требования
действующих федеральных законов, а также иных
руководящих и нормативных документов.

Если определить безопасность
общедоступных сетей связи и информатизации как состояние
их защищенности от полного набора угроз предписанному
функционированию сетей связи и информатизации, то, как
показывает практика работы Центрального телеграфа,
других операторов связи и литературные источники, можно
предложить следующие основные виды угроз безопасности
сетей связи и информатизации:

— хищения баз данных (личной,
коммерческой и др. тайны),

— несанкционированное
копирование информации.

— мошенничество,

— несанкционированное
вмешательство в работу сетей,

— подслушивание,

— несанкционированный перехват
сообщений,

— подделка документов,
передаваемых по линиям телекоммуникаций.

Возникают следующие вопросы
безопасности:

— каков должен быть уровень
защиты от указанных угроз?

— сколько материальных и иных
ресурсов должно быть затрачено на средства защиты?

— как убедиться, что эти
средства осуществляют требуемую защиту?

Требования безопасности должны
исходить из того, чтобы для злоумышленника эффект от
преодоления защиты был меньше его возможных затрат на
реализацию угроз, и вместе с тем затраты оператора на
защиту должны быть много меньше его потерь от возможного
успеха злоумышленника при реализации угроз. Тогда
злоумышленнику действовать не выгодно, и он не будет
действовать. Можно полагать, что такой подход в
определенном смысле адекватен. Имели место случаи
психологического давления на оператора в виде
телефонного «терроризма», выражающегося в угрозе взрыва
здания, переданной по телефону либо в виде специально
оставленных в операционном зале предметов с.
металлическими вложениями. В одном случае проведенными
розыскными мероприятиями правоохранительные органы
идентифицировали по голосу одного из звонивших. В
операционном зале была установлена современная система
видеонаблюдения с памятью, о чем сообщили в городской
печати. За последнее время интенсивность таких угроз
уменьшилась.

В заключение я хотел бы
отметить важность тесного взаимодействия оператора связи
с местными правоохранительными органами в регионах
дислокации объектов оператора связи. Здесь также
основными документами практического взаимодействия
оператора связи с правоохранительными органами являются
подписанные соглашения о сотрудничестве, в которых
отражены взаимные обязательства по выявлению и
предотвращению правонарушений в своей сфере компетенции.
На основании упомянутых соглашений разрабатываются
межведомственные планы мероприятий по отдельным
направлениям, например, хищения кабельной продукции,
вандализм, незаконное подключение и т.п. Службы
безопасности операторов связи принимают участие в
межведомственной антитеррористической комиссии города
или района. По отдельным вопросам безопасности
устанавливаются договорные отношения с частными
охранными предприятиями.

июнь 2000

 

Оставит комментарий