Мы вправе рассматривать общество как нечто

целое, ибо перед стихийными катастрофами

землетрясением, чумой или варварским нашествием

стираются классовые различия, и члены общества

выступают просто как люди!

А.Л.Чижевский

ВВЕДЕНИЕ.

Безопасность, как трактует академический словарь русского языка,

это положение, при котором комулибо или чемулибо не угрожает опасность. Следовательно, можно предположить, что безопасность предметна и не существует без объекта угроз.

В 1994 году ООН предложила новое понимание безопасности для XXI века. Согласно предложенным положениям, Безопасность человека:

это не просто безопасность страны, это безопасность народа;

это не просто безопасность, достигнутая в результате обладания оружием, это безопасность достигнутая в результате развития;

это не просто безопасность государств, это безопасность каждого человека в своем доме и на своем рабочем месте;

это не просто защита от конфликтов между государствами, это защита от конфликтов между народами.

Безопасность человека это когда ребенок не умирает, болезнь не распространяется, этнические распри не выходят из под контроля, женщину не насилуют, бедняк не голодает, диссидента не заставляют молчать, человеческий дух не подавляют.

Президент России в октябре 1997 года, выступая в Совете Европы, сформулировал цель развития государств, народов и цивилизаций для рубежа XX и XXI столетий, как безопасность человека, его благополучие и достойное качество жизни для семьи.

Поэтому, уже сегодня общенациональная цель, социальный идеал, национальная русская идея, русская мечта могут быть сформулированы следующим образом: россиянину благополучие и безопасность, каждой российской семье достойный уровень и качество жизни, Отечеству мир и национальное согласие.

Это ядро содержание личной, общественной, национальной, региональной и коллективной безопасности.

1 ВОПРОС. Основные понятия, термины и определения.

Для того чтобы исключить различные толкования, чтобы легче ориентироваться в понятиях и терминах обсуждаемой темы, следует привести основные из них.

Сложность ситуации состоит в том, что на сегодняшний день, по ряду вопросов, нет единого мнения в терминологическом определении явлений. Будем придерживаться, в этом случае, следующей линии:

существующее стандартное определение;

варианты не стандартной трактовки определения, если имеются.

Однако, для принятия даже стандартизованной трактовки терминов и понятий, необходимых для понимания текста стандарта, уясним ряд определений:

1. Безопасность состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних или внешних угроз или опасностей.

2. Чрезвычайное положение правовой режим временного государственного управления на определенной территории или в отдельных местностях, вводимый в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения безопасности населения .

3. Массовые беспорядки нарушение общественного порядка на определенной территории, носящие массовый характер, представляющие угрозу жизни и здоровью людей, дезорганизующие работу предприятий, учреждений и организаций либо направленные на разрушение или уничтожение государственного и личного имущества граждан.

4. Авария, говорится в энциклопедии, это непредвиденный выход из строя, разрушение, повреждение или крушение здания, сооружения, транспортного средства, машины, станка. Аварии происходят в техносфере и являются следствием нарушений технологических процессов, вызванных различными, чаще субъективными (зависящими от человека) факторами.

5. Катастрофа отличается от аварии величиной материального ущерба и (или) наличием человеческих жертв.

В отличии от аварии и катастрофы, стихийное бедствие, чаще всего явление объективного характера.

6. Стихийное бедствие. Справочник спасателя трактует его как опасное природное или природно-антропогенное явление, вызывающее чрезвычайные ситуации.

7. Чрезвычайная ситуация (ЧС), согласно определению справочника спасателя, это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Следует подчеркнуть, что такое определение содержится и в Федеральном законе О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и практически совпадает с термином приводимом в ГОСТ 22.0.02 94. По этому стандарту различают ЧС по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам.

8. Источник чрезвычайной ситуации опасное природное явление, или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация ГОСТ 22.0.02 94.

2. ВОПРОС. Система государственных стандартов по

обеспечению безопасности в чрезвычайных

ситуациях.

Программа комплексной стандартизации Безопасность в чрезвычайных ситуациях (ПКС БЧС) была разработана в 1993-1994 годах и утверждена министром РФ по чрезвычайным ситуациям и председателем Госстандарта России в декабре 1994 года.

Необходимость создания комплекса взаимоувязанных государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р) по обеспечению безопасности населения и хозяйственных объектов в ЧС возникла объективно и закономерно.

Государственный стандарт предусматривает групповое разделение тем, имеющих отношение к понятию БЕЗОПАСНОСТЬ.

Одна из групп ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

ГОСТ Р 22.0.02 94 БЧС Термины и определения основных понятий, введенный в действие с 01.01.96, дает необходимые нам комментарии. Кроме этого в данной группе, под соответствующими номерами, приводятся термины, связанные со всем многообразием темы.

ГОСТ Р 22.0.01 94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные

положения.

Год разработки.

Порядковый номер в группе.

Группа: 0 основные положения;

1 мониторинг и прогнозирование;

2 безопасность объектов экономики;

3 безопасность населения;

4 безопасность продовольствия;

5 безопасность животных и растений;

6 безопасность воды;

7 управление, связь, оповещение;

8 ликвидация чрезвычайных ситуаций;

9 аварийно-спасательные средства.

Все стандарты, как принятые до 1998 года, так и планируемые к разработке, сведены в группы стандартов указанного комплекса согласно их кодовым наименованиям.

Новая редакция ПКС БЧС рассмотрена и одобрена Техническим комитетом по стандартизации (сводный перечень стандартов ПКС БЧС представлен в приложении 1).

ПКС БЧС содержит наименования 65 стандартов и их проектов. 37 ГОСТ Р уже действуют начиная с 1995-1998 годов, 9 разработаны в 1998-1999 годах и будут введены в действие с 1 января 2000 года, а 19 проектов спланировано подготовить в 1999-2000 годах.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований различают такие виды стандартов:

основополагающие;

на продукцию, услуги;

на работы (процессы);

на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Представленные нормативные документы устанавливают общие (технические) требования 34 стандарта, термины и определения 12,

основные положения и правила 8, классификацию 4, номенклатуру параметров 2, другие 3. Иными словами, практически все они основополагающие.

Помимо своего функционального назначения, в том числе и стандартизации терминологии для обеспечения единства понятийного аппарата в области безопасности в ЧС, Стандарты ПКС могут быть системообразующими для разработки других видов с установлением в них обязательных требований. Например, в группе стандартов Ликвидация чрезвычайных ситуаций к системообразующим можно отнести проекты стандартов по оценке ущерба от ЧС. Совершенно очевидно, что для точной оценки величины ущерба, определения понятий различных его видов, упорядочения учета средств на его возмещение и ликвидацию ЧС необходимы нормативные документы, которые бы регламентировали не только основные положения и терминологию, но и порядок, правила и организацию оценки ущерба.

Стандарты комплекса БЧС могут быть исходными также для реализации некоторых мероприятий Федеральной целевой программы Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года (в частности, по вопросам правового регулирования).

Приложение 1.

Государственные стандарты Программы комплексной стандартизации Безопасность в чрезвычайных ситуациях

0. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ .

ГОСТ Р 22.0.01-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях.

Основные положения. 01.01.95

ГОСТ Р 22.0.02-94 БЧС. Термины и определения основных понятий. 01.01.96

ГОСТ Р 22.0.03-95 БЧС. Природные чрезвычайные ситуации.

Термины и определения. 01.07.96

ГОСТ Р 22.0.04-95 БЧС. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации.

Термины и определения. 01.01.96

ГОСТ Р 22.0.05-94 БЧС. Техногенные чрезвычайные ситуации.

Термины и определения. 01.01.96

ГОСТ Р 22.0.06-95 БЧС. Источники природных чрезвычайных ситуаций.

Поражающие факторы. Номенклатура параме-тров

поражающих воздействий. 01.07.96

ГОСТ Р 22.0.07-95 БЧС. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций.

Классификация, и номенклатура поражаю-щих

факторов и их параметров. 01.01.97

ГОСТ Р 22.0.08-96 БЧС. Техногенные чрезвычайные ситуации. Взрывы.

Термины и определения. 01.07.97

ГОСТ Р 22.0.09-95 БЧС. Чрезвычайные ситуации на акваториях. Термины и

определения. 01.07.97

ГОСТ Р 22.0.10-96 БЧС. Правила нанесения на карты обстановки о

чрезвычайных ситуациях. Условные обозначения. 01.07.97

ГОСТ Р 22.0.11-99 БЧС. Предупреждение природных чрезвычайных

ситуаций. Термины и определения. 01.01.2000

БЧС. Предупреждение техногенных чрезвычайных

ситуаций. Общие требования. 1999-2000

БЧС. Чрезвычайные ситуации на акваториях.

Классификация. 1999-2000

1. МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

ГОСТ Р 22.1.01-95 БЧС. Мониторинг и прогнозирование. Основные

положения. 01.01.97

ГОСТ Р 22.1.02-95 БЧС. Мониторинг и прогнозирование. Термины и

определения. 01.01.97

ГОСТ Р 22.1.04-96 БЧС. Мониторинг аэрокосмический. Номенклатура

контролируемых параметров чрезвычайных

ситуаций. 01.01.97

ГОСТ Р 22.1.05-95 БЧС. Средства технические мониторинга. Общие

технические требования (ДСП). 01.01.97

ГОСТ Р 22.1.06-99 БЧС. Мониторинг и прогнозирование опасных

геологических явлений и процессов.

Общие требо-вания 01.01.2000

ГОСТ Р 22.1.07-99 БЧС. Мониторинг и прогнозирование опасных

метеорологических явлений и процессов.

Общие требования. 01.01.2000

ГОСТ Р 22.1.08-99 БЧС. Мониторинг и прогнозирование опасных

гидрологических явлений и процессов.

Общие тре-бования. 01.01.2000

ГОСТ Р 22.1.09-99 БЧС. Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров.

Общие требования. 01.01.2000

БЧС. Мониторинг и прогнозирование технического

состояния радиационно-опасных объектов.

Общие требования. 1999-2000

БЧС. Мониторинг и прогнозирование технического

состояния химически опасных объектов.

Об-щие требования. 1999-2000

БЧС. Мониторинг и прогнозирование технического

состояния магистральных трубопроводов.

Об-щие требования. 1999-2000

БЧС. Мониторинг и прогнозирование технического

состояния крупных гидросооружений.

Общие требования. 1999-2000

2. БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ.

ГОСТ Р 22.2.03-97 БЧС. Паспорт безопасности административно-

Территориальных единиц. Общие положения. 01.07.98

ГОСТ Р 22.2.04-94 БЧС. Техногенные аварии и катастрофы. Метрологическое

обеспечение контроля состояния слож-ных

технических систем. Основные положения и правила. 01.01.96

ГОСТ Р 22.2.05-94 БЧС. Техногенные аварии и катастрофы. Нормируемые

метрологические и точностные характери-стики средств

контроля и испытаний в составе сложных технических

систем, формы и процедуры их метрологического

обслуживания. Основные положения и правила. 01.01.96

ГОСТ Р 22.2.07-94 БЧС. Вещества взрывчатые инициирующие. Метод

определения температуры вспышки. 01.01.96

ГОСТ Р 22.2.08-96 БЧС. Безопасность движения поездов. Термины и

определения. 01.07.97

БЧС. Декларация безопасности промышленного объекта. 1998-1999

БЧС. Обеспечение безопасности промышленных объектов

по утилизации и уничтожению боеприпасов.

Общие требования. 1999-2000

3. БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.

ГОСТ Р 22.3.01-94 БЧС. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных

ситуациях. Общие требования. 01.01.96

ГОСТ Р 22.3.02-94 БЧС. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения.

Общие требования. 01.01.96

ГОСТ Р 22.3.03-94 БЧС. Защита населения. Основные положения. 01.01.96

ГОСТ Р 22.3.04-96 БЧС. Контроль населения дозиметрический. Метод

определения поглощенных доз внешнего

гамма-излучения по спектрам электронного

парамагнитного резонанса зубной эмали. 01.07.97

ГОСТ Р 22.3.05-96 БЧС. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных

ситуациях. Термины и определения. 01.07.97

ГОСТ Р 22.3.06-97 БЧС. Средства индивидуальной защиты

от радиоактивных веществ.

Общие технические требования. 01.01.98

БЧС. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных

ситуациях. Нормы и нормативы. 1999-2000

4. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ.

5. БЕЗОПАСНОСГЬ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ.

6. БЕЗОПАСНОСТЬ ВОДЫ.

ГОСТ Р 22.6.01-95 БЧС. Защита систем хозяйственно-питьевого

водоснабжения. Общие требования. 01.07.97

ГОСТ Р 22.6.02-95 БЧС. Мобильные средства очистки поверхностных вод.

Общие технические требования. 01.07.97

7. УПРАВЛЕНИЕ, СВЯЗЬ, ОПОВЕЩЕНИЕ.

БЧС. Управление, связь, оповещение.

Термины и определения. 1999-2000

БЧС. Система оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Общие требования. 1999-2000

БЧС. Локальные системы оповещения.

Общие требования. 1999-2000

БЧС. Единые дежурно-диспетчерские службы.

Основные положения. 1998-2000

8. ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.

ГОСТ Р 22.8.01-96 БЧС. Ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Общие требования. 01.01.98

ГОСТ Р 22.8.02-94 БЧС. Захоронение радиоактивных отходов

агропромышленного производства.

Общие требования. 01.01.96 ГОСТ Р 22.8.03-95 БЧС. Технические средства разведки. Общие

технические требования (ДСП). 01.01.96

ГОСТ Р 22.8.04-96 БЧС. Технические средства санитарной обработки людей.

Дезинфекционно-душевые установки. Общие

технические требования. 01.01.97 ГОСТ Р 22.8.05-99 БЧС. Аварийно-спасательные работы при ликвидации

последствий аварий на химически опасных объектах.

Общие требования. 01.01.2000 ГОСТ Р 22.8.06-99 БЧС. Аварийно-спасательные работы при ликвидации

последствий аварий на радиационно-опас-ных

объектах. Общие требования. 01.01.2000

ГОСТ Р 22.8.07-99 БЧС. Аварийно-спасательные работы при ликвидации

чрезвычайных ситуаций, вызванных опас-ными

гидрологическими явлениями на акваториях.

Общие требования. 01.01.2000

БЧС. Аварийно-спасательные работы при ликвидации

аварий и катастроф на транспорте.

Общие требования. 1999-2000

БЧС. Оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций.

Термины и определения. 1999-2000

БЧС. Оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций.

Основные положения. 1999-2000

8. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.

ГОСТ Р 22.9.01-95 БЧС. Аварийно-спасательный инструмент и оборудование.

Общие технические требования. 01.01.96

ГОСТ Р 22.9.02-95 БЧС. Режимы деятельности спасателей, использующих

средства индивидуальной защиты при лик-видации

последствий аварий на химически опасных объектах.

Общие требования. 01.07.96

ГОСТ Р 22.9.03-95 БЧС. Средства инженерного обеспечения

аварийно-спасательных работ. Общие технические

тре-бования. 01.01.97 ГОСТ Р 22.9.04-95 БЧС. Средства поиска людей в завалах. Общие технические

требования. 01.07.96 ГОСТ Р 22.9.05-95 БЧС. Комплексы средств индивидуальной защиты

спасателей. Общие технические требования. 01.07.96 ГОСТ Р 22.9.06-96 БЧС. Спасательные эластомерные силовые конструкции.

Общие технические требования. 01.07.97 ГОСТ Р 22.9.07-99 БЧС. Средства беспарашютного десантирования людей

и грузов. Общие технические требования. 01.01.2000

БЧС. Средства извлечения из завалов и эвакуации

пострадавших. Общие технические требования. 1999-2000

БЧС. Инструмент аварийно-спасательный переносной.

Классификация. 1999-2000

БЧС. Средства для обеспечения и выполнения аварийно-

спасательных работ. Классификация. 1999-2000

ПРИМЕЧАНИЕ. Выделены межгосударственные стандарты.

(По публикации журнала Гражданская защита 8 1999 г.)

Приложение 2.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р 22.0.02-94

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Термины и определения основных понятий.

1. Область применения.

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области бе-зопасности в чрезвычайных ситуациях.

Термины, установленные настоящим стан-дартом, обязательны для применения во всех ви-дах документации и литературы по безопаснос-ти в чрезвычайных ситуациях, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

2. Термины и определения основных понятий.

2.1 Безопасность в чрезвычайных ситуациях и чрезвычайные

ситуации.

2.1.1 Чрезвычайная ситуация; ЧС: Состо-яние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нару-шаются нормальные условия жизни и деятельно-сти людей, возникает угроза их жизни и здоро-вью, наносится ущерб имуществу населения, на-родному хозяйству и окружающей природной среде.

Примечание Различают чрезвычайные ситу-ации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (глобальные или национальные, региональные, местные и локальные или част-ные).

2.1.2 Источник чрезвычайной ситуации; источник ЧС: Опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств пораже-ния, в результате чего произошла или может воз-никнуть чрезвычайная ситуация.

2.1.3 Безопасность в чрезвычайных си-туациях; безопасность в ЧС: Состояние защи-щенности населения, объектов народного хозяй-ства и окружающей природной среды от опасно-стей в чрезвычайных ситуациях.

Примечание Различают безопасность по ви-дам (промышленная, радиационная, химичес-кая, сейсмическая, пожарная, биологическая, экологическая), по объектам (население, объект народного хозяйства и окружающая природная среда) и основным источникам чрезвычайной ситуации.

2.1.4 Обеспечение безопасности в чрез-вычайных ситуациях; обеспечение безопасности в ЧС: Принятие и соблюдение правовых норм, выполнение экологозащитных, отрасле-вых или ведомственных требований и правил, а также проведение комплекса организационных, экономических, эколого-защитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения, объектов народ-ного хозяйства и иного назначения, окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

2.1.5 Безопасность населения в чрезвы-чайных ситуациях; безопасность населения в ЧС: Состояние защищенности жизни и здоровья людей, их имущества и среды обитания человека от опасности в чрезвычайных ситуациях.

2.1.6 Обеспечение безопасности населе-ния в чрезвычайных ситуациях; обеспечение безопасности населения в ЧС: Соблюдение правовых норм, выполнение экологозащитных, отраслевых или ведомственных требований и правил, а также проведение комплекса правовых, организационных, экологозащитных, санитарногигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение уг-розы жизни и здоровью людей, потери их иму-щества и нарушения условий жизнедеятельнос-ти в случае возникновения чрезвычайной ситуа-ции.

2.1.7 Мероприятие РСЧС: Совокупность организованных действий, направленных на ре-шение какой-либо из задач по предупреждению или ликвидации чрезвычайных ситуаций, выпол-няемых органами повседневного управления, си-лами и средствами территориальных, функцио-нальных и ведомственных подсистем РСЧС.

2.1.8 Задача РСЧС: Определяемое норматив-ными правовыми актами, руководящими норма-тивными документами и обязательное для выполнения исполнительными органами государствен-ной власти, органами руководства и повседневно-го управления, подсистемами и звеньями РСЧС задание или ближайшая цель, достижение кото-рой необходимо для предупреждения и ликвида-ции чрезвычайных ситуаций.

2.1.9 Защищенность в чрезвычайных ситуациях; защищенность в ЧС: Состояние, при котором предотвращают, преодолевают или предельно снижают негативные последствия возникновения потенциальных опасно-стей в чрезвычайных ситуациях для населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды.

2.1.10 Опасность в чрезвычайной ситуа-ции; опасность в ЧС: Состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источни-ка чрезвычайной ситуации на население, объек-ты народного хозяйства и окружающую природ-ную среду в зоне чрезвычайной ситуации.

2.1.11 Риск возникновения чрезвычай-ной ситуации; риск ЧС: Вероятность или час-тота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими по-казателями риска.

2.1.12 Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации; поражающий фак-тор источника ЧС: Составляющая опасного явле-ния или процесса, вызванная источником чрезвы-чайной ситуации и характеризуемая физически-ми, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.

Примечание выделяют первичные и вторич-ные поражающие

факторы.

2.1.13 Поражающее воздействие источ-ника чрезвычайной ситуации; поражающее воздействие источника ЧС: Негативное влияние одного или совокупности поражающих факто-ров источника чрезвычайной ситуации на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных живот-ных и растения, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду

2.1.14 Современное средство пораже-ния: Находящееся на вооружении войск боевое средство, применение которого в военных дей-ствиях может вызвать или вызывает гибель лю-дей, сельскохозяйственных животных и расте-ний, нарушение здоровья населения, разруше-ния и повреждения объектов народного хозяйства, элементов окружающей природной среды, а также появление вторичных поражающих факторов.

2.1.15 Пострадавший в чрезвычайной ситуации; пострадавший в ЧС: Человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуа-ции.

2.1.16 Пораженный в чрезвычайной си-туации; пораженный в ЧС: Человек, заболевший, травмированный или раненный в результате по-ражающего воздействия источника чрезвычай-ной ситуации.

2.1.17 Зона чрезвычайной ситуации; зона ЧС: Территория или акватория, на которой в ре-зультате возникновения источника чрезвычай-ной ситуации или распределения его послед-ствий из других районов возникла чрезвычайная ситуация.

2.1.18 Зона вероятной чрезвычайной си-туации; зона ВЧС: Территория или акватория, на которой существует либо не исключена опас-ность возникновения чрезвычайной ситуации.

2.1.19 Зона бедствия: Часть зоны чрезвы-чайной ситуации, требующая дополнительной и немедленно предоставляемой помощи и матери-альных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации.

2.1.20 Зона временного отселения: Терри-тория, откуда при угрозе или во время возникно-вения чрезвычайной ситуации эвакуируют или временно выселяют проживающее на ней насе-ление с целью обеспечения его безопасности.

2.1.21 Загородная зона; Территория, нахо-дящаяся вне пределов зоны вероятной чрезвы-чайной ситуации, установленной для населен-ных пунктов, имеющих потенциально опасные объекты народного хозяйства и иного назначе-ния, подготовленная для размещения эвакуируе-мого населения.

2.1.22 Район чрезвычайного положе-ния: Территориально-административное образование или отдельная местность, на которой введен правовой режим временного государ-ственного управления, определяемый феде-ральными законами Российской Федерации, нормативными указами Президента Россий-ской Федерации либо законами и иными нор-мативно-правовыми актами субъектов Россий-ской Федерации в целях обеспечения безопас-ности населения при обстоятельствах, вызван-ных чрезвычайной ситуацией или массовыми беспорядками.

2.1.23 Очаг поражения: Ограниченная территория, в пределах которой в результате воздействия современных средств поражения произошли массовая гибель или поражение людей, сельскохозяйственных животных и рас-тений, разрушены или повреждены здания и со-оружения, а также элементы окружающей при-родной среды.

2.1.24 Потенциально-опасный объект; Объект, на котором используют, производят, пе-рерабатывают, хранят или транспортируют ра-диоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создаю-щие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

2.1.25 Режим функционирования РСЧС: Порядок функционирования РСЧС, предусматривающий деятельность ее органов руководства и повседневного управления, вспомогательных и обслуживающих служб и учреждений, сил и средств с учетом обстановки, связанной с рис-ком возникновения чрезвычайной ситуации и ее ликвидацией на территории России.

Примечание Различают следующие режимы: повседневной деятель-

ности, повышенной го-товности и чрезвычайной режим.

2.2 Организационные структуры, силы и средства Российской

системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

2.2.1 Российская система предупрежде-ния и действий в чрезвычайных ситуаци-ях; РСЧС: система органов исполнительной вла-сти Российской Федерации и субъектов Россий-ской Федерации, органов местного самоуправле-ния, государственных учреждений и различных общественных объединений, а также специаль-но уполномоченных организационных структур с имеющимися у них силами и средствами, пред-назначенными для предупреждения чрезвычай-ных ситуаций, а в случае их возникновения для их ликвидации, обеспечения безопасности насе-ления, защиты окружающей среды и уменьшения потерь и материального ущерба.

2.2.2 Гражданская оборона; ГО: система оборонных, инженерно-технических и органи-зационных мероприятий, осуществляемых в це-лях защиты гражданского населения и объектов народного хозяйства от опасностей, возникаю-щих при военных действиях.

2.2.3 Орган руководства РСЧС: Структур-ное подразделение или функциональная струк-тура органа исполнительной власти Российской Федерации соответствующего уровня, предназ-наченные для непосредственного руководства деятельностью по предупреждению чрезвычай-ных ситуаций и их ликвидации на подведом-ственной территории или объектах народного хозяйства в пределах имеющихся полномочий.

2.2.4 Орган повседневного управления РСЧС: Структурное подразделение органа руко-водства РСЧС соответствующего уровня, осуще-ствляющее оперативное управление и контроль за функционированием ее подсистем и звеньев, в пределах имеющихся полномочий.

2.2.5 Комиссия по чрезвычайным ситу-ациям; комиссия по ЧС: Функциональная струк-тура органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного само-управления, а также органа управления объектом народного хозяйства, осуществляющая в преде-лах своей компетенции руководство соответствующей подсистемой или звеном РСЧС либо про-ведением всех видов работ по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и их ликвидации.

Примечание выделяют следующие виды ко-миссий:

территориальные, ведомственные и объектовые.

2.2.6 Штаб по дедам гражданской оборо-ны и чрезвычайным ситуациям; штаб ГОЧС: Структурное подразделение территориального органа исполнительной власти субъекта Россий-ской Федерации и органа местного самоуправ-ления, предназначенное для повседневного уп-равления и контроля в пределах своей компетенции за выполнением мероприятий по гражданс-кой обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их воз-никновении, а также для организации ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомствен-ной территории.

2.2.8 Информация о чрезвычайной ситу-ации; информация о ЧС: Сообщение, передава-емое по системе оповещения РСЧС ее органам повседневного управления, силам и средствам, а также населению об опасности или угрозе воз-никновения чрезвычайной ситуации и рекомен-дуемых действиях.

2.2.9 Оповещение о чрезвычайной ситу-ации; оповещение о ЧС: Доведение до органов повседневного управления, сил и средств РСЧС и населения сигналов оповещения и соответству-ющей информации о чрезвычайной ситуации через систему оповещения РСЧС.

2.2.10 Сигнал оповещения о чрезвычай-ной ситуации; сигнал ЧС: сообщение, переда-ваемое в системе оповещения РСЧС на опреде-ленной территории или на объекте народного хозяйства, являющееся предупреждением о воз-никновении чрезвычайной ситуации и командой для проведения мероприятий или действий органов повседневного управления РСЧС, сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для использования населением средств и способов защиты от поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации или для немедленного включения населением ра-диотехнических средств массовой информации.

2.2.11 Система оповещения о чрезвычай-ных ситуациях РСЧС; система оповещения РСЧС: Организационно-техническое объедине-ние сил и специализированных технических средств оповещения и системы связи РСЧС, а так-же каналов территориальных и ведомственных сетей связи, обеспечивающих передачу сигналов оповещения и информации о чрезвычайной си-туации.

2.2.12 Система связи РСЧС: Организацион-но-техническое объединение сил и средств свя-зи различного назначения, развертываемых или создаваемых для обеспечения деятельности в раз-личных режимах функционирования органов повседневного управления, сил и средств РСЧС.

2.2.13 Информационно-управляющая система РСЧС; ИУС РСЧС: Система, предназначенная для сбора, комплексной обработки опе-ративной информации о чрезвычайных ситуаци-ях и информационного обмена между различны-ми подсистемами и звеньями РСЧС, а также для обеспечения передачи органами повседневного управления необходимых указаний силам и сред-ствам ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2.2.14 Силы и средства РСЧС: Силы и сред-ства территориальных, функциональных и ве-домственных или отраслевых подсистем и звеньев РСЧС, предназначенные или привлекаемые для выполнения задач по предупреждению и ликви-дации чрезвычайных ситуаций.

Примечание силы и средства РСЧС состоят из двух составных частей: силы и средства на-блюдения и контроля, силы и средства ликви-дация чрезвычайных ситуаций.

2.2.15 Спасательное формирование тер-риториальной поисково-спасательной службы; формирование территориальной ПСС: подразделение спасателейпрофессионалов, ос-нащенное специальной техникой и снаряжени-ем, находящееся в постоянной готовности для осуществления поиска и спасения групп населе-ния или отдельных граждан, терпящих бедствие или попавших в экстремальную обстановку во время участия в альпинистских, водноспортив-ных и экскурсионно-туристических мероприя-тиях в сложных условиях природной среды, а также для проведения в зонах чрезвычайной си-туации на труднодоступных участках местности или акваториях, либо на крупных инфраструк-турных сооружениях аварийно-спасательных ра-бот, требующих применения альпинистско-вер-холазных, водноспасательных и спелеологичес-ких приемов и соответствующего снаряжения.

2.2.16 Аварийно-спасательная служба; АСС: Функционально-организационная структу-ра органа исполнительной власти Российской Федерации или ее субъекта, предназначенная для организации и проведения в пределах своей ком-петенции мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций и неотложных работ по их ликвидации на подведомственных или обслу-живаемых объектах народного хозяйства и при-легающих к ним территориях

2.2.17 Силы аварийно-спасательной службы; силы АСС: подразделения, базы, воени-зированные части и специализированные фор-мирования органа исполнительной власти Рос-сийской Федерации или ее субъекта, предназна-ченные для выполнения задач функциональных и ведомственных подсистем или звеньев РСЧС в пределах своей компетенции.

2.2.18 Аварийно-спасательные силы по-стоянной готовности; АСС ПГ Составная часть сил и средств РСЧС, находящаяся на дежурстве и предназначенная для быстрого прибытия и про-ведения в минимально возможный срок нео-тложных работ в зонах чрезвычайной ситуации как на территории России, так и за рубежом.

2.2.19 Аварийно-спасательное формиро-вание; Группа находящихся в постоянной готов-ности профессионально подготовленных людей, оснащенная специальной техникой и имуще-ством и предназначенная для быстрого проведе-ния аварийно спасательных работ в зоне чрезвы-чайной ситуации.

2.2.20 Аварийно-восстановительное формирование: Группа строителейпрофессионалов, создаваемая в соответствующих строи тельных и монтажных организациях ведомствен-ных органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в целях выполнения неотложных работ по восстановлению первоочередных объектов жизнеобеспечения в зонах чрезвычайной ситуации.

2.2.21 Всероссийская служба медицины катастроф; ВСМК: Совокупность органов управ-ления, специализированных медицинских сил и средств, входящих в РСЧС, методов управления здравоохранением и технологий оказания экст-ренной медицинской помощи населению в зо-нах чрезвычайной ситуации.

2.2.22 Силы Всероссийской службы ме-дицины катастроф; силы ВСМК; Медицинские формирования различного назначения, создава-емые в учреждениях здравоохранения для дей-ствий в зонах чрезвычайной ситуации.

2.2.23 Подготовка сил РСЧС: Комплекс учебных и организационных мероприятий по совершенствованию теоретических знаний и практических навыков личного состава сил РСЧС по предотвращению чрезвычайных ситуаций, ве-дению разведки и эффективному выполнению неотложных работ в зонах чрезвычайной ситуа-ции.

2.2.24 Подготовка руководящего состава РСЧС: Комплекс организационных и учебно-методических мероприятий по совершенствова-нию теоретических знаний и практических на-выков руководящего состава органов руковод-ства и повседневного управления и сил РСЧС в организации и проведении мероприятий по пре-дупреждению и ликвидации чрезвычайных ситу-аций.

2.2.25 Комплекс технических средств для ведения работ в зонах чрезвычайной ситу-ации; комплекс технических средств для веде-ния работ в зонах ЧС: Взаимно увязанные по про-изводительности и работающие под единым уп-равлением основные и вспомогательные техни-ческие средства, предназначенные для выполне-ния отдельных работ или определенных видов работ в рамках одного процесса в зонах чрезвычайной ситуации.

2.2.26 Пункт управления РСЧС: Оборудо-ванное и оснащенное

необходимыми техничес-кими средствами и системами жизнеобеспечения место, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого соответствующие органы руководства и повседневного управления РСЧС осуществляют управление силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2.3 Предупреждение чрезвычайных ситуаций.

2.3.1 Предупреждение чрезвычайных ситуаций; предупреждение ЧС: Совокупность мероприятий, проводимых органами исполни тельной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направ-ленных на предотвращение чрезвычайных ситу-аций и уменьшение их масштабов в случае воз-никновения.

2.3.2 Предотвращение чрезвычайных ситуаций; предотвращение ЧС: Комплекс правовых, организационных, экономических, ин-женерно-технических, экологозащитных, са-нитарно-гигиенических, санитарно-эпидемио-логических и специальных мероприятий, на-правленных на организацию наблюдения и контроля за состоянием окружающей природ-ной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирования и профилактики возникно-вения источников чрезвычайной ситуации, а также на подготовку к чрезвычайным ситуаци-ям.

2.3.3 Профилактика возникновения источников чрезвычайной ситуации; профилактика возникновения источников ЧС: Проведение заблаговременных мероприятий по недопущению и (или) устранению причин и предпосылок возникновения источников чрезвычайной ситуации антропогенного про-исхождения, а также по ограничению ущерба от них.

2.3.4 Подготовка к чрезвычайным ситу-ациям; подготовка к ЧС: Комплекс заблаговременно проводимых мероприятий по созда-нию на определенной территории или на потен-циально опасном объекте условий для защиты населения и материальных ценностей от пора-жающих факторов и воздействия источников чрезвычайной ситуации, а также для обеспечения эффективных действий органов управления, сил и средств РСЧС по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2.3.5 Подготовка территории к функци-онированию в чрезвычайных ситуациях; подготовка территории к ЧС: Комплекс экономи-ческих, организационных, инженернотехничес-ких и специальных мероприятий, заблаговремен-но проводимых на территории субъектов Рос-сийской Федерации с целью обеспечения безо-пасности населения, объектов народного хозяй-ства и окружающей природной среды в чрезвычайных ситуациях.

2.3.6 Подготовка объекта народного хо-зяйства к работе в чрезвычайных ситуациях; подготовка объекта к ЧС: Комплекс заблаго-временно проводимых экономических, органи-зационных. инженерно-технических, технологи-ческих и специальных мероприятий РСЧС, осу-ществляемых на объекте народного хозяйства с целью обеспечения его работы с учетом риска возникновения источников чрезвычайной ситу-ации, создания условий для предотвращения ава-рий или катастроф, противостояния поражающим факторам и воздействиям источников чрез-вычайной ситуации, предотвращения или умень-шения угрозы жизни и здоровью персонала, проживающего вблизи населения, а также оператив-ного проведения неотложных работ в зоне чрез-вычайной ситуации.

2.3.7 Защита населения в чрезвычай-ных ситуациях; защита населения в ЧС: Совокупность взаимоувязанных по времени, ре-сурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или пре-дельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факто-ров и воздействий источников чрезвычайной ситуации.

2.3.8 Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях; обучение населения действиям в ЧС: Целенаправленное накопле-ние населением знаний, приобретение и закреп-ление навыков, необходимых при защите от опасностей, вызванных источниками чрезвычай-ной ситуации, а также при участии в проведении неотложных работ в зонах чрезвычайной ситуа-ции и очагах поражения.

2.3.9 Укрытие населения в средствах кол-лективной защиты; Сбор, размещение и жиз-необеспечение населения в средствах коллектив-ной защиты с целью сохранения жизни и здоро-вья людей при возникновении чрезвычайных си-туаций.

2.3.10 Защитное сооружение: Инженер-ное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, воз-никающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современ-ных средств поражения.

2.3.11 Убежище: Защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обес-печиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, по-ражающих факторов и воздействий опасных хи-мических и радиоактивных веществ.

2.3.12 Противорадиационное укрытие; ПРУ Защитное сооружение, предназначенное для укрытия населения от поражающего воздей-ствия ионизирующих излучений и для обеспече-ния его жизнедеятельности в период нахождения в укрытии.

2.3.13 Средство коллективной защиты населения: Защитное сооружение, предназначенное для укрытия группы людей с целью защи-ты их жизни и здоровья от последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объек-тах либо стихийных бедствий в районах разме-щения этих объектов, а также от воздействия со-временных средств поражения.

2.3.14 Средство индивидуальной защиты населения; СИЗ: Предмет или группа предметов, предназначенных для защиты человека или жи-вотного от радиоактивных, опасных химических и биологических веществ и светового излучения ядерного взрыва.

2.3.15 Медицинское средство индивидуальной защиты; МСИЗ: Медицинский препарат или изделие, предназначенные для предотвраще-ния или ослабления воздействия на человека по-ражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

2.3.16 Эвакуация населения; Комплекс ме-роприятий по организованному выводу и (или) вывозу населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения.

2.4 Ликвидация чрезвычайных ситуаций.

2.4.1 Экстренное реагирование на чрез-вычайную ситуацию; экстренное реагирование на ЧС: Осуществление взаимоувязанных дей-ствий органов руководства и повседневного уп-равления РСЧС по незамедлительному получе-нию информации о факте возникновения чрез-вычайной ситуации, своевременному оповеще-нию об этом населения и заинтересованных организаций, а также уточнению и анализу обстановки, принятию решений и организации действий сил и средств ликвидации чрезвычай-ных ситуаций.

2.4.2 Ликвидация чрезвычайной ситуа-ции; ликвидация ЧС: Проведение в зоне чрезвы-чайной ситуации и в прилегающих к ней райо-нах силами и средствами ликвидации чрезвычай-ных ситуаций всех видов разведки и неотложных работ, а также организация жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил.

2.4.3 Разведка в зоне чрезвычайной си-туации; разведка в зоне ЧС: Вид обеспечения действий, сил и средств РСЧС, заключающийся в сборе и передаче органам повседневного управ-ления и силам РСЧС достоверных данных об об-становке в зоне чрезвычайной ситуации, необхо-димых для эффективного проведения неотложных работ и организации жизнеобеспечения на-селения.

Примечание выделяют следующие виды раз-ведки: биологическая, инженерная, медицинс-кая, радиационная, санитарно-эпидемиологическая и химическая.

2.4.4 Неотложные работы в чрезвычай-ной ситуации; неотложные работы в ЧС: Аварийно-спасательные и аварийно-восстанови-тельные работы, оказание экстренной меди-цинской помощи, проведение санитарно-эпи-демиологических мероприятий и охрана обще-ственного порядка в зоне чрезвычайной ситу-ации. 2.4.5 аварийноспасательные работы в чрезвычайной ситуации; аварийно-спаса-тельные работы в ЧС: Первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации и тушению пожаров, аварийному отключению ис-точников поступления жидкого топлива, газа, электроэнергии и воды, по поиску и спасению людей, а также оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в случае необходимости в специализированные меди-цинские учреждения вне зоны чрезвычайной си-туации.

2.4.6 Спасатель: специалист, служащий под-разделения или формирования, входящего в силы и средства ликвидации чрезвычайных си-туаций, выполняющие обязанности по проведе-нию аварийно-спасательных работ, имеющий соответствующую подготовку для этого и квали-фикацию, подтверждаемые в аттестационном порядке.

2.4.7 Аварийно-восстановительные ра-боты в чрезвычайной ситуации; аварийновосстановительные работы в ЧС: Первоочеред-ные работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммуналь-ных и производственных коммуникаций, со-зданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории.

2.4.8 Экстренная медицинская помощь в чрезвычайной ситуации; экстренная мед.помощь в ЧС: комплекс экстренных лечебно-диагностических, санитарноэпидемиологи-ческих, лечебно-эвакуационных и лечебных мероприятий, осуществляемых в кратчайшие сроки при угрожающих жизни и здоровью по-раженных состояниях, травмах и внезапных за-болеваниях людей в зоне чрезвычайной ситуации.

2.4.9 Охрана общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации; охрана порядка в зоне ЧС: Действия сил охраны обще-ственного порядка в зоне чрезвычайной ситу-ации по организации и регулированию движе-ния всех видов транспорта, охраны материаль-ных ценностей любых форм собственности и личного имущества пострадавших, а также по обеспечению режима чрезвычайного положе-ния, порядка въезда и выезда граждан и транс-портных средств.

2.4.10 Санитарная обработка; санобработ-ка: Механическая очистка и мытье кожных по-кровов и слизистых оболочек людей, подверг-шихся заражению и загрязнению радиоактивны-ми, опасными химическими и биологическими веществами, а также обеззараживание их одеж-ды и обуви при выходе из зоны чрезвычайной ситуации.

2.4.11 Санитарная очистка территории в зоне чрезвычайной ситуации; действия спе-циальных подразделений сил и средств ликвида-ции чрезвычайных ситуаций по поиску и сбору представляющих опасность предметов и продук-тов органического и неорганического происхож-дения, образовавшихся в результате возникнове-ния чрезвычайной ситуации, и их захоронению в специально отведенных для этого местах, а также по обеззараживанию мест их нахождения.

2.4.12 Обеззараживание: Уменьшение до предельно допустимых норм загрязнения и зара-жения территории, объектов, воды, продоволь-ствия, пищевого сырья и кормов радиоактивны-ми и опасными химическими веществами путем дезактивации, дегазации и демеркуризации, а так-же опасными биологическими веществами путем дезинфекции и детоксикации.

Приложение 2.1 (Справочное)

Термины и определения понятий, необходимые для понимания текста стандарта.

1. Безопасность: состояние защищеннос-ти жизненно важных интересов личности, об-щества и государства от внутренних и внешних угроз или опасностей.

2. Чрезвычайное положение: правовой режим временного государственного управления на определенной территории или в отдель-ных местностях, вводимый в соответствии с за-конодательством Российской Федерации либо ее субъектов в целях обеспечения безопаснос-ти населения при чрезвычайных обстоятель-ствах, вызванных чрезвычайной ситуацией, массовыми беспорядками или вооруженными столкновениями.

3. Массовые беспорядки: нарушения об-щественного порядка на определенной терри-тории, носящие массовый характер, представ-ляющие угрозу жизни и здоровью людей, дезор-ганизующие работу предприятий, учреждений и организаций либо направленные на разруше-ние или уничтожение государственного и лич-ного имущества граждан.

4. Объект народного хозяйства: пред-приятие, объединение, учреждение или органи-зация сферы материального производства или непроизводственной сферы хозяйства, распо-ложенное на единой площадке.

5. Чрезвычайный режим деятельности РСЧС: Режим функционирования РСЧС, территориальных, функциональных и отраслевых ее подсистем или звеньев, вводимый при возник-новении чрезвычайной ситуации на подведом-ственной территории и особо важных объектах различного назначения или в связи с возник-новением зоны чрезвычайной ситуации круп-ного масштаба.

6. Режим повышенной готовности РСЧС: режим функционирования РСЧС, территориальных, функциональных и отрасле-вых ее отдельных подсистем или звеньев, вво-димый при угрозе возникновения чрезвычай-ной ситуации или получения прогноза о веро-ятности ее возникновения на определенной части территории России или в отдельной ме-стности.

7. Режим повседневной деятельности РСЧС: порядок функционирования РСЧС, ее территориальных, функциональных и отрасле-вых подсистем, при нормальной производ-ственно-промышленной деятельности, радиа-ционной, химической, биологической, сейсми-ческой и гидрометеорологической обстановке, отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий на подведомственной территории.

8. Силы и средства наблюдения и конт-роля РСЧС; силы и средства территориальных функциональных и отраслевых подсистем РСЧС, предназначенные для наблюдения и контроля за потенциально опасными объектами и состояни-ем окружающей природной среды, прогнозиро-вания и оценка риска возникновения чрезвычай-ных ситуаций, проведения профилактики и кон-троля за соблюдением требований экологичес-кой, радиационной, химической, биологической, санитарноэпидемиологической, промышлен-ной и пожарной безопасности с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций либо сниже-ния ущерба от них.

9. Силы и средства ликвидации чрезвы-чайных ситуаций; силы и

средства ликвида-ции ЧС: Силы и средства территориальных, фун-кциональных и отраслевых подсистем РСЧС, предназначенные или привлекаемые для прове-дения аварийно-спасательных и других нео-тложных работ в зонах чрезвычайной ситуации и очагах поражения.
 

Оставит комментарий