В практике массовой коммуникации внушение как
вид психологического воздействия используется довольно часто. При этом под
внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное,
которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо
информации1. Под влиянием
внушения могут возникать представления, не соответствующие действительности, а
также стремление действовать без оценки полученных побуждений и верить источнику
информации, не сомневаясь в его надежности. Через внушение в сознание входят
стереотипы, житейские мудрости, закрепленные в пословицах, афоризмах, «крылатых»
словах, создается настроение. Внушение является важным фактором распространения
лозунгов-суждений, в которых предельно кратко, но точно определяется ситуация
или проблема и провозглашается цель дальнейших действий. С помощью внушения
становится возможным преодоление максимализма и скептицизма, свидетельствующих о
повышенной сопротивляемости информационному воздействию.

Ю.А.Шерковин считает, что внушение — основной
способ организации общественного мнения и манипулирования сознанием, прямое
вторжение в психическую жизнь людей. При этом информационное воздействие
организуется так, чтобы мысль, представление, образ непосредственно входили в
сферу сознания и закреплялись в нем как нечто данное, несомненное и уже
доказанное. Это становится возможным при подмене активного отношения психики к
предмету коммуникации преднамеренно созданной пассивностью восприятия, что так
свойственно религиозным изданиям, через рассеивание внимания обилием информации,
активную форму ее преподнесения, искусственное преувеличение престижа
источников2.

Для того чтобы проверить эти положения, на
кафедре политической психологии СПбГУ был проведен психологический анализ
печатных средств массовой информации, в том числе публицистической и специальной
литературы, издаваемой Обществом Свидетелей Иеговы. Были рассмотрены журналы
«Сторожевая Башня», «Пробудитесь», листовки-приглашения, «Руководство для Школы
теократического служения», руководство «Как завести и продолжить разговор на
библейскую тему». Результаты исследования показали, что тематика журнальных
статей религиозных средств массовой информации охватывает широкий спектр
социальных и психологических проблем, в чем не уступает светской периодике. Это
и вопросы охраны окружающей среды, и рекомендации по преодолению конфликтных
ситуаций в семье и школе, и регламентация поведения дома и в общественных
местах. Информация адресована лицам разного возраста и пола: пожилым, молодым,
подросткам, детям, мужчинам и женщинам. Тексты написаны простым и понятным
языком, минимизировано число грамматических и стилистических ошибок.

В результате проведенного анализа выявлено, что
все исследованные издания имеют ярко выраженную суггестивную направленность.
Чаще всего применяются методы эриксонианского гипноза. Разработанные
американским психиатром Милтоном Эриксоном, они обладают уникальным свойством —
не содержат прямых команд, что позволяет обходить возможное сопротивление
слушателя и располагать его к себе. Это достигается за счет использования
определенных речевых стратегий: трюизмов, вопросов-ярлыков типа «Не правда ли?», «Не так ли?», вопросов и
утверждений, направленных на привлечение внимания, а также команд, скрытых в
вопросах3.

Трюизм — это общее утверждение, находящееся в
строгом соответствии с реальностью, банальная истина. Сила трюизма заключается в
том, что с ним нельзя не согласиться. Например, «Зимой, как правило, бывает
холодно». «Мы беседуем с людьми на тему личной безопасности. Сейчас повсеместно
растет преступность, и от этой проблемы никто не застрахован». Для привлечения
внимания к определенному явлению используются слова «Любопытно», «Сомневаюсь»,
утверждения типа «Хотел бы знать». Вопросы типа «Не правда ли?», «Не так ли?»
делают речь более убедительной, а своей мягкой и деликатной формой прикрывают
утверждения, не допускающие возражений. В результате подобного воздействия у
человека снижаются бдительность и критическое восприятие, чему также
способствует доверительный тон публикаций и обращение к читателю на «ты»: «Не
кажется ли тебе, что твой распорядок заполнен ежедневными и еженедельными
обязанностями и ты нуждаешься в советах, как лучше использовать свое
ограниченное время. Расставь дома или там, где ты занимаешься, книги и другие
необходимые в изучении предметы в разумном порядке …». «Молодежь, хотите ли
вы, чтобы ваша вера стала еще сильнее? Почему бы не подобрать публикацию и
хорошенько не изучить ее во время очередных каникул?».

С.А.Горин пишет о том, что значительное
распространение в средствах массовой информации и пропаганды получила
эриксонианская техника рассеивания (другое название — техника вставленных
сообщений). Суть ее заключается в том, что в любое письменное сообщение можно
вставить скрытую информацию, специально выделяя нужные слова: другим размером
шрифта, другим цветом, другим типом шрифта, особым значком. С.А. Горин приводит
любопытный пример, когда въедливый читатель еженедельника «Аргументы и факты»
обнаружил, что слова в маленькой заметке, набранные жирным шрифтом, образуют
самостоятельное и осмысленное антиправительственное высказывание! С.А. Горин
отмечает действенность этой техники, так как, по его мнению «из тогдашних (дело
было в 1986 г. — М.С.) примерно двадцати миллионов читателей
еженедельника заметил что-то только один!»4.

Авторы журнальных статей используют и прямые
суггестивные команды: увещевания, наставления, приказы с возможной установкой —
положительной: «Бог тебя наградит», отрицательной: «Бог тебя накажет», «Стремись
к познанию, чтобы оставаться духовно сильным. Старайся прибавлять к своему
еженедельному … плану личного изучения одно-два новшества. Увидишь, как Бог
благословит даже небольшие усилия с твоей стороны»5. «Наверное, вы согласитесь, что каким бы ни было наше
происхождение, сегодня мы все сталкиваемся с одними и теми же трудностями.
Верите ли вы, что. широкий круг проблем, назревших в нашем столетии, будет
когда-нибудь разрешен?»6.

Свидетелям Иеговы систематически внушается, что
Бог Иегова — их истинный отец, а организация Сторожевой башни — истинная мать. И
чтобы остаться в живых после Армагедона, нужно слушаться свою мать-организацию и
своих лидеров, которые вещают от ее лица: «Если мы хотим полностью проводить
наше служение, мы непременно должны подчиняться Богу, Суверену вселенной. Мы
также должны всегда признавать положение Его Сына как главы собрания
христиан»7. Суггестивные команды,
используемые с воспитательными и иными целями, оказывают эффективное воздействие
на членов Общества, в силу того, что последние обладают повышенной внушаемостью
из-за постоянного пребывания в трансовых состояниях различной
глубины.

Что же такое транс? Транс — это такое состояние,
когда фокус внимания направлен внутрь себя. В трансе размываются границы между
сознанием и подсознанием, что позволяет самой личности или суггестору
устанавливать прямой контакт с подсознанием. Милтон Эриксон считал, что человек
испытывает потребность в состоянии транса, так как именно в трансе подсознание
может произвести ту внутреннюю реорганизацию психики, в которой нуждается
организм, чтобы приспособиться к быстро меняющейся
действительности8.

Внушаемость определяется как склонность
подчиняться и изменять поведение не на основании разумных, логических доводов
или мотивов, а по одному лишь требованию или предложению, которое исходит от
другого лица, причем, сам субъект, подвергнутый гипносуггестивному воздействию,
не отдает себе отчета в такой подчиняемости, продолжая считать свой образ
действий как бы следствием собственной инициативы или самостоятельного
выбора9. Академик В.М. Бехтерев
считал, что внушение происходит «путем непосредственного прививания психических
состояний, т.е. идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких
доказательств и не нуждаясь в логике»10. Авторы публикаций используют эриксонианскую технологию
погружения в трансовые состояния, рассказывая истории или притчи. Эти истории
имеют эффект резонанса. Зачастую люди склонны искать в своей памяти переживания,
подобные переживаниям героев истории. Эриксон использовал этот феномен для
активизации различных психических механизмов, к которым ему нужно было получить
доступ. Например, не считая полезным говорить человеку прямо, чтобы он забыл
что-либо, Эриксон обычно рассказывал истории о забывчивых людях, неспособных
запомнить имя человека или забывших о встрече, которую сами же назначили.
Подобные истории должны были активизировать психический механизм забывания.
Кроме того, рассказывая истории, можно обнаружить или активизировать ресурсы,
которые оставались до сих пор невостребованными.

Истории, предложенные суггестором, не
обязательно должны носить драматический характер, можно использовать случаи из
собственной жизни, вставляя в ткань повествования косвенные внушения. М. Эриксон
предлагает избегать рассказов о животных. Однако «День из жизни бабочки»
показывает, насколько виртуозно можно обыгрывать «животную» тематику. «Если день
кажется тебе трудным и напряженным, подумай о бабочке-труженице. Ты, возможно,
считаешь, что день у бабочки — вечный праздник … Бабочки — очень занятые
создания, которые выполняют немаловажную работу и постоянно трудятся не щадя
своих сил (очевидно, предполагается, что и Свидетель поступает также. — М.С.)
… Просыпаешься ли ты, чувствуя
слабость? Утренняя меланхолия свойственна и бабочкам … При появлении солнца
бабочка раскрывает крылья и разворачивается так, чтобы теплые лучи падали прямо
на них … Набрав достаточное количество энергии, она сразу же продолжает ^ свою
работу»». Метафорический рассказ о жизни бабочки помогает читателю очень
-естественным образом погрузиться в транс, т.е. в собственные глубины,
произвести там ревизию своих намерений, состояний, сравнив их с состоянием
бабочки, в чем-то отождествиться с бабочкой и «набрав достаточное количество
энергии», продолжить свою работу на благо Общества Сторожевой Башни.

А теперь на примере листовок «Тебя сердечно
приглашают», «Событие, которое вам не следует пропускать»
рассмотрим, как составляются подобного рода
документы. Листовки состоят из двух частей. В первой части листовок, отделенной
пространственно или графически (чертой) от второй части, формируется
мотив-причина, определяющая выбор последующего поведения. Пример: «Более 1900
лет тому назад произошло самое важное событие в истории — смерть человека Иисуса
Христа … Будешь ли ты отмечать это важное событие?» Пример из другой листовки:
«…Иисус повелел своим последователям вспоминать о его смерти». Во второй части
листовки содержится побуждение к действию, желательному поведению. Оно имеет
положительную эмоциональную окраску: «Свидетели Иеговы сердечно приглашают тебя
вместе с ними отметить праздник…, он будет проходить после захода солнца в
день, который по библейскому календарю соответствует 14 нисана…». В заглавии
листовок также содержатся непрямые команды, побуждающие к действию — в первом
случае звучит мягкое приглашение к взаимодействию, а во втором случае тон
заглавия не допускает возражении12.

Проповедники «Сторожевой Башни» получают
солидную теологическую и психологическую подготовку в специальных центрах: они
владеют навыками внушения, убеждения, умеют принуждать, проявляя настойчивость и
терпение. Об этом свидетельствуют материалы «Руководства для Школы
теократического служения», руководства «Как завести и продолжить разговор на
библейскую тему», журнальные статьи. Принято считать, что для оказания
пропагандистского или психологического воздействия на человека, с ним необходимо
установить раппорт, т.е. доверительные отношения. Но прежде всего необходимо
привлечь внимание. Свидетели Иеговы хорошо усвоили это правило. Вот что мы
читаем в «Руководстве для Школы теократического служения»: «Вступление к речи
должно вызывать интерес к теме. Оно должно привлечь внимание слушателей и
приготовить к благосклонному рассмотрению того, что последует. Один из наиболее
наилучших способов вызвать интерес — увлечь слушателей. Дать им понять, что эта
информация для них важна, что она касается их жизни»13. Вот пример учета фактора внимания из практической
деятельности. Статья посвящена проповедничеству на о. Фиджи: «Войдя в бурэ
(местный дом), мы садимся по-турецки на полу. Здесь не требуется тщательно
выученное вступление, которое нужно, чтобы завладеть вниманием в странах Запада
…»; «Здесь нет ни агностиков, ни эволюционистов. Все верят в Библию. Такие
темы, как намерение Бога для земли, быстро захватывают внимание. Хозяин дома
удивляется, узнав, что земля не будет уничтожена, но населена праведными людьми
…»14.

Для удачной подстройки к человеку необходимо
наилучшим образом организовать сообщение. С этой целью, кроме упоминавшихся нами
и широко используемых методов эриксонианского гипноза, проповедниками
используются методы доказательства, которых, однако, не всегда достаточно,
поэтому предполагается использовать аргументацию. Аргументация включает в себя
три основных момента:

1) сами доказательства;

2) последовательность, или порядок, в котором
приводятся доказательства;

3) язык, который используют в процессе
аргументации 15.

Наставники учат, что надо закладывать хорошее
основание для своих доводов, и четко указывать, какие вопросы будут обсуждаться.
При подготовке печатной статьи или выступления требуется ясное определение
понятий, «а все, не относящееся к делу, должно
исключаться»16.

Успешное психологическое воздействие невозможно
без интенсивного задействования аффективной сферы человека, его эмоций и чувств:
«У проповедника не должно быть ни равнодушия, ни вялости. Тон голоса, выражение
лиц и манера говорить — все должно быть полно жизни. Воодушевление заразительно,
так как если проповедник увлечен, то своим состоянием он заражает и
других»‘7. Главные пункты
наставники учат произносить с особым воодушевлением, так как они, как правило, к
чему-то призывают, т.е. побуждают к действию: «Убедив слушателей, ты должен
побудить их следовать данному совету, убеждению, показав, какую пользу они
извлекут и какую радость и преимущества принесет стремление следовать этому».
Теплые чувства, доброжелательность должны быть написаны на лице проповедника,
так как убеждать разум недостаточно, «необходимо затрагивать и
сердце»18.

Свидетели Иеговы уделяют большое внимание
психологическим особенностям слушателей, их социальному положению, расе,
социальным, культурным и языковым различиям. Вот Откровения миссионера,
прослужившего в Японии более 25 лет: «Самым важным было научиться беседовать с
людьми. Разговаривая на их языке, нам удалось проникнуться их интересами, понять
и оценить по достоинству их образ жизни. Нам необходимо было показать,
что мы любим японцев». Проповедники О.Фиджи:
«Нужна значительная проницательность и тактичность, чтобы вовлекать хозяев дома
в разговор, поощрять их следить за ходом мысли и помогать им увидеть
необходимость сравнения своих верований с учениями Библии». «Членам находящихся
здесь трех собраний Свидетелей Иеговы нужно быть гибкими в своей работе «ловли».
Посещая дома, нужно быть готовым менять тему разговора в зависимости от расы и
религии хозяина квартиры»19.

Выводы.

1. Внушение как вид психологического воздействия
на сознание человека преобладает в публицистических и специальных изданиях
Общества Сторожевой Башни, что позволяет не только активно формировать
мировоззрение интересующихся и верующих граждан, но и влиять на различные
стороны частной и общественной жизни Свидетелей Иеговы.

2. Лидеры и пропагандисты религиозной
организации Свидетелей Иеговы (Сторожевой Башни) имеют высокий уровень
психологической и теологической подготовки, способствующий успешному привлечению
в свои ряды новых сторонников.

1. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы
массовых информационных процессов. М., 1973.

2. Там же.

3. Спарк М. Начальные навыки эриксонианского
гипноза. СПб., 1992. С.53.; Цветков Э. Тайные пружины человеческой психики, или
как расширить сферу своего влияния. М., 1993. С.4.

4. Горин С.А. А вы пробовали гипноз? СПб.,
1995.

5. Сторожевая Башня. 1994. 15 июня.

6. Организованы проводить наше
служение

7. Маньяни Дуэйн «Жестокое и необычное
наказание».

8. Спарк М. Указ. соч. С.51.

9. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.
Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С.56.

10. Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной
жизни. СПб., 1898.

11. Сторожевая Башня. 1994. 15
сентября.

12. Юрьев А.И. Введение в политическую
психологию. СПб., 1992.

13. Руководство для школы теократического
служения. Watch tower bible and tract Society. New York, 1993.

14. Сторожевая башня. 1994. 15 июня.

15. Руководство для школы теократического
служения. Watch tower bible and tract Society. New York, 1993.

16. Там же.

17. Организованы проводить наше служение. Watch
tower bible and tract Society. New York, 1990.

18. Руководство для школы теократического
служения. Watch tower bible and tract Society. New York, 1993.

19. Сторожевая башня. 1994. 15 июня.

1996

 

Оставит комментарий