Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по-прежнему является одной из приоритетных задач для правоохранительных органов РФ.


Масштаб незаконного оборота и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в настоящее время представляют серьезную угрозу здоровью населения, стабильности и безопасности страны в целом. По данным МВД России, в 2003 году было выявлено 181,6 тыс. преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, что всего на 4,2% меньше, чем в 2002 году. В то же время активизировалась борьба с организованными формами такой преступности: выявлено около 4 тыс. преступлений, что на 0,8 % больше, чем в 2002 году. За 10 месяцев 2004 г. выявлено 129,3 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 15,2% меньше, чем за аналогичный период 2003 года. В то же время увеличилось количество изымаемых наркотических средств. В период с 2003 года по настоящее время субъектами антинаркотической деятельности на территории РФ из незаконного оборота изъято более 102 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. За первое полугодие 2004 года из незаконного оборота изъято 2061 кг героина. Это сопоставимо с объемом героина, изъятого за два предыдущих года (в 2002 г. — 842 кг, в 2003 г. — 1431 кг).


В минувшем году к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками, было привлечено 102,7 тыс. человек, что совпадает с аналогичным показателем за 2002 г. Число привлеченных за сбыт наркотиков увеличилось по сравнению с 2002 г. с 22,5 до 26,6 тыс. человек. С начала 2004 года за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, к уголовной ответственности привлечено более 44 тыс. лиц, из которых 95,1% составляют граждане России, 4,9% — иностранные граждане, из которых 4,5% — граждане стран СНГ. Как правило, иностранные граждане занимаются контрабандой, перевозкой, а также сбытом наркотиков в особо крупном размере. За 2001-2003 гг. количество осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, сократилось почти в 1,5 раза (со 140 тыс. до 89,5 тыс. человек).


Количество больных наркоманией в РФ за последнее десятилетие возросло более чем в 9 раз. По состоянию на январь 2004 года в наркологических учреждениях страны зарегистрировано свыше 500 тыс. лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, в том числе около 343 тыс. человек с диагнозом зависимости от наркотиков. Среди выявленных больных наркоманией в последние три года более 90% составляют потребители наркотиков опийного ряда. Удельный вес больных, употребляющих марихуану и иные производные конопли, — 3,8%. При этом количество лиц потребляющих наркотики значительно выше данных официальной статистики и составляет 2-3 млн. человек. Особую обеспокоенность вызывает распространение наркомании среди молодежи: согласно социологическим исследованиям, около 72% потребителей наркотиков составляют лица в возрасте до 30 лет. Нижняя граница возраста наркозависимости снизилась с 17 до 11 лет.


В течение 90-х годов наркобизнес становится одним из наиболее прибыльных видов преступной деятельности, в котором задействованы многочисленные организованные группы, преступные сообщества и преступные организации, в том числе транснационального характера. По данным ФСКН, в России насчитывается свыше 950 преступных групп, занимающихся наркобизнесом. Более 330 из них сформированы по этническому признаку (таджикские, цыганские, азербайджанские) и имеют обширные межрегиональные и международные связи. Ими организованы стабильные каналы поставок крупных партий наркотических средств из стран-производителей в Россию и транзитом в другие государства. Широко используется практика привлечения ими для своей деятельности сотрудников правоохранительных органов, которые прикрывают каналы поставок, предоставляют упреждающую информацию, вырабатывают систему защиты. Только с начала 2004 года сотрудники ФСКН по подозрению в пособничестве, укрывательстве и участии в распространении наркотиков задержали 86 коррумпированных сотрудников правоохранительных органов. Наркогруппировки активно используют в своих целях пробелы в действующем законодательстве, спецтехнику и спецсредства, высококвалифицированных юристов, экономистов, банковских работников.


При этом наркобизнес все отчетливее приобретает ярко выраженный транснациональный характер, о чем свидетельствует объединение всех его участников: производителей, перевозчиков и сбытчиков в единую глобальную сеть. Транснационализация наркобизнеса обусловлена повышенным спросом на наркотики в России, их сравнительно низкой стоимостью и высокой доходностью. По оценкам ФСКН, ежегодный объем незаконного оборота наркотиков в России составляет 7-9 млрд. долларов.


Начиная с 90-х гг. Россия становится объектом экспансии со стороны транснациональных наркосиндикатов (латиноамериканских, азиатских и нигерийских), стремящихся сделать страну крупным рынком сбыта, а также использовать ее выгодное географическое положение, развитую транспортную инфраструктуру и прозрачные границы для организации каналов поставок наркотиков для распространения внутри страны или транзитного перемещения в Европу. Анализ наркоситуации показывает, что больше половины изымаемых на территории страны наркотиков имеет зарубежное происхождение. В настоящее время государственная граница РФ со странами ближнего зарубежья, не оформленная в международно-правовом отношении, составляет 13599 км. Из них всего 49,5% оборудовано системой электронной сигнализации. Для сведения, оборудование 1 км границы связью и электронной сигнализацией обходится примерно в 4 млн. руб. В свою очередь необустроенность границ со странами — производителями наркотиков крайне негативно влияет на развитие наркоситуации в стране. Огромные масштабы производства героина и опия в Афганистане, прозрачность границ в Центрально-Азиатском регионе и крайне низкий уровень жизни населения среднеазиатских и закавказских стран привели к значительной активизации поставок афганских наркотиков в Россию через территорию Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Туркменистана, Казахстана, Армении, Азербайджана и Грузии. По данным аналитиков ФСКН, чаще всего наркотики из Афганистана в Россию везут автотранспортом (78%), по железной дороге (20%), водным и воздушным транспортом (2%). Количество героина, ежегодно проходящего через границы стран СНГ из Афганистана, по данным ФСБ России, оценивается приблизительно в 100 тонн. Значительная его часть оседает непосредственно в РФ. Оперативные данные, а также результаты расследований по фактам изъятия особо крупных партий наркотиков говорят об активизации преступных группировок, занимающихся контрабандными поставками в страну высококонцентрированных наркотиков: героина, кокаина и амфетаминов. При этом контрабанда наркотиков на территорию РФ имеет устойчивую тенденцию к росту. Растет поступление синтетических наркотиков и амфетаминсодержащих препаратов в Россию из западноевропейских стран, Прибалтики, Польши, а также Китая. При снижении за последние пять лет удельного веса марихуаны и соломки мака на 5%, удельный вес гашиша и опия вырос в 2,5 раза, кокаина — в 10 раз, стимуляторов амфетаминового ряда — в 20 раз, а героина — в 23 раза.


Одним из действенных методов реагирования правоохранительных органов РФ на изменение оперативной обстановки, связанной с незаконным оборотом наркотиков, стало проведение межведомственных оперативно-профилактических операций Канал, направленных на выявление и перекрытие каналов контрабандного проникновения наркотиков на территорию России. Особое значение в этой связи придается взаимодействию со спецслужбами стран — участников Договора о коллективной безопасности (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения, Белоруссия). В 2003 году правоохранительными органами стран СНГ проводились межведомственные оперативно-профилактические операции Канал на российско-казахстанской, российско-украинской, российско-белорусской, российско-азербайджанской границах, а также на российско-таджикском направлении. Всего в ходе данных операций выявлено 2700 наркопреступлений. Из незаконного оборота изъято 237 кг наркотических средств, в том числе 65 кг героина, 107 кг марихуаны, 39 кг маковой соломы, 4,5 кг опия.


Если ранее аналогичные мероприятия проводились в рамках взаимодействия органов внутренних дел, то в ноябре 2003 года ФСКН России впервые организовала проведение оперативно-профилактической операции Канал-2003 совместно с Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности. В ходе проведенной операции выявлено 1403 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе 98 — совершенных организованными группами. Из незаконного оборота изъято 4 тонны наркотических средств и прекурсоров, к уголовной ответственности привлечено 955 человек.


В ходе межведомственного взаимодействия органами ФСКН, ФСБ, МВД и ФТС в первом полугодии 2004 года проведено более 700 совместных оперативно-розыскных мероприятий и спецопераций, в ходе которых из незаконного оборота изъято более 5,3 тонн наркотиков, психотропных и сильнодействующих веществ. С начала 2004 года органами ФСКН по ч. 2, 3 и 4 статьи 188 УК РФ (контрабанда) расследовалось 186 уголовных дел по 214 преступлениям. Для сравнения, в 2003 году расследовалось 54 уголовных дела по 60 преступлениям. В период с января по июнь 2004 года в суд направлено 87 уголовных дел по 141 эпизоду контрабанды наркотических средств и психотропных веществ (в 2003 году в суд направлено 30 дел о 33 преступлениях, предусмотренных статьей 188 УК РФ).


Анализ сложившейся практики выявления и пресечения устойчивых каналов ввоза, вывоза и транзита наркотиков через территорию РФ свидетельствует о том, что на данном направлении правоохранительные органы пока действуют малоэффективно. Так, в 2003 году выявлено всего 790 преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и сильнодействующих веществ. По экспертным оценкам, из незаконного оборота удается изъять менее 10% наркотиков. Основные маршруты наркотрафика правоохранительным органам известны, однако оперативно-розыскные мероприятия на объектах транспорта ФСКН, МВД, ФСБ и ФТС России проводятся разобщено и бессистемно. С этой целью следует внести в изменения в ст. 151 УПК РФ, исключив из подследственности следователей органов ФСБ, следователей ОВД, а также из альтернативной подследственности (ч. 5 ст. 151 УПК РФ) преступления, предусмотренные статьей 188 УК РФ (в части, касающейся контрабанды наркотических средств и психотропных веществ).


Кроме того, правоохранительными органами принимаются меры по подрыву финансовых основ наркобизнеса. Если в 2002-2003 годах подразделениями по борьбе с незаконным оборотам наркотиков МВД России было выявлено только 1 преступление, связанное с легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных от наркоторговли, то за 6 месяцев 2004 года органами ФСКН России выявлено более 80 таких преступлений. В этой связи необходимо отметить, что работу правоохранительных органов в этом направлении затрудняет отсутствие такого вида наказания как конфискация имущества. В международно-правовой практике конфискация рассматривается как одна из действенных мер по борьбе с наиболее опасными видами организованной преступности, в том числе незаконным оборотом наркотиков. До принятия поправок в УК РФ, конфискация имущества в качестве дополнительного наказания предусматривалась за тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные частями 2-4 статьи 228, частями 2 и 3 статьи 229, частями 2-4 статьи 188 УК РФ. Однако, ФЗ от 8 декабря 2003 года 162-ФЗ конфискация была исключена из перечня видов уголовного наказания. Предусмотренная в УПК РФ возможность обращения в доход государства денег и иных ценностей, полученных в результате преступных действий либо нажитых преступным путем, а также различных имущественных объектов, признанных вещественными доказательствами, не являются достаточными для подрыва экономической базы наркобизнеса.


С учетом вышеизложенного необходимо продолжить совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, для чего разработать совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах, УК РФ, УПК РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях в объеме, необходимом для усиления противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами, их незаконному обороту, а также привести национальное законодательство в соответствие с положениями международных договоров Российской Федерации.


Дополнить Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. 681, веществами, контролируемыми в соответствии с международными актами.


Разработать проекты постановлений Правительства РФ, необходимость принятия которых вытекает из ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах, например О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ (пункт 1 статьи 20 Федерального закона); О порядке перевозки наркотических средств и психотропных веществ на территории РФ, а также порядке оформления необходимых для этого документов (пункт 1 статьи 21 ФЗ); О порядке уничтожения растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ (пункт 4 статьи 29 Федерального закона) и других.


Разработать проект постановления Правительства РФ О порядке хранения, учета и передачи вещественных доказательств в виде наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ (часть 3 статьи 82 УПК РФ).


Принять меры к выработке единого подхода судов к решению существующих проблем правоприменительной практики по делам о преступлениях, связанных с наркотиками. С этой целью целесообразно принятие соответствующего постановления Пленума Верховного Суда РФ, а также обобщение на межведомственной основе соответствующей правоприменительной практики.

 

Оставит комментарий