Чернышова В.О.


Аспирантка кафедры уголовного права Юридического института ДВГУ



Проблема противодействия организованной преступности, на протяжении последнего времени продолжает оставаться одной из важнейших, в российском обществе (государстве). Сейчас уже мало кто сомневается в том, что противодействовать этому явлению силами одних только правоохранительных органов не представляется возможным.


Как неоднократно отмечалось, борьба с организованной преступностью не может быть успешной без участия в ней общества и его институтов, а для этого средствами идеологического воздействия, убеждения, воспитания и просвещения (чем отчасти и являются СМИ) необходимо формировать у населения антикриминальный социальный оптимизм, веру в успех дела борьбы с организованной преступностью, снизить уровень страха перед ее миром, опровергнуть укоренившиеся в сознании практически всего населения представления о полной и окончательной утрате государственного и общественного контроля над криминальной ситуацией и о том, что Россия обречена на превращение в криминальное государство.


Одновременно должны быть приняты радикальные меры по повышению правовой культуры общества, ограничению и постепенному преодолению правового нигилизма, восстановлению остроты оценок преступного в массовом сознании, пресечению распространения нравственно-правовой безнормативности и криминального эгоизма, взглядов о моральной допустимости и даже привлекательности (особенно в глазах молодежи) некоторых форм преступного поведения, выгодности участия в деятельности организованных преступных формирований (например, в находкинской банде Вытирайлова более половины их членов были лица молодого возраста, которые объясняли свое участие в них не только выгодой в материальном плане, но и тем, что они «поднялись» в глазах окружающих, особенно сверстников, престижностью роли участника таких влиятельных группировок).


В средствах массовой информации необходимо исключить показ привлекательности, романтизацию подобного поведения и образа жизни, акцентировать внимание на ценностях и нормах цивилизованного общества, не совместимых с деятельностью любых преступных организаций.


Свобода средств массовой информации не может превращаться во вседозволенность. Интересы борьбы с организованной преступностью настоятельно требуют установления прочных моральных и юридически безупречных заслонов на пути информационной агрессии худших образцов «массовой культуры», уже давно отвергнутых в большинстве развитых стран. Средства массовой информации в силу их статуса и функций должны быть прямо и самым активным образом задействованы в системе мер противодействия организованной преступности, а в отношении независимых СМИ необходимо обеспечить действенный контроль со стороны общества. Этого можно достигнуть при взаимодействии СМИ и правоохранительных органов, которое регулировалось бы конкретными нормами либо в специальном комплексном законе О борьбе с организованной преступностью, либо в законе О средствах массовой информации.



В настоящее время деятельность и функции СМИ определены рядом законов. В задачи СМИ не входит ведение правовоспитательной работы, формирование правового сознания и правовой культуры населения. СМИ предписывается всестороннее и объективное информирование телезрителей, радиослушателей, читателей о работе федеральных органов государственной власти… позиции депутатских объединений в Государственной Думе, депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, по вопросам политики и иным сферам общественной жизни, в том числе и права. СМИ запрещается использование информации, направленной на разжигание национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости, пропагандирующей порнографию, культ насилия и жестокости.


Конечно, несмотря на то, входит ли это в задачи современных СМИ официально или нет, сохраняет свою значимость вопрос о влиянии СМИ на формирование правового и нравственного сознания населения (особенно тех из них, которые непосредственно ориентированы на молодежную аудиторию), полноте и достоверности-освещения правовых актов, норм закона, вопросов борьбы с преступностью, деятельности правоохранительных органов, социально-правовой активности населения и многих других.


В то же время в современном обществе криминологические аспекты деятельности средств массовой информации будут проявляться и в том влиянии, которое оказывают на аудиторию получаемые от них сведения. Важно то, как данная информация воздействует на формирование общественного сознания, общественного мнения, отношения к государству и его институтам, распространению недостоверных представлений о действующем праве, отношении к праву и общественным ценностям, к деятельности правоохранительных органов, государству, как гаранту соблюдения прав и свобод граждан, защиты их жизни, здоровья, имущества, чести и достоинства. Криминологически значима также пропаганда морали конкретных групп населения, связанных с организованными преступными формированиями и т.п.



Основными криминогенными чертами деятельности средств массовой информации можно считать следующие:


не отвечающее истинному положению дел, неполное или недостоверное информирование населения о состоянии преступности, борьбы с ней, нагнетание не вполне оправданной атмосферы страха, незащищенности, криминального беспредела;


неполная или неадекватная информация о праве;


формирование негативного общественного мнения о сотрудниках правоохранительных органов, борьбе с преступностью и позитивного представления о лицах, входящих в организованные преступные группы, являющихся их лидерами, о людях, нарушающий закон;


такая подача материала правового характера, которая связана с информированием о методах совершения преступлений;


формирование и внедрение в общественное сознание исключительно или преимущественно негативного образа страны, что способствует и негативному отношению к праву, необходимости его соблюдения.



 


Раньше в условиях относительной международной изоляции российский криминал играл мизерную роль в системе международной преступности. Сейчас ситуация изменилась. Данные свидетельствуют о стремительном развитии международных контактов российских организованных преступных структур. Отечественный криминал находит общий язык со своими зарубежными коллегами в США, Латинской Америке, Германии, Италии, странах Восточной Европы.


Отметим, что это естественное и прямое следствие развития международных контактов России во всех областях, прежде всего в экономических. Необходимо также сказать, что усложнение и активизация международных криминальных контактов отнюдь не равнозначно экспансии русской мафии, о которой сегодня так много говорится в зарубежных СМИ.


Проблема, несомненно, есть, но есть попытки преувеличить ее и использовать в определенных целях. Многие наблюдатели полагают, что в западных СМИ ведется кампания по превращению российского бизнеса в страшилку, цель которой снизить конкурентоспособность российских кампаний на мировых рынках. В западных публикациях они предстают криминализированными монстрами, а крупные бизнесмены отцами русской мафии.


Проблема еще и в том, что на Западе к русской мафии нередко относят криминальные элементы из Украины, Молдавии, республик Закавказья, Средней Азии и даже иногда из стран Восточной Европы.


В СМИ, в том числе российских, много говорится о деятельности ужасной русской мафии в Европе и Америке и недостаточно полно о зарубежных преступниках. Между тем наша страна сегодня является объектом преступных посягательств зарубежного криминалитета. Например, на Дальнем Востоке, это выражается в основном, в контрабандном вывозе морских биоресурсов, ценных лесных пород, что наносит существенный экономический ущерб, оценивающийся в сотнях миллионов долларов.


Представляется, что дело не только в угрозе со стороны российской преступности. Речь все больше идет о стремительной транснационализации преступности, где свою роль играют и российские группировки. Перед мировым сообществом со всей остротой встала проблема эффективного международного противодействия преступному миру, который на глазах консолидируется, обгоняя лидеров государств.



В связи с тем, что национальная и транснациональная организованная преступность создает угрозу безопасности любому отдельно взятому государству, а также сообществу стран; в условиях усиливающейся транснационализации организованной преступности требуется большое объединение усилий. Для этого необходимо разработать и принять адекватные международно-правовые меры реагирования на организованную преступность. Возможно, они проводились бы в следующих направлениях:



  • Создание информационно-аналитических групп по исследованию публикаций, касающихся совместной деятельности организованных преступных групп в целом, а также отдельных форм ее проявления. Положительный опыт такого рода накоплен Центрами по изучению организованной преступности и коррупции, созданными на грант Департамента Юстиции США совместно с Американским Университетом (Вашингтон), в том числе и во Владивостоке.

  • Обмен информацией о состоянии организованной преступности и мерах реагирования на нее.

  • На основе совместных договоров установить и развивать контакты между существующими средствами массовой информации и правоохранительными органами участвующих стран с целью дополнить официальный обмен информацией неофициальным обменом, а также для взаимопомощи.

  • Изучение и распространение через СМИ положительного опыта специальных органов в деятельности по борьбе с организованной преступностью.

  • Установление регулярных контактов между СМИ, правоохранительными, государственными таможенными и иными соответствующими органами, особенно в приграничных районах.

  • Ускорить заключение межгосударственных договоров о правовой взаимопомощи, касающейся законодательства о средствах массовой информации.

  • Создать специальные информационные подразделения по борьбе с транснациональной организованной преступностью в каждой из участвующих стран, которые обладали бы средствами для обмена информацией.

2001
 

Оставит комментарий