НЛП «сигналы доступа» являются едва уловимым поведением, которое как помогает запускать, так и показывает, какую репрезентативную систему личность использует для того, чтобы думать. Типичные виды сигналов доступа включают в себя: движение глаз, тон голоса и темп, позу тела, жесты и способы дыхания.

Когда люди думают, они сигнализируют или запускают определенные типы представлений (репрезентаций) некоторыми различными путями, включающими: скорость дыхания, невербальные «мычания и вздохи», выражения лица, щелканье пальцами, почесывание голов и т.д. Некоторые из них являются характерными для индивидов и нуждаются в «калибровке» (настройке) для отдельной личности. Многие из этих сигналов, однако, ассоциируются с отдельными сенсорными процессами.

Идея микроповеденческих «сигналов доступа» была впервые предложена американским психологом Уильямом Джеймсом в его книге «Принципы психологии» (1890). Наблюдая, что некоторых формы микродвижения всегда сопровождают мышление, Джеймс писал:

В сопровождении либо мысли, либо ощущения, принадлежащего определенной сенсорной сфере, движение является регулировкой сенсорного органа, ощущаемое, когда оно появляется. Я не могу думать в образных понятиях без ощущения изменяющейся игры давлений, конвергенций, дивергенций и аккомодаций в моих глазах… Когда я пытаюсь вспоминать или размышлять, движения, о которых идет речь… создают впечатление некоторого выхода из внешнего мира. Насколько я могу обнаружить, эти ощущения обязаны движению глаз наружу и вверх.

То, что описывает Джеймс, хорошо известно в НЛП как зрительные сигналы глазного доступа [глаза поднимающиеся вверх и влево или вправо для визуализации]. Джеймс постулировал, что все ментальные процессы сопровождаются и регулируются подобными типами мельчайших физических изменений. Он отмечал, что подобно процессам, которые они отражают, эти физиологические микросигналы образуют закономерности, независимые от содержания сознания личности.

Особенность регулировок была бы в том, что они являются минимальными рефлексами, небольшими по своему числу, непрерывно повторяющимися, постоянными среди больших изменений в остальном содержании ума и совершенно неважными и неинтересными, если бы не их использование в содействии или подавлении наличия разнообразных вещей и действий раньше сознания.

Это, возможно, одно из наиболее изящных определений, когда-либо написанных, того, что НЛП подразумевает под «сигналами доступа». Учась читать такие «рефлексы», человек может узнавать и влиять с помощью моделей (паттернов) на себя и других. НЛП развило много техник, которые фактически применяют сигналы доступа для общения и изменения. Некоторые обратные сигналы доступа в НЛП включают:

а) Визуальные: движущиеся вверх голова и глаза, жесты в направлении глаз, интенсивное поверхностное дыхание, прищуренные глаза, голос с повышенной высотой и ускоренным темпом.

б) Аудиальные: голова и глаза движутся в стороны, жесты в направлении ушей, диафрагмальное дыхание, сведенные брови, меняющийся тон и темп голоса.

в) Кинестетические: двигающиеся вниз голова и глаза, жесты в направлении тела, глубокое дыхание животом, глубокий с придыханием голос с медленным темпом.

Следующая таблица предлагает резюме и сравнение некоторых простых сигналов для различных репрезентативных систем.

   Визуальная  Аудиальная  Кинестетическая
  Дыхание   Интенсивное и поверхностное   Диафрагмальное   Глубокое брюшное
  Выражение лица   Прищуренные глаза   Сведенные брови   Ослабление мышечного тонуса
  Тон голоса   Высокий, гнусавый   Изменчивый, мелодичный   Низкий, с придыханием
  Темп голоса   Ускоряющийся   Изменяющийся, ритмичный   Замедляющийся

Таблица 1. Некоторые простые сигналы доступа

Определение ваших собственных сигналов доступа

Попробуйте следующие упражнения, чтобы определить некоторые из ваших собственных сигналов доступа.

Вспомните приятное переживание. Исследуйте с помощью партнера, как изменяются ваши физиологические реакции, когда вы пытаетесь достичь каждой из следующих инструкций:

1. Перенесите ваше внимание на звуки, связанные только с воспоминаниями.

2. Теперь выключите звуки совсем.

3. Фокусируйтесь только на любых внутренних образах, которые связаны с воспоминаниями.

4. Теперь заставьте образы исчезнуть.

5. Обратите внимание только на любые телесные ощущения, связанные с воспоминаниями.

6. Теперь рассейте ощущения.

Отметьте, что происходит с вашим собственным дыханием, выражениями лица, вашим тоном и темпом голоса, когда вы фокусируете ваше внимание на каждой сенсорной модальности по отдельности. Какие другие микроповеденческие изменения или регулировки вы отметили или обнаружили у своего партнера?

 

Оставит комментарий