НЛП «сигналы доступа» являются едва уловимым поведением, которое как помогает запускать, так и показывает, какую репрезентативную систему личность использует для того, чтобы думать. Типичные виды сигналов доступа включают в себя: движение глаз, тон голоса и темп, позу тела, жесты и способы дыхания.
Когда люди думают, они сигнализируют или запускают определенные типы представлений (репрезентаций) некоторыми различными путями, включающими: скорость дыхания, невербальные «мычания и вздохи», выражения лица, щелканье пальцами, почесывание голов и т.д. Некоторые из них являются характерными для индивидов и нуждаются в «калибровке» (настройке) для отдельной личности. Многие из этих сигналов, однако, ассоциируются с отдельными сенсорными процессами.
Идея микроповеденческих «сигналов доступа» была впервые предложена американским психологом Уильямом Джеймсом в его книге «Принципы психологии» (1890). Наблюдая, что некоторых формы микродвижения всегда сопровождают мышление, Джеймс писал:
В сопровождении либо мысли, либо ощущения, принадлежащего определенной сенсорной сфере, движение является регулировкой сенсорного органа, ощущаемое, когда оно появляется. Я не могу думать в образных понятиях без ощущения изменяющейся игры давлений, конвергенций, дивергенций и аккомодаций в моих глазах… Когда я пытаюсь вспоминать или размышлять, движения, о которых идет речь… создают впечатление некоторого выхода из внешнего мира. Насколько я могу обнаружить, эти ощущения обязаны движению глаз наружу и вверх.
То, что описывает Джеймс, хорошо известно в НЛП как зрительные сигналы глазного доступа [глаза поднимающиеся вверх и влево или вправо для визуализации]. Джеймс постулировал, что все ментальные процессы сопровождаются и регулируются подобными типами мельчайших физических изменений. Он отмечал, что подобно процессам, которые они отражают, эти физиологические микросигналы образуют закономерности, независимые от содержания сознания личности.
Особенность регулировок была бы в том, что они являются минимальными рефлексами, небольшими по своему числу, непрерывно повторяющимися, постоянными среди больших изменений в остальном содержании ума и совершенно неважными и неинтересными, если бы не их использование в содействии или подавлении наличия разнообразных вещей и действий раньше сознания.
Это, возможно, одно из наиболее изящных определений, когда-либо написанных, того, что НЛП подразумевает под «сигналами доступа». Учась читать такие «рефлексы», человек может узнавать и влиять с помощью моделей (паттернов) на себя и других. НЛП развило много техник, которые фактически применяют сигналы доступа для общения и изменения. Некоторые обратные сигналы доступа в НЛП включают:
а) Визуальные: движущиеся вверх голова и глаза, жесты в направлении глаз, интенсивное поверхностное дыхание, прищуренные глаза, голос с повышенной высотой и ускоренным темпом.
б) Аудиальные: голова и глаза движутся в стороны, жесты в направлении ушей, диафрагмальное дыхание, сведенные брови, меняющийся тон и темп голоса.
в) Кинестетические: двигающиеся вниз голова и глаза, жесты в направлении тела, глубокое дыхание животом, глубокий с придыханием голос с медленным темпом.
Следующая таблица предлагает резюме и сравнение некоторых простых сигналов для различных репрезентативных систем.
|
Таблица 1. Некоторые простые сигналы доступа
Определение ваших собственных сигналов доступа
Попробуйте следующие упражнения, чтобы определить некоторые из ваших собственных сигналов доступа.
Вспомните приятное переживание. Исследуйте с помощью партнера, как изменяются ваши физиологические реакции, когда вы пытаетесь достичь каждой из следующих инструкций:
1. Перенесите ваше внимание на звуки, связанные только с воспоминаниями.
2. Теперь выключите звуки совсем.
3. Фокусируйтесь только на любых внутренних образах, которые связаны с воспоминаниями.
4. Теперь заставьте образы исчезнуть.
5. Обратите внимание только на любые телесные ощущения, связанные с воспоминаниями.
6. Теперь рассейте ощущения.
Отметьте, что происходит с вашим собственным дыханием, выражениями лица, вашим тоном и темпом голоса, когда вы фокусируете ваше внимание на каждой сенсорной модальности по отдельности. Какие другие микроповеденческие изменения или регулировки вы отметили или обнаружили у своего партнера?