Р. Михельс (1876-1936) объектом своего исследования берет массовые социал-демократические партии и профсоюзные организации, а также поднимает следующие проблемы:

1) анализ технических возможностей организации.

2) изучение психологических свойств масс.

3) изучение психологических характеристик политических лидеров.

4) анализ бонапартизма.

1. Михельс приходит к выводу: демократия невозможна без организации. Большое число людей не может принимать решения, так как толпа выражает свое отношение спонтанно, категорично и не терпит сопротивления. Cуществует формально-техническая невозможность прямого господства масс. Следовательно, появляется потребность в делегатах.

«Поначалу делегатов всеми средствами пытаются приковать к воле масс, по возможности не отстраняя от чистой демократии. «Сперва основу организации составляет равноправие всех ее членов, затем функции организации усложняются, после чего создается заведение по подготовке профессиональных кадров.

«Формальная специализация, являющаяся необходимым следствием любой массовой организации и порождающая необходимость так называемого профессионального руководства, переносит все основные свойства массы в качестве специфических качеств вождя на самих вождей. Признание организации — это всегда выражение тенденции к олигархии. Сущность любой организации содержит в себе глубоко аристократические черты. Организация завершает окончательное разделение любой партии или профсоюза на руководящее меньшинство и руководимое большинство. «

Михельс называет это «железным законом олигархических тенденций»

2. Как было сказано, массы не способны к принятию даже самых необходимых решений, так как слова и поступки обдумываются толпой гораздо меньше, чем отдельными людьми. Чем больше масса, тем больше власть вождей над ней. «Массой овладеть легче, чем небольшой группой слушателей. «

«Вожди, как правило, не высоко ставят массы. По отношению к своим вождям масса проявляет гораздо больше послушания, чем к правительству. «

Основные свойства масс:

а) политическая индифферентность.

б) некомпетентность.

в) потребность в руководстве.

г) чувство благодарности вождям.

д) потребность в почитании лидеров.

е) чувство стадности.

3. Вожди, являющиеся поначалу исполнителями воли масс, благодаря своему ораторскому искусству, специализированным знаниям, становятся освобожденными от масс. «Вожди, являясь первоначально творением масс, постепенно становятся их властелинами, — это истина, которую познал еще Гете. «

«Независимость вождей усиливается по мере их незаменимости (.) Массы время от времени могут выступить и с сознательным протестом, но их энергия всегда укрощается вождями. «

«Анализ социального состава вождей социалистических партий показывает, что по своему социальному происхождению они, как правило, являются выходцами из двух классов: пролетариата, буржуазии или интеллигенции. «

Люди, встающие на борьбу за социализм, выше среднего уровня. Массы лучше воспринимают их идеи, чем те, которые исходят из их среды. Вождями обычно становятся люди науки, которые признают умом пороки и стремятся к реальным целям, и люди искусства, чьи эстетические чувства коробит происходящее вокруг; конечно возможно и рабочее происхождение.

В рамках партийной организации идет процесс отрыва партийных масс от основной массы. Между партийными лидерами идет борьба, те же, которые долго были в оппозиции, придя к власти, зачастую оказываются хуже тех, кого критиковали. В рамках этой элиты возможна как возрастная, так и фракционная борьба.

4. «Бонапартизм — теория господства, выросшего из общей воли, но освободившегося от нее, ставшего самостоятельной, единоличной волей. «Народ не может и не должен быть источником и носителем власти, ибо он «некомпетентен». Массы «в лучшем случае инертны», в своем стремлении к равенству, усреднению, «омассовлению»разрушают человеческую культуру. Следовательно, надо увековечить и упрочить господство буржуазной элиты.

 

Оставит комментарий