Cложилась ситуация, что общественность ведет работу против застревания детей в компьютерных клубах, а клубов у нас в городе 60-70. Что ты думаешь об этом?

Помнится, Андрей Себрант, генеральный продюсер и директор по стратегии Lycos Russia, в своем выступлении рассказал историю о том, как инициативные люди спасают птичек от голода. Они образуют комитет или общественную организацию, чтобы этих птичек накормить. И, кажется, что все прекрасно, но приходят холода, и прикормленные птички оптом умирают от холода, ибо у организации нет в планах спасать птиц от холода. Накормить да, сколько угодно, а спасать от холода это чья-то другая проблема.

Так и общественность «против чего угодно». Для них показатель здоровья общества это факт, что как можно большее число людей чего-то не делает. Их не волнует, куда пойдут дети, которых вытолкали из клубов на улицу. В притоны, на панель, на иглу, в криминал. По их теории, если детей вытолкать из гейм-клубов, то они ринутся читать Достоевского, посещать художественные салоны. Но это, как ты понимаешь, очень вряд ли.

Запретить, сертифицировать, лицензировать, регламентировать, упорядочить это самый легкий путь создать у подростка иррациональный интерес к той или иной деятельности. Я всегда говорю и буду говорить, что лейбл на табачных киосках «до 18 лет» является самой лучшей рекламой курения, какую можно вообразить.

Посмотри на это глазами подростка: неужели, столкнувшись с запретом, он с ним согласится?! Он из штанов своих выпрыгнет, чтобы преодолеть это. Я в свое время не пропустил ни одного фильма «до 16 лет», и, поверь мне, большинство друзей «недотягивающего» для просмотра возраста аналогично.

60-70 клубов, полные подростков, да это же просто подарок для всех тех, кто заботится о судьбах подрастающего поколения. И если они разбегутся в разные стороны, то вообрази, сколько усилий понадобится, чтобы собрать из них хотя бы треть. А так они здесь, под присмотром. Можно распространять агитационную продукцию, организовать между ними конкурсы, компьютерные состязания (что, в сущности и делается: чемпионаты проводятся чуть ли не ежемесячно, а клуб X выступает спонсором веб-олимпиад для начинающих дизайнеров прим.редакции). Давать скидки за хорошие оценки в школе. Вот Борис Колесов высказал мысль, что можно интегрировать клуб в школьный класс. А ведь можно и, напротив, привнести элемент школы в клуб. Это очень перспективно.

Реально, могут ли компьютерные игры причинить вред ребенку, и какой?

Давай начнем с того, что игровая деятельность вообще свойственна не только человеку, но и высшим животным. Смысл у игры один это обучение сложным социальным навыкам. Препятствие игровому процессу ведет к дезадаптации, социальной беспомощности. Мы начинаем с игр, которые учат нас постигать предметный мир (куклы, машинки, мячики, и так далее). Потом комбинаторные игры (конструкторы, системы вещей, наборы) ими мы учимся предметному взаимодействию, манипуляции с предметами. Далее класс ролевых игр (в Чапаева, в «испорченный телефон», в солдатиков), учимся взаимодействию с другими людьми, усваиваем свою подчиненность законам и правилам мира («да и нет» не говорить, черное с белым не носить; кто не спрятался, я не виноват). Далее коллекции и накопительство, «детский плюшкинизм», это навыки систематизации предметов и явлений, структурное мышление. Ну и так далее.

Каждый взрослый опыт предваряет игровой урок. Даже пубертатный онанизм, о котором раньше писали пугающие брошюрки, это важный досексуальный опыт, который учит контролировать свое либидо, сделать его пластичным и предсказуемым, управлять им, а не зависеть от него.

В этом смысле компьютерная игра есть неизбежная и необходимая часть обучения, которая готовит подростка к серьезной работе за компьютером. Ибо появился новый класс работ, профессий, весь цикл которых проходит только за экраном монитора.

Это дизайн и верстка, программирование и бухгалтерия, проектирование и видеомонтаж. Миллионы людей должны учиться профессионально разбираться с персональным компьютером: как на уровне его «железной» части, так и на уровне программной. Игра это лучший способ подготовить себя к будущей «взрослой» работе за компьютером.

Что касается «вредности» игр, то предлагаю взять за аксиому: сама по себе игра не может быть вредна для подростка, как само по себе не вредно казино, скачки, фильмы «до 16», и так далее. Вредна не игра, а пустота в жизни подростка, которую ему нечем заполнить. И чем она сильнее, тем больше он может погружаться в игру, как в свое спасение. Если подросток с головой погрузился в игру, забыв про все на свете, то нужно бить тревогу, но не потому, что во всем виновата игра или клуб, а потому, что в его душе пустота, боль и отчаяние, от которых он прячется в игре. Чаще всего вина лежит на родителях: они, как те кормители птичек, думают, что кормят и поят своего ребенка, а остальное это уже не их проблемы.

Поверь, в тысячу раз лучше купить подростку новую версию игры Doom, чем отобрать у него возможность поиграть. Второе не просто антипедагогично, но и, как про это говорят, педагогически токсично.

Если подросток 12-14 лет засиживается по ночам в клубе  это что-то о нем (подростке) говорит, и что?

Первое, что приходит в голову что у него дома нет компьютера. Вообрази себе, что твой сын (допустим) восьмилетнего возраста все дневное время проводит у Пети. А почему не наоборот? А потому, что у Пети много солдатиков и машинок, а у твоего сына их нет. Я помню свое детство: у меня было не так много игрушек, как у моих друзей, и поэтому я, в большинстве случаев, был у них в гостях, а они у меня очень редко. Купите подростку компьютер, и интерес к клубам у него поубавится. А если у вас нет такой возможности, то это никак не повод делать клуб или подростка «козлом отпущения».

У тебя есть такие знакомые подростки? Правда, что они похожи на зомби?

Они похожи на людей, которые предпочитают игру всему остальному. В мою бытность, когда никаких игр в помине не было, было повальное увлечение видеосалонами. Тогда нас «гнобили» этими самыми фильмами и рок-музыкой: вредно, аморально, агрессивно. И что, собственно? Перебесились, поступили в ВУЗы, выучились, и никаких проблем. Игры и клубы явление временное, хотя и захватывающее подростка с головой. Но через некоторое время они обнаружат, что девочки в мини им куда более интереснее, чем Quake и проблемы больше нет.

На самом деле складывается впечатление, что дети, склонные застревать на играх, чатах, интернете и пр., просто чего-то не имеют в этой жизни, в своей семье. Что ты об этом думаешь?

В любом возрастном периоде ребенок всегда на чем-то «застревает». То его от игрушек не оторвешь, то от мультиков не оттащишь, то с улицы не загонишь.

Это нормально даже в том случае, если в семье всё хорошо. Проходит определенное время, и текущий интерес, в который ребенок был погружен с головой, исчерпывается сам по себе. В ситуации, если в семье дела обстоят плохо, если подросток чувствует себя никому не нужным, если он не находит поддержки, тепла, любви, внимания и понимания (о чем-то еще более худшем я и не говорю даже), то «застревание» усугубляется. В любом случае, причины застревания в играх нужно искать вне стен клуба.

Руководители клубов в связи с этой ситуацией оказываются между двух огней: с одной  возмущенные родители и инспекция по делам несовершеннолетних, с другой  закономерности бизнеса, в связи с которыми нельзя отпугивать, а надо, наоборот, привлекать клиента. Как можно решить конфликт?

Во-первых, я все же хотел бы отделить закономерность от закона. Существуют правила, которые нарушать нельзя, даже, несмотря на то, что это вредно для бизнеса. Запрещено продавать водку несовершеннолетним, например. И если существует Закон, то никакими закономерностями бизнеса его нарушение не оправдать. Но оспаривать его или выдвигать встречные инициативы, сколько угодно.

Во-вторых, должна организоваться ассоциация компьютерных клубов, которая (вместе со всеми комитетами и инспекциями) выработает четкие «правила игры» для этого бизнеса.

И далее  уже ассоциация будет решать любого рода конфликты с надзорными органами (вплоть до исключения нарушителей из своего реестра), или сама исполнять такого рода надзорные функции. Могу предложить свою кандидатуру для такой ассоциации, в качестве эксперта при разрешении конфликтных ситуаций.

В-третьих, можно найти определенную перспективу для реализации программ школьной информатизации и компьютеризации. Мысль Бориса Колесова привлекательна не только идеологически, но и экономически: зачем тратить деньги на компьютерные классы, когда есть бизнес, готовый инвестировать в это средства? Нужно лишь найти взаимовыгодные условия для такого рода интеграций. Да и родителям будет намного спокойнее, когда они будут знать, что их чадо сидит в родной школе, а не непонятно где.

Если бы твой ребенок (или, скажем, ребенок твоих близких знакомых) так увлекался играми, что бы ты сделал?

Раз уж речь идет о клубах, и, видимо, в таком контексте нужно понимать твой вопрос, то я бы, наверное, озаботился тем, чтобы приобрести ему компьютер.

Благо, сейчас есть возможность брать компьютер в кредит. А ещё мне очень интересно, в какую именно игру он играет, ибо игра в определенном смысле, проективный тест личности. Игры есть разные квесты и шутеры, стратегии и головоломки, ролевые игры и симуляторы. От выбора типа игры зависит, какую именно проблему решает ребенок, какую потребность он удовлетворяет. Через выбор той или иной игры я лучше могу понять ребенка, его переживания, его внутренний мир. Ну и, наконец, я бы сам попробовал сыграть в эту игру.

Напрашивается вопрос: а каковы твои собственные отношения с компьютерными играми и вообще с компьютером?

Компьютер мой основной рабочий инструмент: это работа над публикациями и книгами, общение по электронной почте с друзьями и коллегами по всему миру, и все это благодаря появлению в моей жизни компьютера. Я не обожествляю его, но нельзя не признать тот факт, что компьютер, стал столь же неотъемлемым инструментом на информационном поле, как тысячу лет им были инструменты земледелия. Основной товар на современном рынке  информация, и без вычислительной «мотыги», без рабочей компьютерной «лошадки»  нам уже не обойтись. И это сегодня. А что будет завтра?

Конечно, я с удовольствием и играю, Quake, Half-Life, Need for Speed, Unreal, Venom, и так далее. Не могу сказать, что я заядлый игрок, раз в полгода от силы поиграть и удается, издержки «взрослости», так сказать; все остальное время тратится на работу. Но если уж я «дорвусь», то по полной, с большим удовольствием. И когда я смотрю на детишек, которые возятся в песочнице, когда я вижу детей, играющих в Гарри Поттера, когда я наблюдаю за битвой подростков за экраном монитора, я думаю, ну и слава богу, что у них есть эта замечательная возможность  играть. Ведь скоро они вырастут и «оставят все детское». А пока пусть играют.

8.07.2003
 

Оставит комментарий