Уважаемые читатели!


В настоящем номере продолжается публикация материалов посвященных проблемам
борьбы с торговлей людьми. В этом номере Вы найдете Глобальную программу борьбы
с незаконной миграцией и торговлей людьми, а также комментарий к ней российских
специалистов, изучающих эти проблемы. Кроме того, содержится информация о состоянии
международного сотрудничества в рассматриваемой сфере, а также объявление о
начале очередной программы малых грантов Иркутским центром по изучению организованной
преступности и коррупции, проводимую совместно с Американским Университетом
(г. Вашингтон).




Глобальная программа борьбы
с незаконной миграцией и торговлей людьми
(Февраль 1999)



 



Центр Управления по борьбе с международными преступлениями и
борьбе с наркотиками
Межрегиональный исследовательский институт
преступлений и права при ООН





КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ




Незаконная миграция и торговля людьми за последние годы увеличилась во всем мире вследствие процесса глобализации и других факторов. Проблема обострилась в своих масштабах и серьезности в связи с возрастающим участием организованных преступных групп. Контрабанда мигрантами этими организованными группами разрушает установленную политику иммиграции стран-адресатов и часто включает злоупотребление правами человека. Эксплуатационный характер обращения жертвами торговли часто образует новые формы рабства.


Чтобы лучше давать возможность Правительствам и международному сообществу противостоять этим международным проблемам, Ведомство при Управлении по борьбе с наркотиками и Предотвращению Преступлений предлагают глобальную программу. Программа выявит роль организованных преступных групп в контрабанде людьми и поддержит разработку эффективных мер правосудия.


Программа привлечет региональные и межрегиональные тенденции, изучит перспективные методы мирового опыта при выполнении демонстрационных про-


ектов в отдельных странах или регионах и при оценке проектов, основанных на стандартизированных критериях. Конечным результатом программы будет краткий обзор некоторых наиболее серьезных проявлений, база данных самых лучших методов, которые будут доступны через Internet, и научно-обоснованную глобальную стратегию, основанную на знаниях, которая будет представлена на конференции высокого уровня.


Программа состоит из интегрированного пакета политически направленных исследований и направленного технического сотрудничества для исполнения Ведомством Организации Объединенных Наций при Управлении по борьбе с наркотиками и преступностью и Межрегиональным научно-исследовательским институтом преступлений и Правосудия при ООН. На различных стадиях программы, сотрудничество будет анализироваться другими объектами Организации Объединенных Наций, государствами-участниками, межправительственными организациями, включая Европейский Союз, академическое сообщество, неправительственные организации и другие организации, столкнувшиеся с явлением торговли людьми.


Надежных данных относительно контрабанды мигрантами и торговли людьми, которые позволили бы дать сравнительный анализ явления и принять проект контрмер, недостаточно. Следовательно, на начальной стадии будет собран материал о различных маршрутах, о структурах, занимающихся контрабандой людьми, каналах, используемых для транспортировки людей и их последующей эксплуатации. Обучение будет проводиться посредством обзора литературы, интервью с должностными лицами, иммиграционными и социальными агентствами, и глубокого анализа завершенных уголовных дел в отдельных странах и в различных регионах. Анализ данных сделает возможным идентифицировать масштаб и природу явления и роль, которую играют преступные организации в этих регионах. Параллельный этому анализу, будет сделан обзор лучших методов, используемых в борьбе с участием организованной преступности в контрабанде и торговле, включая специальное законодательство и установленные меры. Решается вопрос о привлечении помощи документационных центров специализированных организаций к этим занятиям. В Internet будет установлен Web-сайт для посещения локальными неправительственными Организациями.


Во второй фазе программы в отдельные заинтересованные страны будет выпущен ряд проектов. Выбор стран будет производиться с учетом уровня, на котором на страну воздействовали, занимаясь контрабандой мигрантами, торговлей людьми и связанных с этим проблем согласно оценке региональных отчетов. Также будет рассматриваться политическое блокирование Правительства, а также протяженность, на которой страна могла бы служить как модель в регионе. Особое внимание будет уделено странам с переходной экономикой и развивающимся странам.


Демонстрационные проекты будут искать лучшие методы, которые будут казаться наиболее приемлемыми для решения конкретных проблем. Они будут включать широкий диапазон различных подходов, чтобы оптимизировать полученный практически опыт. Демонстрационные проекты помогут Правительствам в:


  • противодействии группам, занимающимся контрабандой и незаконной торговлей;

  • усилении борьбы с преступлениями, связанными с незаконной миграцией и контрабандой людей;

  • улучшении защиты свидетелей-жертв и помощь пострадавшим.

Техническое сотрудничество будет включать обучение таких привлеченных профессиональных групп, как правоохранительные органы, таможня, юридические и общественные службы, реформу законодательства и создание структур по защите жертв и свидетелей. Другим важным компонентом будет поддержка национальных или локальных коалиций соответствующих агентств в странах, где такие координационные механизмы не существуют. Некоторые из проектов создадут организационные структуры для сотрудничества между правоохранительными органами, представителями иммиграционных служб и судебными органами различных стран. По возможности, проекты будут формироваться на основе существующих инициатив в стране, поддерживаемой национальными и / или другими международными объектами и неправительственными организациями.


В течение третьей фазы будет оценены процессы, воздействующие и влекущие посторонние эффекты демонстрационных проектов. Полные результаты оценки будут введены в базу данных лучших методов и обеспечат руководство для глобальной стратегии.


В последней фазе, глобальная стратегия против контрабанды и торговли людьми будет сформулирована в непосредственном применении к конкретным национальным и международным организациям. Это будет представлено для принятия международным сообществом на всемирном форуме, который будет организован в 2002 г. После принятия, это будет распространено с помощью современных средств связи (например, специализированный web-сайт). Результаты оценки проектов будут также доступны на этом web-сайте.


Проектная продолжительность программы — 36 месяцев. После первых 10 месяцев будут завершены глобальные отчеты и опись самых лучших методов. Разработка, реализация и оценка демонстрационных проектов в выбранных странах займут минимум 20 месяцев. Четыре месяца зарезервированы для формулировки глобальной стратегии. Расчетный бюджет программы составит 6,5 миллионов долларов.



1. Сущность проблемы



Во время первой встречи ООН специальный комитет по Детальной разработке Соглашения против Транснациональной Организованной Преступности в январе 1999 г., было представлено предложение для дополнительных протоколов по контрабанде мигрантами и торговле женщинами и детьми. В проектах, распределенных в течение встречи предусматривались эти оба связанных явления. В целях программы будут использоваться следующие определения. Контрабанда мигрантами может быть определена как нелегальное проникновение человека в страну, гражданином которой он не является. Торговля может быть определена как вербовка, транспортировка или вовлечение людей обманным путем или по принуждению с целью проституции, другой сексуальной эксплуатации или вынужденного труда.


Каждый год, сотни тысяч незаконных мигрантов ввозятся контрабандой в другие страны все более и более сложными преступными группами. Для организованных преступных групп это способствует передачи опыта, средств и сетей, используемых для контрабанды наркотиков и других товаров на новые выгодные рынки. Люди, ввезенные в другую страну, могли бы быть замечены как участники преступной деятельности. В действительности, однако, люди, транспортируемые организованными преступными группами, часто преследуются экономически, физически или иначе. Их часто обманывают относительно страны-адресата и иногда вынуждают заниматься проституцией или преступными действиями в стране-адресате, чтобы оплатить понесенные расходы. В последнем случае организованные преступные группы совершают два правонарушения: контрабанда и торговля людьми. За последние десятилетия, занятия контрабандой и торговлей стали основной деятельностью и источником дохода преступных организаций национального и международного уровня. Различные преступные сети, и локальные, и межнациональные, контролируют контрабанду и сексуальную эксплуатацию, получая существенную прибыль. Явление приобрело такие размеры, что, например, в Европе контрабанда стала определяющим фактором, когда-либо увеличивающим работу среди различных организованных преступных групп, обеспечивающим экономический масштаб для полного контроля торговли: от контрабанды до контролирования сексуальных рынков.


Хотя имеется много сообщений средств массовой информации об этих проблемах, но там нет никакого краткого обзора размера, характера участия организованной преступности. Недостаток такого краткого обзора препятствует разработке и последующему принятию и финансированию эффективных национальных и международных стратегий.


Во многих странах контрабанда людьми действительно не контролируется и не предотвращена. Правительственная политика и в рамках методов управления, иммиграции, полиции и агентств правосудия часто концентрируется на запрещенных аспектах перемещения, оставляя в стороне участие организованных преступных групп в контрабанде людьми. Как следствие, первичный адресат вмешательств управления нелегальные мигранты, а не преступные организации, занимающиеся контрабандой и эксплуатацией людей.


Многие страны не имеют эффективной политики, разработанной для борьбы с торговлей людьми. Они признают, что их законодательство не обеспечивает современные нормы для борьбы с такой торговлей, особенно с действиями межнациональных преступных организаций. Кроме того, национальная политика не обеспечивает эффективные рычаги для воздействия на организованные преступные структуры и их межнациональные союзы, сокращения их прибыли и противодействия попыткам обеспечить разностороннее развитие. Исследования организованных преступных групп более высоких уровней организации, занимающихся торговлей людьми, часто испытывают недостаток в необходимых нормативных актах направленных против коррупции и взяточничества. Допустимые условия, включая процедурные уголовные кодексы и правила для полиции, изменяются значительно среди юрисдикции, способствуя созданию зон безопасности для торговцев.


Многие страны имеют недостаточную пропускную способность, чтобы адекватно отвечать на торговлю людьми. Причинами этому служат:


— ограниченная законом пропускная способность;


— недостаток экспертиз в судебном секторе;


— и недостаточное сотрудничество между силовыми структурами закона, правосудием и другими учреждениями типа иммиграции, социальных агентств.


На международном уровне, рамки для сотрудничества между силовыми структурами и должностными лицами правосудия различных стран могут быть неадекватными, возникающими в результате неэффективного судебного расследования и судебного рассмотрения дел, включающих торговлю людьми. Недостаток координации, и на национальных и на международных уровнях, является правилом, а не исключительной ситуацией.


Те, кто стали жертвами торговли, зачастую могут терять больше, чем извлекать пользу, при сотрудничестве с системой правосудия. Во многих странах такие люди рассматриваются как соучастники незаконных действий скорее, чем как жертвы преступления и преследуются за нарушения законов иммиграции, за проституцию или установленные законом нарушения, которые расцениваются законом как «неприличное поведение», «бродяжничество» и т.д. Недостатки адекватного свидетельства и программы защиты жертв преступлений могут снизить эффективность расследований, судебного преследования и судебных процедур.


Широкой публике недостаточно известно о торговле людьми во всех аспектах, о протяженность, с которой организованные преступные группы занимаются торговлей людьми и о судьбе жертв торговли. Следовательно, многие рискуют оказаться жертвами такой торговли или, в случае с детьми, их родители или опекуны не в полной мере готовы к различным формам эксплуатации, которой они могут быть подвергнуты.



2. Направленность и цели программы



1. Рассмотрение ответов касающихся организованной преступности и уголовного правосудия.


Проблемам торговли людьми и рабства всегда был дан высокий приоритет в стратегии и программах внутри системы Организации Объединенных Наций, начиная с основания (см. приложение 1). Кроме того, ряд международных и неправительственных организаций, занимающихся противодействию проблемы торговли как на локальным, так и на международном уровне и разрабатывает сети для информационного обмена.


Обучение и инициативы технического сотрудничества, проводимые международными организациями и неправительственными организациями, обеспечивают необходимой информацией, например, на вероятные новые группы организованной преступности (например, людей, живущих в ухудшенных экономических условиях и беженцах из военных ситуаций, включая ищущих убежища) или при снижении таких факторов, как коррупция представителей закона, приобретение подделанных документов, недостаток технологических устройств, чтобы контролировать пересечения границ, и т.д. Хотя инициативы международных объектов приняли во внимание преступный компонент торговли, есть небольшое сосредоточение на преступных сетях, занимающихся контрабандой и торговлей людьми и на необходимых ответных мерах правосудия.


Представленная программа предназначена для заполнения этого промежуток.



Цель 1


Оценка проблемы и применения самых лучших методов



По очевидным причинам, участие организованных преступных групп в контрабанде и торговле тема сложного исследования. Количественные данные сложно собирать и, следовательно, они недостаточны, частично из сравнительных и международных обзоров. Качественные данные также трудно получить. Большинство ключевых преступников не желает раскрывать их участие в незаконных действиях, и по принуждению правоохранительных органов часто отказываются раскрывать информацию продвижения следствия. Кроме того, исследование преступных организаций может предполагать определенный риск для исследователей. Короче говоря, совокупность данных и анализа усложнена. Однако, оценка явления проблемы в различных частях мира необходима для разработки соответствующей стратегии противодействий на международном, региональном и национальном уровнях. По этой причине, первая фаза программы состоит из попытки собрать, проанализировать и распространить надежную информацию относительно участия межнациональной организованной преступности в международных сетях торговли в различных уголках мира, используя любые доступные источники.


Отчеты помогут выявить проблемы, которые требуют срочных ответов. Они также соединят опыты стран и методы, взятые для решения этих проблем. На основе аналитических отчетов, будет разработана база данных с самыми лучшими методами, из которых можно будет сделать выбор из наиболее соответствующего метода решения проблем непосредственно на месте.



Цель 2


Поддерживать лучшие методы



Основной компонент программы состоит из подготовки, реализации и оценки ряда проектов на экспериментальной основе. Эти проекты будут включать диапазон различных подходов, которые, как кажется, будут многообещающими. В отдельных странах будет поддержан проект эффективных мер правосудия, чтобы бороться с локальными и межнациональными организованными преступными группами, занимающимися торговлей людьми.



Цель 3


Разрабатывать международную стратегию



Достижение согласия на основных направлениях международной стратегии требует выражения политической воли и блокирование Правительствами и гражданским обществом, а также раздела ответственности и совместных действий. Программа будет искать помощь и сотрудничество агентств и учреждений, связанных также как заинтересованные в этом Правительства, как часть междисциплинарного усилия, чтобы разработать эффективные меры против торговли людьми.


Международная стратегия и заключительный отчет будут разработаны для представления на всемирной конференции в 2002 г.



3. Структура программы



Фаза 1: Оценки потоков контрабанды


Будут проведены три оценки, каждая сосредоточена на главном потоке контрабанды/торговли. Каждый из них вовлечет две или более страны. Будут исследоваться как межрегиональные сети контрабанды / торговли так и ответные действия правосудия.


Страны, которые нужно включить в обучение, будут выбраны, принимая во внимание следующие параметры:


— существование важных контрабандных маршрутов и форм эксплуатации перевозимых людей;


— сотрудничество сил правопорядка и судебной власти, как возможное распространение, доступность информации относительно судебных расследований;


— существование контрмер, включая недавние законодательные реформы (достигает высшей точки в описании самых лучших методов);


— привлечение Правительства к реализации проекта.


В процессе выбора, предпочтение будет дано окрестностям, где некоторая степень координации и партнерства находится в месте между полицией, таможней и местными социальными агентствами. Присутствие этих ведомств будет давать большое преимущество. Конечный выбор стран отразит выставленные интересы доноров,


Предусмотрено, что оценки будут сделаны согласно следующим главным потокам контрабанды (страны, упомянутые ниже — только примеры):


(а) Потоки, исходящие из Юго-восточной Азии, как региона-источника. Международная вербовка и транспортирование будет исследоваться в отдельной стране происхождения (например Филиппины). Основные региональные маршруты торговли и рынки будут проанализированы в странах адресата и транзита. Примерами могли бы быть Австралия и/или Западноевропейская страна, и/или Азиатская страна;


(б) Потоки, направленные к Западной Европе как регион назначения. Страна-адресат (например, Италия) будет выбрана, чтобы высветить связи с одной Африканской и одной страной Средиземноморья (например, Албания). Чтобы определить связи с Центральной (например, Польша), или Восточно-Европейской страной (например, Украина), и/или Латиноамериканской страной (например, Доминиканская Республика) будет выбрана другая Западноевропейская страна (например, Нидерланды). Потоки пересылки между двумя выбранными западноевропейскими странами также будут исследоваться;


(в) Потоки, направленные к Северной Америке. Будет исследоваться связи между одной Латиноамериканской или одной Карибской страной происхождения и/или Азиатской страной происхождения (например, Китай) с выбранной страной назначения (например, Канада или Соединенные Штаты).


Оценки будут основаны на трех источниках информации, как описано ниже.



Литература и статистика



Будет сделан общий краткий обзор законодательных условий относительно организованной преступности, занимающейся контрабандой и торговлей людьми, средств пограничного контроля иммиграционных процедур и проституции. Будут сделаны анализы из следующего:


(а) Литература по маршрутам переправки и используемым способам;


(б) Доступная статистическая информация о контрабанде мигрантов и пересылке;


(в) Отчеты по проектам правительственной, неправительственной и международной технической помощи и инициативы по борьбе с контрабандой и связанными с этим проблемами, в свете международного сотрудничества.


Информация будет главным образом получена из следующих источников:


(а) Министерские, парламентские или другие официальные отчеты из государств-членов;


(б) Парламентские слушания;


(в) Отчеты и комментарии из международных организаций и локальных неправительственных организаций;


(г) Ввод из документационных центров специализированных организаций, статей, представленных на национальных и международных конференциях и отчетах университетов и научно-исследовательскими институтов;


(д) Анализ содержания освещения этой темы средствами массовой информации.


Интервью



Интервью будут проведены с ведущими специалистами агентств (правоохранительные органы, иммиграция) занимающимися данными проблемами. Интервью с социальными работниками, представителями местных и национальных общественных учреждений и локальными экспертами будут также выполнены. Информация будет также собрана от жертв непосредственно. Таким образом, например, чтобы исследовать принудительную проституцию, будут входить в контакт с женщинами, принужденными предлагать сексуальные услуги, и опрашивать о причинах их введения в сексуальную торговлю, а в случае контрабанды, будут искать контакты с людьми в иммиграционных лагерях.


Судебные дела



Будет проведен глубокий анализ судебных дел, касающихся преступных групп, и будут опрошены официальные лица, следящие за соблюдением законов, которые вели эти дела. Всякий раз, когда возможно, будут также интервьюироваться и потерпевшие.


Предварительно будет проведено пилотажное изучение в двух выбранных странах из разных регионов (например, Италия и Филиппины), чтобы проверить методологические рычаги (типа полуструктурированных интервью).


По итогам оценок будет составлен отчет. Он будет представлен на Web-странице.



Фаза 2: Демонстрационные проекты


На основе оценок пять или большее количество стран будет включаться в проект. В этих странах будет применен набор специальных мер вмешательства. Они будут посвящены укреплению пропускной способности, чтобы контролировать и противодействовать формам торговли на национальном и международном уровнях. Они могут быть проведены в отдельной стране или могут включать страны отправки, а также страны транзита и/или назначения.


Цель заключается в том, чтобы установить ряд мер, которые будут иметь воздействие и на систему коррумпированного правосудия и на способы, которыми это связано с другими партнерами на национальном уровне (например, социальное обеспечение и неправительственные организации) также как и на международном уровне.


Демонстрационный проект может включать следующее:


* Обучение официальных лиц, следящих за соблюдением законов


— Рекомендации по законодательной реформе;


— Создание национальных коалиций релевантных агентств;


* Составление модели законодательства


— Соглашения о выдаче между Государствами-членами жертв торговли;


* Реализация программы помощи жертвам и защиты свидетелей и репатриации;


* Создание превентивной политики;


* Учреждение рамок сотрудничества релевантных агентств между странами.


Примеры возможных демонстрационных проектов:


(а) Усиление сотрудничества между агентствами (например на Филиппинах):


Эти рамки сотрудничества будут включать обмен информацией, нужной для подготовки дел, в том числе касающихся торговли людьми. Соглашения также определят распределение задач.


(б) Сотрудничество между странами на уровне учреждений юстиции (например, Албания и Италия)


Соглашения о сотрудничестве могли бы быть разработаны, чтобы улучшить двустороннее сотрудничество, включая обмен информацией, необходимой для подготовки дел, включающих контрабанду и торговлю людьми; усовершенствовать методы помощи выдачи.


(в) защита свидетелей и жертв


Демонстрационный проект поможет в усовершенствовании сотрудничества между жертвой, свидетелями и полицией, включая разработку основ проекта для программы защиты свидетелей. Более детально проект разработает соглашение по защите свидетеля, жертвы между полицией, иммиграционными и социальными агентствами стран. Проект может также быть пилотажным в одном судебном регионе, направленным на улучшение работы правоохранительных органов (следственные органы, обвинители, судьи) занимающихся свидетелями торговли людьми.



Фаза 3: Оценка проектов



Оценка будет дана после выполнения фазы 2 независимой группой исследования, применяя стандартизированные методы.


Применяемые методы изменятся согласно характеру проекта. Они могут включать интервью, включая агентства, которые представляют жертв, в зависимости от их роли в процессе. В некоторых случаях, объективные показатели результатов, например, успешные судебные преследования, будут включены в оценку проекта.


Результаты будут размещены на web-сайте.



Фаза 4: Международная стратегия против контрабанды мигрантами и торговле людьми


При принятии во внимание результатов оценок и демонстрационных проектов, будет разработана глобальная стратегия против контрабанды мигрантами и торговли людьми.


Глобальная стратегия будет подготовлена в тесном сотрудничестве с международными и национальными агентствами, включенных в программу. Будут проводиться региональные круглые столы. Значительный базовый материал будет представлен на Web-сайте. Конечный отчет, представляющий сравнительный краткий обзор оценок и проектов будет также подготовлен.


Конечный отчет и международная стратегия будут вынесены на глобальный форуме высшего уровня, который будет проведен в 2002 г.



4. Партнерство



Программа будет выполнена в сотрудничестве с другими объектами Организации Объединенных Наций и межправительственными и неправительственными организациями. Программа предусматривает тесное сотрудничество с теми или иными организациями в оценке, представлении и фазах оценки. Такое сотрудничество будет включать участие таких организаций в детальной разработке международной стратегии.



5. Выводы Программы



В резюме, выводы программы будут следующими:


— Оценки контрабанды и потоков переправки людей;


— Создание банка данных самых лучших методов;


— Web-страница;


— Демонстрационные проекты, включающие их оценку;


— Конечный отчет;


— Международная стратегия;


— Международный форум;



6. Персонал, вовлеченный в программу


Штат Организации Объединенных Наций



Один социолог и один криминалист для участия главным образом в реализации фазы 1 программы:


(а) Определение основных правил сбора информации;


(б) Установление и обновление банка данных и web-сайта и создание связи с другими web-сайтами;


(в) Поддержание связи с организациями, включенными в различные фазы программы, особенно на уровне одной страны;


(г) Организация групп исследования, работающих на локальном уровне;


(д) Запись и обновление отчетов оценок;


(е) Сотрудничество в подготовке глобальных cтратегий.


Один обвинитель и один эксперт помощи жертвам с опытом в реализации проекта главным образом выполнит фазу 2 из программы:


(а) Обеспечение банка данных и web-сайта по законодательству, официальных документов и статистики;


(б) Поддержание близкой связи с организациями, включаемыми в различные фазы программы, особенно внутри показа в рамках проекта;


(в) Выполнение демонстрационных проектов;


(г) Сотрудничество в подготовке глобальных cтратегий.


Также потребуется один администратор банка данных.



Консультанты



В фазе 1 и фазе 2, будет осуществлено сотрудничество в местном масштабе привлеченных консультантов (исследовательские институты также как индивидуальные эксперты, силы правопорядка и персонал судебной власти также как неправительственные организации).



Приложение I: Рычаги Организации Объединенных Наций



Подавление рабства либо в форме классической работорговли, либо современные формы рабства одна из основных целей Организации Объединенных Наций. Под эгидой Лиги Наций и Организации Объединенных Наций, рабство в его различных формах было осуждено на различных форумах и в многочисленных законодательных и политических актах.


Организация Объединенных Наций обеспокоена нарушением прав человека, проявляющихся в традиционной и современной форме рабства, типа торговли людьми, женщинами, детьми, эксплуатация проституции, сексуальной эксплуатации, трудовой эксплуатации, эксплуатация детского труда, продажа детей, детская проституция и порнографии, долговой неволи, использование детей в вооруженных конфликтах и в условиях апартеида и колониального режима. Множество объектов Организации Объединенных Наций, имеющих дело с женщинами, детьми, беженцами и мигрантами и нарушениями прав человека, дискриминацию, эксплуатацию и насилие, совершаемых в отношение некоторых уязвимых групп в течение войн и вооруженных конфликтов.


Работа по уменьшению рабства продолжается Генеральной Ассамблеей и функциональными комиссиями Экономического и Социального Совета, которые включают: Комиссию по Предотвращению Преступления, Комиссия по Социальной Разработке, Комиссия по правам человека и подкомиссии по предотвращению дискриминации и защите меньшинств, Рабочая группа по современным формах рабства, недавно созданная Экспертная Группа по делам человека и беженцев, Комиссия по статусу женщин, комитета против дискриминации женщин и Комитета по правам детей. Специальные сотрудники, назначенный за эти годы и работающий под эгидой Экономического и Социального Совета и вспомогательных отделов, работают над проблемами контрабанды людей и эксплуатации проституции, насилия против женщин и его причин и следствий, продажи детей, детской проституции и порнографии.


Комиссии ООН, которые наблюдают за релевантными действиями программы внутри их соответствующих полей, включают Ведомство борьбы с наркотиками и Предотвращения Преступлений, Верховный комиссариат ООН по правам человека, Отдел Организации Объединенных Наций по защите женщин, Проектный Фонд Организации Объединенных Наций в защиту женщин, Верховный комиссариат ООН по делам беженцев, Международную организацию труда, Международную Организацию по делам беженцев, Образовательную, Научную и Культурную Организация при ООН, Международную Организацию гражданской авиации, Международную Морскую Организацию, Всемирную Организацию здравоохранения и Всемирную Торговую Организацию.


Ряд ранних соглашений определенно стремится к подавлению рабства, торговли людьми и эксплуатации проституции, принудительного труда и рабства, а именно: Международное Соглашение от 18 мая 1904 г. О запрете торговли белыми людьми, Протокол от 1948 г.; Международное Соглашение от 4 мая 1910 О запрете контрабанды белых людей, Международное Соглашение о запрете продажи женщин и детей от 30 сентября 1921 г., Протокол от 1947 г.; Конвенция против рабства, 1926 г.; против продажи людей и эксплуатации проституции от 1949 г.; 1953 г. Протокол, редактирующий Конвенцию против рабства, подписанный в Женеве 25 сентября 1926 г. и Об отмене рабства, работорговли, и методов, подобных рабству, 1956 г.


Другие релевантные методы Организации Объединенных Наций: Декларация о правах детей, 1959 г.; Декларация против дискриминации женщин, 1967 г.; Декларация о защите женщин и детей в катастрофах и вооруженных конфликтах, 1974 г.; Декларация о расовой дискриминации, 1978 г.; Найроби, 1985 г., Cтратегии по защите женщин; Всемирная декларация по выживанию, защите и развитию детей и План действий по ее выполнению,1990 г.; Декларация против насилия женщин, 1992 г.; Программа по предотвращению и ответственности за сексуальное насилие по защите беженцев и женщин, 1992 г.;


Программа действий по предотвращению продажи детей, детской проституции и детской порнографии, 1992 г.; Программа Действий по защите беженцев и их семей, 1992 г.; Венская конвенция по правам человека, 1993 г.; Всемирная Программа по делам молодежи до 2000 г.,1995 г.; Декларация Организации Объединенных Наций на по защите прав, 1995 г.; Пекинская Декларация Четвертой Всемирной Конференции по правам женщинам, 1995 г.; Программа по борьбе с насилия против женщин, 1997 г.; и План Действий по охране здоровье женщин и детей.


Приняты решения по борьбе с торговлей людьми и принудительным трудом: Женевское соглашение, 1949 г., дополнительные протоколы к нему, 1949 г.; соглашение о статусе беженцев, Соглашение о политических правам женщин (1952 г.); Международное Соглашение по искоренению всех форм расовой дискриминации (1965 г.), Международные Соглашения о правах человека (1966 г.), Международное Соглашение по экономическим, социальным и культурным правам (1966 г.), Международное Соглашение о гражданских и политических правах (1966 г.), Факультативный Протокол к Международному Соглашению о гражданских и политических правах (1966 г.), Соглашение по искоренению всех форм дискриминации женщин (1979 г.), Соглашение против пыток и жестокого обращения или наказания (1984 г.), Конвенция по правам детей (1989 г.), и Международное Соглашение по защите мигрирующих рабочих и членов их семей (1990 г.).


Кроме того, важное значение имеет работа, которая была выполнена Международной организацией труда ООН против принудительного труда, неволи и рабства. Конвенция по принудительному труду 1930 г. и Отмене принудительного труда, 1957 г. стремятся к подавлению использования принудительного или обязательного труда во всех формах. Соглашение (Номер 138) относительно минимального возраста для разрешения трудовой занятости. Соглашение Организации Объединенных Наций по Закону Моря (1992 г.) направлен на нелегальные действия на экстерриториальных водах, включая пиратство и контрабанду людей морским путем. В статье 99 заявляется, что стороны обязаны запретить транспортировку рабов в судах.


Издаются специальные законы, направленные на защиту прав женщин и детей против дискриминационных эксплуатационных методов. В Соглашении о запрете всех форм дискриминации женщин (1979 г.), в статье 6 провозглашено, что стороны обязаны принять все соответствующие меры, чтобы подавить все формы контрабанды и эксплуатации проституции женщин. В Соглашении по Правам ребенка (1989 г.), статья 34, заявляется, что стороны обязаны защитить детей от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального злоупотребления и принять все меры для предотвращения принуждения детей к любой незаконной сексуальной практике, включая эксплуатационное использование в проституции и участие в порнографии.


Сфера деятельности программы Организации Объединенных Наций по уменьшению торговли людьми была усилена в последние годы. Термин и понятие насилия против женщин теперь включает торговлю женщинами и девушками. С иностранцами, занимающимися контрабандой воздушным путем и морским путем имеет дело Международная Организация гражданской авиации и IMO. Недавно Организация Объединенных Наций включилась в региональных инициативы, направленные на региональные и международные проблемы относительно нелегальной миграции, типа «Будапештский Процесс», и торговлю женщинами и детьми, особенно в Азии, Европе и Латинской Америке.


Комментарий к Глобальной программе борьбы с незаконной


миграцией


Профессор Клейменов М.П., Шамков С.В.



 


 


Представленная программа выражает обеспокоенность международного сообщества проблемами криминализации глобального пространства. Выбор проблемы (незаконная миграция и торговля людьми) указывает на прогнозтичность мышления экспертов-разработчиков программы: эта проблема обещает стать одной из наиболее напряженных в ближайшее десятилетие. Следует положительно оценить и точность выбора, так как незаконная миграция и торговля людьми, с одной стороны, самым тесным образом связаны с нарушением прав человека (нередко в исключительно циничной форме), а с другой — находятся в створе интересов организованной преступности. Таким образом, исследование проблемы позволяет, во-первых, выработать подходы для оценки уровня криминализации государств и правительств и, во-вторых, определить и рекомендовать эффективные стратегии рассматриваемым явлениям.


По отношению к России и другим государствам Восточной Европы справедливы предварительные выводы программы о том, что многие страны не имеют эффективной политики борьбы с торговлей людьми. Более того, в этом плане Российская Федерация выглядит значительно хуже тех государств, которым она ранее (до распада СССР и Варшавского блока) традиционно покровительствовала. Например, в УК России, который принят в 1996 г., а введен в действие в 1997 г., отсутствует уголовная ответственность за торговлю людьми (за исключением торговли детьми). Между тем принятые одним-двумя годами позднее уголовные кодексы Белоруссии, Казахстана, Киргизии такую норму содержат. Даже на Украине, где до сих пор действует старый уголовный кодекс, соответствующая уголовно-правовая норма (ст.124-1) в 1998 г. включена в УК. В 1999 году в этом государстве создана и принята к реализации национальная программа по предотвращению торговли людьми. При областных Управлениях МВД созданы специальные подразделений по борьбе с торговлей людьми.


Тем не менее, обстановка, связанная с проявлениями современной работорговли, остается на Украине весьма сложной и напряженной. По данным МВД Украины за последние 5 лет около 400.000 480.000 женщин вывезены с территории страны в другие страны для работы в секс-индустрии и низкооплачиваемых сферах предприятий легкой промышленности, 100.000 из них были принуждены к занятию проституцией. Что же говорить о ситуации в России, где нет ни адекватного законодательства, ни соответствующих программ, ни требуемых организационных структур. Здесь только инициатива международных организаций способна привлечь внимание правительства и общественности к этой актуальной проблеме.


К сожалению, Россия выпала из числа государств, в которых осуществляются исследования, предусмотренные рассматриваемой программой. Думается, это большое упущение разработчиков, которые не воспользовались возможностью опереться на богатый научный потенциал, которым располагает Российская Федерация.



 


Международное сотрудничество в борьбе с организованной преступностью


в сфере нелегальной миграции и торговли людьми



 


 

Исходя из транснациональной основы сетей контрабанды и незаконной торговли людьми, международное сотрудничество между прокуратурой, правоохранительными органами, разведкой и другими организациями ключ к уменьшению количества синдикатов, занимающихся этим видом преступной деятельности. Основными многосторонними координирующими организациями в этой сфере борьбы являются Интерпол и Европол. Двухсторонние механизмы такого сотрудничества: MLAT договоры о правовой взаимопомощи; MLAA соглашения о правовой взаимопомощи; судебное поручение (рогаторий); размещение сотрудников правоохранительных органов за рубежом.


Интерпол


Функции Интерпола в этой сфере заключаются в согласовании всех вопросов через Национальные Центральные Бюро (НЦБ); предоставлении возможности направлять сигнал тревоги о разыскиваемых или пропавших людях, а также о сомнительных организациях, собственности и преступных методах действия; оказании поддержки расследованиям, относительно незаконных перевозок и торговли людьми. Кроме того, этот орган имеет аналитика, для мониторинга за случаями незаконных перевозок и торговли людьми и телекоммуникационную поддержку.


Недостатки в организации борьбы в этой сфере заключаются в том, что система сильна настолько, насколько сильны индивидуальные НЦБ; а также в недостаточном анализе передачи донесений.



Европол



Полномочия этой организации — это получение, сличение и анализ данных, которые офицеры связи отправляют из государственных правоохранительных органов государств-участников для рассмотрения; уведомление без задержки компетентных органов государств-участников о информации и связях, обнаруженных между уголовными преступлениями; оказание помощи расследованию государств-участников; поддержание компьютеризированной системы для сбора информации; оказание помощи в расследовании случаев незаконных перевозок и торговли людьми. Вслед за первым совещанием экспертов по вопросу торговли людьми (март 1998 г.) Европол издал свой первый Информационный Бюллетень по торговле людьми в октябре 1998 г.


В 1999 году начал оказывать помощь в случаях детской порнографии, а также предпринял усилия по разработке модели передачи информации, и установлении общего формата для протоколирования уголовной разведки.


В настоящее время, по сообщениям прессы, Европол предпринимает конкретные расследования, основой для которых явились критические замечания Европейского Парламента.



Договоры о правовой взаимопомощи ( MLAT) содержат механизмы для формального сотрудничества по уголовным делам. В частности, это может быть вручение документов государству, к которому обратились с запросом; определение местонахождения или идентификация людей или предметов в государстве, к которому обратились запросом (просьбой, требованием); предоставление документов, протокольных записей и исковых заявлений, находящихся в государстве, к которому обратились с просьбой; выполнение требований по проведению обысков и выемок в государстве, к которому обратились за помощью; любая другая форма помощи, не запрещенная законом государства, к которому обратились за помощью.



Соглашения о правовой взаимопомощи ( MLAA) имеют такую же структуру как и MLAT, но соглашение, не связано какими-либо обязательствами.


Рогаторий, судебное поручение (о допросе свидетеля) — это официальное требование (запрос) суда к соответствующему судебному органу о даче свидетельских показаний, других документальных (письменных) доказательств или вручение судебного документа. Иностранный суд может оформить судебное поручение в соответствии с законами и правовыми нормами иностранного государства. Рогаторий используется в случае отсутствия официального соглашения. Обязательное требование таково, что оно должно быть заверено печатью суда и подписью судьи.


Размещение персонала за рубежом в основном представлено программами, предназначенными для расследования транснациональных преступлений, как например, отправка следователей по делам организованной преступности за рубеж в качестве советников или атташе, а также образовательных программах, предназначенных для обучения сотрудников правоохранительных органов из разных стран, как, например, создание на двухстороннем уровне ударных отрядов полиции по борьбе с организованной преступностью. Кроме того, они могут быть предназначены для отправки адвокатов и других экспертов по праву за рубеж для консультирования прокуроров, судей и других служащих.



Использование техники: Телекоммуникации


дают возможность правоохранительным органам обращаться к различным агентствам как внутри страны, так и в международном масштабе по вопросам обмена информацией о пропавших без вести и разыскиваемых лицах, либо информацией об организациях, подозреваемых в незаконных перевозках и торговле людьми. Существует система передачи сообщений Интерпола; а также американская система ( US NLETS). Информационные сети делают возможным обмен информацией и осуществляют связь с национальным центром по вопросам пропавших без вести и эксплуатируемых детях.



Информационные системы Интерпола включают:

  • релевантные системы, представляющие собой сеть коммуникаций, которые позволяют Национальному центральному бюро (NCB) отправлять цветные зашифрованные уведомления всем 178 странам-участникам;

  • автоматизированную систему поиска, являющуюся центральной базой данных Главного Управления Интерпола, которая хранит переданные сообщения и информационные файлы.

Интерпол имеет следующие типы уведомлений:


  • красное : требует ареста субъекта, для которого был выдан ордер на арест и в этом случае требуется экстрадиция

  • синее : требует информации (личность, досье преступника) для лиц, которые совершили уголовные преступления, и обычно для отслеживания и обнаружения лица, в случае которого может потребоваться экстрадиция

  • зеленое : предоставляет информацию о преступном прошлом лиц, которые совершили или которые вероятно совершат преступления в различных странах (например, лица, покушающиеся на растление малолетних)

  • желтое : разыскиваются пропавшие без вести или потерявшиеся лица ( например, пропавшие без вести дети

  • серое: сообщает информацию о различных организованных преступных группах.

Использование техники для обнаружения незаконной миграции.


Для обнаружения безбилетных пассажиров могут использоваться:


  • рентгеновские установки, как переносные, так и стационарные, которые позволяют быстро просматривать грузовики, контейнеры и другие средства грузоперевозок для людей;

  • детекторы, устанавливаемые в грузовых прицепах на обнаружение повышенного содержания двуокиси углерода или повышенной температуры, что свидетельствует о наличии людей спрятанных внутри груза.

Для обнаружения незаконного пересечения границы используются:


  • стационарные и переносные инфракрасные установки вдоль неохраняемых участков границы, подающие сигнал тревоги на признаки тепла человеческого тела;

  • сейсмические детекторы, которые реагируют на вибрации почвы, которые создает человек при пересечении участка границы.

Кроме того, необходимо применять нетрадиционные образцы техники, как


например, использовать спутниковое наблюдение для


обнаружения незаконных перевозок мигрантов морским путем.



Недостатки в организации международной борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми


  • Незаконные перевозки и торговля, особенно женщинами часто рассматривается как незначительная проблема, не требующая вложения значительных средств.

  • Терпимость в отношении секс индустрии часто используется для торговли женщи-

нами.


  • Недостаточная информированность правоохранительных органов о природе и методах торговцев, особенно на местном уровне.

  • Пограничники патрулируют определенные участки границы и не меняют свои маршруты.

  • Отсутствие средств у многих национальных правительств на полицейские и пограничные силы.


Способы их исправления


  • Необходимо признание того факта, что прибыльность сетей по незаконной торговле людьми с все более возрастающими связями с преступными и террористическими организациями, делает их достойной мишенью для правоохранительных органов, в том числе их связи с публичными домами и проституцией.

  • Улучшение сбора сведений о торговцах, особенно их связей с преступными организациями и сопоставление со сведениями, существующими в других местах.

  • Динамичное расписание патрулирования границы и больше внимания мобильным подразделениям.

  • Более конкретные предложения по финансированию инициатив, направленных на борьбу с торговлей людьми.
 

Оставит комментарий