Зарождение рыночной экономики и появление предпринимательства потребовало появления нового, ранее неизвестного советскому праву, института регулирования и защиты коммерческой тайны. Впервые это нашло свое отражение в ст. 27 закона СССР «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 г. Положения этой статьи устанавливали право предприятий не предоставлять контрольным органам сведений, составляющих коммерческую тайну. При этом перечень таких сведений составлял руководитель предприятия, а совет министров страны должен был определить, какие сведения не могут составлять коммерческую тайну. Ряд положений содержался также в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 года, относившем секреты производства к охраняемым объектам интеллектуальной собственности, Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. и др. нормативных правовых актах.
В последующем, после распада СССР, правовое регулирование вопросов связанных с коммерческой тайной развивалось самостоятельно в каждой из стран бывшего советского союза.
Давайте более подробно рассмотрим правовой режим коммерческой тайны в некоторых странах СНГ.
Российская Федерация
Первоначально термин «коммерческая тайна» нашел свое отражение в различных нормативных актах например – Закон «О статусе народного депутата РСФСР», «О государственной налоговой службе», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О средствах массовой информации», «О частной детективной и охранной деятельности», «О недрах», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О федеральных органах государственной безопасности», «О космической деятельности», «О федеральных органах налоговой полиции» и др. Но ни один из этих законов не давал правового определения понятию «коммерческая тайна». Впервые такое определение появилось в первой части Гражданского кодекса РФ (вступил в силу 1 января 1995 года) – ст. 139 определила коммерческую тайну как «информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу своей неизвестности третьим лицам, к которой нет доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности». Гражданский кодекс установил гражданско-правовую ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну. С момента вступления в силу нынешнего Уголовного кодекса РФ (1 января 1997 года) предусмотрена уголовная ответственность за разглашение коммерческой тайны – ст. 183 УК предполагает в качестве наказания штраф до 500 МРОТ или лишение свободы сроком до трех лет.
В октябре 1995 года правительство разработало и внесло в Думу проект федерального закона, регулирующего институт коммерческой тайны. Необходимость внесения изменений и дополнений в законопроект (было внесено более 400 поправок в текст законопроекта) привела к тому, что закон был принят только в 1999 году. Однако президент Российской Федерации Борис Ельцин отказался его подписать, мотивируя это тем, что «вопросы защиты информации с ограниченным доступом в достаточной степени урегулированы действующим законодательством».
В последующем этот вопрос вновь возник в 2002 году когда выяснилось, что отсутствие соответствующего закона является одним из основных препятствий для вступления России в Всемирную Торговую Организацию. Новый проект закона «О коммерческой тайне» был разработан экспертами Минпромнауки, Минатома, Роспатента и Гостехкомиссии, в мае 2003 года его внесли на рассмотрение Госдумы. 23 мая депутаты одобрили проект в первом чтении. Правительственные эксперты определили коммерческую тайну как «научно-техническую, технологическую, производственную информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау), финансово-экономическую и иную информацию», которая (в соответствии с Гражданским кодексом) должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу своей неизвестности третьим лицам. Ст. 3 закона дает юридические определения таким понятиям, как «обладатель коммерческой тайны», «доступ к коммерческой тайне, разглашение, передача и режим коммерческой тайны». В ст. 5 перечисляются виды информации, которые не могут составлять коммерческую тайну. Закон подробно описывает (ст. 11) обязательные меры по охране коммерческой тайны. В частности, обладатель коммерческой тайны должен определить перечень составляющей ее информации и ограничить свободный доступ к ней, на материальные носители такой информации (или сопроводительные документы) необходимо нанести гриф «Коммерческая тайна» и указать ее обладателя (физическое или юридическое лицо). Органы власти всех уровней и органы местного самоуправления наделены правом безвозмездно получать информацию, составляющую коммерческую тайну, «в случаях, когда это необходимо для выполнения данными органами функций в рамках своей компетенции, установленной федеральными законами».
Украина
Термин «коммерческая тайна» был введен в правовой оборот Законом Украины «О предприятиях в Украине» о т 27.03.91г. Под коммерческой тайной предприятия понимаются сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, не являющиеся государственной тайной, разглашение (передача, утечка) которых может причинять ущерб его интересам. Коммерческая тайна имеет следующие, присущие только ему, отличительные признаки. А именно: 1) предмет коммерческой тайны; 2) субъект коммерческой тайны; 3) запрет разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну; 4) наличие ущерба и неблагоприятных последствий для лица, причинившего ущерб владельцу коммерческой тайны.
Согласно Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.98г. разглашение коммерческой тайны это ознакомление другого лица без согласия лица, уполномоченного на это, с ведомостями, которые в соответствии с действующим законодательством Украины, составляют коммерческую тайну, лицом, которому ни сведения были доверены в установленном порядке или стали известны в связи с исполнением служебных обязанностей, в случае если это причинило или могло причинить вред хозяйствующему субъекту (предпринимателю).
Надо отметить один из правовых пробелов допущенный законодателями соседнего государства. Так согласно закону Украины «О предприятиях в Украине» право определять круг сведений составляющих коммерческую тайну предоставлено предпринимателю. В тоже время согласно Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» такие сведения определяются в соответствии с действующим законодательством. Фактически законодательство предоставляет предпринимателю право самостоятельно определять круг сведений, которые являются коммерческой тайной. В то же время нормативными актами Украины устанавливаются только ограничения на отнесение информации к коммерческой тайне. Вышеуказанная ситуация, является примером того, что регулирование какого либо правового института различными нормативными актами, при отсутствии конкретной правовой нормы, а также практика применения отсылочных норм, приводит к существенными правовым пробелам, когда норма ссылается на несуществующие положения.
В Законе Украины «О предприятиях в Украине» установлены две формы разглашения сведений составляющих коммерческую тайну: передача и утечка сведений составляющих коммерческую тайну. Передача сведений составляющих коммерческую тайну — это незаконное ознакомление третьих лиц с сведениями, отнесенными субъектом предпринимательской деятельности к коммерческой тайне, лицом, которому такие сведения известны в связи с исполнением своих трудовых обязанностей или у которого имеется доступ к ним и связи с выполнением должностных обязанностей. Под утечкой сведений составляющих коммерческую тайну понимаются умышленные или неумышленные действия лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне, которые способствуют ознакомлению с такими сведениями третьих лиц.
В настоящее время за нарушение прав владельца коммерческой тайны законодательством Украины установлены следующие виды ответственности:
Ответственность в рамках трудовых отношений. За несоблюдение режима работы с информацией, составляющей коммерческую тайну, к работникам субъекта предпринимательской деятельности может быть применена материальная и дисциплинарная ответственность. Привлечение к материальной и дисциплинарной ответственности осуществляется на общих основаниях, с учетом особенностей правового статуса «коммерческой тайны».
Гражданско-правовая ответственность. Согласно статье 440 Гражданского кодекса Украины причиненный вред должен быть возмещен в полном объеме. При этом, в соответствии со статьей 440 указанного кодекса, возмещение морального вреда не связано с возмещением материального, а размер возмещения определяется СУДОМ Моральный ущерб возмещается в денежной или иной материальной форме. В любом случае размер возмещения не может быть менее 5 минимальных размеров заработной платы.
Административная ответственность. Административная ответственность за нарушения, связанные с коммерческой тайной, устанавливается за получение, использование, разглашение коммерческой тайны ч. З ст. 164-3 Кодекса об административных правонарушениях Украины. Установленное для нарушителя наказание -штраф в размере от 10 до 20 минимальных размеров заработной платы.
Законом Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» предусмотрена ответственность за неправомерный сбор коммерческой информации (ст.16), разглашение коммерческой тайны (ст.17), склонение к разглашению коммерческой тайны (ст18.), неправомерное использование коммерческой тайны (ст.19). Этим же законом регулируется порядок подачи и рассмотрения заявлений по указанным правонарушениям в Антимонопольный комитет Украины.
Уголовная ответственность. Уголовный кодексом Украины предусмотрены следующие преступления связанные с нарушением требований охраны коммерческой тайны:
Статья 148-6 незаконный сбор с целью использования или использование сведений, которые составляют коммерческую тайну. Установленное наказание: лишение свободы на срок до 3 лет или штрафом до пятисот минимальных размеров заработной платы;
Статья 148-7 разглашение коммерческой тайны. Установленное наказание: лишение свободы до 2 лет, или исправительные работы до 2 лет, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, или штрафом до 50 минимальных размеров заработных плат.
Таким образом, очевидно, что в Украине уже давно назрела необходимость в принятии закона о коммерческой тайне, который смог бы эффективно урегулировать необходимые отношения в этой сфере и помимо этого устранил бы правовые пробелы и коллизии.
В республике Беларусь также отсутствует закон о коммерческой тайне.
Эти вопросы регулируются ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 6 ноября 1992 г. N 670 Об утверждении Положения о коммерческой тайне
Пункт первый положения определяет коммерческую тайну 1. Коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования.
2. Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных собственником и законодательными актами.
Статья 3 устанавливает следующие критерии
иметь действительную и потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим причинам;
не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству Республики Беларусь;
обозначаться соответствующим образом с осуществлением субъектом хозяйствования надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства;
не являться государственным секретом и не защищаться авторским и патентным правом;
не касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, способной нанести ущерб интересам государства.
Статья 8 Передача третьим лицам информации, являющейся коммерческой тайной, влечет за собой установленную законодательством ответственность при условии, что сведения содержались в тайне, что они были в установленном порядке вверены разгласившему их лицу без согласия на разглашение и что разглашением был причинен ущерб.
Казахстан
В Республике Казахстан в настоящий момент нет закона о коммерческой тайне. Нормы, в той или иной степени, регулирующие этот вопрос содержаться в различных нормативных актах.
Так определение коммерческой тайны можно найти в Законе Республики Казахстан «О защите и поддержке частного предпринимательства» Статья 21 Закона устанавливает, что коммерческой тайной являются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью хозяйственного субъекта, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Причем состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, определяются хозяйствующими субъектами, о чем заинтересованные лица извещаются в письменной форме.
Гражданский кодекс Республики Казахстан в статье 126 гарантирует защиту информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Законодательство также использует понятия: «информация с ограниченным доступом», «нераскрытая информация», «конфиденциальная информация, сведения», частью которых является понятие коммерческой тайны.
Статья 1018 Гражданского кодекса Республики Казахстан предоставляет законному владельцу нераскрытой информации возможность требовать:
• от лица, без законных оснований получившего, распространившего или использующего такую информацию – возмещения убытков, причиненных незаконным использованием;
• от лица незаконно использующего информацию – немедленного прекращения ее использования.
Вместе с тем законодательство в этой же статье устанавливает, что если лицо, незаконно использующее нераскрытую информацию, получило ее от того, кто не имел право ее распространять (например, от уволенного работника), но не знало и не должно было знать о том, что информация составляет чью-то тайну, то такое лицо является добросовестным приобретателем. А обладатель информации, которая была раскрыта, вправе потребовать возмещения убытков, причиненных использованием нераскрытой информации только после того, как добросовестный приобретатель был уведомлен, что ее использование незаконно.
К тому же лицо, самостоятельно и правомерно получившее сведения, составляющие содержание нераскрытой информации (например, самостоятельно разработавшее технологии производства товаров), вправе использовать эти сведения независимо от прав обладателя информации и не отвечает перед ним за такое использование.
Это положение значительно усложняет защиту коммерческой тайны, предоставляя правонарушителям, законные способы уклонения от ответственности и фактически полностью возлагаю бремя доказывания.
В законодательстве есть положения запрещающим служащим государственных органов и ведомств, получивших вследствие исполнения своих служебных обязанностей доступ к коммерческой тайне. Вместе с тем реальная правоприменительная практика представляется весьма сомнительной.
Статья 200 Уголовного кодекса Республики Казахстан устанавливает уголовную ответственность за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена по службе или работе, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб. Такие действия наказываются штрафом в размере от 200 до 500 месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 100 месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 месяца либо без штрафа. Однако обязательным условием является причинение крупного ущерба, которым в данном случае признается ущерб, причиненный гражданину (в том числе индивидуальному предпринимателю) на сумму, в 100 раз превышающую месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный организации на сумму, в 500 раз превышающую месячный расчетный показатель. Доказывать размер ущерба также придется обладателю сведений, составляющих коммерческую тайну, что делает указанную статью УК практически неработающей.
Если размер ущерба не превышает указанного ограничения или этот размер не определен, речь может идти о привлечении виновного к административной ответственности в соответствии со статьей 158 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, которая за нарушение обязанности сохранения сведений, содержащих коммерческую тайну без согласия их владельца лицом, которому они стали известны в связи с профессиональной или служебной деятельностью предусматривает штраф в размере до 50 месячных расчетных показателей.
Привлечение к уголовной или административной ответственности осуществляется по заявлению потерпевших ущерб организаций, собственника или индивидуального предпринимателя.
Дисциплинарная ответственность работников за разглашение и использование коммерческой тайны работодателя (начиная от выговора и заканчивая увольнением) предусмотрена Законом Республики Казахстан «О труде».
Турменистан
В Туркменистане соответствующий закон был принят относительно недавно в 2000 году.
Согласно статье 1. ЗАКОНА ТУРКМЕНИСТАНА от 19 декабря 2000 года №53-II «О коммерческой тайне»
Коммерческая тайна — это информация не являющаяся государственным секретом, связанная с экономической, финансовой, производственной, технологической и иной деятельностью предприятия, организации, учреждения или индивидуального предпринимателя, разглашение (передача, утечка) которой может нанести ущерб их деятельности и интересам.
Статья 3 закона устанавливает следующую сферу действия закона — Настоящий Закон распространяется на граждан Туркменистана, граждан иностранных государств, лица без гражданства, юридические лица, филиалы, представительства юридических лиц, находящиеся на территории Туркменистана, во владении, пользовании и распоряжении которых находится информация, составляющая коммерческую тайну (далее именуются правообладатели).Действие настоящего Закона распространяется также на лица, которым такая информация стала известна в установленном порядке.
Установлены в законе также и особые требования к информации составляющей коммерческую тайну. Так согласно статье 4 закона: Информация, составляющая коммерческую тайну, должна соответствовать следующим требованиям:
иметь действительную или потенциальную ценность для ее обладателей в силу неизвестности ее третьему лицу (лицам);
не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству Туркменистана;
обеспечиваться соответствующими мерами защиты ее конфиденциальности, включая разработку внутренних правил ограничения пользования, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации учета, хранения и применения.
Среди оснований возникновения права на информацию составляющую коммерческую тайну закон в статье 6 устанавливает следующие:
создание информации своими силами и (или) за свой счет;
договор на создание информации;
договор, содержащий условия перехода права собственности на
информацию к другому лицу (лицам).
При этом Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью физического или юридического лица, если она создана им, приобретена на законном основании, получена в порядке наследования или дарения. Помимо этого Информация, составляющая коммерческую тайну, может быть предметом различных договоров: инвестиционного, купли-продажи, о передаче научно-технической продукции, об оказании услуг, о разделе продукции и иных договоров.
Обязанность по защите сведений составляющих коммерческую тайну согласно статье 14 закона лежит на предприятиях организациях учреждениях и индивидуальных предпринимателях которые должны принимать соответствующие технические и организационные меры, необходимые для обеспечения сохранности информации, составляющей коммерческую тайну. При этом согласно закону в организациях и учреждениях могут создаваться соответствующие службы, функции и полномочия которых отражаются в положениях, инструкциях или приказах. Государство в свою очередь содействует в создании необходимых условий для обеспечения защиты и сохранности коммерческой тайны.
В соответствии с законом (статья 17) должностные лица, работники предприятий, организаций, учреждений, другие физические и юридические лица, нарушающие установленный настоящим Законом или правообладателем порядок использования, распространения, хранения и защиты информации, составляющей коммерческую тайну, несут ответственность в соответствии с законодательством Туркменистана.
Грузия
В Грузии также отсутствует закон о коммерческой тайне. Отсутствуют, какие либо положения и в законе Грузии «О предпринимателях» от 28 октября 1994 года. Правда в соответствии со ст. 1105 Гражданского кодекса Грузии “предприниматель, который владеет производственно-коммерческой тайной (ноу-хау), которая представляет собой особо ценную техническую, организационную или коммерческую информацию, что подтверждено определенными действиями, необходимыми и достаточными для ее сохранности, имеет особые права на эту информацию”. Таким образом в Грузии есть насущная необходимость в разработке и принятии специализированных нормативных актах которые могли бы адекватно регулировать правовой режим коммерческой тайны.
Армения
Армения также как и ряд других стран СНГ не обладает законом о коммерческой тайне. Отдельные правовые положения содержаться в различных нормативных актах
3АКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИИ О ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 50 «3АКОНА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИИ О ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» дает следующее определение коммерческой тайны.
Коммерческой тайной предприятия являются предусмотренные его уставом, распорядком деятельности или другими внутренними документами проекты, образцы, патенты, другие объекты, данные, публикация, передача или сообщение которых в иной форме посторонним лицам могут нанести ущерб интересам или деловой репутации предприятия. Предметом коммерческой тайны не могут быть данные о предприятии, которые оно в установленном законодательством Республики Армения порядке обязано сообщать государственным статистическим органам или публиковать.
Предприятие самостоятельно устанавливает порядок хранения и передачи объектов или данных, являющихся его коммерческой тайной, который не должен противоречить законодательству Республики Армения.
Размер ответственности за разглашение или иное сообщение коммерческой тайны предприятия устанавливается законодательством Республики Армения.
Молдова
В Молдове уже в 1994 году был принят закон «О коммерческой тайне» (N 171-XIII от 6 июля 1994 г. Monitorul Oficial от 10.11.94 г., N 13) который устанавливал соответствующие положения.
Так согласно статье 1 закона под коммерческой тайной понимаются не являющиеся государственной тайной сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансовой и другой деятельностью хозяйствующего субъекта, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.
Сведения, составляющие коммерческую тайну, являются собственностью субъекта предпринимательства либо находятся в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных им в соответствии с законодательством.
Законодательство также установило необходимые критерии коммерческой тайны. которые содержатся во второй статье закона:
Сведения, составляющие коммерческую тайну, должны соответствовать следующим требованиям:
а) иметь действительную или потенциальную ценность для субъекта предпринимательства;
b) не являться общеизвестными или общедоступными согласно законодательству;
с) обозначаться соответствующим образом с принятием субъектами предпринимательства надлежащих мер по сохранению их конфиденциальности через систему классификации названных сведений, разработку внутренних правил их засекречивания, введение соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организацию секретного делопроизводства;
d) не составлять государственной тайны и не защищаться авторским и патентным правами;
е) не содержать сведений о негативной деятельности физических и юридических лиц, способной нанести ущерб интересам государства.
Исходя из вышеизложенного, мы видим исчерпывающий перечень ограничительных условий. Вместе с тем в нормативных актах не содержится разъяснений, какая конкретно информация может быть отнесена к коммерческой тайне. Единственный установленный критерий — это наличие действительной, или потенциальной ценности для субъекта предпринимательства. Фактически, предприниматель должен самостоятельно определить эти сведения, с учетом своей специфики. Необходимо чтобы эти сведения не только были определены, но и была разработана процедура допуска работников предприятия, а также третьих лиц, к сведениям, составляющим коммерческую тайну. Выработан порядок использования, учета, хранения и маркировки документов и иных носителей информации, в том числе изделий и продукции предприятия, сведения о которых составляют коммерческую тайну. Эта система закрепляется положением о режиме коммерческой тайны на предприятии, приказом директора или иного полномочного руководителя юридического лица.
Закон о коммерческой тайне устанавливает также обязательства работников по сохранению коммерческой тайны (ст. 8 закона) Для практической реализации этого положения необходимо соблюдения следующих условий.
1. Наличие на предприятии соответствующего положения, о котором подробнее сказано выше, закрепленного внутренними нормативными актами предприятия.
2. Разъяснение работнику данного положения, его прав и обязанностей, а также проведение инструктажа о необходимости соблюдения мер по защите сведений составляющих коммерческую тайну.
3. После проведения инструктажа, работник дает обязательство, согласно которому он свидетельствует о том, что он ознакомлен с положением о коммерческой тайне и обязуется его соблюдать. Необходимо также отметить, что целесообразным является не однократный инструктаж, а регулярное или периодическое напоминание работникам предприятия основных правил и положений. При этом важно, что процесс не проводился формально.
В целях реализации этих положений на предприятии может быть создано специализированное подразделение по охране коммерческой тайны. Его правовой статус закреплен в ст. 9 Закона.
Как правило вопросы защиты коммерческой тайны находятся в введении службы безопасности предприятия или отделов режима и защиты информации. К сожалению далеко не все предприятия обладают необходимыми возможностями для создания таких подразделений. В этом случае, приказом руководителя предприятия, назначается ответственное лицо(лица), в обязанность которых, вменяется реализация положений о режиме коммерческой тайны, а также проведения необходимых контролирующих процедур.
Помимо работников предприятия доступ к коммерческой тайне могут получить и иные лица (например, деловые партнеры) В этом случае необходимо внесения пунктов о соблюдении режима коммерческой тайны в соответствующие договоры, либо проведение аналогичных для работников предприятия процедур, в отношении третьих лиц, непосредственно получающих доступ к коммерческой тайне.
Процедура доступа государственных контролирующих и иных органов к коммерческой тайне подробно освещена в части 2 и 3 стати 11 закона.
При этом согласно части 4 статьи 11 закона установлено, что иные органы и организации, в том числе средства массовой информации, правом истребования у хозяйствующего субъекта сведений, составляющих коммерческую тайну, не обладают.
Законодательство предусматривает дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность за разглашение сведений составляющих коммерческую тайну. Но, согласно статье 14 закона, установлено, что ответственность наступает при условии, что сведения содержались хозяйствующим субъектом в тайне, что они были в установленном порядке вверены разгласившему их лицу, без согласия на разглашение и, что разглашением был причинен ущерб.» Исходя из текста этой статьи, мы можем сделать вывод, что именно соблюдение вышеуказанных мер, позволяет, не только фактически повысить уровень защиты коммерческой тайны, но и предоставляет юридические основания для привлечения к ответственности лиц нарушивших ее режим. Согласно части второй статьи 15 закона, Работники хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также лица, незаконно получившие сведения, составляющие коммерческую тайну, или завладевшие ими, обязаны также возместить ущерб, причиненный хозяйствующему субъекту или субъекту предпринимательства. В тоже время, на практике, часто довольно сложно в полном объеме оценить реальный ущерб. Неправомерный доступ к коммерческой тайне может причинить не только конкретный материальный ущерб, но также существенно повредить деловой репутации юридического лица и привести к упущенной выгоде.
К сожалению, пока рано говорить о формировании правовой практики защиты коммерческой тайны. Правонарушения в этой сфере до сих обладают весьма высоким уровнем латентности, в том числе и в результате отсутствия необходимых знаний у предпринимателей. В результате предприниматели редко прибегают к судебной форме защиты коммерческой тайны, предпочитая решать этот вопрос другими, зачастую противоправными способами. Соответственно вопросы правого регулирования коммерческой тайны требуют более детального изучения с целью их унификации и выработки, более эффективных, мер защиты.