ARRESTING TRANSNATIONAL CRIME
An Electronic Journal of the U.S. Department of State August 2001 Volume 6, Number 2


Перевод Буряк М., аспирантки ДВГУ



От редакторов. Транснациональную организованную преступность уподобляют распространяющейся по всем миру раковой опухоли. Она способна подорвать демократию, разрушить свободную рыночную систему, уничтожить национальные фонды и препятствовать становлению стабильного общества. При этом национальные и международные преступные группы угрожают безопасности всех стран. Международное сообщество противостоит этой угрозе с удивительной оперативностью и единодушием, что является редкостью на мировой уровне. Этот выпуск журнала открывает эссе заместителя Госсекретаря по глобальным международным отношениям Паулы Добрянски. Оно рассказывает, чем именно опасны основные составляющие транснациональной преступности для США и мирового сообщества, и описывает политику США в сфере противодействия этому явлению. В журнале также есть материалы о совместной работе других стран по борьбе с этим явлением. Дополнительную информацию можно получить в библиографических источниках и ссылках на ресурсы Интернета.

ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ



РОСТ ГЛОБАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ


(Паула Добрянски, заместитель Госсекретаря по глобальным международным отношениям)



Безотлагательность проблем, связанных с преступностью, сделала их приоритетными для мирового сообщества.



Принимая во внимание рост феномена глобальной преступности, рассмотрим следующие примеры ее проявления: экстази, производимый преимущественно в Нидерландах, ввозится в США, в том числе и израильскими организованными преступными группировками; компьютерный вирус, созданный и отправленный с Филиппин, поразил компьютеры многих правительственных организации Америки, которые были вынуждены прервать свою работу на целую неделю. Крупнейших банк США выяснил, что был использован русской организованной преступностью для отмывания денег. По сообщениям колумбийские преступные группировки проверяют через компьютеры банковские счета водителей, останавливаемых на блокпостах, выбирая богатую жертву для похищения. Приведенные примеры обрисовывают новое лицо преступности. Уровень подобной противозаконной деятельности вырос в следствии глобализации неимоверно. И те, кто вовлечен в нее, не имеют ни уважения, ни лояльности по отношению к нациям, границам и суверенитету. Некоторые разновидности международной преступности: терроризм, торговля людьми, торговля наркотиками и контрабанда сопряжены с использованием насилия и причинением значительного физического вреда. Другие: мошенничество, вымогательство, отмывание денег, взяточничество, экономический шпионаж, воровство интеллектуальной собственности и контрафакция не требуют использования оружия для нанесения ущерба. Более того, распространение информационных технологий создало новые виды компьютерных преступлений.


Для США международная преступность угрожает по трем основным, взаимосвязанным направлениям. Проявление первого можно почувствовать на улицах Америки. Сотни тысяч человек ежегодно незаконно въезжают на территорию страны. Через границы огромным потоком идет контрабанда наркотиков, оружия, краденых машин, детской порнографии и прочего. Во-вторых, экспансия американского бизнеса во всем мире открыла новые возможности для иностранных преступников. Когда американское предприятие за границей становится жертвой преступления, это может повлечь за собой потери в прибыли, производительности и работы для американцев в США. В-третьих, международные преступники вовлечены в разнообразные сферы деятельности, которые представляют собой серьезную угрозу национальной безопасности США, стабильности и ценностям всего мирового сообщества. Примерами служат приобретение оружие массового поражения, торговля запрещенными или опасными веществами, торговля женщинами и детьми. Коррупция и огромный бесконтрольный поток преступных доходов наносят удар по стабильности демократических институтов и свободной рыночной экономике во всем мире. Госдепартаменту США вверено противостоять угрозе, порождаемой ростом глобальной преступности. Наша политика включает увеличение ресурсов, направленных на борьбу с транснациональной преступностью, сотрудничество с другими странами для выработки глобальной программы противодействия и подержание устойчивой взаимосвязи для использования всех доступных юридических инструментов в противостоянии этой угрозе.


Для противодействия проблеме глобальной преступности США разработала несколько линий защиты. В первую очередь мы разворачиваем деятельность представительств наших правоохранительных органов за рубежом таким образом, чтобы иностранная преступность получила отпор далеко от границ нашей страны. Следующий шаг защита границ США путем ужесточения инспектирования, осмотра и мониторинга. Нам необходимо в сотрудничестве с иностранными правоохранительными органами и посредством заключения действенных соглашений об экстрадиции пресечь существования зон благоприятного существования для международных преступников. Мы можем бороться с финансовыми преступлениями, в основном отмыванием денег, при условии воспрепятствования движению нелегальных денежных потоков и закрытия оффшорных центров мошенничества и контрафакции. Преступления, связанные с торговлей, могут быть пресечены запретом на экспорт нелегальных технологий и защитой прав интеллектуальной собственности. Растущая глобальная угроза высокотехнологических преступлений выдвигает не только общие требования, такие, как специальная подготовка правоохранительных органов и представление им соответствующего оборудования, но и международного правового режима сотрудничества, что позволит полиции и прокуратуре оказывать помощь друг другу в реальном времени.


Наша политика заключается в учреждении повсеместной поддержки гегемонии закона на международном уровне. Для достижения этой цели Госдепартамент активно работает во многих международных форумах. В управлении Большой Восьмерки мы работаем в Lyon Group для достижения согласия в деятельности по расширению инициатив в борьбе против транснациональной преступности. В ООН мы следим за реализацией прошлогодней Конвенции против транснациональной организованной преступности главным достижением в глобальном сотрудничестве в борьбе с международной преступностью. Мы также участвуем в переговорах в Европейском Совете по Конвенции против компьютерной преступности. Как член ФАТФ ( the Financial Action Task Force ) Правительство США помогало в создании и усилении международной коалиции по борьбе с отмыванием доходов.


Наконец, Госдепартамент создает новое подразделение по борьбе с торговлей людьми. В дополнение к своим дипломатическим инициативам Департамент непосредственно поддерживает анти-преступные фонды для правоохранительной системы за границей. Таковых целая группа: от анти-наркотических в странах Латинской Америки и Азии до повышающих уровень работников иностранных правоохранительных органов путем обучения их в международных академиях и воспитания умения расследовать и преследовать в уголовном порядке детскую порнографию в Интернете. Для обеспечения подобной деятельности Президент Буш запрашивает $45 миллионов долларов в проекте бюджета на 2002 финансовый год, что на 50% превышает сумму, выделенную в 2001 г.


Противодействие транснациональной преступности в списке приоритетов Администрации Буша. США как свободная страна и флагман мировой экономики, играет ведущую роль в создании мировой коалиции против глобальной преступности. В связи появлением новых угроз мы должны быть динамичны и гибки в нашей деятельности. Только действуя вместе, непрерывно и взаимосвязано мы сможем добиться успеха.


Г-жа Добрянски заместитель Госсекретаря по глобальным международным отношениям занимается множеством вопросов в сфере внешней политики, в т.ч. правами человека, вопросами в сфере занятости, наркотиками и правоприменением.



 


США ПРИСОЕДЕНИЛИСЬ К ГЛОБАЛЬНОЙ КОНВЕНЦИИ ПРОТИВ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ


(Элизабет Вервилл, ст. член делегации США, участвовавшей в переговорах по Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности)



Страны мира работали на редкость быстро и согласованно над созданием глобального соглашения по пресечению деятельности преступных организаций и налаживанию международного сотрудничества в расследовании дел , аресте и уголовном преследовании подозреваемых .



США и еще 123 страны подписали Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности во время конференции на высшем уровне, прошедшей 12-15 декабря 2000 г. в Палермо, Италия. Причиной, побудившей ООН начать переговоры по заключению этого первого многостороннего соглашения по борьбе с организованной преступностью, стало осознание того факта, что после окончания холодной войны многие формы проявления транснациональной преступности превратились в серьезную угрозу демократии. Эта тенденция особенно отчетливо проявляется в развивающихся странах и странах со слабой переходной экономикой.


Конвенция позволит правительствам предупреждать и бороться с транснациональной организованной преступностью более эффективно, используя общую систему методов уголовного права и международное сотрудничество. Она требует от стран-участниц преследования по закону наиболее распространенных преступлений, совершаемых организованными преступными группами. Сюда включаются препятствия отправлению правосудия, отмывание денег, коррупция должностных лиц и сговор. Конвенция поощряет сотрудничество между странами для оказания помощи друг другу в поимки подозреваемых в участии в организованных группах, замешанных в серьезных преступлениях, имеющих транснациональный характер.


Конвенция значительно расширит возможности США в сотрудничестве с другими странами по всему миру в расследовании и преследовании по закону организованной преступности. Это особенно важно в отношении тех стран, с которыми США не имеют взаимного соглашения по оказанию правовой помощи. Сотрудничество может включать арест и конфискацию имущества, приобретенного в результате нелегальной деятельности, проведение совместных следственных мероприятий, использование специальных следственных методик и обмен информацией об организованных преступных группах.


Конвенция расширит возможности в сфере выдачи беглецов между США и другими странами, с которыми уже имеются соглашения об экстрадиции, включив в список совершивших преступления, связанные с организованной преступностью.


К Конвенции прилагаются три Протокола: по борьбе с торговлей людьми, против незаконного ввоза мигрантов и против незаконного производства и торговли огнестрельным оружием. Каждый из Протоколов направлен против особо опасных разновидностей организованной преступной деятельности для противодействия которым особенно необходима скоординированность международных усилий. Протоколы требуют от Стран-участниц законодательства, криминализирующего подобную деятельность, которая в последние годы становится все опаснее и распространение.


США и еще 80 стран подписали Протокол против торговли людьми. 78 государств , включая США , подписали Протокол против нелегального ввоза мигрантов. Третий Протокол был доделан в мае и открыт для подписания с июля 2001 г. Страны, которые станут участницами Протоколов, также должны будут использовать механизмы международного сотрудничества против этих специфических разновидностей деятельности организованной преступности. Развивающиеся страны нуждаются в технической помощи для использования этого инструментария, поэтому она центральный момент Конвенции и Протоколов. Страны-доноры, такие как США, внесут денежные средства на специальный счет ООН для обеспечения работы экспертов в этой области. Они также будут помогать развивающимся странам в принятии законов и нормативных актов и совершенствовать работу правоохранительных органов.


Конвенция вступит в действия, когда ее подпишут не менее 40 стран. Это же положение распространяется и на Протоколы. Для того, чтобы участвовать в Протоколе, соответствующее государство должно прежде подписать Конвенцию.


Текст Конвенции можно найти в Интернете на сайте www.uncjin.org/Documents/Conventions/conventions.html


Г-жа Вервилл в настоящее время является действующим вице-зам. Госсекретаря по вопросам борьбы с наркотиками и правоприменения.

 


ВКЛАД США В ДЕЛО БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ


(Брюс Шварц, вице-зам. Министра юстиции, уголовное подразделение Министерства юстиции США)



Министерство юстиции США участвует в реализации целого комплекса программ по оказанию помощи создающимся демократическим государствам в создании квалифицированных правоохранительных органов и эффективной системы правосудия как стратегии по снижению активности организованной преступности.



Растущая проблема международной преступности требует комплексного подхода. Платформа Министерства юстиции США включает три основных направления: расследование и уголовное преследование преступной деятельности; создание системы международных соглашений для обеспечения сотрудничества в борьбе с международной преступностью и программы обучения и технической помощи другим государствам, стремящимся усовершенствовать свою правовую систему и работу правоохранительных органов, о чем подробнее и изложено в настоящей статье.


Стратегия по контролю международной организованной преступности (1998 г.), политический акт Белого дома, свидетельствует: полицейская и судебная система во многих развивающихся странах плохо приспособлена для борьбы со сложными преступными организациями, поскольку испытывают недостаток необходимых для этого ресурсов, ограничили полномочия следственных органов и имеют повсеместно распространенную коррупцию. Многие страны имеют устаревшие или не имеют вообще соответствующих нормативных актов против коррупции, отмывания денег, финансовых и преступлений высоких технологий, нарушения прав интеллектуальной собственности, недобросовестной предпринимательской деятельности и торговли людьми. Кроме того, многие страны не спешат признавать угрозу, которую представляют из себя преступная деятельность и усиливающиеся и совершенствующиеся организованные преступные группы.


Без надежных и адекватных партнеров США как, впрочем, и другие страны останутся беззащитными перед преступными группами, которые осуществляют свои действия, базируясь в государствах со слабой правоохранительной системой. США пытаются противодействовать этой опасности путем предоставления технической помощи и повышая образовательный уровень соответствующих лиц для улучшения системы уголовного правосудия других стран, содействия полиции, прокуратуре и суду. Такая помощь способствует не только созданию структуры сотрудничества в сфере правоприменения, но и повышает способность государств контролировать свои внутренние уголовные проблемы не допуская распространения их через границы.


Задачей Департамента Министерства юстиции США по развитию, поддержанию и обучению прокуратуры иностранных государств (ОПДАТ) является оказание помощи для усиления институтов уголовного правосудия и судебной администрации за границей. Зачастую ОПДАТ работает в тандеме с еще одним подразделением Министерства юстиции США Программа обучения иностранных следователей (ИСИТАП), которая помогает полицейским структурам налаживать сотрудничество со странами по всему миру. Деятельность ИСИТАП направлена на расширение возможностей полицейских структур и обеспечения соблюдения прав человека и верховенства закона при осуществлении ими своих полномочий.


В настоящее время Департамент обеспечивает предоставление помощи в развитии сектора правосудия в Африке, Азии, Центральной и Восточной Европе, Латинской Америке и на Карибах, в СНГ, включая Российскую Федерацию и на Ближнем Востоке. Он сосредоточил свои ресурсы на 6 основных сферах применения, которые являются крайне необходимыми для Правительства США в борьбе с международной преступностью: 1) организованная преступность; 2) отмывание денег и иные финансовые махинации; 3) коррупция; 4) наркобизнес; 5) торговля людьми; и 6) интеллектуальная собственность.


Эти 6 основополагающих направлений были определены в 2000 г. в документе Правительства США Оценка угрозы международной преступности — как главные международные преступления, оказывающие влияние на национальные интересы. Основываясь на данных, приводимых американскими прокурорами и следователями, Министерство юстиции сконцентрировалось на двух составляющих блоках. Которые лежат в основе успешного расследования и последующего уголовного преследования противозаконной деятельности, в особенности транснациональной преступности. Во-первых, мы содействуем модернизации уголовно-процессуальных кодексов для реализации принципов уголовного судопроизводства путем включения институтов публичного слушания дела, перекрестного допроса и личного присутствия и выступления свидетелей в суде для большей прозрачности уголовных судебных процессов. Подобный подход также включает применение эффективных методик ведения следствия, таких как метод электронного наблюдения, программа защиты свидетелей и доступ к финансовым документам, отчетам, совместимых с основными гражданскими свободами. Во-вторых, мы придаем особое значение сотрудничеству — командному блоку — между прокуратурой и полицией.


Результатом наших действий стало принятие несколькими странами Центральной Европы ускоренной процедуры судопроизводства и других институтов, реализующих принципы уголовного судопроизводства, что позволит им улучшить качество ведения следствия и уголовного преследования сложных дел. Министерство юстиции тесно сотрудничает с Государственной Думой Федерального собрания РФ по разработке нового Уголовно-процессуального кодекса, который в числе прочих предусматривает , прежде неизвестной в России. Дума недавно приняла во втором чтении проект кодекса, который, как ожидается, будет подписан Президентом до конца 2001 г.


Принцип взаимодействия между прокуратурой и следственными органами ранее не использовался в Центральной Европе, где предварительное расследование преступления и сбор доказательств для суда традиционно разделены. Теперь же несколько центрально-европейских стран, которым оказывается содействие со стороны США, показали свою восприимчивость к новым идеям. В Боснии, например, прокурор из США помог специальной группе боснийских прокуроров и полиции, расследовавших банковское мошенничество, закончить дело арестом бывшего политического деятеля высокого уровня, подозреваемого в присвоение более одного миллиона долларов для личного использования. В Албании Генеральный прокурор преобразовал свой департамент, разделив его на 6 специализированных подразделений, каждое из которых имеет своих собственных следователей. Вдобавок к этому часть стран, включая Болгарию и Чешскую республику, создали аналитические финансовые объединения, работающие в тесном сотрудничестве с прокуратурой. Программа оказания помощи Министерства юстиции частенько обращается за содействием к специализированным подразделениям Министерства. Например, отдел по вопросам эксплуатации детей и Obscenity Уголовного департамента помог в разработке модельного закона по борьбе с эксплуатацией людей путем торговли и проституции.


Этот модельный закон является важным пунктом в программе помощи странам в целях усиления их способности противостоять торговле людьми. Кроме того, в сотрудничестве с отделом по борьбе с коррупцией Уголовного департамента мы направили наши усилия на разработку протокола, известного как Группа государств против коррупции (ГРЕКО), задуманного как документ в рамках Совета Европы, предусматривающий применение комплекса правовых и полицейских мер для борьбы с коррупцией совместными усилиями стран-членов.


Подход США к проблеме международной преступности отличается предусмотрительностью. Мы пытаемся не только бороться с проблемой сегодня, но также создаем фундамент для эффективного правоприменения в будущем. Поскольку преступные группировки продолжают использовать процессы глобализации и технологический прогресс, распространять свои предприятия, минуя государственные границы, по всему миру, проблема будет только расти.


Ни одна страна мира не может противостоять угрозе самостоятельно. Обязательным условием является налаживание правоохранительными структурами по всему миру связей друг с другом, и помощь со стороны США и других развитых стран развивающимся в совершенствовании институтов уголовного сектора путем повышения квалификации работников последних и оказания технического содействия.


М-р Шварц возглавляет ОПДАТ и ИСИТАП.



США И МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ КОАЛИЦИЯ ПРОТИВ НЕЗАКОННОГО ВВОЗА МИГРАНТОВ


(Джозеф Р.Грин, помощник специального уполномоченного по вопросам следствия)



Служба иммиграции и натурализации (ИНС) ведущая структура США по исполнению иммиграционного законодательства и охране границ. Торговля людьми потребовала от ИНС налаживания международных связей , чтобы остановить поток нелегально ввозимых мигрантов .



Угроза, исходящая от террористов, иностранных контрабандистов и членов организованных преступных групп является серьезной международной проблемой, повсюду оказывающей воздействие на демократические общества. Для противодействия проблеме ИНС (Служба натурализации и миграции) осуществляет свою деятельность не ограничиваясь территорией США чтобы быть уверенной в безопасности страны и снизить активность беспринципных преступных групп, занимающихся торговлей людьми.


Объемы и уровень организации нелегального ввоза иностранцев за последние годы выросли неимоверно, нарушаются американское законодательство, регулирующее обычную миграцию, что в целом угрожает национальной безопасности. Глобальная экономика и отсутствие стабильности во многих странах по всему миру приносят свои плоды: поток людей, желающих въехать в США, растет постоянно. Организации, специализирующиеся на нелегальном ввозе мигрантов, действуют повсеместно практически безнаказанно. Коррупция властей в странах-источниках и транзитных территорий предоставляет им возможность перевозить большие группы людей, направляющихся в США.


Контрабандистские организации возродили в ХХI веке рабство за деньги. Появление международных контрабандистских организаций резко повысило плату за перемещение, которая иногда достигает $70,000 за человека. Они разработали искусные методы и проложили новые маршруты. Некоторые из них зашли настолько далеко, что специально собираются приобрести океанские суда для транспортировки людей. Новые маршруты могут включать перемещение через несколько стран разным транспортом с использованием подложных или поддельных документов.


С 1997 г. ИНС США действует в рамках Национальной стратегии против нелегального ввоза мигрантов, являющейся частью Внутренней стратегии для правоохранительных органов. Она включает в себя разделы, посвященные внутренним и внешним особенностям, сектор, касающийся структур, занятых в расширении, углублении сотрудничества между правоохранительными органами в сфере идентификации, пресечения и ликвидации контрабандистских организаций. Специальные агенты ИНС сконцентрировали свои усилия на преследовании сложных и высокоинтеллектуальных организациях с международным размахом. Базируясь в странах-поставщиках, странах транзита или в США, они могут использовать множество организаций или контрабандистских субподрядчиков во избежание идентификации и преследования в уголовном порядке правоохранительными органами.


Сотрудники ИНС развернули в странах-поставщиках и странах транзита работу в тесном взаимодействии с властями соответствующих государств для пресечения нелегального перемещения мигрантов с документам и без таковых еще до того, как они достигнут границ США. Их внимание сосредоточено на налаживании связей между сотрудниками правоохранительных органов разных стран, сборе информации о контрабандистах и их организациях, обучение представителей официальных властей стран-поставщиков и служб безопасности воздушных перевозчиков распознавать поддельные и подложные документы.


ИНС повысил свои возможности в борьбе с нелегальным ввозом мигрантов через Систему глобального доступа, которая призывает к развертыванию программы помощи, расширяющей спектр правоприменения за рубежом. В настоящее время по всему миру создано 40 представительств с постоянным штатом ИНС, занимающихся:


  • Обучением сотрудников правоохранительных органов и авиалиний определять подложные и поддельные документы;

  • Налаживанием связей и сотрудничества с представителями официальных властей стран-поставщиков для пресечения нелегального перемещения мигрантов;

  • Развитием информационной базы для обеспечения успешного уголовного преследования иностранных контрабандистов в США и странах-поставщиках;

  • Созданием системы взаимопомощи между страной-поставщиком и представителями правоохранительных органов для расследований и уголовного преследования контрабандистов.

С момента создания в 1997 г. Системы глобального доступа ИНС обучила более 45,000 чиновников из стран-поставщиков и персонала авиалиний обнаружению подложных и поддельных документы, чем пресекло попытки 74,000 человек попасть в США, проехав через эти территории с использованием нелегальных документов. Самым значим результатом международного сотрудничества в рамках Системы глобального доступа стало многонациональное расследование случаев контрабанды в июне 2001 г., закончившееся тысячами арестов. Самая крупная многонациональная анти-контрабандная операция, когда-либо проводимая в Западном полушарии, увенчалась успехом к суду были привлечены 75 контрабандистов и торговцев нелегальными документами из таможни. Соединенные Штаты, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Доминиканская республика, Эквадор, Сальвадор, Гватемала, Гаити, Гондурас, Ямайка, Мексика, Панама и Перу работали вместе над этой операцией на перекрестке интересов разных стран. Чиновники правоохранительных органов этих стран задержали 7,898 человек, в том числе 5,500 было репатриировано после окончания слушания иммиграционного дела. Вместе с тем скоординированность действий США и других стран ключевая позиция стратегии ИНС и дает понять тем, кто собирается торговать людьми — США сотрудничает со своими партнерами в преследовании контрабандистов везде, где они действуют .


ИНС сотрудничает не только со странами Западного полушария, но с государствами Европы и Азии по пресечению контрабанды. Последняя успешная Operation Firm Grip стала самой представительной с точки зрения географии: в ней приняло участие 6 государств с двух континентов. Результатом Operation Firm Grip, проведенной в основном путем проверки 800 пассажиров в основных международных аэропортах, стало выявление 45 человек, вовлеченных в нелегальный ввоз мигрантов в США и другие Западные страны. В целом было за различные нарушения, связанные с поддельными или подложными документами, задержано 415 человек . Operation Firm Grip была проведена под руководством ИНС в сотрудничестве с правоохранительными органами стран-партнеров и работниками служб безопасности аэропортов против контрабандистов в Коломбо, Шри-Ланка; Мумбаи и Нью-Дели, Индия; Бангкоке, Таиланд; Куала-Лумпур, Малайзия; Амстердаме, Нидерланды и Сингапуре.


В течение 2000 г. ИНС сотрудничала с латиноамериканскими странами в анти-контрабандистских мероприятиях, в результат чего было арестовано 38 перевозчиков мигрантов, включая Хосе Леон Кастилльо одного из давно разыскиваемых контрабандистов Латинской Америки . В ходе было задержано приблизительно 3,500 мигрантов, направлявшихся в США.


Кастилльо был одним из самых известных контрабандистов, промышляющих на континенте, ему вменяется ввоз тысяч мигрантов в США в течение пяти лет. Его арест в ходе Operation Forerunner стал следствием 1 4 месяцев расследования, проводимого ИНС .


Учитывая беспринципность преступников, торгующих людьми, межнациональная кампания ИНС против нелегального ввоза мигрантов сосредоточила свое внимание на необходимости пресечь их деятельность, поставив при этом во главу угла защиту жертв этих преступлений. Реализация мер безопасности для тех, кто пострадал от преступных организаций, занимающихся нелегальными перемещениями мигрантов, также требует международного сотрудничества.


Программа безопасности границ (БСИ), куда входят США и Мексика, представляет собой двустороннюю стратегию по снижению количества несчастных случаев и опасностей, с которыми сталкиваются мигранты, пытающиеся пересечь южную границу США. В практике БСИ встречалось множество историй людей, которые доверили свою безопасность и будущее контрабандистам, а затем были брошены и оставлены умирать в неблагоприятных для человека приграничных районах. БСИ спасло около 2,500 мигрантов в 2000 г. и продолжает свою работу в этом. В мае 2001 г. подобрало 12 человек в пустыне Юма, штат Аризона, после того, как их привезли и бросили там контрабандисты. В марте 2001 г. пограничники спасли жизнь женщины, вытащив ее из р. Рио-Гранде на границе США и Мексики, куда ее, связав, выбросили сбежавшие контрабандисты. К сожалению, не всем мигрантам так везет. Они становятся жертвами контрабандистов, наживающихся на их несчастьях. В 2000 г. в Британии погибло 58 китайских мигрантов, 3 мертвых мигрантов были найдены в грузовом контейнере в США — все это свидетельствует о том, что прибыль является ценнее, чем жизнь людей, вовлеченных в торговлю. Поэтому важнейшим элементом международной стратегии по сокращению нелегального ввоза должно стать распространение информации среди потенциальных мигрантов об опасности вверения своей жизни и будущего в руки безжалостных преступников.


М-р Грин в настоящее время также является помощником Commissioner for Enforcement.



КОММЕНТАРИИ



ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: РАБСТВО ВОКРУГ НАС


(Энн Джордан, директор Программы против торговли людьми, Международная юридическая группа по защите прав человека)



Неправительственные организации, такие как Международная юридическая группа, по защите прав человека, сыграли решающую роль в привлечении внимания мирового сообщества к проблеме торговли людьми. Автор рассказывает о том, что еще необходимо предпринять для защиты прав жертв как прав человека.



В конце прошлого века мир засвидетельствовал катастрофический рост современной формы рабства торговли людьми. Современные работорговцы обращаются с женщинами, детьми и мужчинам как вещами, которые используют, продают и перевозят через границы как наркотики или краденное оружие.


У современных работорговцев множество лиц. Это дипломаты, которые ввозят домашнюю прислугу и держат ее в изоляции, принуждая к труду в своем доме. Это члены организованных преступных сетей, которые вовлекают людей в принудительную проституцию. Одни мужчины, которые ввозят иностранок якобы для женитьбы, а фактически для содержания их в рабстве и принудительного сексуального использования. Другие семьи, которые везут мужчин, женщин и детей для принудительной работы в своих офисах, фабриках и дома, подвергая их сексуальному и физическому насилию. Торговцы наши соседи. Их жертвы вокруг нас. Они заставляют свои жертвы готовить нам еду в соседнем ресторане или в собственном доме, шьют нашу одежду и собирают свежие овощи. Они даже могут быть женой-иностранкой, сотрудником или женщиной, содержащейся в изоляции и принуждаемой к проституции где-нибудь по соседству. Одним из самых неприятных фактов, с которым сталкиваются люди, перемещенные в целях рабства, принудительного труда или сходных с ними институтов, является политика государств рассматривать жертвы торговли в большей степени как преступников или нежелательных рабочих без необходимых документов, чем как лиц, в отношение которых нарушены права человека. Соответствующие обязанности, обеспечивающие реализацию прав через законодательство, правоохранительную систему и на практике, разнятся в зависимости от страны. Как только жертвы освобождаются от своих поработителей сами или с помощью третьих лиц, они тут же попадают в число преследуемых властями в стране назначения.


Многие страны отказываются принимать тот факт, что торговля людьми является проблемой для них, или не желают рассматривать ее на высоком уровне из-за распространенности коррупции. Одни государства рассматривают торговлю как одну из разновидностей нелегальной миграции, поэтому власти арестовывают пострадавших за нарушение миграционного или трудового законодательства и депортируют их. Другие сосредотачиваются торговле только из-за ее связи с секс индустрией, не обращая внимание на совершаемое с жертвами, ввозимыми для нужд промышленности или иного назначения. Некоторые страны, привлекающие торговцев к ответственности, зачастую обращаются с жертвами как с необходимыми свидетелями и депортируют их после того, как правоохранительные и судебные органы перестают нуждаться в их услугах. И лишь немногие включают в программу противодействия проблеме обучение сотрудников иммиграционных служб, следователей, прокуроров и прочих госслужащих распознавать потенциальных и фактических жертв торговли. Да и не стремятся страны к соответствию стандартам международного права и распространению на пострадавших гражданских прав, гарантирующих защиту прав жертв. В странах, которые борются с торговлей, основное внимание уделяется уголовному преследованию, охране границ и международному сотрудничеству. Эти действия, если их предпринимать их поодиночке, не принесут результатов. Людям, которые, возможно, вступят в контакт с жертвами торговли, следует понимать, что означает быть пострадавшим от торговли, и чем они отличаются от нелегальных мигрантов, каким образом отражается на их способности к сотрудничеству перенесенная психологическая травма, осознавать необходимость представить надлежащую, обеспечивающую соблюдение прав помощь и поддержку.


Международное сообщество совсем недавно предприняло шаги к обеспечению повсеместного признания торговли проблемой. Государства, подписавшие Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми и наказании за нее, признают торговлю серьезнейшей международной проблемой не сходной с нелегальной миграцией. Современный, прогрессивный взгляд на проблему, отраженный в Протоколе, представляет сегодняшнее состояние проблемы: торговля включает все формы легального и нелегального перемещения людей через или внутри границ любыми транспортными средствами в целях рабства, принудительного труда, институтов, сходных с рабством для разных отраслей промышленности и сферы услуг. Несмотря на то, что Протокол против торговли является огромным шагом вперед, он не включает полный список стандартных международных прав человека, гарантируемых всем без исключения, даже нелегальным жертвам торговли, доступ к правосудию и удовлетворение основных потребностей, т.е. предоставление временного приюта, медицинской помощи и пищи. Протокол содержит положения, гарантирующие определенную физическую безопасность для жертв торговли, участвующим в процессе против торговцев, но оставляет на усмотрение стран предоставление услуг и защиты, даже если они имеют достаточные финансовые ресурсы или конфискуют доходы преступников.


Протокол не требует от стран предоставление временных виз или постоянного места жительства жертвам, когда торговцы в их родной стране представляют собой угрозу безопасности. Следовательно, внутреннее законодательство должно исправить эту серьезную ошибку, допущенную международным сообществом, чтобы подтвердить обеспечение защиты основных прав человека жертв торговли.


Новый закон США против торговли Акт о защите жертв торговли и насилия 2000 г. прогрессивный шаг в нужном направлении, предоставляющий основательную защиту жертвам торговли. Он признает все формы торговли в целях принудительного труда, рабства, институтов, сходных с рабством и предусматривает выдачу временной визы и постоянного места жительства жертвам насилию, которые намерены сотрудничать и которые испытали бы ужасные трудности, в т.ч. причинение исключительного или серьезного вреда, в случае их депортации. По этому Акту возможна работа на основании разрешения; предусмотрено финансирование поставщиков услуг жертвам, оказание помощи по предотвращению торговли и реализации специальных программ за границей, обучение федеральных служащих выявлению и защите жертв торговли. В целом закон очень многогранный, хотя есть отдельные недоработки.


Заинтересованные члены общества и должностные лица всех уровней могут оказывать помощь для улучшения ситуации жертв путем лучшего понимания проблемы и законодательства по ней, выявлением потенциальных жертв в жизни и на работе. Но ни обществу, ни правоохранительным органам не следует надеяться на немедленную реакцию жертв, на доверие с их стороны и помощь в уголовном преследовании торговцев, в то время как они сами и их семье находятся под угрозой. Жертвы торговли запуганы, подчинены с помощью психологического и физического насилия. Им наносится вред равнозначный тому, который получают при пытках. Однако, те обстоятельства, с которыми сталкиваются пострадавшие от торговли, отличаются от тех, которые преодолевают лица, просящие политического убежища. Жертвы торговли не знают своих прав и, как правило, не готовятся к тому, чтобы навсегда остаться в стране назначения. Они зачастую дезориентированы и не способны понять, что случившиеся с ними преступление. Следовательно, люди, стремящиеся помочь жертвам торговли или получить информацию о торговцах, должны очень внимательно относится к психологическому, культурному и, в случаях с женщинами, к гендерному аспектам виктимизации для предотвращения ее повторения. Широкая общественность, в особенности работники сферы здравоохранения, религиозных институтов и общественных организаций, могут оказывать помощь на местах или поддержку просто будучи осведомленными или зная, какие вопросы следует задать. Например, они могут определить наличие признаков злоупотребления или принудительного труда во время своих посещений домов и предприятий лиц, использующих неквалифицированный или низко квалифицированный труд иммигрантов. К сожалению, необходимо быть осторожным в общении с правоохранительными органами, поскольку во многих странах коррупция является основным условием способности торговцев проворачивать свои дела. Следовательно, во многих странах прежде, чем обратиться к властям, необходимо консультация с неправительственными организациями, которые владеют ситуацией с торговлей людьми в данном государстве. Должностные лица играют особую роль в обнаружении случаев торговли, поскольку их работа зачастую связана с потенциальными местами торговли или они входят в прямой контакт с потенциальными или фактическими жертвами торговли. Например:


  • Консульские служащие, выдающие визы невестам и домашней прислуге могли бы предоставлять информацию женщинам об их правах в стране назначения и названия неправительственных организаций для обращений в случае необходимости. Они также могли бы просматривать контракты домашней прислуги на предмет наличия в них признаков торговли, таких как грубое нарушение внутреннего трудового законодательства. Работодатели, использующие такие контракты, зачастую являются торговцами.

  • Чиновники иммиграционной службы, работающие на пограничных постах и внутри страны, должны пройти обучение и научиться задавать вопросы потенциальным жертвам торговли в безопасной и конфиденциальной обстановке. Перед опросом потенциальных пострадавших торговли должностным лицам необходимо отделить их от спутников, которые вполне могут быть торговцами. Без этого правду услышать практически невозможно. Чиновников иммиграционных служб необходимо обеспечить примерными вопросами, которые следует задавать, если есть малейшие основания для подозрений или обнаружены поддельные или подложные документы.

  • Торговцы зачастую принуждаю свои жертвы ехать по подложным или поддельным документам. Как правило, при въезде жертва может еще не знать, что он или она имеют подложные или поддельные документы или уже является перевозимой. Кроме того, необходимо предоставлять потенциальным жертвам список соответствующих неправительственных организаций. Служащие в такой сфере не должны считать всех рабочих предприятий с потогонной системой труда просто эксплуатируемыми неудачниками без документов, которые следует депортировать. Они должны задавать им такие вопросы, которые могут выявить, являются ли опрашиваемые простыми рабочими потогонных предприятий или принуждаемы к труду.

  • Инспекторы домов, труда, сельского хозяйства, бригады скорой помощи, работники сферы здравоохранения и т.п. могут с высокой степенью вероятности определить, когда они сталкиваются с иммигрантами, которые работают или живут в экстремальных условиях или не обращаются за медицинской помощью, отчаянно нуждаясь в ней. Они могут сообщить о такой ситуации в компетентные органы для проведения соответствующей проверки.

  • Полиция, следователи и прокуроры, занимающиеся преступлениями, связанными с контрабандой, злоупотреблениями в сфере труда и сексуальным насилием, и затрагивающими иммигрантов, могли бы выявлять среди них дела, связанные с торговлей, и включать соответствующие вопросы в свои расследования.

И, наконец, необходимо взаимодействие всех уровней и структурных подразделений правительства. Государствам следует создать рабочие группы для обеспечения реального сотрудничества и взаимопомощи между борющимися с торговлей людьми. Рабочие группы, как и отдельные департаменты, должны налаживать связи, обеспечивать финансовую поддержку специализирующимся на анти-трэффике и другим общественным неправительственным организациям. Ни правительство, ни негосударственные организации не смогут в одиночку остановить торговлю, но вместе они обладают достаточной силой для значительного снижения возможностей торговцев свободно осуществлять свою деятельность так, как они это делают сегодня, предупреждения потенциальных жертв, т.о. предотвращая торговлю и принятия законов, проведения политики и правоприменения, базирующихся на соблюдении прав человека и позволяющих властям вести расследование, наказывать преступников и помогать жертвам оправится от произошедшего в достойной и безопасной обстановке.



Авторское право 2001 принадлежит Международной юридической группе по защите прав человека. Все права защищены. Перепечатка этой статьи для перепродажи запрещена. Название статьи, ее текст, включая имя автора, может быть перепечатано и распространено без каких-либо правовых последствий для обеспечения и защиты прав человека. Энн Джордан и Международная юридическая группа по защите прав человека ведущие адвокаты, работающие над ужесточением законов против торговли и защите жертв.



ПРЕСТУПНОСТЬ ВИКТИМИЗИРУЕТ ОБЩЕСТВО И ДЕМОКРАТИЮ


(Луиз Шелли, директор Центра по изучению организованной преступности и коррупции Американского университета)



В части развивающихся стран коррупция и власть организованных преступных групп настолько очевидны, что граждане утратили веру в государство и его лидеров.



Рост проявлений, имущественных активов и политического влияния организованных преступных групп превратился за последние годы в проблему, которой уделяется самое пристальное внимание со стороны мирового сообщества. Транснациональные преступные группы владеют тысячами миллионов долларов. Их значительное политическое влияние содействует развитию коррупции как внутри страны, так и на международном уровне. Они подрывают государственные устои и тормозят развитие демократии в бывших социалистических и авторитарных обществах. Они вредят странам переходного периода в их стремлении построить демократическое общество и создать свободную рыночную экономику.


Транснациональная организованная преступность станет определяющей проблемой для политиков XXI века, такой, какой были Вторая мировая война для XX века и колониализм для XIX века. Ни одна отрасль международных отношений не останется в стороне, поскольку организованные преступные группы оказывают влияние на социальную сферу, политическую и финансовую системы многих стран, опираясь на растущую экономическую базу.


Нелегальная торговля радиоактивными материалами угрожает безопасности Соединенных Штатов и другим странам. Крупномасштабная контрабанда оружия может развязывать или подпитывать региональные конфликты. Наркоторговля и нелегальный ввоз мигрантов, как ожидают, нанесет серьезнейший урон человеческим ресурсам и в странах-поставщиках и в странах назначения. Распространение международной проституции и порнографии влекут серьезные социальные последствия и наносят урон здоровью нации. Нелегальная торговля древесиной, транспортировка редких животных и радиоактивных отходов уже причинили значительный ущерб окружающей среде во всем мире.


Огромные прибыли разнообразных транснациональных организованных преступных групп, отмываемые на международных финансовых рынках, подрывают стабильность мировой финансовой системы. Наряду с этим, конкурентоспособность легального бизнеса подрывается организованной преступностью с помощью промышленного и технологического шпионажа.


Нет ни одной страны, которая обладала бы иммунитетом от развития транснациональной организованной преступности, ни одна правовая система не способна полностью контролировать ее рост, и нет ни одной экономической или финансовой системы, защищенной от искушения получения прибыли, намного большей той, которая доступна легальным путем.


Однако самые разрушительные последствия наблюдаются в переходных государствах, где народ пытается установить демократический режим, самоопределение и верховенство закона. В такой ситуации находятся многие страны по всему миру, но в данной статье мы рассмотрим лишь те, которые являлись частями бывшего Советского Союза и Восточную Европу. Многие из этих стран в настоящее время пытаются перестроить экономику, борются со слабостью правительства и ограниченными возможностями коррумпированных правоохранительных органов. Они плодородная почва для организованной преступности.


Организованная преступность в бывшем Советском Союзе проявила себя с такой силой и разнообразием видов деятельности, что не сравнить ни с одной из транснациональных группировок на международной арене. В СНГ число преступных группировок исчисляется тысячами.


В их основе лежит не иерархическая структура, прототипом которой является семейная организованная преступность, группы базируются на сетевой структуре, часто используя насилие как часть бизнес-стратегии.


В отличие от других стран, где устоявшиеся преступные синдикаты специализируются на конкретных видах товаров и услуг, постсоветская организованная преступность участвует во всех видах преступной деятельности. Также эти группировки глубоко проникли в легальную экономику, включая многие компании, принадлежавшие государству и впоследствии приватизированные. Постсоветская организованная преступность использует традиционные рынки нелегальных товаров и услуг, которые включают проституцию, игорный бизнес, наркотики, заказные убийства, нелегальный труд, краденные машины и рэкет. Кроме того, она занимается нелегальным экспортом нефти и сырья, контрабандой оружия, радиоактивных материалов и людей.


Эти преступные группировки создают необычные коалиции с профессиональными преступниками, бывшими дельцами теневой экономики и членами партийной элиты и органов безопасности. Их подразделения имеют высококвалифицированных специалистов (например, в области статистики и отмывания доходов), доступ к которым организованных преступных групп в других частях света ограничен.


Организованная преступность проникла в государственную структуру от муниципального до федерального уровней через финансирование отдельных избирательных кампаний и продвижение своих членов в парламент. Криминальные группы сотрудничают с должностными лицами правительств. В некоторых случаях группы подменили государство, обеспечивая защиту, работу и социальное обслуживание то, что не предоставляет новая образующаяся страна.


Организованная преступность и повсеместная коррупция угрожает стабильности и переходу к рыночной экономике. Проблема внутренней преступности в этих странах существенна, но положение ухудшается повсеместным распространением преступной деятельности вне зависимости от района. Криминальные связи действуют на всей территории бывшего СССР и растущие преступные группы все чаще налаживают контакты со своими партнерами их других стран.


После распада Советского Союза многие республики остались без соответствующей системы институтов власти, способных противостоять организованной преступности. Большинство соответствующих структур и учреждений, занимавшихся проблемой, остались на территории России, унаследовавшей систему органов бывшего СССР. И новые страны были вынуждены самостоятельно создавать собственную правовую базу и правоохранительные органы.


На начальном этапе преобразований организованная преступность и коррупция развивалась беспрепятственно из-за отсутствия законодательства и органов, способных бороться с ними. Экономическое развитие шло без соответствующего правового обеспечения и механизма правоприменения. Деньги продолжали течь в руки элиты в результате коррумпированности чиновников высшего ранга, оставляя без население средств существования и веры в новых правителей.


Криминальные группы в тандеме с коррумпированными чиновниками разграбили национальные запасы, отняв у простых граждан то, что они должны были получить в результате приватизации. Коррумпированность власти и криминальная активность удержали иностранных инвесторов, снижая темпы экономического роста и лишая государство доходов, необходимых для восстановления разрушенной инфраструктуры и создания новых экономических возможностей.


Тысячи миллионов долларов доходов были отмыты высокоинтеллектуальными преступниками за границей, лишив государство средств, необходимых для выплаты зарплат и пенсий. Многие потенциальные инвесторы предпочли найти более стабильные и безопасные места для вложения денег. Для тех же, кто инвестировал, коррупция добавила головной боли, особенно для американских бизнесменов, обязанных соблюдать Акт о коррупции за рубежом. Этот закон признает преступными многие деяния, в том числе дачу взятки, что является обычным делом на данных территориях.


Захват процесса приватизации организованной преступностью и коррумпированными чиновниками привел к экономической поляризации общества во многих государствах, сформировавшихся после распада СССР. Вместо появления среднего класса сформировалась небольшая, чрезвычайно богатая новая элита и большое обнищавшее население. Это особенно проблемно для бывших социалистических обществ, где граждане жили на основе идеологии, проповедовавшей социальное равенство. Хотя экономическое неравенство существовало и во времена Советского Союза, но оно было скрыто, в противовес сегодняшнему дню, когда новая элита щеголяет своим богатством и в стране, и за границей.


Политическая цена организованной преступности поражает. Распространяющаяся преступность и проникновение организованной преступности в политические процессы тормозят развитие новой законодательной базы, необходимой для создания свободной демократической рыночной экономики. Зачастую коррумпированность налоговых властей и связи правительственных кругов с организованной преступностью лишает государство необходимых доходов. Большое количество граждан потеряло веру в справедливость и исполняемость законов, в способность новых правителей обеспечить выполнение основных обязательств, таких как выплата заработной платы и пенсионного обеспечения, предоставление медицинского обслуживания.


Эти новые государства не могут отделить свою проблему организованной преступности от таких же в Балтии, России и прочих соседних странах. Настоящее разнообразие и толерантность постсоветских преступных группировок, действующих на территории всего бывшего Советского Союза и распространение коррупции, ведет к тому, что этот феномен скоро не исчезнет, поскольку каждая страна сейчас проходит путь от части СССР до независимого государства.


Также как в легальном бизнесе корпорации приобретают свою силу и влияние через совместную деятельность и партнерство с другими компаниями, преступные группы создают альянсы с коллегами из других государств. Колумбийские наркоторговцы связаны с нигерийскими преступными группами, предоставляющими курьеров для поставок в Европу, пути которых пролегают через Восточную Европу и территорию бывшего Советского Союза для минимизации поимки. Доходы от этих преступлений могут отмываться в различных странах, прежде чем попадут на счета в оффшорной зоне Кариб.


Задержание подозреваемых и сбор улик местными правоохранительными органами как в новых государствах, так и в странах-участницах ОЕСД (Организации экономического сотрудничества и развития) затруднен из-за это замысловатого лабиринта. Только двусторонние и многосторонние усилия дадут возможность работать эффективно для пресечения деятельности организованной преступности, распространяющейся по всему миру. Ясно, что, несмотря на вызов, бросаемый преступными группами миру, международное сообщество в состоянии помочь нациям нарастить политическую и экономическую мощь.


Факт, что организованная преступность извлекает выгоду из международных альянсов, в том числе показывает их беззащитность. Сети этих предприятий брутальны, но недолговечны. Хотя группировки могут использовать пробелы в законодательстве и правоприменении, их можно значительно ослабить слаженной работой правоохранительных органов и прокуратуры многих стран, координирующих свои действия и стратегии. Если объединение существует на общей основе, страны-участницы могут сделать акцент на борьбе с криминальными группировками для защиты демократии, свободного рынка и населения.



Луиз И.Шелли профессор Министерства юстиции и Школы международного сотрудничества Американского университета, автор множества статей и соавтор книг по транснациональной преступности.



 


ОРГАНИЗОВАННАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ


(Фил Виллиамс, профессор исследования международной безопасности, университет Питтсбурга, в 2001-2002 гг. исследователь СЕРТ/СС, Экспертный центр безопасности Интернета, университет Карнеги Меллон)



Многие страны, бизнес-структуры и простые люди по всему миру еще только начинают учиться использовать современные технологии. А организованные преступные группы уже вовсю эксплуатируют такие возможности для получения незаконных доходов.



Способности и возможности, которые дает Интернет, преобразили многие направления легитимного бизнеса, повысив скорость, легкость и расширив пространство в котором могут вестись дела, вместе с тем снизив многие расходы. Преступники также выяснили, что Интернет может предоставить новые возможности и повысить доходы нелегального бизнеса. Оборотная сторона Интернета включает не только мошенничество и воровство, распространение порнографии и педофилии, но и наркоторговлю и преступные организации, больше заинтересованные не в разрушении, а в эксплуатации, что распространено в сообществе хакеров


В виртуальном мире, как и в реальном большая часть криминальной деятельности инициализируется одни человеком или небольшой группой, и ее можно обозначить как неорганизованную преступность. Те не менее в сети растет присутствие организованных преступных групп, использующих новые возможности, предоставляемые Интернетом. Организованная и компьютерная преступность никогда не станут синонимами. Большинство преступных организаций продолжают действовать в реальном мире и лишь немного в виртуальном, в то время как большая часть киберпреступности представлена одиночками, а не организациями. Однако в течение ближайших лет грань между этими явлениями будет стремительно стираться.



ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ


Организованная преступность может быть рассмотрена как стремящаяся к получению прибыли и определена по Клаусевицу как ведение бизнеса криминальными методами. Следовательно, криминальные предприятия ведут себя также, как и компании по производству кирпичей и минометов, перестроивших свое производство во время Второй мировой войны в погоне за прибылью. Преступные организации не только участники нелегального рынка, но и чаще, что очень важно, без преувеличений, характеризуются конкурентоспособностью, обеспечиваемой угрозой организованного насилия. Более того, преступные организацию характеризуются исключительными способностями в определении и использовании новых возможностей в нелегальных компаниях и деятельности. В этом контексте Интернет и продолжающийся рост рынка электроники открывают огромные новые перспективы для получения нелегальной прибыли.


Течение последних лет был отмечен резкое усложнение организованной преступности и наркогрупп. Колумбийские наркоорганизации, например, используя обычны рынки и ассортимент наркотиков, проникли в Восточную Европу и страны бывшего Советского Союза. Преступные организации и наркоторговцы все чаще нанимают специалистов для совершения операций по отмыванию доходов. Использование юристов и финансистов, прекрасно разбирающихся в финансовых сделках и степени безопасности оффшорных зон, снижает риск для криминальных организаций быть обнаруженными. Точно также организованной преступности ни к чему разбираться в Интернете. Она нанимать экспертов в хакерском сообществе, гарантируя смесью из угроз и вознаграждения, что поставленные задачи будут выполнены очень и очень успешно.


Организованные преступные группы, как правило, базируются в неразвитых государствах, что обеспечивает им безопасность при осуществлении транснациональных операций. Фактически, это означает высокую степень защиты от правоохранительных органов и минимальный риск деятельности. Неотъемлемой характеристикой Интернета является транснациональность, что делает его совершенным пространством для деятельности и максимализации доходов при минимальной степени риска. В виртуальном мире нет границ свойство очень привлекательное для преступной деятельности. Когда власти пытаются контролировать виртуальный мир, выясняется, что есть границы и национальная юрисдикция, делающие ведение расследования в лучшем случае медленным и утомительным, в худшем невозможным.


Сама суть Интернета благоприятна для совершения всевозможных краж, будь-то онлайн-банки или объекты интеллектуальной собственности. Кроме того, он предлагает новые методы совершения традиционных преступлений, таких как мошенничество, и делает уязвимыми средства коммуникации и базы данных, что обеспечивает необходимую информацию для вымогательства преступления, всегда бывшего основным элементом мафиозных организаций.


Анонимность Интернета также делает его идеальным каналом и инструментом для многих видов организованной преступной деятельности. Преступный мир по определению характеризуется скрытностью и непрозрачностью. Секретность ключевая часть организованной преступной стратегии, и Интернет предоставляет исключительные возможности для ее обеспечения. Действия могут быть скрыты разными путями: от использования многочисленных интернет-кафе до сложнейших операций, скрывающих истинное местоположение пользователя.


Организованная преступность всегда выбирала специфические отрасли промышленности для целевого проникновения и оказания нелегального влияния. В прошлом к таким относились вывоз мусора и индустрия строительства в Нью-Йорке, строительство и отрасли, связанные с захоронением токсичных отходов в Италии, банковское дело и алюминиевая промышленность в России. В перспективе Интернет и интернет-торговля представляют собой комплекс новых целей для проникновения и влияния организованной преступности, что означает необходимость для фирм, предлагающих интернет-технологии и оказывающих услуги, особой осторожности при выборе партнеров и источников финансирования.


В целом альянс между организованной преступностью и Интернетом не только закономерен, но и долговечен, что означает его дальнейшее развитие и укрепление. Интернет обеспечивает одновременно и каналы и цели преступления, позволяя их использовать для получения значительных доходов с минимальным уровнем риска. Для организованной преступности сложно найти лучше. Самым ужасным является то, что уже есть признаки слияния организованной и компьютерной преступности.



ОСНОВНЫЕ ТЕНЕДЕНЦИИ ОРГАНИЗОВАННОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ


Организованные преступные группы используют Интернет в основном для мошенничества и воровства. Возможно, самым ярким примером этого служит неудачная попытка, предпринятая в октябре 2000 г. в отношении Банка Сицилии. Группа из 20 человек, часть из которых была связанна с мафиозными семьями, в сотрудничестве с одним из посвященных в дела банка создала цифровой клон онлайнового компонента банка. Затем группа планировала использовать его для перевода $ 400 миллионов, перечисленных Европейским Союзом для финансирования регионального проекта на Сицилии. Потом деньги должны были быть отмыты через различные финансовые институты, включая Ватиканский Банк и банки в Швейцарии и Португалии. Операции была сорвана из-за одного из членов, проинформировавшего власти. Тем не менее, это дало ясно понять, что организованная преступность видит огромные возможности для извлечения доходов, используя банковские электронные системы и интернет-торговлю.


Действительно, ставки организованной преступности на разнообразные формы интернет-преступлений тесно связаны со второй выделяемой тенденцией вовлечением организованной преступности в то, что относят к категории беловоротничковых преступлений. Сюда можно отнести деятельность американских гангстеров и российской организованной преступности на Уолл-Стрит. В конце 90-х годов имела место масса случаев управления пакетами акций со стороны организованной преступности с применением классического метода игры на повышение и понижение. И, несмотря на то, что большинство этих дел проворачивалось с использованием насильственных методов и контроля брокерских учреждений, применялся и Интернет для предоставления информации, искусственно поднимавшей цену акций. Среди принявших участие в этих аферах были члены семей Боннано, Дженовиз и Коломбо, а также русские иммигранты из организованной преступной группы Бор. Поскольку преступные организации все больше переходят от насильственной деятельности к использованию новых возможностей в сфере беловоротничковой и финансовой преступности, все чаще будут использоваться ресурсы Интернета и распространятся преступления, с этим связанные. В связи с тем, что потери из-за мошенничеств с акциями через Интернет составляют около $ 10,000 миллионов ежегодно, не трудно предположить, что такая выгодная сфера деятельности лишь будет расширяться преступными группировками.


Все это вовсе не означает, что организованная преступность измениться. Её постоянная готовность использовать силу и запугивать прекрасно вписывается в сложные схемы кибер-вымогательств, угрожающих информации, системам коммуникации и уничтожением баз данных. Рост кибер-рэкета третья основная тенденция. Схемы вымогательства иногда плохо продуманы, но они могут быть проведены анонимно и с минимальным риском при том, что доходы от таких операций огромны. Действительно, это уже можно рассматривать как форму проявления латентной преступности. Тем не менее, мы можем ожидать значительного повышения активности организованной преступности в сфере использования новых возможностей, что приведет к росту их мощи на основе сетевых систем.


Четвертую тенденцию можно определить как использование тех инструментов, которые и раньше причиняли немало неприятностей, в широких преступных целях. Возможно, самым известным примером подобного можно считать разновидность вируса Love Bug , запущенного в конце 2000 г. для получения доступа к считке паролей Объединенного банка Швейцарии и, по крайней мере, двух банков США. Хотя этот эпизод не был удостоен большого внимания и до сих пор не до конца ясно, кто были преступники, — он подтверждает теорию, что организованная преступность налаживает связи с высококвалифицированными хакерами.


Пятая тенденция, которую мы рассмотрим, это проблемы юрисдикции. Киберпреступность, конечно, когда она связана с организованной преступностью, будет все больше расширяться, уходя из-под юрисдикции тех стран, где имеются хоть какие-то законы против компьютерных преступлений и сколь-нибудь компетентные правоохранительные органы, способные бороться с этим явлением. Это один их тех уроков, который преподал нам вирус Love Bug . И хотя этот вирус поразил весь мир и стоил тысяч миллионов долларов убытков, когда агенты ФБР нашли преступника, филиппинского студента, выяснилось, что нет закона, по которому его можно было бы привлечь к ответственности. Вскоре Филиппины и другие страны приняли законы против компьютерной преступности. Однако в законодательстве есть еще масса пробелов, позволяющих преступникам и хакерам оставаться безнаказанными. Вместе с тем некоторые страны будут стремиться к использованию разрешительного порядка для привлечения бизнеса, создания зон информационной безопасности (по аналогии с оффшорными зонами и зонами соблюдения банковской тайны), что затруднит работу правоохранительных органов при сборе улик и обеспечит изолированность компьютерных бизнес-операций, в связи с чем сведет к минимуму опасность вмешательства в нелегальный компьютерный бизнес.


Шестая тенденция заключается в учащении использования Интернета для отмывания денег. Поскольку Интернет становится местом осуществления мировой торговли, возможности отмывания денег по счет-фактурам или в обход оных. Онлайн аукционы предоставляют такие же возможности отмывания путём перечисления суммы денег за легальный товар большей, чем он стоит. С онлайновыми азартными играми та же ситуация, особенно в оффшорных центрах на Карибах. Кроме того, поскольку электронные деньги и онлайн-банки становятся все более распространенными, возможности сокрытия доходов от многочисленных нелегальных сделок также будут расти.


Седьмой тенденцией является системы связей между хакерами и мелкими преступниками и организованной преступностью. Например, в сентябре 1999 г. два члена американской группы Phonemasters были осуждены и заключены в тюрьму за проникновение в компьютерную систему телекоммуникации компании MCI, Sprint, AT&T, and Equifax. Один из осужденных, Кельвин Кантрелл, похитил данные тысячей телефонных карт Спринта. Они были проданы канадцу, вернулись обратно в США, перепроданы другому лицу в Швейцарии и, в конце концов, осели в руках организованных преступных групп Италии. Сеть связей между двумя видами преступных групп будет углубляться и расширяться.


Кроме того, естественно, что организованные преступные группы будут использовать Интернет для коммуникаций (обычно, шифруемых) и для разных других целей, когда они полагают, что это выгодно. На самом деле организованная преступность доказывают свою гибкость и приспособляемость в использовании виртуального пространства, как, впрочем, и в других отраслях нелегальной активности. Сделанные выводы многозначны и требуют соответствующей реакции от государства, которое по своей природе стратегическое, многоуровневое, многостороннее и межнациональное.



ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТАНДЕМА ОРГАНИЗОВАННОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ


Реакция на растущее взаимопроникновение между организованной и компьютерной преступностью требует реально всесторонней стратегии. Имеется масса прецедентов и моделей, которые могут пригодиться, даже несмотря на необходимость соблюдать баланс между правоприменением, национальной безопасностью и неприкосновенностью частной жизни. Ключевые принципы, использованные для разработки международных мер противодействия транснациональной организованной преступности и отмыванию доходов, могут быть применены и здесь.


ФАТФ орган, созданный странами Большой семерки, пытался разработать нормы и стандарты для правительств и финансовых институтов, которых следует придерживаться при разработке законодательства, регулирования и правоприменительных механизмов на международном уровне. Хотя ФАТФ можно и критиковать, но в 2000 г. он запустил эффективную программу Назовем и заклеймим, которая сразу же обозначила 15 стран, чьи усилия по борьбе с отмыванием доходов, мягко говоря, неадекватны. На части из них это отразилось благоприятно: были ужесточены или созданы законы против отмывания доходов и усилена прозрачность финансовой деятельности. Несмотря на то, что успех ФАТФ следствие десятилетней кампании, его опыт может быть экстраполирован мировым сообществом и включен в стратегию противодействия компьютерной преступности. Соглашение Совета Европы по компьютерной преступности, в большей части поддержанное США, первый главный шаг в этом направлении и может трактоваться как начало процесса создания норм и стандартов, которые, в конечном счете, будут реализованы национальными правительствами в своем законодательстве, системе регулирования и деятельности правоохранительных органов. В основе Соглашения лежит фундаментальное признание необходимости согласования национальных законов. В последние годы международное сотрудничество правоохранительных органов было обеспечено рядом соглашений об экстрадиции и правовой помощи (МЛАТс), которые позволяют правительствам обмениваться информацией и уликами друг с другом. Однако для действия этих соглашения и договоров об экстрадиции, как правило, необходимым условием является двойное преступление (т.е. совершенное преступление должно признаваться таковым в обеих странах). Другими словами, словами международное сотрудничество чрезвычайно упрощается, если одни и те же деяния признаются преступными во внутреннем законодательстве. Кроме того, как отметил Эрнесто Савона, глава Центра по изучению транснациональной преступности в Тренто, Италия, обеспечение сходства законов, с одной стороны, повышает риск для преступных организаций, который они вынуждены каким-то образом преодолевать, а с другой некоторым образом ведет к уравнению оных вне зависимости от страны. В действительности, необходимо распространение закона, уменьшение зон безопасности и благоприятствования, в которых организованная преступность контролирующая хакеров (или отдельных из них) может действовать безнаказанно.


Согласованность необходима как для материального, так и для процессуального права. Всем странам следует вновь пересмотреть и переоценить нормы, касающиеся доказательств, поиска и ареста, электронного подслушивания и других способов сбора компьютерной информации, современных компьютеров, коммуникационных систем и глобальной природы Интернета. Всеобщая координация процессуального права т.о. облегчила бы сотрудничество в сфере ведения следствия, которое не ограничивается одной страной.


В дополнение к законодательным мерам необходимо, чтобы правительства и правоохранительные органы создали возможность реализации этих норм. Это потребует привлечения специалистов в области компьютерной преступности, а также обеспечения эффективного информационного обмена между разными правоохранительными органами внутри страны и между странами. Кроме того, этот обмен должен идти, минуя традиционные правоохранительные структуры, включая органы национальной безопасности и разведки. Необходимо создать специальные объединения правоохранительных органов, которые бы занимались компьютерной преступностью на уровне государства. Такие союзы могли бы обеспечить, во-первых, официальное международное сотрудничество, а во-вторых неофициальное, базирующееся на системе личных доверительных взаимоотношений между работниками правоохранительных органов. Международное сотрудничество и объединение усилий национальных правоохранительных органов доказывают свою полезность уже есть примеры дел, когда они послужили основой успеха последних. Фактически, успешное сотрудничество способствует здоровой конкуренции и залог будущего успеха.


Другим важным компонентом стратегии борьбы с компьютерной преступностью являются партнерские отношения между органами власти и промышленностью, особенно сектором информационных технологий. И снова о примерах. В последние годы основные нефтяные компании, несмотря на жесткую конкуренцию, разработали соглашения об информационном обмене и работе в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами для уменьшения возможности проникновения членов организованных преступных групп и криминальных компаний. Сотрудничество между органами власти и частным сектором относится к той специфической разновидности, которую сложно наладить и которая требует делать различие в степени взаимного доверия. Для обеспечения длительного сотрудничества правоохранительным органам необходимо соблюдать особую осторожность и быть предусмотрительными, чтобы не подвергать компании опасности, в то время как они должны сообщать о любых преступных действиях, направленных против информации и коммуникационных систем.


Даже если по всем этим направлениям будет достигнут значительный прогресс, организованная и компьютерная преступность продолжит процветать. Шаги, предпринятые в этом направлении, однако, дадут шанс, что компьютерную преступность можно будет держать в определенных рамках, не подрывающих электронную коммерцию, не позволяющих организованной преступности обогатиться до такой степени, что она может коррумпировать и угрожать государствам, и что в самом большом выигрыше от развития Интернета не окажется именно она.

Профессор Вилльямс профессор факультета в Школе внутренней политики
и международных отношений университета Питтсбурга. Он также редактор журнала
Transnational Organized Crime , http://www.pitt.edu/~rcss/toc.html
Áîëåå ïîäðîáíàÿ
èíôîðìàöèÿ http://www.cert.org/



 


СОЗДАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ АЛЬЯНСОВ ДЛЯ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ


(Пино Арлакчи, исполнительный директор отдела по борьбе с наркотиками и профилактики преступлений ООН )



Отдела по борьбе с наркотиками и профилактикой преступлений ООН будет играть ведущую роль в оказании помощи нациям в координации их деятельности, направленной против преступности. В основу данной статьи положен доклад г-на Арлакчи, представленный в Австралийском институте криминологии на 4 — ом Национальном открытом симпозиуме по проблемам преступности в Австралии в июне 2001 г .



Преступность больше не является проблемой, решаемой в рамках одной нации. Если мы хотим понять её и бороться с ней, мы должны рассматривать ее в глобальном контексте.


Организованная преступность, если исключить некоторые виды деятельности, связанные с международной контрабандой, являлась местной проблемой, в худшем случае национальной. В последней четверти ХХ века организованные преступные группы смогли использовать экономическую либерализацию и открытие границ, повлекшие за собой расширение многонациональных корпораций. Возможности, предоставляемые глобализацией, были использованы организованными преступными группировками для осуществления нелегальной деятельности и товарооборота. Сегодня организованная преступность действительно является транснациональным феноменом и причиной международной обеспокоенности. Риск для региональной и даже глобальной стабильности очень велик.


Транснациональные организованные преступные группы обогащаются различными путями, но в основном используя процесс глобализации. Легальный бизнес все еще ограничен законами и порядками родной страны и страны партнера (-ов). Транснациональные преступные синдикаты и управленческие сети с помощью коррупции, шантажа и запугивания используют открытые рынки и общества, учитывая все предоставляемые ими преимущества.


Их работа облегчается из-за недостатков правоохранительной системы, отсутствия быстрых и эффективных механизмов экстрадиции во многих странах. Возможность уклоняться от контроля национальных правоохранительных органов — основной принцип деятельности транснациональной преступности. Нахождение под иностранной юрисдикцией и международные границы используются как способ себя обезопасить.


Обнаружение и нейтрализация транснациональной организованной преступности затрудняется из-за использования ими легальных экспортно-импортных фирм, индустрии услуг и даже мультинациональных финансовых институтов для прикрытия своей деятельности. В одних случая криминальная организация сокрыта внутри большого легального бизнеса, в других фактически управляет им. Граница между беловоротничковой или корпоративной преступностью, с одной стороны, и транснациональной организованной преступность, с другой, очень размыта.


Мы выделяем три основных вида связанного с криминалом бизнеса:


  • Нелегальные бизнес-структуры, такие как наркокартели;

  • Легальные фирмы, вовлеченные в беловоротничковую преступность, такие как банки, фактически специализирующиеся на отмывании доходов и уклонении от налогов;

  • Легальные предприятия, полностью или частично основанные на деньги организованные преступности.

Картина усложняется, если мы рассматриваем вовлеченность элементов государственного аппарата, политических партий, военных и разведки. Разрушение тоталитарных государств привело к тому, что многие бывшие работники органов государственной безопасности перешли в бизнес, некоторые — в законный, некоторые незаконный.


Для организованной преступности этот приток профессиональных разведывательных, полицейских и военных ноу-хау означал резкий переход на новый уровень развития. Преступные группы в состоянии в определенных случая перехитрить полицию, потому что они располагают лучшей техникой, лучшим оборудованием и большим количеством ресурсов.


Вхождение фактических и бывших государственных чиновников в организованную преступность характеризует не только бывшие коммунистические страны. Везде, где отсутствует прозрачность и ответственность, существуют благоприятные условия для совершения имущественных преступлений. Зачастую они обнаруживаются лишь тогда, когда вспыхивает скандал или политические игры приводят к власти новую группу, стремящуюся заклеймить преступность предыдущего режима. Два последних примера подобной ситуации имели место в Югославии и Перу.


Организованные преступные группы не только поддерживают связи с отдельными представителями легального бизнеса и правительственным сектором. Они время от времени наживаются на терроризме и гражданских войнах. Приблизительно в 30 странах они участвовали в вооруженных конфликтах с официальными властями, финансируя партизанские и террористические кампании полностью или частично за счет доходов полученных от производства наркотиков или от наркоторговли.


Не является совпадением тот факт, волнения на юго-востоке Европы в 90-х гг. были связаны с балканским маршрутом транспортировки, через который в Европу попадали тысячи тонн героина. Не является совпадением тот факт, что Афганистан, Колумбия и Мьянма три основных производителя наркотиков и арена нескольких самых затяжных гражданских войн за последний 50 лет.


Причины длящихся гражданских войн различны. Иногда это наркотики, иногда — алмазы, как в случае с Африкой, иногда еще какие-нибудь легальные товары, например, нефть. Организованная преступность стремиться получить прибыль от любой составляющей войны, даже из человеческой трагедии беженцев. Чтобы выехать из зоны боевых действий беженцы зачастую обращаются к преступникам, обещающих им безопасность.


Другие обращаются к преступным сетям, чтобы уехать из страны по экономическим причинам, надеясь на достойное существование в стране назначения. Вне зависимости от того является ли причиной переезда бедность или война, его цель найти лучшую жизнь в другой стране. Та, где они находят новый дом, зачастую создаются этнические диаспоры.


Приведем несколько чисел, подтверждающих факт значительного увеличения этих преступных групп за последние годы. Ежегодно около 1 миллиона женщин и детей перемещаются преступными группами через национальные границы, пополняя многомиллионную армию современных рабов равную по одним оценкам 27 миллионам, а по другим 200 миллионам.


Вывоз капиталов за рубеж достиг беспрецедентного уровня. Только Президент Нигерии сказал мне о что размер активов, похищенных внутри страны и размещаемых за границей, составил $ 50,000 миллионов. Количество средств, отмываемых различными способами, также исчисляется тысячами миллионов долларов, что значительно превышает национальный валовый продукт многих стран.


В то же время организованная преступность предоставляет определенные товары и оказывает определенные услуги, на которые есть спрос у общества: товары и услуги , которые данное государство или общество не хочет обеспечивать по причине политических, медицинских, религиозных, этнических или культурных норм. И снова, основной мотив прибыль .


Что является законным и что незаконным определяется внутригосударственными законами. Но стандарты и нормы неодинаковы в разных обществах, и уровень их эффективности также различен.


Когда организованная преступность обогащается транснациональным элементом, успешность уголовного преследования значительно снижается. Когда преступные действия совершены на территории разных стран, транснациональные преступники будут пойманы только в том случае, если все элементы следственной мозаики складываются в нужной очередности и взаимосвязаны. Требуется сотрудничество между полицией и судебными органами разных стран. Но имеется много препятствий для такого сотрудничества: разность судебных систем, бюрократия следствие коррупции в части правоохранительных органов и судов, простой недостаток ресурсов и навыков и даже языковые проблемы.



ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ


Обратимся к другой стороне медали.


В течение трех декабрьских дней 2000 г. главы государств, правительств и министры со всего мира участвовали в проходившей в Палермо, Сицилия, конференции по подписанию Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. По истечении трех дне представители 124 стран подписали Конвенцию .


Ни одна из ооновских конвенций не была сразу же подписана таким количеством государств сразу же после ее открытия для подписания и меньше чем через месяц после ее формального принятия Генеральной Ассамблеей .


Начало этому было положено задолго до встречи в Палермо. Процесс разработки, занявший относительно мало времени менее 2 лет, был проведен в духе сотрудничества. Консенсус был достигнут не в ущерб качеству нового документа и без снижения его функциональности.


Разработчики стояли на позиции поиска лучшей методики во всем мира и включении ее в современный инструментарий борьбы с транснациональной организованной преступностью. Основным достижением стало соглашение о криминализации простого участи в организованной преступной группе без учета факта принятия личного участия в преступной деятельности.


Ратификацией Конвенции государства также принимают обязательство криминализировать отмывание доходов, коррупцию и воспрепятствование отправлению правосудия. Правило о конфиденциальности банковской деятельности однозначно: Государства не должны отказываться от действия ссылаясь на конфиденциальность банковской деятельности . Это положение Конвенции должно быть очень действенно, поскольку организованная преступность во многом утратит свою привлекательность из-за невозможности безопасной деятельности.


Новая Конвенция предусматривает конфискацию и арест доходов организованной преступности и имущества и оборудования, используемого в совершении преступлений. Оговорены специальные положения, включая международное сотрудничество в этой связи, что очень важно для возвращения средств, похищенных в результате коррупции и вывезенных за границу.


Самая длинная статья Конвенции посвящена взаимной правовой помощи, определяя широкий спектр направлений для сотрудничества в этой области. Кроме того, отдельные статьи посвящены проведению совместных расследований и использованию специализированных следственных техник.


Современный методы, доказавшие свою полезность в двустороннем сотрудничестве, теперь получили мировой статус. Например, в соответствии с текстом Конвенции допустима электронная форма передачи запросов из одной страны в другую.


Запугивание потенциальных свидетелей было главным препятствием в успешном уголовном преследовании организованной преступности. Новая Конвенция требует от государств создания программы физической защиты свидетелей. В дополнении к сложившимся практикам в этом направлении государства поощряются к применению новых, например, видеосвязи.


Пострадавшие, свидетельствующие против организованных преступных групп, также могут подвергаться воздействию и запугиванию. Подписавшие Конвенцию страны должны предоставлять помощь и обеспечивать защиту, а также компенсацию и реституцию если таковая предусмотрена.


Защита жертв центральная тема двух протоколов, которые также были открыты для подписания в Палермо. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми и наказании за нее, фактически сильнейший гуманитарный метод, обеспечивающий соблюдение прав человека. Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху детально рассматривает специфические проблемы жертв.


Протоколы и Конвенция отражает сегодняшний взгляд на проблему борьбы с организованной преступностью. Прежде всего, особое внимание уделено предупреждению преступности. Связь между преступностью и бедностью очевидна, поэтому подчеркнута особая важность формирования общественного мнения как метода профилактики преступности.


Конвенция является четкой реакцией на транснациональную преступность. И причины успешности последней очевидны. Уровень и интенсивность международной преступности на сегодня таков, что государства и население не готовы дать отпор. Конвенция является краеугольным камнем создаваемой международной стратегии борьбы с транснациональной организованной преступностью . Большая ее часть сегодня в стадии разработки. Основная часть международных механизмов пока еще только создается.


Третий Протокол Конвенции посвящен торговли оружием. Этот Протокол был лишь недавно одобрен. Генеральная Ассамблея приняла в конце прошлого года решение о продолжение переговоров по соглашения против коррупции. Если переговоры пройдут успешно в рамках того же самого подхода и будет достигнут такая же степень согласованности, какая достигнута в Конвенции и Протоколах, можно ожидать появление соответствующих документов в течение ближайших двух лет.


Можно ожидать и большего, поскольку мировое сообщество пришло к согласию в мерах противодействия некоторым новым видам преступлений, например, преступлений связанных с Интернетом. По множеству же вопросов: от применения допинга на спортивных соревнованиях до осуществления банковских операций в оффшорных зонах уже существуют соответствующие региональные или иные дву- или многосторонние соглашения .


Устанавливая стандарты, эти соглашениями устанавливают планку, к которой страны должны стремиться. До тех пор, пока действует мировое соглашение о приоритете местных документов в этих областях, такой подход эффективен.


Стандарты также создают базис, на основе которого возможно дальнейшее международное сотрудничество. У нас уже есть соответствующие всемирные программы борьбы с отмыванием доходов, коррупцией, торговлей людьми, нацеленные , прежде всего , на помощь странам в достижении новых мировых стандартов. Все же имеются основания для беспокойства по поводу возможностей транснациональной преступности и ее резкого роста. Но ответная реакция мирового сообщества , приобретающая форму и набирающая силу , дает основание для оптимизма. Это потребует усилий от каждой страны, потому что никакой реальный успех невозможен, если в цепи есть слабые звенья. Эта тенденция лишь окрепнет, если будет поддержана соответствующими действиями со стороны населения, что даст нам надежду на то, что мы перестанем идти к будущему, в котором демократия и безопасность человечества подорвана новыми угрозами.

 

Оставит комментарий