В решении по делу Калашников против Российской Федерации Европейский Суд признал, что условия содержания заключенных образуют нарушение статьи 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод

15 июля 2002 года Европейский Суд по правам человека вынес решение по делу Калашников против России, признав, что российские власти нарушили в отношении Калашникова права, гарантированные ст.ст. 3, 5(3) и 6(1) Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция).

Это решение Европейского Суда имеет принципиальное значение для России по многим причинам.

Во-первых, это первое решение, вынесенное Европейским Судом по правам человека по российскому делу после публичного слушания дела.

Во-вторых, в своем решении Суд признал нарушение Россией в отношении Заявителя (Калашникова) прав, гарантированных ст.ст. 3, 5(3) и 6(1) Конвенции, т.е. тех прав, по поводу нарушений которых в Европейский Суд поступает максимальное количество обращений.

В-третьих, принципиальность этого решения состоит в том, что в нем Европейский Суд признал условия содержания в российском пенитенциарном учреждении образующими нарушение ст. 3 Конвенции. В решении по делу Калашникова Суд указал: "суд находит, что условия содержания заявителя под стражей, в частности, огромная перенаселенность камер и антисанитарные условия, и их неблагоприятное влияние на состояние здоровья заявителя, в сочетании с длительностью периода содержания в таких условиях, представляли собой унижающее обращение".

Юристы Центра содействия международной защите, понимая важность решения по делу Калашникова для всех содержащихся в условиях заключения в Российской Федерации, посчитали необходимым создать так называемую "инструкцию" для желающих обратиться в Европейский Суд по правам человека по поводу нарушения в отношении них ст. 3 Конвенции в силу содержания в невыносимых условиях в следственных изоляторах.

Что же следует иметь в виду при подготовке обращения в Европейский Суд?

Содержание в каких условиях было признано Европейским Судом "унижающим обращением"?

В своих жалобах в российские компетентные органы, а также в Европейский Суд Калашников описывал условия, в которых он содержался в СИЗО 1 г. Магадана следующим образом (далее приведены цитаты из Решения Суда по делу Калашникова)

  1. "В отношении первого периода лишения свободы в Магаданском следственном изоляторе, заявитель утверждает, что он содержался в камере площадью 17 квадратных метров, в которой находилось 8 коек. Однако почти всегда в камере находилось по 24 заключенных, и только иногда их число снижалось до 18. Поскольку на каждой койке было по 3 мужчины, заключенные спали по очереди. Остальным приходилось сидеть или лежать на полу или картоне, ожидая своей очереди. Было невозможно нормально выспаться, так как телевизор работал круглосуточно, было очень шумно в камере. Свет в камере никогда не выключался)
  2. Туалет в углу камеры не являлся частной зоной. Перегородка отделяла его от умывальника, но не от обеденного стола и жилой зоны камеры. Унитаз был поставлен на высоту полметра от пола, в то время как перегородка была высотой 1,1 метра. Поэтому, если лицо пользовалось туалетом, его могли видеть как сокамерники, так и тюремная охрана в глазок двери. Заключенные вынуждены были есть в камере за обеденным столом, который находился всего в метре от туалета. Еда была плохого качества.
  3. Камера, в которой не было вентиляции, была удушающе жаркой летом и очень холодной зимой. Из-за недостатка воздуха в камере окно было постоянно открыто. Будучи окруженным курильщиками, заявитель был вынужден стать пассивным курильщиком. Заявитель жалуется, что не удавалось получить нормальное постельное белье, посуду. Ему дали только стеганый матрац и фланелевое одеяло, а посуду ему приходилось одалживать у сокамерников, которым ее принесли родственники.
  4. Камеры следственного изолятора были покрыты тараканами и пауками, но не было предпринято никаких попыток их устранить. Единственной санитарной мерой было то, что служащие изолятора выдавали заключенным литр хлорки для туалета.
  5. Он заразился рядом кожных и грибковых заболеваний, были поряжены его ногти на ногах и руках. В шести случаях задержанные, больные туберкулезом и сифилисом, были помещены в его камеру, и ему ставили профилактические инъекции с антибиотиками.
  6. Заявитель указывал, что он мог выходить из камеры на 1 час в течение дня и что обычно предоставлялась возможность принять горячий душ только 2 раза в месяц.
  7. Наконец, заявитель указывает, что по его возвращении обратно в следственный изолятор 9 декабря 1999 года, условия содержания не были существенно изменены. Ему также не было предоставлено постельное белье, посуда и полотенца. Не было возможности лечиться от кожных заболеваний из-за отсутствия препаратов. Его камера также была полна тараканов и пауков и в течение 5 лет не было проведено мероприятий по борьбе с насекомыми. Однако, в марте-апреле 2000 года количество заключенных в его камере снизилось до 11."

К сожалению, приходится признать, что практически все заключенные в России содержатся под стражей в тех же условиях, в каких содержался господин Калашников.

Этот факт был признан и Правительством России в процессе переписки с Судом по делу Калашникова.

В этой части в решении по делу Калашникова Суд указал:

"93.Правительство оспаривало тот факт, что условия содержания заявителя под стражей могут рассматриваться как пытки или унижающее и бесчеловечное обращение. Условия не отличались от условий содержания большинства других заключенных в Российской Федерации, во всяком случае, не были хуже. [выделено автором "Инструкции"] Перенаселенность камер является общей проблемой в Российской Федерации. Администрация СИЗО предпринимала все возможные меры для обеспечения медицинской помощи лицам, страдающим от заболеваний, и обеспечения профилактики заражения инфекционными заболеваниями.

Было признано, что по экономическим причинам условия содержания подозреваемых под стражей неудовлетворительны и ниже требований, установленных для пенитенциарных учреждений в других государствах-членах Совета Европы. Однако государство предпринимает меры для того, чтобы улучшить положение заключенных в России. Был принят ряд специальных программ по улучшению СИЗО и других учреждений, реконструкции имеющихся учреждений, устранению туберкулеза и иных инфекционных заболеваний. Реализация этих программ позволит в два раза увеличить количество мест для заключенных и улучшить санитарные условия в следственных изоляторах

Заявитель указывает, что компетентный прокурор, заходя в его камеру, признал, что условия были действительно плохими, но заявил, что в других камерах ситуация не лучше и что для того, чтобы улучшить условия, не хватает финансирования".

2. Что необходимо предпринять для того, чтобы обратиться в Европейский Суд с жалобой на нарушение ст. 3 Конвенции?


    2.1. До обращения непосредственно в Европейский Суд необходимо исчерпать внутригосударственные средства правовой защиты в России, то есть предоставить России возможность самой восстановить нарушенное право.

В тех случаях, когда подозреваемый или обвиняемый считает, что в учреждении содержания под стражей были нарушены его права, предусмотренные Законом Российской Федерации "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также, если человек полагает, что он содержится в условиях, которые нарушают ст. 3 Конвенции, ему следует составить жалобу в соответствии с п.7 ст. 17 указанного выше Закона и гл. 24-1 ГПК РСФСР. Жалобу следует направить в администрацию учреждения, в котором лицо содержится, а также в суд и прокуратуру субъекта Российской Федерации, на территории которого находится данное учреждение.

В жалобе необходимо подробно описать условия содержания и требовать их улучшить либо изменить меру пресечения на любую другую не связанную с лишением свободы. Наряду с этим в жалобе необходимо требовать, чтобы компетентный орган, в который направлена жалоба, признал, что в отношении обратившегося лица были нарушены права, гарантированные указанным Законом, а также ст. 3 Конвенции. И, наконец, в жалобе нужно ставить вопрос о выплате обратившемуся материальной компенсации за нарушение в отношении него положений Закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и ст. 3 Конвенции.

В жалобе следует ставить вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины ввиду тяжелого материального положения.

В том случае, если за время содержания под стражей у лица ухудшилось состояния здоровья, обострились хронические заболевания либо были приобретены новые заболевания — необходимо обращаться с письменными заявлениями на имя руководителя учреждения с требованием провести медицинское обследование и зафиксировать факт обострения болезни или факт наличия какого-либо заболевания, а также назначить курс лечения. В том случае, если лицу, содержащемуся под стражей, руководство учреждения будет в этом отказывать — необходимо требовать изложить отказ в письменной форме.

Если суд примет решение в пользу Заявителя, то есть признает нарушение прав и вынесет решение о выплате компенсации для возмещения причиненного вреда и при этом администрация учреждения примет необходимые и достаточные меры к восстановлению нарушенных прав, — в этом случае заключенный потеряет статус жертвы и обращение в Европейский Суд по тем же основаниям будет бесперспективно.

Если суд откажет в рассмотрении жалобы либо вынесет решение об отказе в удовлетворении требований, изложенных в жалобе, то для исчерпания внутригосударственных средств правовой защиты следует это решение суда обжаловать в кассационном порядке путем подачи кассационной жалобы с требованием отменить решение суда как незаконное и необоснованное.

    2.2. В определенных случаях, как это было признано в деле Калашникова, человек фактически лишен эффективных средств правовой защиты.

Так, за время содержания под стражей господином Калашниковым было написано более 250 жалоб в компетентные органы различных уровней и полномочий, однако ни одна такая жалоба не привела к улучшению условий содержания либо к освобождению его из-под стражи, то есть к восстановлению нарушенных прав господина Калашникова.

Это как нельзя лучше иллюстрирует тот факт, что Россия не в состоянии обеспечить "человеческие" условия для тех, кто содержится в условиях изоляции от общества.

В решении по делу Калашникова Суд указал:

    "Нельзя говорить, что сам по себе вопрос заключения под стражу влечет за собой нарушение ст. 3 Конвенции. Также статья не может быть однозначно истолкована как устанавливающая общее обязательство освободить лицо из-за плохого состояния здоровья или направить его в больницу за пределами мест заключения для обеспечения его специальным медицинским лечением.

    Тем не менее, согласно данной статье Государство должно гарантировать, чтобы лицо содержалось под стражей в таких условиях, которые сопоставимы с человеческим достоинством, чтобы мера и способ исполнения наказания не приводили к его страданиям и испытаниям, чрезмерным по сравнению с установленными требованиями к местам лишения свободы, его здоровье и благополучие должны быть надлежащим образом защищены. (см. Kudla v.Poland n 3021096 п. 92 — 94, ECHR 2000-XI)".

Отсутствие эффективных средств правовой (судебной) защиты нарушенных прав заключенных следует констатировать во всех случаях:

  • активного противодействия администрации учреждения попыткам заключенного подать жалобу;
  • просмотра всей корреспонденции заключенного;
  • применения мер административного наказания к заключенному в случае подачи жалоб заключенным и тому подобной реакции.

В этих случаях нам поможет та часть решения по вопросу приемлемости Европейского Суда по делу Калашникова, которая гласит:

"…необходимыми средствами правовой защиты могут быть признаны по статье 35(1) Конвенции только те меры, которые имеют отношение к предполагаемым нарушениям и которые, в то же самое время, являются доступными и адекватными. Существование таких средств правовой защиты должно не вызывать сомнений, и эти меры должны не только быть в теории, но и существовать на практике, отсутствие чего исключает необходимую доступность и эффективность. (Например, помимо прочих решений — the Akdivar and Others v. Turkey 16 September 1996, Reports 1996-IV, p. 1210, 66, and Selmouni v. France, 75).

Более того, суд отмечает, что в вопросе исчерпания средств правовой защиты бремя доказывания лежит на Правительстве, которое должно представить убедительные данные о том, что эти правовые средства защиты были эффективны, применимы в теории и на практике в соответствующем периоде времени, то есть были доступны, способны были принести плоды по рассмотрению жалобы Заявителя, и содержали в себе разумные перспективы успеха. После выполнения этого бремени доказывания, на Заявителя возлагается обязанность доказать, что средства защиты, предлагаемые Правительством, были в действительности исчерпаны, или, по определенным основаниям в определенных условиях, были неадекватными и неэффективными, или что существовали особые обстоятельства, освобождающие Заявителя от выполнения этих требований. (Например, дело Akdivar and Others, p. 1211, 68, and Selmouni v. France, 76).

В данном деле Суд отмечает, что не оспаривается тот факт, что Заявитель многократно обращался с жалобами в различные органы, такие как: Магаданский городской суд, Верховный суд, Генеральному Прокурору и в Высшую квалификационную коллегию судей, в которых он поднимал вопрос об условиях своего предварительного заключения. Поэтому делается вывод, что власти были надлежащим образом осведомлены о ситуации, сложившейся с Заявителем, и они имели возможность изучить вопрос об условиях содержания Заявителя и, если необходимо, принять меры.

Более того, если даже правда, что Заявитель не исчерпал средства защиты, предложенные Правительством, путем поддачи отдельных жалоб в суд, начальнику места содержания под стражей и высшим органам государства, Суд отмечает, что проблемы, связанные с переполненностью мест предварительного заключения, являются явно проблемами структурного характера и не касаются исключительно ситуации Заявителя. Правительство не продемонстрировало, какие меры эти органы могли предпринять в отношении Заявителя, принимая во внимание экономические трудности у администрации тюрем.

При данных обстоятельствах Суд констатирует, что не было со всей определенностью установлено, что использование средств правовой защиты, предложенных Правительством, способно было привести к принятию мер в отношении условий содержания Заявителя под стражей.

На этом основании Суд приходит к выводу, что эта часть жалобы не может быть отклонена из-за неисчерпанности средств внутригосударственной правовой защиты"



    2.3. В том случае, если все жалобы на условия содержания (в том числе и кассационная жалоба) будут оставлены компетентными органами без удовлетворения (не будет удовлетворено ни одно из заявленных требований) и мера пресечения также изменена не будет, то лицо, содержащееся под стражей, может написать Заявление в Европейский Суд по правам человека по поводу нарушения в отношении него ст. 3 Конвенции.

    2.4.Это Заявление пишется в свободной форме на русском языке. В нем должны быть подробно описаны условия содержания, длительность содержания в этих условиях, состояние здоровья. К Заявлению следует приложить копии всех жалоб и ответов на них, а также копии медицинских документов о состоянии здоровья. В Заявлении необходимо обязательно указать, какие статьи Конвенции лицо считает нарушенными в отношении себя. Если предметом жалобы являются только условия содержания — то в Заявлении следует указать ст. 3 Конвенции.

Если в жалобе ставится вопрос о нарушении права на частную и семейную жизнь (лишение права на свидания с родственниками и тому подобные нарушения) — то в Заявлении следует указать на нарушение ст. 8 Конвенции.

Заявление следует отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу: F — 67075, Council of Europe, ECHR, Strasbourg Cedex, France, Франция, Страсбург.

Через некоторое время обратившемуся придет ответ из Суда, в котором будет предложено заполнить формуляр жалобы, который будет приложен к письму. Также к письму будет приложена инструкция по заполнению формуляра и пояснительная записка для желающих обратиться в Европейский Суд по правам человека, а также текст Конвенции на русском языке.

В заключение хотим еще раз отметить, что исчерпать все внутригосударственные средства правовой защиты необходимо, несмотря на то, что при рассмотрении дела Калашникова российские власти фактически признали, что ни один из тех органов, в которые направлял свои жалобы господин Калашников, не имел фактической возможности изменить ему условия содержания, так как все заключенные на территории России содержатся в одинаковых условиях, улучшить которые Россия не в состоянии по причине отсутствия средств.

Теперь, после решения Суда по делу Калашникова, содержание людей под стражей в подобных условиях следует считать "унижающим обращением", а те, кто подвергается такому обращению, имеют полное право получить от своего государства за это компенсацию, как это удалось сделать господину Калашникову. Очевидно, что насколько ни была бы эта компенсация существенной, она не сможет вернуть человеку годы жизни (или месяцы), проведенные в условиях постоянных страданий и унижений.


Права подозреваемых и обвиняемых регламентируются Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" 103-ФЗ от 15 июля 1995 года с изменениями от 21 июля 1998 года.

Статья 17. Права подозреваемых и обвиняемых

Подозреваемые и обвиняемые имеют право:

1) получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;

2) на личную безопасность в местах содержания под стражей;

3) обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории;

4) на свидания с защитником;

5) на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона;

6) хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;

7) обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов;

8) вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями;

9) получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях;

10) на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР;

11) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа;

12) пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка;

13) пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми;

14) отправлять религиозные обряды в помещениях места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа — при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых;

15) заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой;

16) получать посылки, передачи;

17) на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей;

18) участвовать в гражданско-правовых сделках.

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, имеют также право:

1) получать и отправлять денежные переводы;

2) заключать и расторгать брак, участвовать в иных семейно-правовых отношениях в случае, если это не противоречит настоящему Федеральному закону;

3) приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине (ларьке) следственного изолятора (тюрьмы) либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети;

4) подписываться на газеты и журналы и получать их;

5) получать от администрации при необходимости одежду по сезону, разрешенную к ношению в местах содержания под стражей.

Подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, при наличии соответствующих условий предоставляется возможность трудиться.

Статья 18. Свидания с защитником, родственниками и иными лицами

С момента задержания подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником наедине. Количество и продолжительность свиданий не ограничиваются. Свидания предоставляются: с адвокатом, участвующим в деле в качестве защитника, — по предъявлении им ордера юридической консультации; с представителем профессионального союза или другой общественной организации, являющимся защитником, — по предъявлении соответствующего протокола; с иным лицом, участвующим в деле в качестве защитника, — по предъявлении определения суда или постановления судьи, а также документа, удостоверяющего его личность.

Свидания подозреваемого или обвиняемого с его защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать.

Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое.

Свидания с родственниками и иными лицами осуществляются под контролем сотрудников мест содержания под стражей и в случае попытки передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных предметов, веществ и продуктов питания либо сведений, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, прерываются досрочно.

Статья 19. Право на личную безопасность

При возникновении угрозы жизни и здоровью подозреваемого или обвиняемого либо угрозы совершения преступления против личности со стороны других подозреваемых или обвиняемых сотрудники мест содержания под стражей обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности подозреваемого или обвиняемого.

Статья 20. Переписка

Подозреваемым и обвиняемым разрешается вести переписку с родственниками и иными лицами без ограничения числа получаемых и отправляемых телеграмм и писем. Отправление и получение корреспонденции осуществляются за счет средств подозреваемых и обвиняемых.

Переписка подозреваемых и обвиняемых осуществляется только через администрацию места содержания под стражей и подвергается цензуре. Цензура осуществляется администрацией места содержания под стражей, а в случае необходимости лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело.

Письма, содержащие сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, выполненные тайнописью, шифром, содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну, адресату не отправляются, подозреваемым и обвиняемым не вручаются и передаются лицу или органу, в производстве которых находится уголовное дело.

Переписка подозреваемых и обвиняемых с лицами, содержащимися в учреждениях, исполняющих наказания, осуществляется с разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело.

Сведения о смерти или тяжком заболевании близкого родственника сообщаются подозреваемому или обвиняемому незамедлительно после их получения.

Письма, поступившие на имя подозреваемого или обвиняемого после его убытия из места содержания под стражей, не позднее чем в трехдневный срок после их получения отправляются по месту его убытия.

Статья 21. Направление предложений, заявлений и жалоб

Предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения, направляются через администрацию места содержания под стражей.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные объединения, а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией места содержания под стражей и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи.

В отношении предложений, заявлений и жалоб, содержащих сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, выполненных тайнописью, шифром, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, применяется порядок, установленный частью третьей статьи 20 настоящего Федерального закона.


Ответы на предложения, заявления и жалобы объявляются подозреваемым и обвиняемым под расписку и приобщаются к их личным делам.

Не допускается преследование в любой форме подозреваемых и обвиняемых за обращение с предложениями, заявлениями или жалобами в связи с нарушением их прав и законных интересов. Должностные лица мест содержания под стражей, виновные в таком преследовании, несут ответственность в соответствии с законом.

Статья 22. Питание, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости

Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.

Статья 23. Материально-бытовое обеспечение

Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.

Подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы.

Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Статья 24. Медико-санитарное обеспечение

Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских учреждениях и привлечения к их обслуживанию персонала этих учреждений определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

При получении подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится медицинскими работниками мест содержания под стражей безотлагательно. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются пострадавшему. По решению начальника места содержания под стражей либо лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, или по ходатайству подозреваемого и обвиняемого либо его защитника медицинское освидетельствование производится работниками медицинских учреждений. Отказ в проведении такого освидетельствования может быть обжалован надзирающему прокурору.

В случае тяжкого заболевания либо смерти подозреваемого или обвиняемого администрация места содержания под стражей незамедлительно сообщает об этом его близким родственникам и прокурору, который по своей инициативе или заявлению родственников заболевшего либо умершего может проводить проверку по данному факту. Захоронение умершего, тело которого не востребовано, осуществляется за счет государства.

Статья 25. Получение посылок, передач и денежных переводов

Подозреваемым и обвиняемым разрешается получать без ограничения количества посылки, вес которых не должен превышать норм, предусмотренных почтовыми правилами, а также передачи, общим весом не более тридцати килограммов в месяц. Не допускается ограничение веса передач для несовершеннолетних, больных, страдающих тяжкими заболеваниями (при наличии медицинского заключения врачей мест содержания под стражей), беременных женщин, а также для женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет.

Денежные переводы, поступающие подозреваемым и обвиняемым в места содержания под стражей, зачисляются на их лицевые счета. С разрешения администрации мест содержания под стражей подозреваемые и обвиняемые могут из своих средств отправлять денежные переводы родственникам или иным лицам.

Администрация мест содержания под стражей по заключению врача принимает для подозреваемых и обвиняемых медикаменты в тех случаях, когда отсутствует возможность обеспечения ими.

Предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, запрещаются к передаче подозреваемым и обвиняемым.

Сокрытие от досмотра или передача подозреваемым и обвиняемым запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания, а равно передача им любых предметов, веществ и продуктов питания вопреки установленным правилам влекут за собой ответственность в соответствии с административным и уголовным законодательством.

Статья 26. Дополнительные платные услуги

При наличии соответствующих условий администрация мест содержания под стражей обеспечивает подозреваемым и обвиняемым дополнительные платные бытовые и медико-санитарные услуги, перечень и порядок предоставления которых устанавливаются Правилами внутреннего распорядка.

Статья 27. Привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду

При наличии соответствующих условий подозреваемые и обвиняемые по их желанию привлекаются к труду на территории следственных изоляторов и тюрем.

Условия труда подозреваемых и обвиняемых должны отвечать требованиям безопасности, санитарии и гигиены. Подозреваемые и обвиняемые вправе получать за свой труд соответствующее вознаграждение.

Заработная плата подозреваемых и обвиняемых после удержаний, предусмотренных законом, перечисляется на их лицевые счета.

В целях привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду следственные изоляторы могут осуществлять собственную производственную деятельность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Доходы от производственной деятельности подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты используются для улучшения условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также на развитие социальной сферы следственных изоляторов. Производственная деятельность следственных изоляторов освобождается от федеральных налогов в порядке, установленном налоговым законодательством.

Права лиц, осужденных к лишению свободы, регламентируются статьей 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Статья 12. Основные права осужденных

1. Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

2. Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

3. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

4. Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее — вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных.

5. Осужденные — граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.

6. Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

7. Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

9. Осужденные к аресту, ограничению свободы или лишению свободы — иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, — с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.

10. Порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами.

11. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Лицам, осужденным к лишению свободы, гарантируются права, предусмотренные ст.12 УИК РФ.

Статья 12. Основные права осужденных

1. Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

2. Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

3. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

4. Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее — вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных.

5. Осужденные — граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.

6. Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

7. Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

9. Осужденные к аресту, ограничению свободы или лишению свободы — иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, — с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.

10. Порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами.

11. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Для лиц, осужденных к лишению свободы, устанавливаются следующие нормы жилой площади на одного осужденного:

  • в исправительных колониях не менее двух квадратных метров:
  • в тюрьмах — двух с половиной квадратных метров:
  • в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами — трех квадратных метров:
  • в воспитательных колониях — трех с половиной квадратных метров:
  • в лечебных исправительных учреждениях — трех квадратных метров:
  • в лечебно-профилактических учреждениях — пяти квадратных метров.

Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности, они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий. Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Оставит комментарий