Речь пойдет о морских мастодонтах
военного флота — авианосцах. Об их эффективности в условиях
современного развития техники и новых направлений стратегической
обороны. О методах эффективной борьбы с ними малыми силами и
средствами.


О действиях авианосцев и их значении для
нанесения воздушных ударов по территории потенциального противника
знают, наверное, уже все. Начиная с войны в Персидском заливе
(1990-91 годы) и кончая последними событиями в Афганистане,
телевидение всех стран мира уже напичкало людей информацией о том,
как стартуют с их палубы самолеты, как садятся, какая у этих морских
монстров корабельная охрана и где что расположено на них.


По картинкам с экрана подобные сюжеты
покажутся впечатляющими, особенно крутизна старта самолетов и как
боец с флажками, дающий команду на взлет, танцует в ритуальном
танце.


На самом деле, все эти видеоролики — не
более чем реклама американской военной мощи.


О степени уязвимости подобных плавучих
посудин можно говорить часами.


Не смотря на то, что охраняют авианосец
до 10-15 военных кораблей, входящие в так называемый авианосный
ордер, и которые теоретически должны обеспечивать постоянную защиту
своего флагмана в радиусе 300 км от надводных, подводных и воздушных
атак противника, защита плавучей платформы настолько дырява, что
никто просто не хочет себе этого представить.


У нашей страны против подобных судов есть
множество средств, дающих стопроцентное поражение и при том на
значительном расстоянии. Это крылатые ракеты Гранит и
сверхскоростные ракеты Шквал-Е, находящиеся на вооружении субмарин
разного класса, из-за высокой скорости и маневренности которых, их
невозможно сбить или увернуться от них. Они всегда попадут в цель и
поразят ее.


Поэтому вся показуха направлена на
применение авианосцев против слаборазвитых в военном отношении стран
того или иного региона.


Но самое интересное состоит в том, что не
требуется никаких особых высоких военных технологий для того, чтобы
пустить ко дну не только эту плавучую посудину, но и все надводные
корабли охранения.


Защита авианосца построена так, что ее
обеспечивают не только корабли охранения, в число которых входят
эсминцы, корветы и подлодки, но и техническое вооружение на самом
авианосце, которое предназначено для отражения воздушных атак со
стороны самолетов и ракет.


Но все эти системы защиты направлены лишь
на 4 класса вероятного противника: надводные корабли, подлодки,
самолеты и ракеты.


Атака со стороны любого другого
противника отражена не будет, особенно если он не виден визуально и
не засекается радарами или по шуму винтов.


На первый взгляд кажется, что речь идет о
некой фантастической суперсовременной технологии какого-то корабля-
или самолета-невидимки. А на самом деле — о простых
водолазах.


Да, да, самые простые люди в водолазных
костюмах способны потопить любой корабль. И для этого им не нужно
залезать на палубу этих кораблей и воевать с командой. Будет вполне
достаточно, если они установят мины на днище идущего судна, отплывут
подальше, а затем с помощью пульта радиоуправления взорвут их. Вот и
вся мудреная технология атаки.


В свое время, СССР и США развивали это
направление, только вместо водолазов, обучали ставить мины
дельфинов. Данное обучение + содержание водных млекопитающих,
обходятся очень дорого и не всегда эффективны, поскольку дельфины
могут спутать военный корабль с торговым.


Гораздо легче использовать обычную и
хорошо подготовленную команду водолазов.


Операция по атаке судов должна состоять
из следующих этапов:



  1. Подготовка снаряжения;
  2. Обнаружение эскадры;
  3. Доставка команды в зону цели;
  4. Подплытие водолазов к цели;
  5. Минирование;
  6. Отплытие;
  7. Подрыв цели;
  8. Уход из зоны поражения;

1. Первый пункт должен включать полную
экипировку водолаза, а также боекомплект из нескольких мин +
подводное оружие.


2. Чтобы обнаружить авианосец, нужно
искать эскадру кораблей, что сделать довольно просто, определяя ее
положение по шуму винтов эсминцев сопровождения. Если эскадра
находится на якоре, то обнаружение ее положения может осуществляться
по направлению вылета самолетов с палубы авианосца (откуда летит,
там и плавучий аэродром), либо путем запуска малых беспилотных
самолетов разведчиков.


Определив таким образом зону
предполагаемого местанахождения эскадры, осуществляется доставка
диверсионной группы к этой зоне.


Более точное положение кораблей
определяется затем по специальным минирадарам, по приборам,
фиксирующим шумы двигателей или визуально.


3. Третий пункт — самый основной среди
этапов решения поставленной задачи.


Доставка команды подводного спецназа
должна осуществляться так, чтобы момент выгрузки водолазов
приходился на начало ночи (как только стемнеет), хотя, в крайнем
случае, можно использовать и дневное время, но отправлять придется
более многочисленную группу.


Методов доставки существует несколько и
выбор должен зависеть от конкретной ситуации.


После окончания Второй Мировой войны
наибольшее распространение получили транспор­тировщики открытого
типа, весьма разнообразные по ТТХ и конструкции.


Простейшим типом индивидуального
транспортировщика является «букси­ровщик Кусто». Он был
разработан во Франции в 1952 г. и представляет со­бой прочный
контейнер обтекаемой формы, разделенный на два отсека. В од­ном
из них размещается аккумуляторная батарея, а в другом —
электродви­гатель постоянного тока. [1]


Маневрирование производится изменением
положения тела пловца.


Во Франции, США, Англии, Испании и ФРГ
получил распространение одноместный транспортировщик типа «Пегас»,
разработанный во Франции и пригодный не только для буксировки
легководолазов, но и для выполнения подводных фото- и киносъемок. По
этой причине он может быть легко куплен в любой стране.


В носовой его части установлены
контейнер с контрольно-измерительными и навигационными приборами,
включающими гиро- и магнитный компасы, вольтметр, искусственный
горизонт, глубиномер, счетчик оборотов гребного вала, счетчик
времени, индикатор поступления воды внутрь прочного корпу­са и
носовые горизонтальные рули. Здесь же могут быть установлены боксы с
кино — и фотокамерами, прожекторы или другое
оборудование.


В средней части корпуса транспортировщика
установлено седло велоси­педного типа для водолаза, а в кормовой
части — трехлопастный гребной винт в насадке и вертикальный руль.
Внутри корпуса размещены серебря­но-цинковая аккумуляторная
батарея емкостью 80 а.ч. и гребной электрод­вигатель мощностью
1,5 л.с. при 7500 об/мин. Гребной вал соединяется с
электродвигателем через планетарный редуктор, имеющий передаточное
отно­шение 12:1.


Водолаз при движении обычно располагается
лежа, однако в некоторых случаях он может сидеть. Корпус
транспортировщика выполнен из листов некорродирующего в морской воде
алюминиевого сплава толщиной 3 мм. Перед каждым погружением его
балластируют твердым балластом таким образом, что у него остается
небольшая положительная плавучесть.


Маневрирование «Пегаса» производится с
помощью носовых и кормовых го­ризонтальных рулей с ручным
приводом и кормового вертикального руля, имеющего ножной
привод.


При попадании воды внутрь
транспортировщика он под действием автома­тического устройства
всплывает на поверхность. При необходимости увели­чения скорости
или дальности буксировки на транспортировщике могут
уста­навливаться дополнительные контейнеры с аккумуляторными
батареями. [1]


Транспортировщика «Иппокампо», —
из­вестен также под названием «Си Хоре».


Экипаж размещается в торпе­дообразном
корпусе так, что только головы и плечи сидящих водолазов
воз­вышаются над корпусом.


Особенностью транспортировщика является
использо­вание для движения бензинового двигателя,
установленного в прочном кон­тейнере. Воздух для работы
двигателя подается по гибкому резиновому шлангу, приемный патрубок
которого поддерживается на поверхности воды специальным поплавком.
На показательных испытаниях, проведенных в 1956 г. в США,
итальянский экипаж сумел пройти на «Си Хоре» под водой 60 миль со
скоростью 8 уз, периодически погружаясь на глубину до 18 м.
[1]


Особенностью этого транспортировщика
является возможность подзарядки аккумуляторной батареи при движении
на одном электродвигателе. В этом случае его дальность плавания
может достигнуть 200 миль. При работе трех электродвигателей
транспортировщик может пройти 28 миль (51,8 км) со скоростью 8 уз.
(14,8 км/час). Погружение и всплытие его осуществляют заполнением и
продуванием сжатым воздухом балластных цистерн. [1]


В США построен одноместный
транспортировщик «Т-14», имеющий хорошо обтекаемый корпус
каплеобразной формы. Водитель располагается сидя в просторной
кабине, имеющей обтекатель из плексигласа. Корпус выполнен из
алюминиево-магниевого сплава.


Источником энергии для двигателя служит
серебряно-цинковая батарея из 18 элементов напряжением 24 в и
емкостью 100 а.ч. Двигатель и аккумуля­торная батарея
расположены в прочных цилиндрических контейнерах. Рулевой комплекс,
включающий кормовые горизонтальные рули, кормовой вертикальный руль,
а также носовые рули (установленные под углом 30 градусов к
гори­зонту), обеспечивает транспортировщику высокую
маневренность. Носовые горизонтальные рули установлены на
амортизаторах, что исключает возмож­ность их поломки при касании
грунта. Перекладка горизонтальных и верти­кального рулей
производится как ручным, так и ножным приводом.


На базе «Т-14» разработаны и испытаны
транспортировщики «Т-18», «Т-23» и «Р-25». Последний из них развивал
под водой скорость до 10 уз­лов (18,5 км/час). [1]


В России тоже существуют
транспортировщики, но на одного человека — типа «Про­тон»,
внешне похожий на лягушку. Он был разработан в 60-е годы по образу
«буксировщика Кусто», и до сих пор широко применяется в
различ­ных подразделениях флота.


Транспортировщик торпедного типа —
«Сирена» имеет диа­метр 53 сантиметра, длину 872 сантиметра,
массу 1097 кг (в том числе 460 кг приходится на контейнер со
взрывчаткой). Они позволяют осуществлять доставку «Сирен» и
пловцов-диверсантов в район боевых действий на обычных подводных
лодках типа «Палтус» (877-й проект).


Скорость хода «Сирены» составляет 2-4
узла (в зависимости от глуби­ны), дальность хода равна 1216
милям (22-29,6 км). Глубина погружения до 40 метров, экипаж 2
человека. Имеется автопилот, удерживающий транспор­тировщик на
заданной глубине и курсе, в том числе при остановках.


По инструкции, время на то, чтобы двое
боевых пловцов внутри подвод­ной лодки полностью подготовились к
выходу за борт, прошли шлюзование, извлекли «Сирену» из торпедного
аппарата, оседлали ее, включили двига­тель и отправились в путь,
не должно превышать 90 минут. Правда, при том условии, что
аккумуляторы торпеды — транспортировщика были заряжены раньше.
[1]


В настоящее время, в связи с огромной
популярностью подводного спор­та, туризма и археологии,
подводные транспортировщики производятся во многих странах.
Благодаря широкому применению новых материалов, источни­ков
энергии, дыхательных аппаратов, современные транспортировщики
отли­чаются снижением массы и уменьшением габаритов с
одновременным увеличе­нием полезной нагрузки, дальности, глубины
плавания, скорости хода.


Наиболее прочные позиции на международном
рынке транспортировщиков военного назначения занимает итальянская
фирма «КОСМОС» (Конструционе Мотоскафи Соттомарини) из Ливорно.
Известно, что с 1956 года по 1995 год она продала более 600
транспортировщиков трех моделей серии СЕ 2F (X30, Х-60 и Х-100).
Различия между ними в основном по глубине погружения. Ес­ли Х-30
погружается на 30 метров, то Х-60 на 60 метров.


Транспортировщик СЕ 2F/X-60 — это
двухместное плавательное средство «мокрого» типа. Кокпит (место для
экипажа) закрыт обтекателем из оргстекла, что значительно уменьшает
сопротивление воды. На переходе оба члена экипажа дышат воздухом из
резервуара транспортировщика, благодаря чему экономится воздух в
баллонах их аппаратов. Рулевой сидит впереди и манипулирует рулями
курса и глубины. Перед ним на приборной панели нахо­дятся
простейшие навигационные приборы.


Длина транспортировщика 7 метров, ширина
0,8 метра, высота 1,5 метра. Аккумуляторы на серебряно-цинковых
элементах и электродвигатель мощ­ностью 5,5 лошадиных сил
обеспечивают дальность плавания 50 миль (92,6 км) на скорости 3,3
узла (6,1 км/час). Транспортировщик может нести одну мину Мк-31
(весом 270 кг), либо две мины Мк-41 (по 160 кг каждая), или же 8 мин
Мк-414 (по 56 кг каждая). [1]


Другими средствами перспективной доставки
боевых пловцов явля­ются в настоящее время катера-амфибии
надувного типа. Современные системы подводного обнаружения во многих
случаях не позволяют прибли­жаться к охраняемым портам не только
сверхмалым подводным лодкам, но и подводным транспортировщикам.
Пловцам приходится рано покидать свои носители вне радиуса действия
гидроакустических средств, чтобы двигаться дальше на ластах, что
ведет к значительному возрастанию затрат времени и физи­ческих
сил на выполнение задания, снижается масса полезной нагрузки пловцов
(приборы, оружие, взрывчатка).


К числу одной из лучших на сегодня
моделей катеров-амфибий относится «Сабскиммер-80» (Subskimmer-80),
выпускаемый английской фирмой «Сабмарин продактс». Это плавсредство
изготовлено из прорезиненного материала, с пластиковой палубой между
надувными элементами корпуса. Длина катера 5 метров, ширина 1,8
метра, вес всего лишь 800 кг (вместе с моторами и прочим
оборудованием). Столь небольшие габариты дают возможность
перево­зить его на любом военном корабле и коммерческом судне
(вплоть до море­ходных прогулочных катеров), а также в кузовах
грузовых автомобилей, в автофургонах и прицепах, в транспортных
самолетах и вертолетах.


На поверхности воды «Сабскиммер-80»
развивает скорость до 28 узлов (51,8 км/час). 130 литров топлива в
двух баках хватает ему на то, чтобы в хорошую погоду преодолевать
расстояние 100 миль (185 километров) со средней скоростью 22,5 узла
(41-42 км/час). В подводном положении с по­мощью двух гребных
электродвигателей он может пройти 4б миль (7,4-11,1 км) на скорости
3 узла (5,5 км/час). При этом катер берет на борт от двух до четырех
диверсантов вместе со всем их вооружением и снаряжением.


Высокая скорость и большой запас
надводного хода катера, в сочетании с почти полной его невидимостью
для радиолокаторов, а также неслыши­мостью для гидроакустических
приборов определяют тактику применения. Ка­тер спускают на воду
в значительном удалении от цели (на расстоянии нес­колько
десятков километров). На крейсерской скорости 20-25 узлов он
дос­тигает точки погружения. Там бензомотор выключают и
выпускают из надув­ных элементов корпуса часть воздуха. Катер
погружается, после чего води­тель включает электродвигатели,
расположенные на панели в передней части катера. Изменения курса и
глубины осуществляются поворотами этой панели в горизонтальной или
вертикальной плоскости посредством специальных ры­чагов.
Всплытие после отхода из зоны операции производят путем
продува­ния элементов корпуса сжатым воздухом из баллона. Затем
снова включают бензомотор и на полной скорости устремляются в
обратный путь. [1]


Аналогичный катер «Кракен-90» производят
во Франции. Его длина около 6 метров, ширина около 2 метров, а
надувные элементы корпуса сделаны из алюминиевого листа толщиной 4
мм. На катере установлен мотор Ямаха мощ­ностью 90 лошадиных
сил, обеспечивающих крейсерскую скорость 20 узлов (37 км/час).
Дальность плавания под бензомотором на поверхности воды составляет
90 миль (166-167 км). Интересно, что на «Кракене» имеется устройство
для работы бензомотора в подводном положении. Специальная труба
(«шнорхель», или РДП) обеспечивает движение на глубине до 5
мет­ров. Еще имеются два электромотора. Они дают скорость 3
узла, на которой катер может пройти до 6 миль. Предельная глубина
погружения катера «Кра­кен-90» составляет 50 метров!
[1]


Сверхмалые подводные лодки также могут
использоваться для доставки группы плавцов.


В 1988 году фирма «Мариталиа» построила
сверхмалую лодку «ГСТ-9». Она предназначена для проведения
разведывательно-диверсионных операций в ба­зах, портах и на
якорных стоянках противника, в том числе для доставки боевых
пловцов.


Водоизмещение надводное 27 тонн,
подводное 30 тонн; длина 9,55 метра, диаметр прочного корпуса 2,2
метра, максимальная высота 3,5 метра. Наи­большая скорость
подводного хода 8 узлов (14,8 км/час). В качестве
энер­гетической установки используется дизель замкнутого цикла
«Изотта-Фрас­кини» мощностью 60 лошадиных сил. Он работает на
кислороде, запаса кото­рого хватает на 200 миль (370 км) при
скорости 6 узлов, или на 100 миль (185 км) при скорости 8
узлов.


Особенностью конструкции этой лодки
является то, что ее корпус собран из тороидально изогнутых стальных
труб (внешний диаметр 7,5 см, толщина стенок около 1 см), которые
одновременно используются для хранения газо­образного кислорода
(под давлением 350 бар) и для закачивания выхлопных газов. Прочность
корпуса такого типа в 5 раз выше традиционных корпусов из листовой
стали. Это обеспечивает лодке глубину погружения до 400 мет­ров.
Выхлопные газы от дизель-мотора, пройдя очистку и нейтрализацию,
закачиваются в освобождающиеся от кислорода объемы тороидальных
элемен­тов корпуса. Таким образом исключается потеря мощности на
преодоление давления забортной воды, а также повышается
скрытность.


Лодку «ГСТ-9» очень трудно обнаружить
средствами ПЛО. Ее корпус имеет снаружи двухслойное
противоакустическое покрытие, снижающее отражение сигнала
гидролокатора не менее чем на 50 процентов, а тороидальная
труб­чатая конструкция эффективно уменьшает внутренние шумы. Все
приборы и механизмы внутри лодки установлены на шумопоглощающих
амортизаторах.


Варианты вооружения могут быть
следующими: 1) 12 мин с магнитными присосками, типа «Манта»; 2) 2
малогабаритные торпеды «в навесных пуско­вых установках; 3) 48
неуправляемых ракет калибра 122 мм для стрельбы по берегу (из
надводного положения) на дистанцию до 25 километров.


Экипаж лодки 2 человека. Группа боевых
пловцов — до 4-х человек. Для их высадки в подводном положении
имеется шлюзовая камера.


Приборный комплекс включает в себя:
электронно-оптический перископ, гидроакустическую станцию,
радиолокатор, инерциальную навигационную сис­тему обеспечивающую
определение места лодки с точностью 0,8 процента к пройденному
расстоянию.


Малые размеры лодки и небольшая масса
позволяют доставлять ее в район действий транспортной авиацией, на
палубах надводных кораблей и больших подводных лодок, либо по
железной дороге. Специалисты НАТО отмечают простоту управления
лодкой (достаточно одного человека), ее хорошие хо­довые
качества. Лодки данного типа закупают многие страны. [1]


В 1988-90 гг. в СССР по проекту
конструкторского бюро «Малахит» (ЦКБ-16) в Ленинграде были построены
2 сверхмалые подводные лодки — «Пи­ранья» и «Тритон». Они
предназначались для проведения разведывательно-ди­версионных
операций, в том числе для доставки боевых пловцов и обеспече­ния
их действий.


Характеристики лодок этого типа такие:
длина 28,2 метра, ширина 4,8 метра, высота от киля до крыши
ограждения входного люка 6,3 метра, осадка (при плавании в
над­водном положении) 2,5 метра, водоизмещение надводное 218
тонн, подводное 319 тонн. Сама лодка однокорпусная, построена из
титанового сплава, что обес­печивает ей глубину погружения до
200 метров. Силовая установка работает только на один винт и
включает в себя дизель-мотор (запас топлива 6,5 тонн) и
электродвигатель (емкость батарей 1200 киловольт). Дальность
плавания под водой на перископной глубине (когда дизель-мотор
работает через РДП) составляет одну тысячу миль (1852 км), на
электромоторе — 250 миль (463 км). Максимальная скорость на
поверхности воды 6,43 узла (11,9 км/час), под водой 6,65 узла (12,3
км/час). Приборный комплекс включает в себя радиолокатор,
гидролокатор, бортовой компьютер, средства звукоподводной связи и
другие устройства.


Экипаж лодки составляет 3 человека. Кроме
них, на борту могут находиться до 8 боевых пловцов со всем своим
снаряжением. Автономность лодки — 10 суток. Выход пловцов за борт
осуществляется в подводном положении через шлюзовую ка­меру.
Находясь вне лодки, они имеют возможность использовать подаваемую с
нее по проводам электроэнергию, а также пополнять запас воздуха в
ды­хательных приборах. В верхней части корпуса лодки находятся
два контей­нера для транспортировщиков типа «Сирена». Вместо них
можно загружать 4 донные мины большой мощности (в том числе с
ядерными зарядами). Конструкция лодки такова, что обеспечивает
минимальный уровень шума механизмов, интенсивности магнитных и
физических полей. Это делает лодку малозаметной для средств
противолодочной обороны.


Германия, 1988 год. Немецкая фирма
«Брюкер марестехник» построила сверхмалую лодку «Зее «Пферд»
(Морской конек). Ее длина 14,5 метров, ди­аметр прочного корпуса
2,3 метра. Имеет энергетическую установку замкну­того типа,
дизель-мотор мощностью 125 лошадиных сил. Дальность плавания под
дизелем в подводном положении составляет 200 миль (370 км) со
ско­ростью б узлов. Кроме того, на лодке имеется аккумуляторная
батарея. Она позволяет развивать под водой скорость до 5 узлов (9,26
км/час) и прохо­дить еще 60 миль (111 км). Глубина погружения
«Морского конька» достига­ет 300 метров. Экипаж 2 человека,
берет на борт 4-б боевых пловцов. Вы­ход за борт они
осуществляют в подводном положении через шлюзовую каме­ру.
[1]


Как видите, существует масса средств
доставки диверсионной группы к плавсредствам противника.


4. Подплытие водолазов к цели должно
осуществляться таким образом, чтобы зайти вперед по курсу движения
авианосца, если эскадра движется. Если она стоит на якоре,
направление захода на цель не имеет значения. Глубина погружения (в
дневное время) не должна превышать нескольких метров, чтобы не
ухудшать видимость. В ночное время минирование производится в
надводном положении.


5. Если эскадра движется, то минирование
авианосца должно состоять в ожидании момента, пока корпус судна не
начнет проходить над водолазами. В момент прохода, с помощью
специальных дистанционных приспособлений (которые должны входить в
снаряжение) осуществляется минирование (вешание магнитных мин на
корпус судна). Затем осуществляется отплытие.



6. Сам процесс отплытия должен состоять в
обычном стоянии на месте, если эскадра движется (пропустить вперед)
или в отплытии в сторону направления к базе. Если необходим срочный
подрыв, то отплытие осуществляется в направлении, противоположном
берегу (поскольку туда будет направлен ответный удар и ориентир
противника).


7. Подрыв осуществляется после того, как
группа удаляется на значительное расстояние от цели, но не
превышающее половины зоны действия радиосигнала (на случай возможных
помех).


8. Уход из зоны поражения осуществляется
в тех направлениях, куда не будет ориентировано нанесение ответного
удара противника.


Во всех описанных случаях, засечь
диверсионную группу будет практически невозможно, даже если вести
постоянное визуальное наблюдение за поверхностью.


Задание по потоплению авианосца сможет
осуществить группа из 20 водолазов. Если требуется ликвидировать и
корабли сопровождения, то понадобится группа из 100
человек.


В любом случае, незаметно снарядить такую
группу сможет даже слаборазвитая в военном отношении страна, против
которой направлена агрессия.


Почему до сих пор этого не было
сделано?


Потому, что никто до сих пор не
задумывался над тем, что для того, чтобы бороться с новейшими видами
вооружений не нужно придумывать еще более совершенные, а достаточно
применять против больших военных объектов и структур более
малые.


ЛИТЕРАТУРА:



  1. Дон Миллер, ПОДВОДНЫЙ СПЕЦНАЗ:
    ИСТОРИЯ, ОПЕРАЦИИ, СНАРЯЖЕНИЕ, ВООРУЖЕНИЕ, ПОДГОТОВКА БОЕВЫХ
    ПЛОВЦОВ, Изд. «Харвест», г. Минск, 1998 г., OCR Палек &
    Alligator, 1998 г.
  2. Громов В.И. Васильев Г.А., ДЕЙСТВИЕ В
    ВОЕННОЕ ВРЕМЯ (сборник)

12 февраля 2002
 

Оставит комментарий