(КРИМIНОЛОГIЧНI ТА КРИМIНАЛЬНО-ПРАВОВI АСПЕКТИ БОРОТЬБИ З ТОРГIВЛЕЮ ЖIНККАМИ ТА ДIТЬМИ)


Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук


Киев, 2000.


Общая характеристика работы


Актуальность темы исследования. Провозгласив, что человек, его жизнь, здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются на Украине высшей социальной ценностью (ст.3 Конституции Украины), государство обязалось всеми доступными способами и средствами защищать личность.


Одним из приоритетных направлений социальной политики Украины является борьба с преступностью, в т.ч. с преступлениями против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Особое место среди этих преступлений занимает торговля женщинами и детьми проблема, которая приобрела международный характер. Неоднократные факты продажи за границу украинских женщин и детей обусловили принятие Закона Украины от 24 марта 1998 г., который устанавливает уголовную ответственность за торговлю людьми (ст.1241 УК Украины). К тому же высокая социальная опасность этих действий требует дополнительных способов противодействия торговле людьми. Основные направления борьбы с ней указаны в Программе предупреждения торговли женщинами и детьми, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 25 сентября 1999 г. 1769.


О существовании торговли людьми указывали еще в XIX начале XX вв. Ам-Рин Отто Генне, М. Гернет, С. Гогель, В. Дерюжинский, М. Дурманов, Ч. Ломброзо, Ф. Лист, Г.Ферреро, С. Шашков, Ф. Яновский. О международном характере торговли женщинами и детьми говорили И.П. Блищенко, Л.Н. Галенска, И.И. Карпец, И.И. Лукашук, А.В. Наумов, В.П. Панов, Ю.О. Решетов. О торговле людьми транснациональными преступными группами писали в научных трудах Г.О. Зорин, В.Э. Еминов, В.И. Куликов, А.И. Коннов, В.В. Лунеев, А.С. Овчинский, В.С. Овчинский, С.С. Овчинский, В.О. Танкевич, М.П. Яблоков. Но специального монографического исследования уголовных и уголовно-правовых аспектов этой темы не проводились.


Кроме того, действующее законодательство Украины требует существенного усовершенствования, т.к. оно не обеспечивает надежной правовой защиты от таких посягательств на личность и не полностью отвечает нормам международно-правовых актов по вопросам борьбы с торговлей женщинами и детьми. В связи с этим теоретическая разработка данной проблемы будет содействовать законотворческой и правоприменительной деятельности. Указанные аргументы по представлению автора, в полной мере подтверждают актуальность выбранной темы диссертации.


Связь работы с научными программами, планами и темами. Выбранное направление исследования базируется на основных положениях Комплексной целевой программы борьбы с преступностью на 1996-2000 гг., утвержденной Указом Президента Украины от 17 сентября 1996 г. 837/96, Программы предупреждения торговли женщинами и детьми, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 25 сентября 1999 г. 1769, Плана научных исследований Национальной Академии внутренних дел Украины и ее кафедры криминологии.


Цель и задачи исследования. Целью диссертации является комплексная разработка уголовных и уголовно-правовых аспектов борьбы с торговлей женщинами и детьми и формированием на этой основе предложений организационно-правового характера, предупреждающих эти преступления. Соответственно целям исследования устанавливаются следующие задачи:


  • Проанализировать международно-правовые акты в этой сфере;

  • Определить соответствие норм отечественного законодательства положениям международно-правовых актов по указанным вопросам;

  • Проанализировать криминологическую ситуацию на Украине в отношение торговли женщинами и детьми;

  • Рассмотреть современные формы рабства и их взаимосвязь с торговлей женщинами и детьми;

  • Провести разделение составов рабства и торговли женщинами и детьми;

  • Показать взаимосвязь проституции и торговли женщинами и детьми;

  • Определить круг иных противоправных действий (нелегальная миграция, нарушения в области трансплантации органов и тканей человека), связанных с торговлей живым товаром;

  • Установить комплекс факторов, которые обеспечивают совершение указанных преступлений;

  • Внести конкретные предложения организационно-правового характера, предупреждающие торговлю женщинами и детьми.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают в сфере торговли женщинами и детьми, предметом состояние борьбы с торговлей женщинами и детьми, а также ее уголовные и уголовно-правовые аспекты.


Методологическою основою диссертационного исследования является теория научного познания общественно-правовых явлений, а также научные принципы и концептуальные положения, разработанные специалистами в области криминологии, уголовного права, международного права и т.д. В процессе исследования использовались исторический, социологический, системно-структурный, логико-юридический, сравнительно-правовой, статистический и иные методы познания.


При анализе международно-правовых актов по вопросам борьбы с торговлей женщинами и детьми и установлением степени их имплементации в действующее законодательство Украины использовались исторический, логико-юридический и сравнительно-правовой методы. С целью определения криминологической ситуации на Украине в сфере торговли женщинами и детьми использовались системно-структурный, сравнительный, конкретно-социологический методы (вопросы, изучение уголовных дел). Для установления связи торговли женщинами и детьми с иными противоправными деяниями, выявления факторов, которые обуславливают их совершение, а также разработки организационно-правовых методов предупреждения таких проявлений, автором использовались системно-структурный, сравнительно-правовой, логико-юридический и исторический методы. В процессе исследования диссертант обобщил юридическую практику, собрал и проанализировал с помощью статистических методов эмпирическую информацию по фактам торговли людьми.


Эмпирическая база исследования. Для достижения цели исследования были изучены статистические данные и аналитические документы МВД Украины, Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины, Службы безопасности Украины, Генеральной прокуратуры Украины, Министерства юстиции Украины, Верховного Суда Украины и некоторых других министерств и ведомств по вопросам, которые рассматриваются в диссертации, с 1991 по 1999 гг. Проанализировано свыше 50 уголовных дел и материалов об отказе в возбуждение уголовных дел по фактам правонарушений в сфере торговли людьми. Проанкетировано 100 женщин, входящих в группу риска быть втянутыми в торговлю людьми. Проведен опрос 200 работников системы МВД Украины в различных регионах по исследуемым вопросам. Использован собственный опыт работы в СУ УМВД Украины по Кировоградской области.


Теоретическим подтверждением диссертационного исследования стали работы таких отечественных и зарубежных ученых, как: Ю.В. Александрова, П.Д. Биленчука, В.О. Глушкова, Н.О. Гуторовой, И.М. Даньшина, Т.А. Денисовой, О.М. Джужи, А.П. Закалюка, А.Ф. Зелинского, Г.Кайзера, О.М. Костенка, М.Й. Коржанского, И.П. Лановенка, О.М. Литвака, В.Г. Лихолоба, П.С. Матишевского, М.И, Мельника, П.П. Михайленка, М.И. Панова, О.Я. Светлова, В.М. Смитиенка, В.В. Сташиса, В.Я. Тация, И.К. Туркевич, В.И. Шакуна, Г.Шнайдера и т.д.


Научная новизна полученных результатов. Работа является практически одним из первых монографических исследований криминологических и уголовно-правовых аспектов борьбы с торговлей женщинами и детьми на Украине. В диссертации дается характеристика этого преступления, устанавливается его связь с комплексом иных правонарушений, приводятся конкретные предложения по организации и практическому обеспечению борьбы с торговлей женщинами и детьми. Анализируется мировой опыт борьбы с этим феноменом. На защиту выносятся такие предложения:


  • Определение понятия торговли женщинами и детьми как акта купли-продажи или заключения противоправных договоров относительно этих лиц, что связано с незаконным овладением или их передачей с целью эксплуатации, а также иного запрещенного использования на территории страны или за ее пределами;

  • Определение понятия проституции как деятельности человека, что проявляется в неоднократном оказании сексуальных услуг иным лицам, которые не основаны на чувственном влечении, с целью получения вознаграждения, которое является основным или дополнительным источником существовании;

  • Вывод о формировании рынка секс-бизнеса, который приносит громадные прибыли путем эксплуатации людей в сфере оказания платных сексуальных услуг разнообразного характера и необходимости законодательного регулирования;

  • Вывод, что торговля женщинами и детьми представляет собой одну из современных форм рабства;

  • Конкретные рекомендации по вопросам усовершенствования уголовного законодательства Украины и правоприменительной практики, в частности, с учетом проведенного юридического анализа состава преступления торговли людьми и установления ответственности, определяемой уголовно-правовыми нормами, требованиями международно-правовых актов предлагается новая редакция статьи 1241 УК Украины; обосновывается положение о необходимости установления уголовной ответственности по факту хранения и ужесточение ответственности за изготовление, сбыт или распространение порнографических произведений, изображений или иных предметов порнографического характера с участием несовершеннолетних; предлагается дополнить УК статьями, которые устанавливали бы ответственность за рабство, за организацию и участие в группах, созданных с целью совершения преступлений или занятия иной антисоциальной деятельностью или ее контролем; за сексуальную эксплуатацию и посягательства в отношении женщин и детей;

  • Предложение принять социальный закон относительно профилактики проституции: легализовать им ее отдельные виды, поставить под социальный и медицинский контроль проституток, регламентировать деятельность публичных домов;

  • Рекомендации создать в структуре органов внутренних дел отделения по борьбе с торговлей людьми и смежными преступлениями;

  • Внесение комплекса иных организационно-правовых методов в отношении предупреждения торговли женщинами и детьми.

Теоретическое и практическое значение результатов исследования. Изложенные в диссертации теоретические положения, положения, выводы и предложения имеют как общетеоретическое, так и специально-отраслевое значение для науки уголовного, уголовно-процессуального, международного права и криминологии, поскольку расширяют и углубляют представления о торговле женщинами и детьми как социальном явлении, а также предлагают организационно-правовые методы борьбы с ней. Они могут быть отправной научной базой для дальнейшего изучения криминологических и уголовно-правовых проблем борьбы с торговлей женщинами и детьми, содействовать совершенствованию уголовного законодательства Украины и практики его применения.


Практические рекомендации, в т.ч. предложения законодательного характера, направлены на повышение эффективности работы правоохранительных и иных государственных органов в борьбе с торговлей людьми.


Результаты исследований направлены для рассмотрения и использования в деятельности Главного бюро судебно-медицинской экспертизы МОЗ Украины (226/1 от 14.03.00 г.) и Комитет Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранной деятельности (ВР/9 от 01.06.00 г.).


Основные положения и результаты исследования могут быть также использованы:


  • При доработке УК Украины;

  • При подготовке Постановлений Верховного Суда Украины по квалификации торговли людьми и смежных преступлений и назначению наказаний;

  • В практической деятельности правоохранительных и иных государственных органов, в т.ч. общественных и международных неправительственных организаций в сфере предупреждения торговли женщинами и детьми;

  • В работе Министерства иностранных дел Украины, его дипломатических представительств за границей для обоснования позиций нашей страны в вопросах борьбы с торговлей женщинами и детьми и сотрудничества с другими странами в этой области;

  • Во время разработки комплексных общегосударственных и региональных специальных мероприятий и программ, направленных на повышение эффективности противодействия торговли людьми;

  • Для повышения уровня правовых знаний по указанным вопросам.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке соответствующих разделов учебников, научных пособий по курсу Криминология и профилактика преступлений и Уголовное право, в научно-исследовательской работе магистров, слушателей, курсантов и студентов научных учреждений системы внутренних дел, в процессе повышения квалификации работников правоохранительных органов.


Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры криминологии Национальной Академии внутренних дел Украины; докладывались в выступлениях на международной научно-практической конференции Борьба с торговлей женщинами и детьми: проблемы усовершенствования законодательства и задачи органов ВД Украины (май 1999 г., г.Харьков), а также научно-практическом семинаре Проблемы предупреждения торговли женщинами и профессиональная подготовка работников органов ВД Украины (октябрь 1999 г., г.Евпатория).


Отдельные материалы диссертации использовались в учебном процессе Национальной Академии внутренних дел Украины во время проведения семинарских и практических занятий, чтения лекций по уголовному праву и криминологии (009161 от 09.03.00 г.) и Академии муниципального управления (79 от 17.03.00 г.) во время проведения семинарских и практических занятий по уголовному праву.


Публикации. Основные положения и выводы, оформленные в диссертации, опубликованы автором в 4 научных статьях и тезисах научно-практических конференций.


Структура диссертации определяется ее целью и поставленными задачами и состоит из вступления, 3 разделов, которые содержат 8 подразделов, выводов, списка использованной литературных источников (206 наименований) и 6 дополнений на 16 страницах. Общий объем диссертации 223 страницы.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во вступление обосновывается выбор темы диссертации, ее актуальность, степень научной разработки. Излагается цель и задание исследования, его связь с научными программами, планами и темами, объект, предмет, методика и эмпирическая база исследования, аргументируется научная новизна, полученных результатов, раскрывается их практическая и теоретическая значимость, апробация и внедрение.


В первом разделе Проблемы имплементации норм международного права по борьбе с торговлей женщинами и детьми в национальное право Украины, которые включает два подраздела, проводится анализ документов международного права по борьбе с торговлей женщинами и детьми и устанавливается степень имплементации международных норм в национальное законодательство.


В первом подразделе Историко-правовой анализ норм международного право по борьбе с торговлей женщинами и детьми автором производится системный анализ международно-правовых актов, направленных на борьбу с рабством и торговлей женщинами и детьми, на базе которого производится отделение рабства от остальных преступлений.


Тревога человечества по поводу рабства и работорговли и намерение изжить это явление лежат в основе многих международных договоров, деклараций, конвенций XIX-XX столетий, начиная с Венского конгресса 1815 г., на котором была принята соответствующая декларация. Позже Аахенский конгресс осудил торговлю неграми и признал ее преступлением. Практические меры по вопросу борьбы с работорговлей предусмотрены также Лондонским договором 1941 г, Генеральным актом 1890 года, принятым на Брюссельской конференции. Дальнейшее развитие международного сотрудничества по поводу запрещения рабства и работорговли продолжалось в рамках деятельности Лиги наций. Так, в 1926 г. принята Конвенция относительно рабства, нормами которой определяются такие понятия, как рабство, торговля невольниками. Кроме этого вышеозначенный документ указал на существование принудительного и обязательного труда, который может привести к появлению ситуации, схожей с рабством. В дальнейшем дополнительная Конвенция об уничтожении рабства, работорговли и институтов и обычаев, подобных рабству 1956 г. отнесла к рабству практику и институты долговой кабалы, крепостного состояния и домашнего рабства. Кроме вышеназванных в диссертации рассмотрены и иные документы по борьбе с рабством и работорговлей. Особо отмечается, что международным правом выработаны нормы защиты непосредственно детей от преступной торговли и связанной с ней эксплуатацией. Такие положения содержит Женевская декларация прав ребенка 1924 г., Декларация прав ребенка 1959 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. Создана также международная правовая база с целью организации борьбы с торговлей женщинами. Отдельно торговля женщинами запрещена Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации женщин 1979 г., Декларацией об искоренение насилия против женщин 1993 г. Кроме этого на международном уровне приняты документы об общности охраны женщин и детей от торговли живым товаром. Речь идет о международной Конвенции о борьбе с торговлей женщинами и детьми 1921 г., Женевской конвенцией по запрещению торговли женщинами и детьми 1926 г., Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г.


Исходя из международно-правовых документов о запрещение рабства и торговли женщинами и детьми, диссертант производит разделение этих преступлений по признаку отчуждения потерпевшего. Рабство имеет место, если человек становится собственностью покупателя. Это в полной мере касается торговли детьми. Как работорговля торговля женщинами может квалифицироваться как случай продажи женщины в собственность покупателя, когда последней ею владеет, пользуется и распоряжается.


На основе проведенного исследования автор пришел к выводу, что торговля женщинами и детьми являет собой противоправное и асоциальное явление. Опрос работников милиции показал, что у 46% респондентов ассоциируется с общественно опасным явлением, у 35,5% с рабством и только у 18,5 % с отдельным конкретным преступлением. Это указывает на возможность дальнейшей перспективы изучения этого вопроса.


С учетом рассмотренных в диссертации существующих понятий торговли женщинами и детьми диссертант дает собственное определение: торговля женщинами и детьми это акт купли-продажи или выполнение иных противоправных договоров относительно таких лиц, что связано с их незаконным овладением или передачей с целью эксплуатации или другого запрещенного использования на территории страны или за его пределами.


В следующем подразделе Соотношение норм международного права по борьбе с торговлей женщинами и детьми с национальным правом Украины определяется соответствие норм отечественного права положениям международно-правовых актов. С помощью исторического метода автор исследует вопрос установления ответственности за торговлю женщинами и детьми в законодательных актах прошлого. В работе отдельно приводятся соответствующие положения разных редакций Русской правды, Соборного уложения 1649 г., Уложения о наказаниях уголовных и исправительных в редакции 1885 г., Уложения 1903 г.


Уделено внимание также уголовным законам Украины советского периода. С целью установления новейших достижений украинской уголовно-правовой мысли по вопросам охраны женщин и детей от преступной торговли проводится юридический анализ состава преступления, предусмотренного ст.1241 Торговля людьми и смежных с ним преступлений.


По мнению автора, название статьи 1241 является неудачным, поскольку торговля предусматривает лишь куплю-продажу и не охватывает иных договоров, связанных с незаконным овладением или передачей человека. Одновременно диспозиция ст. 1241 содержит такие самостоятельные действия, как сексуальная эксплуатация потерпевшего, использование его в порнобизнесе, а также вовлечение в преступную деятельность, а это никакого отношения к торговле не имеет. Диссертант полагает, что название статьи значительно сужает ее содержание и поэтому предлагает такое название Торговля людьми и иные незаконные договоры по отношению к человеку.


Главным непосредственным объектом данного преступления является достоинство, свобода и неприкосновенность личности. Дополнительным факультативным объектом может выступать жизнь и здоровье личности, установленный порядок осуществления должностными лицами своих обязанностей, порядок пересечения государственной границы Украины.


Объективная сторона торговли людьми включает следующие действия:


  • Открытое завладение человеком, связанное с законным и незаконным перемещением по согласия или без согласия через государственную границу Украины или без такового;

  • Тайное завладение человеком, связанное с законным или незаконным перемещением по согласия или без согласия через государственную границу Украины или без такового.

Автор считает, что в диспозиции ст.1241 УК правильнее использовать термин завладение человеком и выделить его конкретные признаки открытое или тайное, т.к. завладеть человеком можно и путем обмана, злоупотреблением доверия, под угрозой насилия над близкими родственниками или разглашение сведений, их позорящих, повреждение или уничтожение их имущества. По мнению 65% опрошенных респондентов эти признаки не должны быть обязательными для указанной уголовно-правовой нормы.


К факультативным действиям объективной стороны состава преступления Торговля людьми относится перемещение личности через государственную границу Украины, которое может быть осуществлено на законных основаниях или незаконно, по согласию или без согласия похищенной особы, что для квалификации действий виновного по признакам статьи 1241 УК как уголовно наказуемого деяния значения не имеет. Это существенный недостаток, т.к. указанное отличие необходимо отнести к особым квалифицирующим обстоятельствам и поместить в часть 3 указанной статьи, учитывая повышенную социальную опасность совершения преступления в этой форме или выделить в отдельную статью, которая предусматривала бы ответственность за нелегальную миграцию людей.


Торговля людьми считается оконченным преступлением с момента завладения человеком, так как сам факт продажи или иной оплаченной передачи человека находится за рамками объективной стороны состава преступления и характеризует лишь его субъективную направленность. По мнению диссертанта, это еще раз подтверждает несоответствие названия статьи ее содержанию.


Субъектом анализируемого преступления может быть физическое лицо, достигшее 16 лет. В случае совершения деяния должностным лицом с использованием власти или должностного положения последнее несет ответственность по части 2 или 3 1241 УК.


Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым умыслом, корыстным мотивом и специальной целью. Человек похищается для дальнейшей продажи или иной оплаченной передачи с целью сексуальной эксплуатации, использования в порнобизнесе, вовлечения в преступную деятельность, заключения в долговую кабалу, усыновления в коммерческих целях, использования в вооруженных конфликтах, эксплуатации труда. Для привлечения виновного к ответственности необходимо установить, что он заведомо предполагал после продажи или иной оплаченной передачи использование потерпевшего с какой-то из предусмотренных законом целью, а это усложняет доказательство его вины. Кроме того, совершение преступления с целью усыновления в коммерческих целях возможно лишь в отношении несовершеннолетнего, потому, по мнению автора, его необходимо отнести к квалифицирующему признаку преступления.


На основе изложенного предлагается такая редакция диспозиции ст. 1241 УК Украины: купля-продажа или совершение иных противоправных действий относительно человека, связанных с его овладением или передачей с целью эксплуатации или иного запрещенного использования.


Общим итогом этой части исследования является вывод о необходимости проведения дальнейшего усовершенствования применяемого законодательства по вопросу борьбы с торговлей людьми. Следует как можно шире рассматривать существующие международно-правовые документы по этому вопросу и имплементировать международно-правовые нормы в национальное законодательство всех стран.


Во втором разделе Криминологическая характеристика торговли женщинами и детьми, а также иных противоправных действий, с ними связанных, который имеет четыре подраздела, проводится криминологический анализ ситуации, сложившейся на Украине с торговлей женщинами и детьми, рассматриваются современные формы рабства и место среди них торговли людьми, дается криминологическая характеристика проституции, нелегальной миграции и иных действий, связанных с торговлей живым товаром.


В первом подразделе Криминологический анализ ситуации, сложившейся на Украине в связи с торговлей женщинами и детьми исследуется современное состояние и основные тенденции этого явления. Так, на протяжении последних лет путем обмана за границу вывезено почти 100 тысяч украинских женщин только с целью вовлечения в секс-бизнес. Одновременно с момента установления уголовной ответственности за торговлю людьми правоохранительными органами Украины возбуждено более 20 уголовных дел по ст1241 УК. Такая реакция государства не отвечает уровню распространения и небезопасности этого позорного явления.


Автор особенно подчеркивает совершение указанных преступлений против детей. Только в течение года в мире около одного миллиона детей выкрадываются и продаются в целях вовлечения в секс-бизнес.


Исследования Международной организации по миграции выявило, что на Украине к потенциальным жертвам торговли людьми могут быть отнесены от 1250 до 2250 тысяч женщин, из которых 44,5% в возрасте от 15 до 19 лет. Диссертант приходит к выводу, что люди из-за своих личных качеств и в силу внешних обстоятельств становятся объектами купли-продажи и иных противоправных договоров, касающихся человека, связанных с овладением им или с передачей с целью эксплуатации, а также иного запрещенного использования как внутри страны, так и за ее пределами. Установлено, что основными способами вербовки женщин для выезда за рубеж являются трудовые соглашения, в частности для работы официантками или горничными в странах Западной Европы, и выход замуж, которые осуществляются через фирмы или же сети посредников и поставщиков.


О существовании на Украине нелегального бизнеса и вербовке молодых женщин для выезда за рубеж свидетельствует тот факт, что из 100 опрошенных диссертантом женщин, которые входят в группу риска быть вовлеченными в торговлю людьми, 7 уже работало за пределами страны в сфере секс-бизнеса, а 18 получали подобные предложения. Предложения, как правило, поступали от знакомых и родственников (60%), от частных агентств по трудоустройству (24%), от иностранцев (16%). В качестве страны для выезда на работу предлагались РФ, Латвия, Чехия, Словения, Венгрия, Польша, Турция, Германия.


Анализ работы правоохранительных органов Украины и иных стран выявил, что занимаются торговлей людьми организованные преступные группы. Свою деятельность они обеспечивают развитой системой коррупционных действий.


Одним из выводов первого подраздела стало установление диссертантом новых опасных тенденций торговли людьми. Доступность и дешевизна транспортировки живого товара из Центральной и Восточной Европы в страны Западной Европы привела к увеличению количества потерпевших жителей европейских государств. В настоящий момент торговцы людьми используют Украину не только для провоза детей азиатского происхождения в европейские страны, но и для экспорта украинских несовершеннолетних за границу. Другая тенденция заключается в том, что женщины, которые стали жертвами этого преступления и за границей были привлечены к занятию проституцией, возвращаясь на родину, приспосабливаются к работе в секс-инудстрии и нередко становятся поставщиками живого товара.


Во втором подразделе Рабство анализируются подобные рабству практики, существующие в современном мире, которые кроме рабства в его традиционном понимании и работорговли охватывают также торговлю детьми, детскую проституцию, детскую порнографию, эксплуатацию детского труда, нанесение половых увечий девочкам, использование детей в вооруженных конфликтах, долговую кабалу, торговлю людьми и человеческими органами, эксплуатацию проституции и иные формы, которые применяются в условиях апартеида и колониальных режимов.


Самой распространенной на сегодня является торговля детьми. Указанное преступление может быть совершено открыто или в скрытой форме родителями, иными родственниками ребенка, которые за вознаграждение или по иным соображениям хотят от него избавиться. В завуалированной форме продавцом могут быть не только родственники ребенка, но и иные лица, которые на законных основаниях имеют право распоряжаться судьбой ребенка и злоупотребляют полученными правами (например, руководители детских учреждений), а также лица, которые выкрали детей у родителей с целью их дальнейшей продажи.


Прослеживаются даже транснациональные каналы, по которым совершаются поставки детей из Латинской Америки в Европу и на Ближний восток; из Южной Азии в Европу и на Ближний Восток на европейские и западноафриканские рынки детей. Автор подчеркивает, что в Восточной Европе это движение идет в направлении с востока на запад: из РФ, Украины, Белоруссии детей в основном перевозят в Польшу, Венгрию, страны Балтии и столицы западноевропейских государств. Торгуют также несовершеннолетними румынскими проститутками, которых ввозят в Германию, Турцию, Италию, на Кипр. Кроме того, в странах Юго-Восточной Азии выявлены маршруты поставки детей из Мьянмы в Таиланд, внутри Таиланда, из Таиланда в другие страны в Китай, Малайзию, Японию, США; из Таиланда и Филиппин в Австралию, Новую Зеландию, Тайвань и Китай; из Непала и Бангладеш в Индию; из Юго-Восточной Азии в Японию и на Гавайи через Гонконг; из Индии и Пакистана на Ближний Восток.


Прослеживается тесная связь между торговлей детьми, детской проституцией и порнографией. Диссертант подчеркивает, что подобная практика получила распространение в разных странах мира. Только в Азии почти миллион детей является предметом секс-бизнеса и детской порнографии. Как правило, детская порнография изготавливается для жителей индустриально развитых стран, а объектами сексуальных домогательств становятся дети из Азии, Южной Америки, Восточной Европы. На Украине официально регистрируется незначительное число случаев детской порнографии и проституции. Автор это объясняет в частности тем уровнем латентности, который приобретают эти явления в государстве.


Исследуя вопросы эксплуатации детского труда, диссертант пришел к выводу, что он пользуется большим спросом во всех регионах мира. По данным МОТ только в развивающихся странах сегодня работают почти 250 миллионов детей. На Украине к такой детальности привлечено более 700.000 детей, из них около 240.000 не учатся. Детский труд используется во многих областях, однако среди них можно выделить несколько основных: домашняя прислуга, кабальный труд, коммерческая и сексуальная эксплуатация, работа в промышленности и сельском хозяйстве, работа на улице, работа на семью. Автором выявлены характерные особенности разновидностей детского труда.


Достаточно актуальной проблемой сегодняшнего дня является торговля людьми в целях эксплуатации их труда. С Украины ежегодно за границу выезжает почти 1 миллион человек. Главными странами трудоустройства для украинцев являются Польша, Венгрия, Словакия, Чехия. В связи с практически нелегальным пребыванием в других странах наши мигранты нередко оказываются в тяжелом положении, становясь жертвами обмана работодателей, посредников, не имеют возможности пользоваться социальными гарантиями и медицинскими услугами. К условиям, сходным с рабством, международно-правовые документы относят практику апартеида и колониализма. Игнорирование права человека в отношении целых народов при апартеиде и иных формах колониализма позволяют говорить о таких явлениях, как коллективное и групповое рабство.


Одним из главных выводов автора в этом подразделе торговля женщинами и детьми представляет собой одну из форм рабства. С целью организации борьбы с разными проявлениями этого феномена предлагается на международном уроне принять документ, в котором было бы законодательно закреплена защита человека от всех злоупотреблений этой направленности.


В третьем подразделе Проституция рассматривается одна из разновидностей торговли женщинами и детьми эксплуатация проституции третьими лицами. Диссертант, исследуя проституцию в историческом аспекте, приходит к следующему выводу: на протяжении всего периода ее существования отношение к проституции было разнообразным от официального разрешения до запрещения, поддерживаемого жестокими репрессиями. Но ни репрессивные методы, ни общественная мораль не уничтожили проституцию как социальное явление, хотя и влияли на количественные показатели этой проблемы. В результате постепенно сформировался рынок секс-бизнеса, который приносит громадную прибыль путем эксплуатации личности в сфере оказания платных сексуальных услуг различного характера.


Определенно, что нынешнее международное сообщество очень озабочено масштабами проституции и эксплуатации ее третьими лицами. Особую остроту эта проблема получила в связи с тем, что проституция является одним из каналов распространения СПИДа; к этой деятельности привлекается все больше несовершеннолетних; опасность также представляет контролирование секс-бизнеса организованной преступностью. Как свидетельствуют эксперты, торговля людьми занимает третье место по объемам прибыли после торговли наркотиками и оружием.


Рассмотрев вопрос установления ответственности за занятие проституцией и преступлений, с ней связанных в законодательстве некоторых зарубежных стран, диссертант обратил внимание на пробелы в отечественном законодательстве, в котором не разработано само понятие проституции, отсутствует также отграничение понятия проституция от иных форм удовлетворения половых влечений вне брака. Проанализировав разные понятия проституции в отечественной и зарубежной литературе, автор предлагает определить ее как деятельность человека, представляющая собой неоднократное оказание сексуальных услуг иным лицам, которые не основаны на чувственном влечении, с целью получения вознаграждения, являющегося основным или дополнительным источником существования.


В диссертации приводятся статистические данные, которые характеризуют распространенность проституции на Украине и в некоторых европейских государствах. Указывается на организованный характер проституции, который постепенно приобретает транснациональные черты. Выделяются некоторые регионы мира, в которые организованные преступные группы стран СНГ поставляют женщин, в том числе путем торговли людьми. При этом обращается внимание на опасность проституции, в частности социальный, медицинский, правовой, морально-психологический аспекты этой проблемы. С целью уменьшения вреда, который проституция приносит обществу и отдельным гражданам предлагается принять специальный закон о проституции, который легализовал бы отдельные ее виды, поставил под социальный и медицинский контроль проституток, регламентировал деятельность публичных домов. При таком подходе правовая ответственность должна наступать не за занятие проституцией, а за нарушение правил, установленных для этой деятельности и вовлечение в нее несовершеннолетних.


В четвертом подразделе Нелегальная миграция и иные противоправные действия, связанные с торговлей женщинами и детьми отслеживается связь торговля живым товаром с нелегальной миграцией и преступлениями в области трансплантации органов и иных анатомических материалов человека. Так, ежегодно границы стран мира пересекает почти 4 миллиона нелегальных мигрантов, что приносит криминальным группировкам около 7 миллиардов долларов. Географическое положение Украины дает возможность использовать ее территорию как наиболее удобный путь проникновения на запад. Поток транзитных мигрантов-женщин через Украину условно делится на три группы:


— женщины из Китая, Шри-Ланки, Либерии, Нигерии, Сьерра-Леоне:


— молодые женщины из стран СНГ, в частности РФ и Молдовы;


— гражданки Афганистана, Ирака и иных стран.


Автор обращает внимание на влияние нелегальных мигрантов на рост отдельных видов преступлений, распространение опасных болезней, расширение подпольного рынка труда, возникновение напряжения в отношениях между многими государствами и предлагает законодательные и организационные методы, усиливающие борьбу с этой разновидностью противоправной деятельности.


В данном подразделе также разъясняются вопросы противодействия торговли людьми, которая осуществляется в медицинских целях, в частности с целью получения органов и иных анатомических материалов для трансплантации. Рассматриваются возможные злоупотребления в этой области, анализируются международно-правовые документы и соответствующее законодательство Украины и некоторых зарубежных стран по вопросам регулирования трансплантации органов и тканей человека. Высказывается мысль по поводу правомерности пересадки органов и тканей человека, изъятия трансплантатов у умерших и живых доноров и вносится предложение по предупреждению злоупотреблений в этой сфере.


Раздел третий Социальная обусловленность и криминологическая борьба с торговлей женщинами и детьми, а также иными противоправными действиями с ними связанными посвящается анализу детерминантов данных преступлений и основных направлений борьбы с ними.


В первом подразделе Причины и условия совершения торговли женщинами и детьми, а также иных противоправных действий с ними связанных внимание концентрируется на выявлении факторов, которые порождают торговлю женщинами и детьми и благоприятствуют ее существованию. По мнению автора, в первую очередь социально-экономические причины заставляют женщин торговать своим телом и быть донорами биоматериалов. Это в свою очередь дает возможность преступникам, которые эксплуатируют таких лиц, получать незаконные прибыли. К таким факторам можно отнести социальное неравенство в стране, очень низкий уровень жизни значительной части населения, резкое разделение общества на богатых и бедных, материальную необеспеченность большинства молодых женщин в связи с ограниченными возможностями трудоустройства, особенно на престижную работу. Сейчас наблюдается стремительный рост количества бездомных детей, существующих лишь за счет мелких краж, проституции и попрошайничества. Несомненно, эта категория составляет группу самого высокого риска быть вовлеченными в торговлю людьми. Этому благоприятствует низкий моральный уровень некоторой части общества, бездуховность, падение престижа семьи и материнства, потребительское отношение к женщине.


Сопутствующими причинами обострения проблемы торговли женщинами и детьми являются: несовершенство действующего законодательства, неполное его соответствие нормам международного права, несовершенство механизма оформления документов при выезде за границу, слабая профилактическая работа по предупреждению этих преступлений, неналаженное международное сотрудничество в этой области, отсутствие сети специальных служб помощи и реабилитации.


Поскольку торговля женщинами и детьми в большинстве случаев осуществляется в целях сексуальной эксплуатации третьими лицами, то автор рассматривает и причины существования проституции. По мнению автора, ее обуславливает комплекс социально-экономических, морально-этических и физиологических факторов.


На основе детерминантов торговли живым товаром во втором подразделе Основные направления профилактических методов борьбы с торговлей женщинами и детьми выявляются способы противодействия указанным преступлениям. По мнению диссертанта, эффективное предупреждение торговли людьми на международном и внутригосударственном уровнях возможно лишь путем осуществления комплекса мер. В этой работе должны принимать участие международные организации и государственные органов, деятельность которых направлена на обеспечение социальной защищенности, решение правовых и миграционных вопросов.


Ряд мероприятий по ликвидации торговли женщинами был предложен в частности Пекинской декларацией IV Всемирной Конференции ООН по проблемам женщин (1995 г.) Совместные мероприятия по борьбе с торговлей людьми были приняты Европейским Парламентом в 1996 г. Кроме того, в 1997 г. государствами Европейского Союза принята Гаагская министерская декларация европейских рекомендаций, касающиеся эффективных мер по предупреждению и борьбе с торговлей женщинами с целью сексуальной эксплуатации.


В диссертации проанализирована деятельность международных организаций, прежде всего ООН, а также ее рабочих органов, которые прилагают множество усилий для предупреждения торговли женщинами и детьми.


Автор подчеркивает, что внутригосударственная профилактика торговли женщинами и детьми должна проводиться на организационном, правовом и индивидуальном уровнях. При этом обращается внимание на вопросы сотрудничества между государствами в этой сфере, расследование уже совершенных преступлений, ликвидации организованных преступных групп, наказание виновных и оказание надлежащей помощи потерпевшим. Украина хотя и является участницей ряда договоров о сотрудничестве в борьбе с преступностью, но в настоящий момент еще не отработан механизм реализации такого сотрудничества. В этой связи автор вносит предложения относительно усовершенствования отечественного законодательства и приведение его в соответствие с требованиями международно-правовых документов, к которым присоединилась Украина.


В организационном плане предлагается создать в структурах МВД Украины и местных органах внутренних дел подразделения по борьбе с торговлей людьми и смежными преступлениями. В учебных заведениях, которые готовят кадры для правоохранительных органов, необходимо ввести в программу обучения специальные разделы в этом направлении борьбы с преступностью. С целью оказания помощи жертвам торговли людьми необходимо развивать сеть служб по реабилитации и адаптации потерпевших. Целесообразно также создать банк данных юридических и физических лиц, причастных к торговле людьми, и активизировать обмен информацией между правоохранительными органами Украины и иных заинтересованных государств.


В диссертационном исследовании уделяется внимание общественным организациям, которые защищают права личности, оказывают социальную и психологическую помощь потерпевшим от торговли людьми, а также инициируют государственные органы к принятию законов и разработке механизмов, предупреждающих совершения соответствующих преступлений.


В Выводах изложены основные теоретические положения и практические рекомендации, которые являются результатом диссертационного исследования. В них даются авторские определения понятий торговля женщинами и детьми, проституция, секс-бизнес. Проанализирована криминологическая ситуация, которая сложилась на Украине в связи с распространением торговли женщинами и детьми. Показана связь указанного преступления с иными социально опасными действиями.


Выявлены детерминанты торговли женщинами и детьми, которые необходимо искать, прежде всего, в экономическом кризисе, породившем большую часть факторов, провоцирующих эти преступные деяния.


Предложено усовершенствовать уголовное законодательство Украины, а также принять специальный закон о предупреждении проституции.


В организационном плане, в частности, рекомендовано в структуре органов внутренних дел создать подразделения по борьбе с торговлей людьми и смежными преступлениями, наладить связь с общественными организациями при реализации мер индивидуальной профилактики.

 

Оставит комментарий