‘Каждый имеет право на тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и
иных сообщений. Ограничение этого права
допускается только на основании судебного
решения’. Конституция РФ, часть 2, статья 23.
Большинство людей считает, что чаще всего
телефонные разговоры прослушивают
правоохранительные органы. В частности, на
страницах газет и в сети Интернет идет активная
дискуссия о законности применения СОРМ (системы
оперативно-розыскных мероприятий). При этом
многие забывают, что согласно Федеральному
закону "Об оперативно-розыскной
деятельности" "прослушивание телефонных и
иных переговоров" — всего лишь один из видов
оперативно-розыскных мероприятий.
А что делать, если ваш "мобильник"
прослушивают "охотники за чужими тайнами"?
Какая уголовная ответственность предусмотрена
за такое деяние? Мы остановимся на этом вопросе
подробнее.
Надо сказать, минимальное наказание за деяние и
высокая рентабельность шпионского бизнеса
заставляют все большее количество людей
включиться в игру под названием "прослушай
чужой сотовый". И надежно защитить ваш телефон
от чужого уха правовыми методами невозможно.
В ряды "охотников за чужими тайнами" может
вступить любой желающий. А деятельность
"флибустьеров радиоэфира"
проконтролировать невозможно.
ГОСУДАРСТВО
С момента своего появления в России компании —
операторы систем сотовой связи стали объектом
повышенного внимания отечественных силовых
структур.
Считается, что первая попытка внедрения СОРМ на
сетях телефонной связи произошла в 1995 году.
Сторонники этой версии ссылаются на Указ
Президента РФ от 1 сентября 1995 г. 891 "Об
упорядочении организации и проведения
оперативно-розыскных мероприятий с
использованием технических средств", на закон
"Об оперативно-розыскной деятельности в
Российской Федерации" и на статью 14
Федерального закона "О связи" (вступил в
силу в феврале 1995 года). Напомним, что указанная
статья закона регламентировала вопросы
взаимодействия предприятий связи с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность.
Согласно тексту этой статьи "предприятия
связи, операторы связи независимо от
ведомственной принадлежности и форм
собственности, действующие на территории
Российской Федерации, при разработке, создании и
эксплуатации сетей связи обязаны в соответствии
с законодательством Российской Федерации
оказывать содействие и предоставлять органам,
осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, возможность проведения
оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи,
принимать меры к недопущению раскрытия
организационных и тактических приемов
проведения указанных мероприятий".
Согласно Закону РФ от 12 августа 1995 г. 144 — ФЗ
"Об оперативно-розыскной деятельности в
Российской Федерации"
"оперативно-розыскные мероприятия, связанные
с контролем почтовых отправлений, телеграфных и
иных сообщений, прослушиванием телефонных
переговоров с подключением к станционной
аппаратуре предприятий, учреждений и
организаций независимо от форм собственности,
физических и юридических лиц, предоставляющих
услуги и средства связи, со снятием информации с
технических каналов связи, проводятся с
использованием оперативно-технических сил и
средств органов федеральной службы безопасности
и органов внутренних дел в порядке, определяемом
межведомственными нормативными актами или
соглашениями между органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность".
На самом деле правоохранительные органы
получили право прослушивать телефонные
переговоры еще в 1992 году. Поясним, что речь идет о
Законе РФ от 13 марта 1992 г. 2506-1 "Об оперативно —
розыскной деятельности в Российской
Федерации". Он утратил силу в середине 1995 года
в связи с принятием нового закона. В нем было
записано, что в перечень оперативно-розыскных
мероприятий, которые могут реализовать силовые
структуры, включено и "прослушивание
телефонных и иных переговоров".
В "Концепции развития в России до 2010 года
сетей сухопутной подвижной радиосвязи общего
пользования (в части сотовых, радиально-зоновых и
радиальных сетей)" (Одобрено решением ГКЭС
России от 23 февраля 1994 г. 71) было подчеркнуто,
что должны выполняться
эксплуатационно-технические требования к
средствам и сетям электросвязи по обеспечению
оперативно-розыскных мероприятий в соответствии
с Законом РФ "Об оперативно-розыскной
деятельности в Российской Федерации" от 13
марта 1 992 года.
В конце 1994 года руководители организаций и
учреждений связи получили письмо Минсвязи РФ от
11 ноября 1994 г. 252-У "О порядке внедрения СОРМ
на ВСС Российской Федерации". Первый абзац
звучал так: "Во исполнение приказа
Министерства связи Российской Федерации от 24.06.92
226 "Об использовании средств связи для
обеспечения оперативно-розыскных мероприятий
Министерства безопасности Российской
Федерации" разработаны и утверждены
технические требования к системе технических
средств по обеспечению функций
оперативно-розыскных мероприятий на электронных
телефонных станциях (СОРМ)". Указанные
документы прилагались.
Организациям и учреждениям связи также
предписывалось:
"В срок до 01.01.95 г. согласовать с
региональными (краевыми, областными)
подразделениями ФСК план мероприятий по
внедрению СОРМ на существующих электронных
станциях.
В срок до 01.02.95 г. представить в территориальные
управления Госсвязьнадзора согласованные с
подразделениями ФСК планы мероприятий по
внедрению СОРМ на существующих электронных
телефонных станциях".
Вот так, в конце 1994 г. в России была начата
техническая реализация мероприятий по
организации прослушивания телефонных каналов
связи. Правда, за более чем восьмилетний период
не отмечено ни одного громкого скандала,
связанного с нарушением закона "Об
оперативно-розыскной деятельности" в сфере
"слухового контроля" телефонных каналов
связи.
"ОХОТНИКИ ЗА ЧУЖИМИ ТАЙНАМИ"
Частные лица имеют больше возможностей для
организации "слухового контроля" сетей
сотовой связи. Любой желающий может приобрести
необходимое оборудование, не вступая при этом в
конфликт с законом. Поясним, что речь идет о
различных радиоприемниках, сканерах и другой
бытовой радиоэлектронике.
Разумеется, это утверждение не
распространяется на аппаратуру, которая была
специально разработана (приспособлена,
запрограммирована) для проведения радиоразведки
сотовых сетей связи. Она подпадает под категорию
"специальные технические средства". И все
мероприятия, кроме ее использования,
регламентируются постановлением Правительства
РФ от 1 июля 1996 г. 770. В частности, для ее
разработки, производства, ввоза на территорию РФ
и продажи необходимо иметь лицензию.
Согласно ч. Зет. 138 УК РФ "незаконные
производство, сбыт или приобретение в целях
сбыта специальных технических средств,
предназначенных для негласного получения
информации, — наказываются штрафом в размере от
двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты
труда или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период от двух до пяти
месяцев, либо ограничением свободы на срок до
трех лет, либо лишением свободы на срок до трех
лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет".
Понятно, что большинство "охотников за
чужими тайнами" используют не специальную —
"шпионскую", а "бытовую"
радиоаппаратуру. Если специальную технику могут
приобрести на законных основаниях только
государственные силовые структуры, то
"бытовую" продадут любому желающему. Как
телевизор или видеомагнитофон.
Поэтому привлечь к уголовной ответственности
"флибустьера радиоэфира" можно только в
двух случаях^
Во-первых, если его деяния будут признаны
преступлением согласно ч. Зет. 138 УК РФ.
И, во-вторых, только с момента начала
прослушивания чужих телефонных разговоров (4.1 и
ч. 2 ст. 138 УК РФ).
Напомним, что ч. 1 ст. 138 УК РФ гласит, что
"нарушение тайны переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных или иных
сообщений граждан — наказывается штрафом в
размере от пятидесяти до ста минимальных
размеров оплаты труда или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до
одного месяца, либо обязательными работами на
срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов,
либо исправительными работами на срок до одного
года".
А ч. 2 той же статьи кодекса предусматривает за
"то же деяние, совершенное лицом с
использованием своего служебного положения или
специальных технических средств,
предназначенных для негласного получения
информации" наказание в форме штрафа "в
размере от ста до трехсот минимальных размеров
оплаты труда или в размере заработной платы или
иного дохода осужденного за период от одного до
трех месяцев, либо лишением права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок от двух до
пяти лет, либо арестом на срок от двух до четырех
месяцев".
Говорить о том, что эта статья "не
работает", было бы не совсем корректно. Нужно
лишь учитывать два фактора.
Во-первых, минимальный срок наказания в
дополнительных комментариях не нуждается.
Во-вторых, большинство "слухачей" были
выявлены во время продажи добытых секретов, либо
они сами хвастались своими успехами в
радиоразведке, либо они были выявлены
правоохранительными органами при расследовании
других преступлений (например, шантаж или
вымогательство).
Выявить профессионала, который работает
исключительно на одного хозяина и не занимается
другими видами уголовно наказуемого бизнеса,
например, шантажом, почти невозможно.
Хотя не следует забывать и о том, что в
российском мире радиоразведки сотовых сетей
связи действует принцип — "тот, кто много знает,
тот мало живет". Никто не сможет назвать точное
количество людей, пострадвших из-за своих
слишком больших ушей или повышенного
любопытства к чужим секретам.