Автомобиль излюбленное место
закладки ВУ преступником в том случае, если
только он не досматривается, т.к. машина
представляет возможность использовать ВУ
(взрывное устройство) практически с любым
способом взрывания, малой мощности и,
следовательно, размера и привести к эффективному
конечному результату. Это обусловлено
техническими и конструктивными особенностями
автомобиля. Об этом никогда не нужно забывать и
досмотр автотранспорта проводить в обязательном
порядке. Современный автомобиль — сложный
технический комплекс из металла, электроники,
органических и синтетических материалов,
поэтому применение многочисленных технических
средств, используемых при досмотре, затруднено. В
досмотре автомобиля обязательно принимает
участие водитель (он знает все конструктивные
особенности машины или изменения в конструкции,
которые оставлены им самим). Поэтому водитель
автомобиля обязательно должен владеть навыками
поиска и распознавания ВУ. То же самое относится
и к досмотру любого транспортного средства
(самолет, судно, поезд и т.д.) — в осмотре всегда
должны принимать участие технические
специалисты, знающие уязвимые конструктивные
особенности транспортного средства. Для осмотра
должен комплектоваться специальный досмотровый
набор, учитывающий все конструктивные
особенности конкретного вида транспорта. Для
автомобиля помимо специальной поисковой
аппаратуры для обнаружения ВВ (взрывных веществ)
и ВУ применяются прежде всего:
щупы
мощные фонари
веревка с крюком (кошкой)
наборы досмотровых зеркал
эндоскоп
набор инструментов (отвертки, плоскогубцы,
ключи и т.д.).
Осмотр автомобиля условно можно
разделить на две части:
1. Наружный осмотр.
2. Внутренний осмотр.
Одновременно с досмотром
автомобиля на закладку ВУ проводится
профилактический осмотр с целью выявить
возможный вывод из строя преступником тормозной
системы, рулевого управления, крепления колес и
т.д.; на наличие отравляющих веществ
(закладываются, как правило, в систему вентиляции
салона), проводится радиационный контроль.
Как уже указывалось, ВУ в
автомобиле может приводиться в действие
различными способами взрывания, используются
разные принципы действия замыкателей.
Электрический способ взрывания может
применяться как с автономным источником питания,
так и прежде всего с запиткой от сети автомобиля,
начиная от АКБ и заканчивая любым потребителем
эл. энергии, могут устанавливаться компактные ВУ.
Причем, используя отдельные потребители
электроэнергии, такие, как кнопка омывателя
стекол, включение радиоприемника, указателя
поворота и т.д., можно добиться желаемого
замедления (расчетного времени взрыва).
Следующий принцип, используемый
в автомобиле, это ситуация, связанная с нагревом,
— повышение температуры радиатора, двигателя,
выхлопных труб и т.д. Здесь применяются
химические взрыватели, высокочувствительные
инициирующие ВВ, реагирующие на нагрев, или,
например, ртутный замыкатель электрической цепи
ВУ. Механический способ замыкания цепи,
реагирующий на любое движение колес, карданов,
рулевого управления, рычагов управления,
педалей, подголовников, сидений и спинок кресел,
т.е. использующий принципы физического
воздействия при замыкании цепи — давление,
натяжение и обратное действие. ВУ могут
устанавливаться и автономно, совершенно
независимо от систем машины, с замедлением по
времени на таймер, могут быть радиоуправляемыми
командным сигналом извне.
Зафиксированы случаи, когда
преступники, расшифровав с помощью сканирующих
устройств код управляющего радиосигнала — снятие
с сигнализации, замыкали на подобный код
приемное устройство взрывной закладки в
автомобиле. Соответственно, исходя из этих
конструктивных особенностей автомобиля и
необходимо досматривать места возможной
установки ВУ.
Легко детонирует даже от малого
количества ВВ бензобак автомобиля. ВУ может
закладываться внутрь через заливную горловину
(например, химические ингредиенты в
прорезиненном пакете; при разъедании оболочки
бензином происходит химическая реакция с
выделением тепла, провоцирующим взрыв),
магнитная мина может крепиться снаружи, со
стороны днища к корпусу бензобака. Подобная
операция может быть выполнена за 1.5-2 сек. даже при
включенной сигнализации или с водителем, сидящим
за рулем. Человек может по вполне естественной
причине наклониться (завязывая шнурок или
поднимая упавшую книгу) и, одновременно, быстрым
движением "приклеить" ВУ.
Следующие из "удобных" мест
— под кресло клиента, половичок, в подголовник
либо за спинку сиденья со стороны багажника, под
водителя. Здесь добавляется еще и панель
управления автомобилем (с внутренней стороны —
удобное место для запитки током и "удобное"
направление взрыва). Устранение водителя на
большой скорости в оживленном потоке или на
крутом повороте даст гарантированный эффект.
Подобные ВУ точного поражения компактны,
незаметны, эффективны. Кто-то из инструкторов
рассказывал такой случай. Под днище автомобиля
одного наркодельца конкуренты подложили
радиоуправляемое ВУ со стороны водителя, т.к.
"клиент" сам управлял автомобилем. Однако к
этому моменту, словно что-то почувствовав, он
нанял водителя и ездил на заднем сиденье. Причина
на самом деле была далека от мистики — наркоделец
к этому времени сам пристрастился к
"продукции" и боялся в подобном состоянии
управлять автомобилем. План срывался, поскольку
водитель изменил место парковки автомобиля, что
затрудняло переустановку ВУ. Однако
преступники-конкуренты продолжали выжидать и
дождались своего часа. При подъезде к
заправочной станции водитель вышел
рассчитываться с оператором, а "клиент"
пересел от двух девиц, с которыми он удобно
располагался на заднем сиденье, на водительское,
чтобы подогнать машину к бензоколонке. Этим
моментом и воспользовались преступники, чтобы
нажать кнопку. ВУ было настолько точно выверено,
что погиб от тяжелых ранений только тот, против
кого ВУ и предназначалось, девицы отделались
практически лишь небольшой контузией. Этот
случай иллюстрирует и еще одну ситуацию —
неизвестно, сколько автомобиль ездил с
подвешенной миной, но, очевидно, достаточно
долго, и все это время никто не удосужился
заглянуть под днище автомобиля.
Остановимся на некоторых
подготовительных мероприятиях, предшествующих
досмотру.
Прежде всего, ограничение
доступа к автомобилю во время стоянки уже само по
себе хорошее профилактическое средство. Поэтому
автомобиль желательно оставлять на ночь в
надежном гараже или на охраняемой стоянке.
Однако не стоит доверять всецело безопасность
своей жизни только запорам и охранникам
парКовочных площадок (как правило, пенсионерам).
Поэтому стоит обратить внимание на несколько
моментов.
Первое — перед постановкой
машины на стоянку зачистите место парковки и
вблизи него от посторонних предметов и всякого
мусора. Это делается для того, чтобы по прибытии
утром по внешним признакам выявить возможное
присутствие кого-либо за то время, пока вас не
было. Телохранитель всегда должен не просто
смотреть, а уметь видеть. Так, присутствие
человека могут выдать следы от обуви, обгоревшая
спичка или окурок сигареты, плевок или комок
жвачки и т.д. Непосредственные действия человека
могут выдать грязь, обвалившаяся с днища
автомобиля в месте прикрепления ВУ, царапины в
местах проникновения (замки, форточки).
Определить, проникал человек на объект или нет,
можно с помощью примет, которые оставлены
специально. Автомобиль на стоянке желательно
оставлять грязным (мыть с утра после досмотра).
Человек, ночью копошившийся возле машины, мог
случайно зацепить рукой, плечом, оставить следы,
которые будут за- метны при дневном свете. Говоря
о следах, которые может оставить преступник,
необходимо помнить о "человеческом
факторе". Преступник, проникая на объект,
действует, как правило, в стесненных
обстоятельствах: он работает в темноте,
ограничен по времени, испытывает естественный
страх быть обнаруженным, не выполнить задачу,
подорваться на собственном ВУ. То есть, работая в
условиях стресса, преступник, как правило,
допускает ошибки, которые внимательно
проводящий досмотр телохранитель способен
заметить. Очень часто именно из-за таких ошибок
взрывников и остаются демаскирующие признаки.
Известен случай, когда преступник, устанавливая
гранату под днище автомобиля, обронил
текстолитовую пробку, которой закрывают
запальное отверстие. В темноте она закатилась за
колесо, и преступник этого не заметил. Когда
утром хозяин заглянул под машину, первое, что он
увидел, это пробку от гранаты. И это, повторяю, не
исключительный случай. Очень часто на месте
преступления (в зависимости от типа ВУ и способа
взрывания) остаются фрагменты упаковки ВВ
материалов, используемых в качестве уплотнения
(песок, грунт, деревянные бруски и т.д.), резиновые
пробки, предохранительные чеки от взрывателя,
обрезки скотча, изоленты, проволоки, элементы
растяжки и т.д. Иногда вспугнутый чем-то
преступник забывает на месте преступления
инструменты (обжим, отвертку, перчатки).
Следующее, что
рекомендуется делать при постановке машины на
стоянку (это условие выполняется, как правило,
если машина стоит в гараже). Все, что можно снять с
машины изнутри и снаружи, — снимается. Колпаки
колес, коврики, подго ловники, чехлы, из багажника
и салона вытаскивается все: радиомагнитола,
аптечка, огнетушители, инструмент, запасное
колесо и т.д. Все, что открывается внутри салона
(перчаточный ящик, противосолнечные козырьки,
пепельницы и т.д.) оставляется в открытом
состоянии. Все, что вытаскивается, складируется
отдельно где-нибудь в закрытом шкафу. Это
делается для того, чтобы утром можно было
максимально досмотреть автомобиль, не
дотрагиваясь к местам возможной закладки ВУ,
вопервых, и, во-вторых, потому, что такие
однотипные предметы, как огнетушители,
медаптечка, подголовник кресла, аудиоколонка,
кассеты и т.д., можно приобрести в любом магазине,
заранее "снарядить" оболочку и в считанные
минуты заменить их при необходимости. Поэтому
нужно создавать как можно больше трудностей для
преступника. Кстати, подобные вещи, страхуясь от
подмены, рекомендуют маркировать. Капля краски
или царапина в определенном месте достаточно
быстро подскажут вам, что вещь "родная".
Методика осмотра автомобиля, в
общем-то та же, что и помещения. Досматривают двое
(обязательно водитель), один по часовой стрелке,
другой против. Не приближаясь к машине вплотную,
насколько это возможно (на открытой площадке
метров с 15-20, не менее) обойти по периметру,
внимательно осмотреть подступы к машине, корпус,
заглянуть под машину. Отсюда же (насколько
позволяет дистанция) снять с сигнализации.
Подобным осмотром можно выявить следы
пребывания посторонних людей, подозрительные
предметы под машиной, растяжки от машины к земле,
бордюру, забору, нарушение целостности почвы
перед колесом и т.д. Иногда встречаются такие
сюрпризы, как смятая жестянка "колы" или
пакет из-под молока на капоте или крыше машины. Не
спешите смахивать их, ругая докучливых
подростков, можно остаться без руки. Расстояние
до машины сокращается постепенно, позволяя
увидеть более мелкие детали.
Наружный осмотр начинается с
тыла (от глушителя). Обязательно нужно проверить
глушитель визуально, щупом (рекомендуется
приваривать решетку на выхлоп). Глушитель — это
место, куда очень легко поместить трубчатую
бомбу необходимого диаметра. Причем очень быстро
и скрытно (в отличие от мины-магнитки на днище).
Обычно труба глушителя проходит рядом с
бензобаком, и взрыв вызовет мгновенную
детонацию. Обходя вокруг машины, внимательно
осматривается весь корпус (грязные смазанные
полосы), форточки, замки (царапины, отжатие). Очень
внимательно необходимо осмотреть заливную
горловину бензобака. Желательно иметь замок,
фиксированную сетку-фильтр, препятствующую
механическому проникновению через горловину.
При досмотре горловины можно воспользоваться
фонарем. Для этих целей есть специальные, с
гибким световодом, хорошо, если есть эндоскоп.
Внимательно следует осмотреть края горловины,
сетку фильтра, возможно, останутся прилипшие
частицы засыпанного в бензобак вещества.
При осмотре корпуса
одновременно через стекла идет предварительный
осмотр салона (растяжки к дверям, пакеты, свертки,
сдвинутые с места предметы и т.д.). Если стекла
тонированы, лучше воспользоваться мощным
фонарем или смотреть через лобовое стекло.
Внимательно нужно досмотреть пазухи с
внутренней стороны бамперов, решетку радиаторов,
заглянуть под номерные знаки. Необходимо
просмотреть с помощью мощного фонаря все
светоприборы (фары, подфарники и т.д.) снаружи.
Обычно они крепятся к корпусу изнутри (из
моторного или багажного отсека), но некоторые
светоприборы (лампа-фара, галогеновые
"противотуманки" и т.д.) закрепляются, как
правило, снаружи. К ним, как к источнику
электропитания может запитаться преступник при
установке ВУ. Затем идет досмотр днища. Здесь
хорошо иметь досмотровые зеркала, выставляя их
под разным углом и на разную длину, постепенно
досматриваются все участки днища (бензобак,
места под "клиентом" и водителем), все
подвижные участки (внутренние стороны дисков
колес, карданные валы, тросы и т.д.). Вместе с
днищем с использованием зеркала досматриваются
подкрылки.
После наружного осмотра
переходим к внутреннему досмотру салона.
Предварительно проглядев все через стекло,
открывается передняя дверь со стороны пассажира.
Открытие всех дверей (капота, багажника, лючков
бензобака) осуществляется по тем же правилам, что
и описанное уже открывание дверей в помещение. Со
стороны пассажира открывается дверь потому, что
это место более открытое для визуального
досмотра, чем место водителя, т.е. мы можем
создать предварительный "плацдарм" для
дальнейшего осмотра. Открыв дверь, прежде чем
облокачиваться на что-нибудь, нужно внимательно
задействовать все органы чувств: посмотреть,
послушать, понюхать, проанализировать. Не
рекомендуется пользоваться внутри салона
ароматизаторами воздуха, они полностью перебьют
запах отравляющего вещества или ВВ.
После того, как внешним осмотром
ничего подозрительного не выявлено, легкими
движениями ощупываются поверхности сиденья
снаружи и изнутри, пол. Необходимо обращать
особое внимание на подпоротые места, нарушение
целостности облицовки салона и сидений,
заглянуть под ноги, под панель, и только после
этого можно садиться на сиденье пассажира для
досмотра остальных мест салона.
После досмотра салона
приступаем к осмотру моторного отсека. Площадь
моторного отсека досматривается сверху вниз (на
себя). Досматривая двигатель, нужно обратить
внимание на воздухофильтр, систему вентиляции
салона, карбюратор, места, где повышается
температура (блок двигателя, радиатор), баки с
жидкостями (могут быть заменены залитыми
агрессивными компонентами) и все, что связано с
электрооборудованием двигателя, панелью
управления, осветительными приборами и т.д., а
также на движение (ремни вентиляторов, карданный
валик руля и т.д.). Здесь лучше начинать досмотр
водителю. Он лучше знает провода, которые менял в
системе ЗЛО или "смазанные" места от грязи
на двигателе.
После досмотра двигателя
досматривается багажник. По окончании осмотра
автомобиль заводится. Желательно иметь
устройство дистанционного запуска двигателя
(сделав это с возможно допустимого расстояния), и
уже затем включить все источники питания
электроэнергии (стеклоочистители, радиоприемник
и т.д.). Оставляя автомобиль в пределах видимости,
дать ему поработать время, необходимое для
прогрева двигателя. Только после этого можно
считать, что осмотр закончен.
Подобный досмотр требует при
наличии необходимых навыков не более 20-25 минут.
Помните, что за вашими действиями, возможно,
наблюдают со стороны и решают, стоит ли вам
устанавливать "сюрприз" в машину или нет.
В течение дня за автомобиль
отвечает водитель. Если он куда-то отлучается,
желательно попросить охранника посмотреть за
машиной на это время. В ходе дня, даже если
оборудованная сигнализацией машина оставалась
всего на несколько минут без присмотра,
телохранитель с водителем должны оглядеть ее
снаружи.
Приобретая даже бронированный
автомобиль, важно помнить, что главная его защита
не в броне, а в его мобильности. Ни одна
автомобильная броня не защитит от выстрела
кумулятивной гранаты. Только скорость и маневр
позволяют не захватить себя врасплох. Уже
упоминалось о необходимости постоянно менять
маршруты, максимально сокращать время на
совершение маневров при подъезде-отъезде. На
маршруте быть внимательным при проезде под
мостами, в местах, где на обочине стоят брошенные
машины, свертки, всякие посторонние предметы. По
возможности объезжать сливные решетки,
канализационные люки. Очень часто преступники
устанавливают на маршрутах движения
машины-бомбы или другие закладки. (Подобным
образом были организованы, в частности,
покушения в Сицилии на судью Д.Фальконе и на
руководителя Грузии Э.Шеварднадзе).
Помимо профилактического
постоянного изменения маршрута, можно
рекомендовать максимально быстрый проезд по
"внешней" от одиноко стоящей машины стороне
дороги. Преступнику для своевременного
дистанционного включения цепи необходимо
находиться практически точно на линии
визирования цели по отношению к машине-закладке,
чтобы основные поражающие факторы пришлись на
проезжающую машину. Поэтому чем быстрее вы
двигаетесь, тем больше гарантия безопасности.
Автомобиль прикрытия в момент проезда должен
блокировать (ехать параллельно) со стороны
опасного участка. Если в это время по дороге едут
другие машины, примите максимально к
противоположному краю, отгородитесь потоком
машин.
По проселочной дороге (без
твердого покрытия) лучше ехать по колее впереди
идущей машины. Если по какой-либо причине дорога
впереди перегорожена (это будет характерно для
малооживленного движения), будьте внимательны
при объезде по обочине — вас может ждать сюрприз.
Стекла на машине лучше держать закрытыми во
избежание заброса гранаты или бутылки с
зажигательной смесью. Если видите летящий в окно
предмет, лучше как можно плотнее придержать
стекло двумя руками. Как показывают проведенные
эксперименты, бутылка с горючим часто
отскакивает, не причиняя вреда.
Автомобиль рекомендуется
дооборудовать дополнительными элементами,
повышающими его безопасность, в том числе и
против применения ВУ. Помимо противоугонной
сигнализации рекомендованы:
настилка противоосколочного
днища из кевларового мата, укрепленного по
периметру, с тавровыми балками, удерживающими
мат от влетания внутрь салона при взрыве. Нужно
помнить, что кевлар и ему подобные материалы
боятся влаги, поэтому должна быть продумана
защита от ее воздействия;
взрывобезопасный бензобак;
заделка выхлопа глушителя;
установка устройства дистанционного запуска
двигателя;
противоударные пленки на стекла и защита шин от
прострела.