С 1 февраля 2002 года
вступил в силу закон "О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем",
который обязывает Российские банки
выявлять необычные или подозрительные
операции своих клиентов и "стучать" на
них в в недавно созданный для изучения всей
поступающей информации орган
финансовой разведки.

В связи с этим событием к нам стали
поступать просьбы прокомментировать
значение этого закона с практической точки
зрения. И, действительно, как же все таки продолжать
отмывать деньги в связи с принятием  этого закона?

Письмо Центрального Банка,
содержащее в себе рекомендации по
разработке кредитными организациями
правил внутреннего контроля в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,
перечисляет исчерпывающие критерии
выявления и признаки необычных сделок. 

Вот,
только некоторые из них, показавшиеся нам
особенно интересными:

операции клиента не имеют явного экономического смысла, не соответствуют характеру деятельности клиента и не имеют целью управление ликвидностью или страхование рисков;

необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;

внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;

явное несоответствие операций, проводимых клиентом с участием кредитной организации, общепринятой рыночной практике совершения операций;

дробление сумм денежных средств, перечисляемых клиентом одному или нескольким контрагентам по одному основанию, в течение небольшого периода времени, при условии, что результат сложения перечисленных денежных средств (если бы они были перечислены на основании одного платежного документа) превышает сумму, эквивалентную 600 000 рублей;

отсутствие информации о клиенте (юридическом лице, в том числе кредитной организации) в официальных справочных изданиях, а также невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам;

невозможность установления контрагентов клиента;

существенное увеличение доли наличных денежных средств, поступающих на счет клиента — юридического лица, если обычными для основной деятельности клиента являются расчеты в безналичной форме;

перевод денежных средств со счета клиента — юридического лица на его счет в другой кредитной организации без видимого
основания (например, без закрытия счета, не в целях погашения кредита, полученного от другой кредитной организации, равные или более низкие ставки по вкладам или равные либо худшие условия обслуживания в другой кредитной организации) с назначением платежа «перевод собственных средств»;

в договоре (контракте) предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим;

регулярные операции по покупке с последующей продажей ценных бумаг, не имеющих котировок и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, при условии, что доход от реализации ценных бумаг направляется на приобретение высоколиквидных обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (определяется в момент удовлетворения заявки на приобретение ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг);

Давайте сначала обратим внимание
на фразу "доходов, полученных преступным путем".
Что же такое доходы, полученные преступным
путем?

Нам кажется, что сюда
относится не столько выручка от продажи
наркотиков, сколько уклонение от уплаты
налогов. Наконец то государственные органы
России начинают учиться у своих зарубежных
коллег-бюрократов продвинутым и изощренным
способам конфискации денег тех, у кого их
много.

Известно, что одним из
наиболее распространенных  и
эффективных способов уклонения от уплаты
налогов является использование "левых"
компаний, зарегистрированных по утерянным
и украденным паспортам или по паспортам лиц,
которые либо находятся на зоне, либо давным-давно
ушли в загробный мир. Новое положение по
борьбе с отмыванием денег является хорошим
подспорьем налоговым органам по борьбе с
фирмами-однодневками, занимающимися
обналичиванием денег, поступающих на их
расчетные счета.

Возьмите, к
примеру, следующий пункт, описывающий
признаки подозрительного поведения
юридического лица, о чем банкам необходимо
"стучать" в комитет финансовой
разведки:

отсутствие информации о клиенте (юридическом лице, в том числе кредитной организации) в официальных справочных изданиях, а также невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам;

Очень
интересный способ выявления фирм-однодневок.

Только
вот хотелось бы возразить чиновникам,
сидящим в Московских хоромах, что в
настоящее время в виду наличия
определенных карающих положений
налогового законодательства делать бизнес
только через реальные компании очень
опасно. Можно потерять все свои деньги и
вылететь в трубу. И мы даже не имеем здесь в
виду конкуренцию, которая заставляет
искать способы снижения налоговых затрат с
тем, чтобы снизить уровень цен до
конкурентоспособного уровня. А имеем мы в
виду такие вещи, как определение рыночной
цены и карающих мер бюрократов, которым
плевать на ваше положение и которые
стремятся любым способом конфисковать ваши
деньги в виде штрафов. Или возьмите, к
примеру, такую вещь, как необходимость
уплаты налога на прибыль даже в том случае,
если оплата за поставленный товар не
поступила! Или необходимость уплатить в
бюджет НДС, исчисленный от реализации
товара, даже если (после истечения срока
исковой давности) оплата за товар не
поступила на расчетный счет поставщика!

Какой
дурак в таком случае будет регистрировать
фирму на свое имя, если он знает, что в
случае "кидалова" он обязан будет
уплатить в бюджет неполученную прибыль и
НДС! При таких абсурдных правилах игры
просто невозможно делать бизнес честно.

И
вот появляется новый закон об отмывании,
который, казалось бы, делает ситуацию еще
серьезнее. Однако давайте попробуем
рассмотреть возникшую ситуацию более
внимательно: обо всех подозрительных
операциях, список которых приведен в законе
и частично в данной статье, банки обязаны
сообщать "наверх" людям с погонами,
которые будут решать и разбираться, кого
казнить,  кого миловать, а у кого — просто
конфисковать деньги.

Но разрешите
вас спросить, разве в России когда-то
существовала банковская тайна? Разве
бывали такие времена, когда контролирующие
органы не могли узнать о ваших банковских
операциях , проводимых через Российские
банки? Никогда такого не было и любой
налоговый инспектор всегда мог заявиться в
тот или иной банк и получить интересующую
его информацию о каком-либо счете.

И
раньше и сейчас каждый владелец счета
обязан документально подтверждать
контролирующим органам о том, что его
финансовые операции соответствуют
законодательству, если он не хочет получить
огромный штраф за нарушение финансовой
дисциплины или порядок исчисления налогов.

И
принятый недавно закон о борьбе с
отмыванием денег ничего принципиально не
меняет. Новизна состоит только в том, что
после введения в силу нового
законодательства необходимо быть еще более
осторожным и никогда не полагаться на "авось".
Т.е. по всем банковским операциям должна
храниться оправдывающая документация (счета-фактуры,
договора и т.д.). А тем, кто работает через
однодневки, необходимо тщательно
продумывать операции по запутыванию следов,
которые они оставляют в банках во время
открытия в них счетов.

Так что по
большому счету ничего особенно не
изменилось. Государство только разработало
очередной механизм по сокращению времени
между налоговым преступлением и следующим
после него наказанием, если конечно есть
кого наказывать. Покойничкам же все равно.
Им никакие наказания не страшны. Разве что
может быть стоит ввести новый закон,
наказывающий покойников за регистрацию
фирм-однодневок по их паспортам путем
нанесения надписей на их могилах?

 

Оставит комментарий