1. Социальные и экономические
изменения в России повлекли за собой крайне
важные психологические последствия.

Для большей части населения все
происходящее стало бессмысленным и непонятным.
Деидеологизация, распад социальных отношений
привели к "атомизации" общества, к разрыву
социальных связей между обществом и
индивидуумами. Как следствие — массовая потеря
позиции человека как субъекта жизни. Концепция
субъекта, разработанная С.Л.Рубинштейном,
позволяет объяснить происходящие процессы.
Осознание себя как субъекта или объекта
сопряжено с интерпретацией общества как
субъекта и объекта. Большая часть населения
стала воспринимать себя как объект по отношению
к обществу (Абульханова, 1997).

2. Проблема устойчивого развития
России -это проблема всего населения России. Как
мобилизовать россиян на ее решение? Поиск
национальной идеи представляется весьма
сомнительным, так как произошедшая
экономическая деформация общества не оставляет
надежды на возможность общей идеи, порождающей
сходные смыслы у различных людей.

Проблема устойчивого развития России —
это, прежде всего, проблема психологическая. И
важнейшая ее составляющая — возрождение в каждом
россиянине субъекта жизни (деятельности).

3. С.Л.Рубинштейн ("Человек и мир")
выделил два способа существования человека как
субъекта жизни. Первый — жизнь, не выходящая за
пределы непосредственных связей, в которых живет
человек. Второй способ существования связан с
появлением рефлексии. Сознание выступает как
разрыв, как выход из полной поглощенности
непосредственным процессом жизни для выработки
соответствующего отношения к ней, занятия
позиции над ней, вне ее для суждения о ней.

В изменяющемся обществе особенно
актуален второй способ существования человека
как субъекта жизни — рефлексивный способ. Это
связано с высокой динамикой процессов
самоопределения человека и соорганизации
индивидуумов для развития личности, общества и
государства.

Самая важная психологическая проблема
в изменяющемся обществе — это проблема
стимулирования и поддержки рефлексивного
способа существования человека (группы) как
субъекта жизни (деятельности). Эта проблема
должным образом не ставится и не решается в
обществе.

4. Успешно решаются с участием
профессиональных психологов прямо
противоположные задачи: превращения человека
(группы) из субъекта жизни (деятельности) в объект
манипуляций в интересах отдельных лиц и
организаций. В обществе нарастает волна протеста
против некорректного использования
психотехнологий: в выборных кампаниях, в сфере
финансово-экономической деятельности, в
деятельности СМИ, религиозных сект, культовых
образовательных структур и др.

Угрозы обществу от постановки и
решения такого рода задач усиливаются в связи с
бурным развитием информационной сферы (Проблемы
информационно-психологической безопасности. М.,
1996).

5. Информационно-психологическая
безопасность /ИПБ/ — это научно-практическое
направление, которое создано в целях обеспечения
защищенности отдельных граждан и сообществ от
противоправных информационных воздействий и
создания информационной сферы адекватной
задачам стимулирования и поддержки
рефлексивного способа существования человека
(группы) как субъекта жизни (деятельности). В правовом аспекте ИПБ ориентировано
на защиту конституционных прав в сфере
индивидуального, группового и массового
сознания (Конституция РФ, статьи 13, 29, 30, 41, 55, 68, 69 и
др.). В настоящее время ИПБ находится в стадии
становления. ИПБ включена в Доктрину
информационной безопасности России, ведется
законотворческая работа в Государственной думе
РФ, выполняются научно-прикладные работы в
интересах отдельных ведомств и организаций.
Важнейшая проблема развития ИПБ — создание
принятой в обществе системы базовых понятий.
Трудности ее решения связаны с необходимостью
установления связей между системами понятий
естественнонаучных и гуманитарных областей
знаний. Отсутствие такой системы понятий
препятствует решению ряда практических задач, в
первую очередь это проявляется в сфере
законотворческой деятельности.

6. Проблема обеспечения ИПБ является
составной частью важнейшей для изменяющегося
общества психологической проблемы
стимулирования и поддержки рефлексивного
способа существования человека (группы) как
субъекта жизни (деятельности).

 

Оставит комментарий