ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПАДАЮЩИХ ТОМАГАВКОВ

            сентябрь 2000

            Размышления двух докторов наук о природной слабости спутниковой радионавигации

          Системы спутниковой радионавигации (и американская GPS, и  русская
ГЛОНАСС) создавались в первую очередь для координатно-временного обеспечения
войск  и  военной  техники.  Активное  внедрение  спутниковых  навигационных
методов в гражданскую жизнь началось лишь 10-15  лет  назад.  За  это  время
система GPS получила распространение по всему миру,  а  ее  приемоиндикаторы
стали продуктами  массового  спроса.  Перспективы  расширения  коммерческого
рынка навигационной аппаратуры оказались настолько впечатляющи,  что  США  в
прошлом году начали модификацию системы под гражданские нужды, а в мае этого
года отменили режим селективного доступа, который примерно в 10 раз  ухудшал
стандартную точность местоопределения, которая составляет 10-20 м.

          Вместе с тем, при очевидном успехе в гражданском секторе, - широко
известны серьезные  проколы  в  военных  приложениях,  -  системы  наведения
оружия, использующие GPS дают очень  много  сбоев.  Вспомним  самоликвидацию
сотни крылатых ракет "Томагавк" во время  операции  "Лиса  в  пустыне",  или
"разброд и шатания" тех же ракет при бомбардировке американцами Сербии. В те
времена  когда  происходили  эти  события  пресса  разнесла  по  всему  миру
сообщение о профессоре Кашинове, который предложил Ираку и  Югославии  схему
устройства  подавления  навигационного   сигнала,    принимаемого    оружием
самонаведения. Тогда  некоторые  специалисты  скептически  отнеслись  к  его
предложениям,  потом  злополучные  "Томагавки"  у  американцев  кончились  и
история начала забываться. Однако сообщения информационных агентств  на  эту
тему стали с  тех  пор  появляться  регулярно,  -  вот,  например,  одно  из
последних: "... иракская  армия  использует  передатчики  помех  российского
производства для противодействия полетам американской и  британской  авиации
над Ираком. Помехи ставятся приемникам навигационной информации системы GPS.
В  Кувейте  считают,  что  для  этого  применяется  аппаратура,    созданная
российской фирмой "Авиаконверсия". Взяв на себя груз подготовки темы  номера
по спутниковой навигации (журнал выйдет 3 октября), мне ничего не оставалось
как отправиться за разъяснениями к основным  действующим  лицам.  Сначала  в
Питер, к доктору технических наук Валентину Кашинову.

          Вадим Иванченко: Валентин Владимирович, в чем  идея  предложенного
Вами принципа глушения навигационных сигналов?

         #Валентин Кашинов: Ну,  идея-то  не  моя.  Она  изложена  в  статье
известных специалистов по  РЭБ  Поддубного  и  Овчаренко,  опубликованная  в
журнале "Радиотехника" за 1992  год.  Я  просто  показал  возможности  этого
подхода для конкретных целей. Суть идеи заключается в том, что при наличии в
пространстве двух близких по частоте несущих  в  пространстве  же  возникают
биения. Они имеют частоту между этими излучаемыми частотами,  а  в  соседних
максимумах фаза сдвинута на 180 градусов - это проходят в школе. Если теперь
одна из несущих была фазоманипулированной, суть дела от этого не меняется. В
приемнике GPS стоит  коррелятор,  который  сворачивает  фазоманипулированный
навигационный сигнал сигнал с имеющейся в приемнике его копией. Когда отклик
коррелятора  достигает  максимума,  то  это  и  считается  временем  прихода
сигнала. Если в пределах полосы коррелятора (в гражданском канале это  около
2 Мгц) будет еще одна  несущая,  то  это  эквивалентно  фазоманипулированной
помехе, крутящей фазу через импульс. В результате чего приема сигнала просто
не будет.#

          В.И.: А как этот подход реализовать на практике?

         #В.К.:  Для  того,  чтобы  заглушить  при  помощи  биений   сигналы
спутниковой GPS, достаточно излучать с Земли немодулированные  частоты  1577
МГц (гражданский  канал)  и  1230  МГц  (военный  канал).  Причем,  мощность
передатчика может быть порядка единиц ватт как у карманного фонарика! Одного
ватта хватает что бы глушить на расстоянии прямой видимости до 500 км.#

          В.И.: Сигналы нашей  отечественной  системы  ГЛОНАСС  также  можно
глушить?

         #В.К.: Конечно, но там посложнее. Потому что все  24  спутника  GPS
работают на одной частоте (режим кодового  разделения  каналов  CDMA),  а  в
нашей системе каждый спутник работает на своей частоте (частотное разделение
сигналов - FDMA) и поэтому передатчиков для этого нужно несколько.#

          В.И.: А на практике Вы проверяли свои идеи?

         #В.К.: Я разослал схему устройства глушения  по  разным  странам  и
организациям: Ирак, Югославия, НАТО, Комитет Анти-НАТО Госдумы и др. То  что
происходило в Ираке и Югославии  Вы  знаете,  -  "Томагавки"  разлетались  в
разные стороны, хотя трудно спросить иракцев или даже югославов, что они там
применяют, но у меня был арабский журналист, который брал интервью.  Журнала
самого я не видел. А в материалах из того же Кувейта говорилось про то,  что
устройство было разработано  в  университете  и  автор  статьи  беседовал  с
профессором. Да ведь это не важно, что они используют. Важно, что агрессорам
в небе тоскливо, а GPS выведена из строя. Любой радиолюбитель ее выводит  из
строя в любой момент. "Томагавки" по прямому назначению - доставка  ядерного
оружия использоваться уже не могут, а стоят  они  более  миллиона  долларов.
Один неверующий  профессор  из  США  прочитав  об  этой  идее  возразил  мне
письменно. Тогда я ему посоветовал взять ГСС  и  проверить.  Через  день  он
написал, что я оказался соврешенно прав - у него на  яхте  приемник  GPS  не
работал даже при очень маленькой мощности помехи.#

          В.И.: А есть ли в мире промышленные разработки подобных устройств?

         #В.К.: Да, конечно, много идет в западной прессе такой  информации.
И у нас есть фирмы, только используют они  несколько  другой  подход  -  они
глушат шумоподобным сигналом, это мне кажется  излишне  и  стоит  дороже,  а
результаты будут, пожалуй, даже похуже. Есть фирма "Авиаконверсия", они  еще
в 1997 году на авиасалоне в Жуковском демонстрировали свои jammers.#

            * * *

          Следующие  вопросы  я  задал  уже  в    Москве    директору    ООО
"Авиаконверсия" доктору технических наук Олегу Антонову.

          Вадим Иванченко: Олег Евгеньевич, как давно Ваша  фирма  выпускает
приборы для глушения навигационных приемников?

         #Олег Антонов: Впервые мы показали портативный передатчик помех для
подавления приемников GPS и ГЛОНАСС на Международном авиакосмическом  салоне
в Москве в 1997 году. Это вызвало сенсацию в мире. Одновременно и ужас среди
военных пользователей таких приемников. Следующую модификацию передатчика мы
показали на таком же салоне в 1999  году.  Эти  передатчики  срывают  работу
навигационных  приемников  во  всех  четырех   диапазонах    частот    обеих
навигационных систем: у GPS  и  ГЛОНАСС.  Помехи,  излучаемые  передатчиком,
поступают на вход приемников вместе с сигналами от спутников и за счет своих
параметров приводят к  срыву  процесса  измерений  координат.  В  результате
приемники прекращают определять текущее местоположение объектов, на  которых
они установлены, и выдают потребителю последние его координаты перед началом
действия помех.#

          В.И.: А какие у него характеристики?

         #О.А.: У первого передатчика мощность излучения порядка 2-3 Ватт  в
каждом частотном диапазоне. Его дальность действия достигала 50 км по прямой
видимости при массе менее 3 кГ. Сейчас мы выпускаем следующую модификацию  с
мощностью излучения 20 Ватт в каждом частотном диапазоне. Дальность действия
такого передатчика достигает 150 км при массе 10 кГ.#

          В.И.: Принцип  действия  ваших  устройств  отличается  от  подхода
предложенного профессором Кашиновым? И насколько верны и практичны его идеи?

         #О.А.: Он  далеко  не  первый,  кто  предлагал  различные  идеи  по
подавлению  работы  навигационных  приемников.  Первые  такие    предложения
появились  еще  в  конце  шестидесятых  годов,  когда  система  GPS   только
создавалась. В том числе были мысли, совпадающие с его предложением. В целом
его подход верен, но он, знаете ли, больше математик, независимо пришедший к
этой идее, мы же занимаемся такими станциями  с  1992  года,  провели  массу
экспериментов... И считаем,  что  его  решение  далеко  не  единственное  и,
главное, далеко не лучшее.#

          В.И.: А "Томагавки" в Ираке и Сербии не от  его  воплощенной  идеи
разлетались?

         #О.А.: Конечно же  нет, - других  причин  на  то  было  много:  при
сильных  маневрах  сигнал  терялся,  кроме  того  влияла   запыленность    и
задымленность  атмосферы  на  низких  высотах,  а  потом    американцы    же
расстреливали самые первые свои ракеты, еще плохо отработанные.#

          В.И.: Кстати,  а  ваши  устройства  этому  не  посодействовали?  И
возможно ли это практически?

         #О.А.: С помощью наших передатчиков возможно глушение навигационных
сигналов и соответственно вывод из строя не только "Томагавков", но и других
видов оружия - это даже проверено опытом. Кстати,  на  последнем  Московском
авиасалоне в 1999 году мы  впервые  обнародовали  концепцию  информационного
оружия, как мы его понимаем, и демонстрировали целый  набор  средств  такого
оружия. В ноябре будем участвовать в авиасалоне в Китае и познакомим с  этой
концепцией новый круг заинтересованных лиц.#

          В.И.:  Скажите,  вот  сейчас  навигационные    технологии    бурно
развиваются в самых различных  областях:  системы  диспетчерского  контроля,
службы спасения, авиация, геодезия. Не приведет ли распространение устройств
глушения к опасности вывода из  строя  жизненно  важных  систем,  в  которых
используются навигационные приемники?

         #О.А.:  Понимаете,  закрыть  Америку  нельзя,  это  нормальный  ход
развития брони и снаряда, т.е. на каждую новую броню  разрабатывается  новый
снаряд и наоборот. Поэтому, раз есть серьезное противодействие навигационным
системам  GPS  и  ГЛОНАСС,  значит  теперь  должны    думать    разработчики
навигационных систем, - шар на их стороне.#

          От себя мне остается лишь добавить, что  наличие  на  рынке  таких
передатчиков  помех  говорит  о  спросе  на  подобную  аппаратуру.  А   если
существует спрос, то рано или поздно, не только военные,  но  и  гражданские
пользователи навигационных приемников должны почувствовать на себе  действие
"глушилок" по той же самой причине, по которой, висящее на  стене  в  первом
акте ружье, в последнем акте непременно должно выстрелить.
 

Оставит комментарий