По каналам "Текст" и "Фирма" поступает 80% информации, необходимой предприятию. Поэтому Система стратегической информации (ССИ) должна строиться вокруг этих двух каналов. Большие различия природы и механизмов функционирования этих каналов, как мы убедились на примере фирмы "Samsung", вынуждают разделять две области деятельности: - Система стратегической и перспективной информации (ССПИ) обслуживает каналы "Текст" и "Консультант", т.е. занимается текстовой информацией, а также информацией, поступающей от экспертов, консультантов и услуговых фирм. Эта система выполняет, главным образом, стратегическую роль, а ее деятельность ориентирована на перспективу. Персонал этой системы имеет университетскую подготовку или подготовку журналиста, специализирующегося в области экономики или политики. - Система тактической и оперативной информации (СТОИ) обслуживает каналы "Фирма" и "Беседа". Она использует контакты сотрудников фирмы с внешним миром, а также все возможности межпрофессиональных встреч, таких как ярмарки, выставки и конференции (только узкоспециализированные, например, научные конференции). Персонал этой системы должен обладать отличным знанием ситуации на местах, различных специальностей и профессий, а также деятельности фирмы. Минимальным предварительным требованием является более чем 5-летний опыт работы на ответственных оперативных постах и, по возможности, в различных странах. В таблице 12 показан вклад этих двух систем в информационное обслуживание шести баз данных. Гармонизация функционирования этих двух систем является сложным делом. Если ССПИ доминирует над СТОИ, то информация может оказаться по своей природе непригодной для руководящих работников и специалистов, занимающихся оперативными вопросами. Если же доминирующую роль играет СТОИ, то информация ограничится сферой профессиональных интересов работников, которые занимаются ее сбором, а целостные базы данных будут игнорироваться. Существует два способа координации деятельности ССПИ и СТОИ: один - в рамках централизованной организационной структуры, другой - в рамках централизованной. Соответствующий вклад ССПИ и СТОИ -------------------------------------------Базы данных Ё ССПИ Ё СТОИ Ё -------------------------------------------Конкуренция Ё 10% Ё 90% Ё Рынок Ё 10% Ё 90% Ё Технология Ё 50% Ё 50% Ё Регламентация и Ё Ё Ё законодательство Ё 90% Ё 10% Ё Ресурсы Ё 80% Ё 20% Ё Тенденции Ё 90% Ё 10% Ё Централизованная организационная структура ССПИ подчинена непосредственно генеральной дирекции. В ССПИ в централизованном порядке поступают все данные собранные СТОИ каждого департамента или подразделения (Рис.10). Каналы "Фирма" и "Беседа" Внутренняя сеть Внутренняя сеть Ё Ё Ё Ё Ё Ё Ё Ё юдддддддбдддддддды юддддддддддбдддддддды Ё Данные Ё Данные Ё Ё здддддддддддддд здддддддддддддд ЁДепартамент А Ё ЁДепартамент В Ё Ё здддддд цддд здддд здддддд Ё Ё ЁСТОИ Ё Ё Ё Ё Ё ЁСТОИ Ё Ё Ё юдддддды Ё Ё Ё Ё юдддддды Ё юдддддддддддддды Ё Ё юдбдддддддддддды Ё Ё Ё Ё Ё Ё Ё Ё Ё здддддддддддддд Ё Ё ЁГенеральная Ё Ё Ё Ёдирекция Ё Ё юдддддддд здддддд цдддддды Ё ЁССПН Ё Ё Ё юдддддды Ё юдддддддддддддды Ё Ё Ё Ё Ё здддддддддддддд Ё Ё Каналы Ё Ё Ё Текст Ё юдддддддд Консультант Ё юдддддддддддддды Рис.10 Централизованная система стратегической информации Преимущества централизованной организационной структуры заключаются в возможности координации всех усилий, получения экономии за счет эффекта масштаба, получения целостной общей картины происходящего, а также сопоставления самых различных данных с целью получения стратегической информации. Однако такая организационная структура является малоэффективной в условиях многоотраслевой фирмы, когда множественность разнообразных информационных потребностей превышает возможности обработки информации и компетентности работников. Конечный информационный продукт, полученный в результате обработки информации и различных соображений, поступающих из разных департаментов и подразделений, может вполне уподобиться некоторым резолюциям парламентских комиссий, которые стремяться предусмотреть все возможные случаи, никого при этом не обидев, а потому не представляют ни малейшего интереса. Опорой централизованной системы нередко является один человек или группа работников, которые рассматривают успех ССПИ в качестве своего личного успеха. Если такая система теряет своего лидера или кого-либо из лучших работников или даже своего главного покровителя в генеральной дирекции, то она может попросту развалиться. Для того, чтобы централизованная система работала эффективно, а департаменты и подразделения делились информацией, крайне необходимо, чтобы ССПИ не воспринималось в качестве "игрушки" одного человека.