Каждый департамент или подразделение располагает своей собственной системой стратегической информации (ССИ), которая сочетает функции ССПИ и СТОИ. Информационные сводки, подготовленные этими службами, поступают в ССПИ, подчиненную генеральной дирекции (рис.11). Каналы "Фирма" и "Беседа" Внутренняя сеть Внутренняя сеть Ё Ё Ё Ё Ё Ё Ё Ё юдддддддбдддддддды юддддддддддбдддддддды Ё Данные Ё Данные Ё Ё здддддддддддддд здддддддддддддд зддЁ Дертамент А Ё ЁДепартамент В Ёд Ё юдддддддддддддды юдддддддддддддды Ё Ё Ё Ё Ё Ё Ё Ё здддддддд здддддддддддддд здддддддд Ё юддзддддддцддЁГенеральная цдддЁзддддддцддды ЁЁСТОИ ЁЁ Ёдирекция Ё ЁЁСТОИ ЁЁ ЁюддддддыЁдд здддддд ЁдддюддддддыЁ ЁзддддддЁ Ё ЁССПН Ё Ё ЁзддддддЁ ЁЁССПН ЁЁ Ё юдддддды Ё ЁЁССПН ЁЁ ЁюддддддыЁ юдддддддддддддды ЁюддддддыЁ юдддддддды Ё юдддддддды Ё Ё Ё Ё Ё Ё Ё Ё Ё здддддадддддд здддддадддддд здддддадддддд ЁКаналы Ё ЁКаналы Ё ЁКаналы Ё ЁТекст Ё ЁТекст Ё ЁТекст Ё ЁКонсультант Ё ЁКонсультант Ё ЁКонсультант Ё юдддддддддддды юдддддддддддды юдддддддддддды Рис.11 Децентрализованная система стратегической информации Преимущество децентрализации заключается в полном соответствии непосредственным текущим потребностям отдельного департамента. Кроме того, каждый занимается только тем, что имеет к нему прямое отношение, что значительно упрощает управление информационными потоками. Однако децентрализованная система имеет свои недостатки. Так как каждый департамент или подразделение занимается сбором и комплексной переработкой (обработка, хранение, распространение) информации по полному циклу, то проблема персонала крайне усложняется: средств и возможностей одного департамента или подразделения может оказаться недостаточно для найма или привлечения необходимых специалистов. Если же поручить эту задачу кому-либо из уже имеющихся работников в качестве дополнительной работы, то это может закончиться тем, что ничего не будет делаться. Кроме того, отдельные департаменты и подразделения действуют на одинаковых или сходных рынках, а также когда они конкурируют с одними и теми же фирмами, нередко имеет место ненужное дублирование усилий. Кроме потерь времени и денег, такая конкуренция между департаментами или подразделениями может полностью заблокировать обмен информацией. таким образом, идеальной универсальной системы организации не существует. Однако возможен любой промежуточный вариант между централизованной и децентрализованной системами. В конечном счете, это зависит от типа предприятия и характера его деятельности, то есть от таких параметров: узкоотраслевой или многоотраслевой характер деятельности фирмы, ориентация на один или несколько рынков; централизованная или децентрализованная система управления предприятием и, в частности, система стратегического планирования; наличие или отсутствие системы обмена информацией между департаментами или подразделениями. Главное заключается в обеспечении максимально быстрого обмена и прохождения информации, независимо от принятого типа организации ССИ. На уровне СТОИ это означает, помимо всего прочего, что следует опасаться излишнего формализма. Разумеется, для обеспечения внутренних связей и стойкости системы определенный минимум формализма необходим, но при этом следует избегать бесполезного бумаготворчества и прочих административных излишеств, которые могут вызвать неприятие со стороны сотрудников фирмы, работающих на местах. На уровне ССПИ следует всячески поддерживать и развивать контакты между департаментами или подразделениями фирмы. В конечном счете, речь идет прежде всего о человеческих отношениях и мотивизации работников. К этому вопросу мы еще вернемся позже.