Жизнь являет массу примеров работы систем
безопасности. Каждый живой организм имеет
возможность существовать, только если обладает
средствами, способными защитить его от
враждебного мира. По мнению В.Д. Могилевского, с
позиций системной безопасности можно
проанализировать все аспекты жизнедеятельности.
Рассмотрим личность в качестве динамической
системы, обладающей характерными для нее
свойствами целостности, целенаправленности,
самоорганизации как стремления к сохранению
целостности и адаптации к изменениям в среде.

При угрозе безопасности работают два
механизма: один обращен на окружающую среду и
имеет задачу парировать воздействия,
оказываемые средой. Внутренний механизм
безопасности призван ликвидировать опасность от
воздействий, проникших через внешний механизм, и
основной целью имеет борьбу с внутренними
угрозами.

Как известно, основными сторонами психической
жизни человека являются психические процессы,
отношения, состояния и свойства личности. По Л.С.
Выготскому, психическое является необходимым
средством регулирования поведения человека,
определяемого внешним окружением и
потребностями самого человека. При неадекватном
отражении действительности психическое
приводит к социальной дезадаптации человека и к
нарушению внутренней регуляции человека. В
развитии, в психике различают процессы и
образования различной степени сложности. Самым
сложным, интегральным является сознание,
психическая деятельность в целом.

Здесь также необходимо рассмотреть, в свое
время сделанное И.М. Сеченовым, утверждение при
анализе поведения, что внешние условия действуют
посредством психологических характеристик и
свойств человека. Психика является тем звеном,
которое необходимым образом опосредствует связь
внешних воздействий и поведенческих актов.
Раскрывая основные функции психического в
деятельности и поведении, он показал, что
психическое есть отражение окружающих условий и
регулятор движений и действий. Это учение было
развито Б.Г. Ананьевым (1968), П.К. Анохиным (1978), Ю.М.
Забродиным и А.Н. Лебедевым (1977), С.Л. Рубинштейном
(1957) и др. Д. Ковач экспериментально выявил, что
саморегуляция личности позволяет ей
преодолевать внешние воздействия. Саморегуляция
позволяет изменять внутренние состояния
субъекта. В процессе поведения и деятельности он
воздействует на окружающую среду, тем самым
преобразуя их внешние детерминанты.

Результаты экспериментальных психологических
исследований демонстрируют удивительную
компенсаторную способность нарушенных или
поврежденных функций (Prechtl H.F.R.,1976). Степень
компенсаторной способности зависит от возраста
и от влияния окружающих. Терапия с давних времен
направлялась на то, чтобы стимулировать и
активизировать в организме человека способности
к компенсации. Это возможно также путем
увеличения нагрузок, ибо повышение
трудоспособности человека обычно происходит
одновременно с увеличением его способности
переносить дополнительные нагрузки.

В своей теории тренинга Ebbinghaus и Meumann (1922) на
основе исследований процессов обучения пришли к
выводу о том, что психические функции можно
упражнять точно таким же образом, как и
физические, причем большое значение имеет
феномен соучастия. Следовательно: способность
человека к компенсации можно упражнять, в
частности, путем равномерного повышения
нагрузки на физические и психические функции,
тем более что между достигнутыми таким образом
способностями к перенесению нагрузок и к
компенсации существует определенная
взаимозависимость. Это является одним из
механизмов системной безопасности организма.
Здоровая уверенность в себе, приобретаемая
посредством активного и успешного
приспособления к окружающей среде, имеет
огромное значение для внутреннего стремления к
компенсации, адаптации.

Личность, ее психика, развиваясь, принимает
определенную форму — определенный способ
организации, который может, как всемерно
содействовать всестороннему развитию личности,
так и тормозить его.

В.Н. Мясищев понимал личность как ансамбль
отношений, динамическое формирование,
представляя психологические отношения человека
как целостную систему индивидуальных
избирательных, сознательных связей личности с
различными сторонами действительности. Он
выделял доминирующие отношения, ставя их на
первый план характеристики личности.

Вторая группа свойств охватывает психический
уровень человека. Это не только уровень его
желания, но и уровень его достижений. Уровень
развития личности одновременно является уровнем
развития ее функциональных возможностей, ее
интеллектуальных, волевых, эмоциональных
свойств. Сюда же относятся и такие еще мало
изученные свойства, как сложность, тонкость,
дифференцированность личности.

Третьим, существенным, компонентом является
динамика реакций личности и взаимосвязь
основных компонентов, или общая структура
личности. Сюда относятся пропорциональность,
гармоничность, цельность личности, ее широта и
глубина, функциональный профиль, т. е.
соотношение различных свойств психики или то,
что по преимуществу называют характером
личности. Несмотря на многообразие и изменение
свойств личности, она в нормальных условиях
остается единой. Это единство основывается на
синтезе реакций и тенденций индивида,
регулируемом его центральной нервной системой
на единстве его жизненного опыта.

Жизнь создает меняющиеся условия (общественные
требования и возможности), которые сталкиваются
с имеющимися у человека потребностями и его
внутренними возможностями и побуждают его к
освоению нового и переделке самого себя, в
результате чего у него возникают новые
потребности и новые внутренние возможности.

Безусловно, вопросы оценки системы
безопасности с позиции психологии личности
только начинают привлекать внимание
исследователей и в силу своей неразработанности,
являются значительно дискуссионными, но
постановка данной проблемы уже на сегодня
является актуальной.

2000
 

Оставит комментарий