Абдуктивное мышление абдуктивное мышление или «абдукция» по существу включает в себя умозаключения по аналогии. Это основа способности создавать сравнения и метафоры. Абдуктивное мышление может быть противопоставлено «индуктивным» и «дедуктивным» процессам. Индуктивное умозаключение включает в себя классифицирование частных объектов или феноменов в соответствии с общими признаками, которые они совместно разделяют наблюдение, что все птицы имеют перья, например. Дедуктивное умозаключение включает в себя совершение предсказаний об объекте или феномене, основанных на их классификации; например: логическая модель «если то». Абдуктивное умозаключение включает поиск сходств между объектами и феноменами.

Грегори Бейтсон иллюстрирует различие между дедуктивной логикой и абдуктивным мышлением при помощи создания следующих высказываний:

  Дедуктивное Абдуктивное   
  Люди смертны Люди смертны   
  Сократ  человек Трава смертна   
  Сократ умрет Люди  трава  

Согласно Бейтсону, дедуктивное и индуктивное мышление больше фокусируется на объектах и категориях, чем на структуре и отношении. Бейтсон утверждал, что мышление исключительно через индуктивное и дедуктивное умозаключение может привести к его ригидности. Абдуктивное или метафорическое мышление способствует творческому процессу и может в действительности привести нас к открытию более глубоких истин о реальности. Бейтсон утверждал, что это было ключевой чертой Обучения II-ого типа (обучения тому, как учиться).

Метафорически ориентированная мыслительная стратегия абдукции, кажется, была главным инструментом, используемым многими наиболее творческими историческими учеными. Великий изобретатель Томас Эдисон, например, очевидно, достиг идеи движения картинок при помощи взятия аналогии с его же изобретения фонографа, заявляя: «Я экспериментирую на инструменте, который делает глазу то, что фонограф делает уху». Альберт Эйнштейн заявлял, что он думает почти только в терминах метафорических образов или «специально воображаемых конструкций» с целью усовершенствовать свою концепцию релятивности, квантовой теории или четырехмерного пространства.

Абдуктивное мышление также является основной стратегией многих великих мировых коммуникаторов. Использование Иисусом притч и постоянное применение Милтоном Эриксоном аналогий и терапевтических метафор является хорошим примером.

Упражнение: «Жизненные метафоры»

Следующее упражнение иллюстрирует, как бейтсоновская стратегия абдуктивного мышления может быть применена для решения проблем.

1. Подумайте о какой-нибудь проблеме, с которой вы хотели бы иметь дело по-новому.

Например: неспособность концентрироваться на учебе.

Зафиксируйте определенное физическое место впереди себя. Шагните в это место, ассоциируйтесь с проблемной ситуацией и прочувствуйте, что происходит.

2. Выйдите из проблемной ситуации в Метапозицию.

3. Подумайте о чем-то, что вы обычно делаете, что совершенно не относится к проблемной ситуации и является для вас ресурсом: например, деятельность или умение, которое действительно дает вам чувство индивидуальности, миссии, творчества, страсти и т.д.

Например: катание на лыжах

Зафиксируйте для этого ресурсного состояния другое физическое место впереди себя. Шагните в него и полностью ассоциируйтесь с ощущением умения выходить из трудных положений.

Иллюстрация

Рисунок 1: Метафоры могут быть использованы как способ преобразования ресурсов из одного вида деятельности в другой

4. Тщательно посмотрите на проблемную ситуацию с позиции своего ресурса. Создайте метафору для проблемной ситуации в контексте деятельности вашего ресурса. То есть, если бы проблема выражалась в контексте активности ресурса, что бы случилось?

Например: неспособность концентрироваться похожа на то, как если бы мои лыжи постоянно наезжали одна на другую.

5. Найдите настоящее решение метафорического представления проблемы в состоянии ресурсной активности.

Например: Если вы сфокусируетесь на контроле только за одной лыжей, другая последует за ней сама собой.

6. Шагните обратно в Метапозицию и определите, как бы вы перевели метафорическое решение в обстоятельства настоящей проблемной ситуации. Затем шагните в проблемную ситуацию чтобы убедиться, способны ли вы выйти из тупика.

Например: Фокусирование на контроле за моими лыжами подобно выяснению моих целей и мотивации обучения. Если ясно «зачем», то «как» и «что» последуют сами собой.

7. Вы можете повторить процесс с другими ресурсными видами деятельности с целью усилить или углубить решения.

 

Оставит комментарий