1. Проводимая с советских времен государственная политика приоритетного хозяйственного развития регионов в ущерб социальному и природно-экологическому, усугубила и без того тяжелое социально-экономическое положение регионов и материальное положение ее жителей. Этому способствовало то обстоятельство, что конституция бывшего Союза ССР закрепляла стремление государства на уровне государственной политики приравнять экономически, социально и духовно все административные территории и проживающих в них людей независимо от географии территорий, наличия и объемов природных, трудовых и производственных ресурсов, климатических, экологических и других условий, а также обычаев, традиций, уровня, стадии общественного развития и многих других национальных, социальных и демографических особенностей населения. По мнению обществоведов не в последнюю очередь такая политика привела к тупику в общественном развитии страны. Начавшаяся политическая реформа в СССР привела к его распаду и образованию, прежде всего из числа бывших союзных республик самостоятельных государственных образований. Было разрушено единое экономическое и социальное пространство, что привело Россию к экономическому краху и образованию вокруг него враждебно настроенных государств.
Тенденции к сепаратизму впоследствии стали проявляться в субъектах Российской Федерации, особенно после того, как им было разрешено брать себе столько суверенитета, сколько они могли взять. После провозглашения такой «региональной политики» уже в России стало разрушаться единое экономическое, финансовое, торговое, таможенное, культурное и т.п. пространство, которое привело к тому, что «богатые» регионы богатели, а «бедные» — беднели еще больше. От такой региональной политики (точнее от ее отсутствия) неравномерность в развитии регионов, уровнях жизни населения в них только усугублялась. Такая диспропорция в экономике, материальном обеспечении и духовности людей явилось мощнейшим криминогенным фактором роста преступности в стране в целом. Криминальное поведение людей и криминальная форма «трудовой» деятельности стала единственно приемлемым и общественно поощряемым способом физического и материального выживания в изменившихся социально-экономических условиях. Регионы и население в них по существу были брошены на самовыживание в новых «рыночных» условиях. Данные обстоятельства способствовали появлению организованных форм совершения опасных видов преступлений, усилению интеграции преступников и их сообществ на межрегиональном и межгосударственном уровнях. Стремительная криминализация регионов явилась реакцией местной хозяйственно-политической элиты в сговоре с криминальной элитой на происходящие политические и экономические перемены в стране, желание укрепить и легализовать свои экономические позиции, а также удовлетворить политические амбиции. Такое «развитие» регионов ухудшало и без того удручающее положение населения. На фоне процветающих некоторых субъектов Федерации большинство регионов стали дотационными.
Оставление еще с советских времен в сегодняшней государственной политике приоритетным направлением экономическое развитие страны только обострило многочисленные криминогенные факторы, детерминирующие преступность. Наиболее сильнодействующими из числа криминогенных детерминант явились такие факторы, как: нищета большинства населения, негативные демографические процессы (неконтролируемая миграция, высокая смертность, низкая рождаемость и т.д.), высокая детская беспризорность, отсутствие духовного стержня, падение нравственности в обществе, высокий уровень коррумпированности государственного аппарата и местного самоуправления, воинствующее проявление сепаратизма, т.е. отчуждение регионов от единого экономико- и социально-географического пространства путем провоцирования вооруженных конфликтов, и т.п. Эти и другие криминогенные процессы в свою очередь ухудшили ситуацию в самой экономике, что привело к тотальному ухудшению положений в социально-политической и духовной сферах общества.
2. Устойчивое развитие страны зависит от сбалансированного решения социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды и постоянного выравнивания условий для достойного существования и самобытного развития населения. Переход к такому устойчивому развитию в Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Такой переход предполагает формирование эффективной пространственно-экономической и пространственно-социальной структуры страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации. Это вызывает необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию каждого региона, а также дальнейшей интеграции этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития на основе разработки и претворения в жизнь государственной региональной политики. Без государственного регулирования важнейших общественно-политических и иных процессов в регионах уменьшение диспропорций, как антикриминогенного фактора, невозможно. Также же как без учета особенностей существования и развития региональной преступности не может быть речи об эффективной стратегии борьбы с преступностью в целом в стране.
В этих условиях встает дилемма, какую политику нужно проводить для сдерживания преступности — юридическую, уголовную, уголовно-правовую, криминологическую, региональную и т.п.? Не вдаваясь в подробный анализ всех названных направлений политики, о которых в литературе много написано, и ограничиваясь только рамками настоящих тезисов, целесообразно предложить некоторое обоснование термина «региональная криминологическая политика».
В современной отечественной научной среде уже не вызывает серьезных возражений вопрос о самостоятельности криминологии как юридической науки. Однако дискуссионным остается роль криминологии в борьбе с преступностью наряду с науками так называемого уголовного цикла, в частности с наукой уголовного права. Если придерживаться преобладающего взгляда на криминологию как общетеоретическую науку о преступности для этих наук, то стратегию борьбы с преступностью в стране и регионах должна определять именно региональная криминологическая политика. Тогда мы должны говорить о криминологической политике на федеральном и региональном уровнях, а не уголовной политике, как это имеет место в настоящее временя. Тем более что сторонники уголовной политики включают в ее предмет практически все криминологические понятия (профилактика правонарушений и преступлений, предупреждение преступности, причины и условия, порождающие преступность, борьба с отдельными видами преступности и т.п.).
Кроме того, в условиях сверхбыстрой криминализации общества, повсеместной и широкомасштабной коррумпированности государственной власти всех уровней, нарастающих уголовных скандалов представителей этой власти, постоянного противодействия значительной части из них созданию законодательной базы для борьбы с преступностью, вхождения «уголовных авторитетов» во власть, тотального контроля криминального мира над экономикой, бизнесом, предпринимательством и правотворческой деятельностью и т.п., уголовная политика государства невольно ассоциируется с политикой новоявленных «авторитетов». Все это происходит на федеральном уровне и непосредственно в регионах. Проведение в регионах уголовно-правовой политики, как составной части уголовной политики, весьма проблематично (хотя бы потому, что уголовное законодательство прерогатива Российской Федерации). Поэтому терминологически целесообразно говорить не об уголовной, а о криминологической политике, о которой ученые-криминологи говорят уже длительное время.
О необходимости введения в научный оборот наряду с понятием «криминологическая политика» понятия «региональная криминологическая политика» говорит не только внешняя, формальная сторона, о чем сказано выше, а и изменение задач государственной политики при определении стратегии борьбы с преступностью. Оно состоит в том, что переносится направление главного удара с карательного воздействия на преступника (это сфера уголовного права) в область сглаживания диспропорций во всех сферах общественной жизни человека и общества, как причины существования преступности (это сфера криминологии). Последнее обстоятельство потребует объединения усилий специалистов из многих областей науки. Неисчерпаемый теоретический потенциал криминологии заложен в объективной интеграции ее с другими юридическими и неюридическими науками, изучающие преступность, о чем говорил И.С. Ной. Современная криминология все больше и больше черпает знания и использует частнонаучные методы и методики многих наук и научных дисциплин, которые еще в неполной мере применяются отечественными криминологами. Это связано с тем, что криминологические исследования изучают, в большей мере, саму преступность, и в меньшей степени — детерминирующие ее факторы. А без знаний этих факторов изменить преступность нельзя.
3. Одним из таких факторов является непропорциональное развитие регионов. Преступность в стране в основном зарождается (проявляется) в регионах. Более 2/3 регистрируемых преступлений совершается местными жителями регионов. Причины-факторы и условия-факторы совершения ими преступлений большей частью, как предполагается, определяются региональными, а не федеральными криминогенными факторами. Региональная специфика преступности базируется на региональных диспропорциях развития регионов. Также, если рассматривать преступность России с системных позиций, то ее можно представить как совокупность взаимодействующих между собой элементов в виде региональной преступности всех субъектов Российской Федерации. Если это не так, то зачем рассматривать преступность страны в разрезе регионов — субъектов РФ.
В этой связи требуется изучение региональной преступности, а не преступности в регионе, как это всегда делается. Оно же невозможно без научных знаний в области, например регионоведения. Это комплексная, интегральная социально-экономическая дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования (включая управление) социально-экономической системы региона (субъекта Российской Федерации) с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда.
Не в последнюю очередь для криминолога важна проводимая политика в самих регионах. От политической и правящей элиты регионов зависит баланс интересов федерации и самих регионов в их становлении и развитии в рамках «сообщества регионов» как равноправных субъектов. Как показывает мировой опыт, региональные особенности развития могут превращаться из тормоза в мобилизующую силу преобразования в стране. Через усиление роли региональных сообществ, проявляют себя адаптационные механизмы приспособления тех или иных обществ к меняющимся условиям жизни. В связи с этим особенности региональной преступности также могут быть использованы для успешной борьбы с ней. Для этого нужно проводить грамотную региональную криминологическую политику, как на федеральном уровне, так и самими регионами за счет местных ресурсов. Формулирование целей, задач и направлений региональной криминологической политики — важные составляющие единой национальной стратегии борьбы с преступностью в стране.