путем отбора и соответствующей подготовки принятых на работу работников. Рассмотрим
отдельно два этих этапа. На стадии отбора решаются два основных вопроса: отсев
заведомо непригодных работников и оценка личных и профессиональных качеств, принятых
на работу. На пути решения этого вопроса находится отсутствие системы строгих
предварительных профессиональных критериев в процессе лицензирования лиц, желающих
получить профессию частного охранника. Однако, этот вопрос требует отдельного
разговора в силу своего чрезвычайно важного значения и потому не может быть освещен
в рамках данного доклада. Убежден, что в дискуссии по определению критерия отбора
лиц для охранного бизнеса должны быть одинаково заинтересованы как Управление
по лицензионно-разрешительной работе, так и руководители всех охранных предприятий.
Согласитесь, мы часто имеем лицензированных работников, не соответствующих профессиональным
требованиям.
В середине 96 года стало очевидно, что без привлечения дополнительного «инструмента»
или методов по отбору кандидатов на занятие вакантных должностей работа кадровой
службы предприятия становится малоэффективной. Причина таилась в несовершенстве
предварительного отбора охранников, недостаточной их профессиональной подготовке
в школах и учебных центрах. Предприятие «задыхалось» под напором лицензированных
претендентов унылых по форме, не выразительных по своей специальной подготовке
и однообразно безграмотных . В предприятии появился административный ресурс времени
в поиске оптимального (т.е. технологичного, не требующего привлечения «узких»
по профилю и, следовательно, высоко оплачиваемых специалистов) ответа на вопрос:
«Каким образом вести селекцию и формировать профессиональный коллектив, коллектив
единомышленников». К концу 1996 года — началу 1997 года мы планировали и
решили главную задачу: иметь такую организацию, которая бы ежеминутно находилась
в высшей степени готовности — готовности к любым профессиональным задачам по охране
и обеспечению безопасности. Таким образом, поиск эффективных, современных методов
управления персоналом и предприятием в целом был как бы предрешен сам собой. Не
секрет, что методы применения психологического тестирования личности играют существенную
роль в отборе кадров. Секрет состоит в том, что необходимо было провести экспертную
оценку многих тестов и отобрать лишь те из них, которые имеют хорошую адаптацию
к отечественному менталитету и в наибольшей степени соответствуют задаче отбора
охранников. Все это потребовало настойчивости и времени, чтобы изучить большой
объем литературы, рекомендованный на факультете психологии СПб ГУ, получить соответствующие
консультации у специалистов в области военной педагогики и психологии, занимающихся
подготовкой бойцов различных спецподразделений, обобщить и проанализировать собственный
опыт работы с персоналом. Второй этап работы, не менее, если не более ответственный,
чем первый — определение собственно критериев, которые необходимы при отборе кандидатов.
Несложно было определить формальные признаки лиц, имеющие наибольшие профессиональные
перспективы: молодой человек, в возрасте от 25 до 35 лет, пришедший в охранный
бизнес не от скудости интересов, а осознано, имеющий иные профессиональные навыки,
кроме частного охранника, женатый, имеющий детей. Гораздо сложнее определить психологические
черты личности: характер, способности, мотивы поведения, пристрастия, т.е. составить
прогноз профессиональной пригодности. В качестве примера рассмотрим показатель
«Эмоциональная устойчивость». Значение этой характеристики распределяется
вдоль шкалы от 1 до 10. На первый взгляд казалось, что чем выше значение
показателя, тем лучше. В действительности, наилучшим показателем для охранника
является значение равное 8, так как высшие баллы — 9 и 10 — свидетельствуют о
нечувствительности к происходящим событиям, неспособности прогнозировать надвигающиеся
чрезвычайные ситуации, иными словами, такой человек — заложник своих «железных
нервов». Значит важно определить «нормы» отбора.
Таким образом, были систематизированы и отобраны
наиболее целесообразные методы анализа личности для того, чтобы принять мотивированное
решение о приеме претендента на работу.
ОТБОР
Рассмотрим процедуру отбора
кандидатов на вакантную должность. Каждый из указанных выше методов решает, конечно,
свою специфическую задачу, но все вместе они устремлены к получению единого результата
— иметь максимально достоверную и как можно более объемную информацию о готовности
кандидата к исполнению им своих профессиональных обязанностей. Изучение
анкетных данных претендента Нами был разработан формализованный бланк анкетирования
кандидата. Мы сами сформулировали необходимое количество и качество вопросов,
расставили их в такой последовательности, что отвечая на них даже самым кратким
образом, почти в режиме «да — нет», можно получить бесценный материал
и информацию о человеке. Изучение анкеты: какое время потребовалось на осмысление
вопросов, каким почерком она заполнена (бывают случаи, когда почерк сразу демаскирует
человека — качество ответов и мотивация решений указывают, что место кандидата
не в охранной структуре, а в начальной школе), наконец, количество ошибок, порой
в собственном имени, позволяют, зачастую, сразу принять принципиальное решение.
Итак, анкетирование это — первый этап проверки критериев: уверенность и
обоснованность выбора профессии частного охранника, социальная и человеческая
зрелость; это первый рубеж обороны охранного бизнеса от проникновения случайных
людей.
Собеседование
Еще раз укажу, что все тесты связаны друг с другом
единым замыслом, поэтому анкетирование — составная часть собеседования с охранником,
и наоборот. Собеседование дополняет и подтверждает те ощущения, впечатления,
которые рождаются после изучения анкеты. В процессе собеседования видно умение
охранника себя вести, излагать свои мысли, ощущение себя как личности — способен
ли ясно понимать свою ответственность перед выбором профессии и перед коллективом,
способен ли достойно отстаивать свои права. Оценка правовых знаний Под
термином «Правовые знания» мы понимаем всю совокупность документов и
требований, касающуюся регламентации деятельности частного охранного предприятия
и отдельного частного охранника. Тесты по основам правовых знаний призваны оценить
уровень знаний охранника, необходимых для выполнения им своих профессиональных
обязанностей, в том числе в экстремальных ситуациях, в ситуации применения им
физической силы, спецсредств или служебного оружия.
Психологическое тестирование
Позволю себе на вопросах использования психологического тестирование при
отборе кандидатов на вакантные должности, особенностях и достоинствах методик
остановиться немного подробнее. Наиболее широкое применение на сегодняшний день у нас нашли следующие психологические
методики:
- тест «ценностные ориентиры» по методу М.Рокича;
- тест К.Томаса — «стратегия поведения в конфликтной
ситуации»; - тест Г. Айзенка — определение темперамента личности;
- тест Р. Кеттелла — оценка личности на основе 16 базовых
черт.
Тест «Ценностные ориентиры» по методу М.РОКИЧА
Метод основан на определении ранга (рейтинга) определенного списка ценностей.
По Рокичу ценности делятся на два класса: первый класс — ценности-цели; второй
— ценности-средства. В нашем случае, испытуемому предлагаются отранжировать два
списка. Первый список — это профессионально важные качества частного охранника,
второй — личностные (обычные человеческие) ценности, которыми должен обладать
ЧО. Предварительно, на основании изучения ответов на эти же вопросы, так называемых
«лучших» и «худших» охранников предприятия, составляется эталонная
«линейка», с помощью которой можно «измерить» степень отклонения
кандидата от эталонного охранника. Это отклонение по первому списку указывает
насколько у нас различный взгляд на профессию частного охранника как таковую,
отклонение же по второму списку — подскажет, возможно ли вообще найти общий язык
общения или через какое время мы придем к общему пониманию профессии, скорость
коррекции понимания. Очевидно, что скорее всего нет такого претендента, который
бы смог дать ответы полностью совпадающие с эталоном. Поэтому эмпирически эталонная
шкала разбита на 4 сектора. Первый сектор отклонения — это охранник, который безусловно
подходит нашим требованиям, работа с ним будет длительной и продуктивной. Второй
сектор отклонения — частные охранники, которые, особенно на первых порах, требуют
дополнительной профессиональной подготовки, ясной и точной постановки задач. Но
их индивидуальные качества предполагают со временем надежные партнерские отношения.
Третий сектор — степень отклонения такова, что решение о приеме на работу может
быть продиктовано только существенным кадровым дефицитом. И четвертый, последний
фактор — ни при каких условиях ЭТОГО частного охранника нельзя принимать
на работу. Несомненным достоинством данного теста является то, что «эталонную
линейку» можно регулировать в зависимости от объема накопленного опыта руководством
персонала, границы секторов также не являются догмами.
Тест К.Томаса
— «Стратегия поведения в конфликтной ситуации»
Необходимо
признать, что профессия охранника предполагает постоянную готовность к наиболее
целесообразному разрешению множества вариантов конфликтных ситуаций. Современная
теория конфликтов предлагает не только признавать неизбежность конфликтов как
таковых, но и уметь управлять ими. Существуют следующие способы регулирования
конфликтов: соперничество, приспособление, компромисс, уклонение, и, наконец,
сотрудничество как единственно перспективное направление в разрешении конфликтов.
Благодаря данному тесту можно определить насколько человек склонен к конфронтации
или сотрудничеству, способен ли прогнозировать развитие конфликтной ситуации и
избегать ее, или, напротив, склонен обострять противоречия, умеет ли идти на компромисс,
имеет ли желание работать в коллективе. Благодаря этим знаниям можно наиболее
оптимально подобрать микроколлектив, чтобы исключить внутренние (служебные) противоречия.
А в случае участия охранников в одной совместной задаче — разрешения конфликтной
ситуации иметь возможность компенсировать недостатки друга и усилить достоинства.
Тест Г. Айзенка — определение темперамента личности
Данный
стандартный тест позволяет определить наиболее существенные факторы личности —
экстраверсию или интраверсию, а также невротизм.
Экстраверсия-интраверсия (Э) это широкий диапазон индивидуально психологического
состояния человека : общительный, склонный к риску, готовый к быстрым действиям,
вспыльчивый, склонный к агрессивному поведению, но в то же время беззаботный,
оптимистичный; замкнутый, склонный к углубленному самоанализу, склонный к размеренному
образу жизни, не переносящий острых ситуаций. Невротика (Н) — эмоциональное
состояние от устойчивого к неустойчивому. Устойчивые психологические состояния
личности формируют четыре классических (по Гиппократу) типа характера: сангвиник,
холерик, флегматик, меланхолик. Каждый из этих типов обладает своеобразным сочетанием
экстраверсии, интраверсии и невротизма. Тест Айзенка позволяет выявить индивидуально-психологическое
состояние личности по шкале невротизма и экстраверсии и установить «запретную
зону в координатах Э — Н» на использование охранника.
Тест
Р. Кеттелла — оценка личности на основе 16 базовых черт
Наиболее
распространенный тест для профессионального отбора персонала.
Прежде всего, благодаря применению этого теста, охранное предприятие имеет возможность
обезопасить себя от приема на работу лиц с серьезными, но в повседневной жизни
не явно выраженными психическими отклонениями : невротизм, истерия, психоз, паранойя.
Далее. В этом тесте также возможно «провести» границу «эталонного
охранника» и, следовательно, перспективно определить этапы работы (знать
достоинства и недостатки эмоционально-волевых качеств; общей и деловой активности,
коммуникативных способностей; интеллектуального резерва; этических и нравственных
запасов) с частным охранником и пути совершенства его профессиональных качеств.
Оценка физической формы
При оценки физической формы кандидата основной
упор делается на оценку следующих физических качеств: скоростно-силовая выносливость
и координация движений на фоне усталости. Уровень этих параметров должен быть
достаточным для полноценного участия охранника в тренировочном процессе по совершенствованию
навыков рукопашного боя. Также во время физического тестирования кандидата проверяется
уровень его морально-волевых качеств в спарринге.
Оценка умения владеть оружием
Основной целью этого испытания является получение информации об уровне огневой
подготовки кандидата для формирования тренировочной программы по ее совершенствованию
в случае принятия его на работу. По совокупности результатов показанных кандидатом
на всех этапах отбора делается вывод о целесообразности приема его на работу и
принимается решение по формированию программы его профессионального совершенствования.
ПОДГОТОВКА
Предыдущий раздел доклада был посвящен вопросам отбора кандидатов.
Теперь остановимся на системе профессиональной подготовки охранников.
Если ряд навыков охранник приобретает в процессе обучения и поддерживает
на должном уровне благодаря применению в процессе работы, то часть навыков необходимо
развивать и поддерживать на должном уровне с помощью занятий во внерабочее время.
При этом надо учитывать, что частная охрана достаточно многопланова — поэтому
и подготовка должна быть дифференцированной. Кроме того, попытка сделать из каждого
охранника супермена для охранного предприятия в целом оказывается совершенно нерентабельной.
Поэтому у нас существует базовый курс обучения, который проходит большая часть
сотрудников, и элитная группа, которую готовят для более сложных видов деятельности,
например, для личной охраны. Для обеспечения возможности занятий по физической
подготовке, рукопашному бою и стрельбе мы, проанализировав ситуацию со временем,
которое могут выделить для тренировок занятые на работе охранники, пришли к выводу,
что достаточно предоставить возможность занятий в спортзале и в тире по два раза
в неделю с опытными инструкторами.
Физическая подготовка
Основной идеологией
создания системы подготовки охранников по рукопашной и огневой подготовке была
идея о том, что небольшое время занятий необходимо посвятить выработке жизненно
необходимых для выполнения своей работы навыков, пусть и не в очень большом объеме,
но добросовестно. Во время выработки этих навыков мы отдавали отчет в том, что
любые спортивные занятия, даже по прикладным видам единоборств и стрельбы, оторваны
от реальных ситуаций в силу необходимости сохранения жизни и здоровья занимающегося
путем исключения травмоопасных и угрожающих жизни технических действий. При внесении
различных ограничений в процессе занятий возникает изменение рисунка боя по сравнению
с реальностью. Очень важно, чтобы внося ограничения такого рода не вырабатывать
у занимающихся вредных навыков, которые могут подвести его в реальной ситуации,
если он сработает на «автомате» так, как поступал на тренировке. Например,
боксер: в случае пропуска сильного удара ищет спасения в клинче, что в реальной
жизни может оказаться для него фатальным. Или самбист в партере, спасаясь от болевых
приемов, лежит на животе скрестив руки и ноги, открыв для «добивания»
позвоночник и затылок. Поэтому, создавая свою систему рукопашной подготовки, мы
старались минимизировать ограничения и правилами проведения спаррингов, стимулировать
охранников не допускать подобных опасных ошибок. Для выполнения своих обязанностей
охранник, в случае применения силы, должен уметь задержать и отконвоировать правонарушителя
( в том числе с использованием спец. средств), а в случае нападения на него, должен
быть готов к жесткой схватке. Поэтому на занятиях по рукопашному бою боевой раздел
т.е. обезоруживание, задержание и конвоирование проводится максимально реально,
чтобы вырабатывать навыки, не дающие шансов правонарушителю оказать сопротивление,
а спарринги проводятся достаточно жестко. Методика создания системы рукопашной
подготовки была такова. Проанализировав существующие виды различных единоборств
с учетом их происхождения, исторических корней, мы отказались от тех боевых искусств,
которые развивались с учетом выполнения ряда специфических задач, которые мало
применимы в современных условиях. Например, у истоков создания тхэйквондо стояла
задача борьбы пешего человека с всадником, путем выбивания его из седла ударом
ноги в прыжке. В результате, построенная система развивает в первую очередь высокие
удары ногами, в том числе, в прыжках, что мало применимо в работе частного охранника.
Нами в качестве базовой системы был выбран полицейский раздел джиу-джитсу в связи
с тем, что в этом виде человека учат вести бой в реальных условиях, используя
эффективную ударную технику, приемы борьбы, болевых и удушающих воздействий, а
также технику обезоруживания и использования спецсредств (наручники, резиновая
палка). Кроме того, мы пришли к выводу, что сделать из охранника мастера тех или
иных единоборств нереально. И времени у него для этого нет, и тренировать его
по общепринятым системам подготовки невозможно. Поэтому мы выбрали ограниченный
арсенал приемов из каждого раздела — несколько ударов руками, несколько ногами,
несколько борцовских приемов, небольшой объем приемов против вооруженного преступника.
Мы считаем, что, если натаскивать человека на небольшое количество приемов, то
это резко повышает его шансы в возможном поединке. Потому, что лучше знать несколько
приемов, но хорошо, чем много, но плохо. Кроме того, мы считаем, что охранник
должен быть готов не к спортивному поединку, а к жесткому противостоянию — потому
что в драке никто никаких правил соблюдать не будет, и бой никто не остановит.
И к этому надо быть психологически готовым. Мы практикуем довольно жесткие правила
в спарринг-боях: разрешен полный контакт руками и ногами, можно делать удушающие
и болевые приемы, бой идет с минимальным количеством остановок. То есть стараемся
максимально приблизить схватку к реальной жизни. Огневая подготовка Наши
тренировочные программы мы стараемся сделать максимально эффективными, прикладными,
исходя из возможного времени для занятий, существующих объемов материальных ресурсов,
выделенных на программу подготовки. Например, понятно, что существующие правила
спортивной стрельбы оторваны от жизни и никакого отношения к реальным огневым
контактам не имеют. Мы проанализировали статистику и выяснили, что большая часть
огневых контактов происходит на малых дистанциях и очень ограничено по времени.
Что должен уметь в этой ситуации охранник? Быстро извлечь оружие, приготовить
его к бою и поразить противника первым же выстрелом — при этом совсем не обязательно
попадать в десятку, которая, кстати, непонятно где у настоящего противника расположена.
Поэтому на тренировках мы учим быстро выхватывать оружие, смещаться с линии огня
и одним-двумя выстрелами попадать в силуэт противника. Кроме того, охранник должен
уметь стрелять из-за укрытия, ему необходим навык быстрого перезаряжания оружия,
умение стрелять обеими руками. В бою человек часто сбивается со счета и не знает,
сколько у него еще патронов в магазине. Может произойти и осечка. Поэтому на тренировках
мы снаряжаем магазины для служебного оружия по-разному, чтобы охранник не знал,
на каком выстреле у него кончатся патроны. То есть стараемся максимально приблизить
тренировку к реальной ситуации. Исходя из собственного опыта, а также во взаимодействии
с высококлассными инструкторами нами была разработана методика обучения и повышения
уровня подготовки охранников в огневой подготовке. Из соображения максимально
эффективного использования времени и средств, тренировочный процесс организован
следующим образом: большую часть времени занятия проводятся со спортивным оружием
(пистолет Марголина), большой объем работы проводится в «сухую», т.е.
без производства выстрела и лишь затем идет работа со служебным оружием. Значительная
часть занятий проводится при расстоянии до мишени 7 — 10 метров.
Правовая подготовка
Вопрос правовых знаний был, есть и будет одной из главных тем, которую непосредственно
контролирует руководство предприятия. Во все времена нашей деятельности мы не
подходили к этому вопросу формально. У нас установлена (на специально для этой
цели выделенном компьютере) и действует абсолютно собственная программа тестирования
правовых знаний. Теперь стало нормой, когда перед заступлением на суточную вахту
охранник сам стремится сеть перед компьютером и проверить или освежить свои знания.
В результате он получает ответ не только о количестве времени затраченном на вопросы,
но и в какой области знаний у него пробел, какой конкретно ответ ему не удался.
В программе используется эффект «генератора случайных чисел», и, таким
образом, исключается недостаток всех классических систем по принципу «угадайка»,
когда можно не знать суть вопросов, а лишь помнить где находятся правильные ответы.
У данной программы есть также режим «обучения», где не только констатируется
ошибка, но и указывается, каким должен правильный ответ. Этот второй режим программы
показывает хорошую результативность в период обучения вновь принятого работника.
Медицинская подготовка
Недавно мы стали проводить для наших сотрудников
занятия и по медицинской подготовке. Поскольку считаем, что охранник может оказаться
в ситуации, когда ему надо будет оказать кому-то первую помощь. Это может произойти
после неудачного нападения на объект или в результате какой-то боле мирной ситуации.
Что должен уметь охранник: наложить жгут и остановить кровотечение, сделать непрямой
массаж сердца и искусственное дыхание. При этом человек, оказывающий помощь, должен
знать, какие из доступных ему приемов нужно применять в первую очередь в конкретной
ситуации. Если перебита артерия — необходимо остановить кровотечение. Если человек
не дышит — искусственное дыхание. И так далее. Мы проводим эти занятия на базе
Военно-медицинской Академии на специальных манекенах, позволяющих имитировать
различные ситуации и способы оказания первой помощи.
ТЕСТИРОВАНИЕ
Для
оценки уровня подготовки наших сотрудников, мы ежеквартально проводим тесты —
по рукопашному бою, физической и огневой подготовке, по знанию правой базы, по
медицинской подготовке. По результатам этих тестов присваивается категория, которая
влияет на их заработок. То есть за одну и ту же работу более квалифицированный
человек получит больше, чем менее подготовленный. Потому что нам не безразлично,
что представляют собой наши охранники, и нам не хотелось бы портить свою репутацию.
Достаточно одного прокола, чтобы годами создаваемый имидж фирмы был разрушен.
Тест по физической подготовке и рукопашному бою
Тестирование проводится
в спортивном зале в один день. Тест включает в себя 3 упражнения, в которых проверяется
уровень скоростно-силовой выносливости и сохранения координации движения на фоне
усталости. Оценка ведется по количеству выполненных повторений с учетом ограничения
времени на выполнение упражнения. После сдачи теста по физической подготовке охранники
сдают тест по рукопашному бою. Первый этап теста — демонстрация приемов обезоруживания,
задержания и конвоирования в том числе с использованием спецсредств. Тест сдается
попарно. Следующий этап — 3-х минутный спарринг по жестким правилам с ударами
рук и ног в полный контакт ( в т.ч. в захвате по ногам и по корпусу), борьба с
использованием бросков, болевых и удушающих приемов. Экипировка — кимоно, накладки
на руках и ногах, бандаж, боксерский шлем. Досрочная остановка боя только в случае
нокдауна или победы одного из соперников. Как правило, спарринг проводится на
фоне усталости после сдачи зачета по физической подготовке, что предъявляет высокие
требования к морально-волевой подготовке охранника. Как правило, один экзаменатор
за одно занятие ( 2 часа ) успевает принять тест по физической подготовке и рукопашному
бою у 8 — 10 охранников.
Тест по огневой подготовке
Тест состоит из 3
упражнений составленных таким образом, что израсходовав 24 патрона охранник демонстрирует
владение основными навыками:
1. Интуитивной стрельбы;
2. Стрельбы с различной дистанции;
3. Стрельбы с перемещением;
4. Переноса огня во время стрельбы;
5. Перезаряжения оружия в неожиданный момент;
6. Стрельбы из-за укрытия;
7. Стрельбы с обеих рук.
За одно занятие продолжительностью 1,5 часа тесты сдают
10 — 15 человек.
Оценка правовых знаний и медицинской подготовки
Оценка
правовых знаний зависит от правильности ответов на 10 вопросов (всего вопросов
150), и от правильности предложенного алгоритма поведения в нештатной ситуации,
данных ему в качестве вводных. Оценивается не только правильность, но и время
принятия решения. Обычно на тестирование требуется около 20 минут. Тест по медицинской
подготовке включает в себя кроме демонстрации знаний правильного оказания первой
доврачебной помощи, также и сдачу зачетов по практическому проведению ряда процедур
(например, искусственное дыхание и непрямой массаж сердца с использованием специальных
учебных манекенов, наложение шины в случае перелома или жгута и бинтов в случае
кровотечения попарно друг другу). Опыт, который мы приобрели за это время может
быть творчески переработан и применен всеми заинтересованными в том организациями:
негосударственными образовательными учреждениями, руководителями охранных предприятий,
системой УЛРР ГУВД. 2000 г.