Первым этапом подготовки к проведению ТО является ознакомление ЧД с заданием клиента, его оценка и анализ. ЧД следует лично встретиться с клиентом для обсуждения ряда конк- ретных и практических вопросов относительно предстоящей операции. Уже с того момента следует позаботиться о конспирации и принятии необходимых мер безопасности. Встречу и, возможно, последующие контакты с клиентом следует производить в таких местах, которые гарантировали бы встречающихся от случайных нежелательных свиде- телей из числа сослуживцев, соседей, просто знакомых. В ходе первой встречи целесообразно обстоятельно обсудить следую- щие вопросы: Суть проблемы клиента и его задания. Анализ ситуации на объекте. Характеристика персонала, подозреваемые лица. Планирует ли клиент возбуждать дело в суде, если будут выявлены правонарушения. Целесообразный способ выполнения задания. Сроки операции. Состав участников. Способы внедрения и формы деятельности на объекте тайного агента. Материальные и финансовые расходы. Меры безопасности и конспирации. Отчетность. Связь с клиентом. Заключение контракта (договора). ЧД должен внимательно выслушать клиента, вникнуть и понять суть его проблемы, выяснить, с какой целью он прибегает к услугам частного сыска. Важно выяснить, какие правонарушения на объекте прежде всего ин- тересуют клиента: хищения, злоупотребления, настраивание коллек- тива против руководства, подбивание на противоправные действия, распространение и употребление наркотиков, пьянство, порча иму- щества и т.п. При этом следует избегать поспешных выводов и зак- лючений на основе предположений клиента. Расследование должно ос- новываться исключительно на проверенных фактах и доказательствах, а не на личных впечатлениях, симпатиях и антипатиях. Нередко кли- енты бывают не правы в своих оценках и подозрениях в отношении возможных виновных и причин преступлений. Целесообразно вместе с клиентом проанализировать общую и кадровую ситуацию на объекте, определить контингент подозреваемых лиц, ко- торых предстоит держать под особым контролем. Необходимо выяснить, намерен ли клиент добиваться возбуждения уголовного дела при выявлении правонарушителей и завершении расс- ледования или он собирается ограничиться принятием других, напри- мер, административных мер. В любом случае рекомендуется вести расследование и отчетность таким образом, чтобы материалы рассле- дования можно было бы представить в судебные инстанции. Однако это налагает особые дополнительные требования к оформлению отче- тов по работе, получению вещественных доказательств, выявлению свидетелей, осуществлению видеосъемки, звукозаписи, фотографиро- ванию и прочему документированию фактов, уличающих конкретных лиц в правонарушениях. Во время встречи с клиентом ЧД следует обсудить наиболее приемле- мые способы выполнения задания, с учетом конкретной обстановки на объекте и его специфики, ориентировочные сроки операции. Бывают, что клиенты не ограничивают ЧД во времени. Иногда для них главное - получить необходимую полезную информацию. Большинство же, руко- водствуясь деловыми, финансовыми или иными соображениями, уста- навливают конкретные сроки. Обязательно следует определиться в отношении финансовых аспектов ТО. Оговаривается перечень предполагаемых материальных и финансо- вых затрат на проведение операции, а также размер оплаты труда ее исполнителей. Совместно в клиентом обсуждается вопрос о способах внедрения тай- ного агента на объект и о формах прикрытия его деятельности. При это следует учесть несколько общих рекомендаций: Оформление тайного агента на работу в нужное учреждение должно максимально соответствовать установленному порядку и процедуре трудоустройства. Желательно оформлять кандидата вместе с другими лицами, претендующими на получение рабочего места. Таким образом от него отвлекается внимание. Если тайный агент (ТА) устраивается на работу один, нужно подготовить правдоподобное и убедительное объяснение относительно его трудоустройства. Должность, на кото- рую оформляется ТА, должна максимально обеспечивать широкий кон- такт со служащими объекта. ТА не должен привлекать к себе повы- шенное внимание или вызывать недовольство со стороны других сот- рудников. Круг людей, посвященных в суть и замысел ТО, следует максимально ограничить. Самое лучшее, если о проведении операции и личности ТА будет знать лишь один клиент. При необходимости в курс дела, и то частично, может посвящаться его доверенное лицо или сотрудник кадрового органа, который будет непосредственно оформлять ТА на работу. Если кадровый работник не вовлечен в ТО и не знает о внедрении ТА, то последний проходит всю процедуру тру- доустройства как "человек с улицы". В таком случае ТА должен очень тщательно подготовиться к первому собеседованию с непосвя- щенным в дело чиновником. От исхода беседы может зависеть, будет ли он принят на работу, а следовательно, и успех начального этапа всей операции. Несколько рекомендаций относительно поведения ТА в ходе собеседо- вания в кадровом органе: сохранять самообладание, выражать уверенность в своих силах и за- интересованность в получении этого места; отвечать только на пос- тавленные вопросы, по возможности, кратко и четко. Не следует со- общать больше, чем спрашивают, и лгать без необходимости; всем своим видом и поведением создать благоприятное впечатление и по- ложительный настрой кадровика в отношении приема на работу. Необ- ходимо обсудить с клиентом периодичность и форму отчетности ТА в отношении проделанной работы и ее результатов. Оговаривается ор- ганизация текущей и экстренной связи с клиентом. Даются рекомен- дации о необходимых мерах безопасности и конспирации. Завершается данный этап подготовительной работы подписанием конт- ракта (договора). В нем излагаются обязательства обеих сторон и принципиальные вопросы, по которым достигнута устная договорен- ность. После этого можно приступить к непосредственному планиро- ванию проведения операции.