Жизнь распорядилась так, что частные деловые структуры в условиях
формирования  рыночных  отношений оказались предоставленными сами
себе в вопросах обеспечения безопасности предпринимательской дея-
тельности.

Вот почему Закон "О частной детективной и охранной деятельности в
Российской Федерации" сразу после появления  в  марте  1992  года
привлек к себе пристальное внимание.

Бесспорно Закон  стал опорой в разработке единой концепции защиты
предпринимательских структур от противоправных  посягательств  со
стороны криминальных элементов.

Однако уже  к моменту его опубликования ряд частных учебных заве-
дений - центров,  курсов, школ готовил кадры для выполнения задач
по  защите интересов предпринимательства.  На свой страх и риск с
учебными программами,  чаще всего заимствованными из  милицейских
школ,  эти негосударственные учебные заведения взялись за сложное
дело подготовки кадров для служб безопасности частного бизнеса.

Фактически к моменту выхода в свет Закона учебные заведения  ука-
занного профиля готовили три основные категории выпускников:  ох-
ранников,  телохранителей и сотрудников непосредственно служб бе-
зопасности.  И как бы не именовались эти работники в Законе, тре-
бования рынка подсказали спрос именно на эти категории профессио-
налов, на эти три специальности.

Статья 15  указанного  Закона регламентирует создание негосударс-
твенных образовательных учреждений и разработку для них программ.
И  видимо,  не случайно эта статья оказалась в разделе IV Закона,
который озаглавлен "Смешанные формы детективной и  охранной  дея-
тельности".

Именно из  потребностей  деловых структур-заказчиков в подготовке
кадров для защиты коммерческой,  научно-технической и  производс-
твенной деятельности складывались "стихийные" учебные программы.

На заре появления школ (курсов, центров) по подготовке специалис-
тов в области безопасности бизнеса  решались  следующие  основные
задачи: обучение основам организации и методам работы служб безо-
пасности на предприятиях с различной деловой ориентацией  и  осо-
бенностями  охранной деятельности по защите объектов (территорий,
зданий, помещений, складов, грузов, транспортных средств, матери-
альных  ценностей и лиц).  И сразу же остро встала проблема:  как
привить слушателям желание выбрать в качестве основной  профессию
"сотрудник  службы безопасности" с профилированием ее по трем ос-
новным специальностям.

За год функционирования  школы  безопасности  предпринимательской
деятельности география направляемых на учебу слушателей охватыва-
ет более полусотни городов,  в первую очередь крупных,  от Влади-
востока до Риги и от Мурманска до Владикавказа.  Слушатели прибы-
вают из производственных структур (нефтедобывающих и  перерабаты-
вающих химических,  металлургических,  горнодобывающих и угольных
предприятий,  индустрии ширпотреба и продовольственных  предприя-
тий), коммерческих банков и страховых обществ, из МНТК, НИИ, тор-
говых домов,  спортивных,  строительных и информационных и, нако-
нец, из частных охранных бюро.

Различен диапазон должностей: от коммерческого директора, которо-
му поручено создать и возглавить службу безопасности, до частного
охранника. Причем процент слушателей с опытом работы в правоохра-
нительных органах весьма мал. Образование их в основном среднее и
среднее специальное. Но слушатели, претендующие на роль руководи-
телей и сотрудников службы безопасности,  как  правило,  обладали
базовой подготовкой в учебных заведениях правоохранительных орга-
нов, органов госбезопасности или спецназовской.

Основной возраст слушателей колеблется в пределах 25-35  лет,  по
категории охранной деятельности - ниже.  Слушатели идут в Школу с
надеждой приобрести надежную профессию. Понимая их озабоченность,
наша Школа поставила перед собой двуединую задачу - обучения про-
фессиональным знаниям и умениям и воспитания чувства удовлетворе-
ния  от  работы  по  этой профессии и желания посвятить ей жизнь.
Достаточно сказать, что каждый второй выпускник Школы поддержива-
ет  с  нами деловые отношения и с видимым нетерпением ожидает мо-
мента,  когда в Школе начнут работать курсы по  переподготовке  и
повышению  квалификации.  Именно от таких наших бывших слушателей
мы узнаем,  какие вопросы профессиональной деятельности их беспо-
коят  больше  всего и как сотрудников службы безопасности,  и как
охранников, и как выполняющих функции телохранителей.

Опыт работы Школы со  слушателями,  разными  по  образовательному
уровню,  прошлым  профессиям,  возрасту и жизненным устремлениям,
подсказал основные вехи при разработке учебной программы по  нап-
равлениям, разделам и темам. Школа исходила из того, что до появ-
ления официально зарегистрированных полноценных негосударственных
учебных  заведений с хорошо скоординированной программой обучения
сотрудников для смешанной охранно-сыскной деятельности,  то  есть
для служб безопасности предприятий, существует насущная необходи-
мость заполнения своеобразной "ниши" по целевой  подготовке  кад-
ров.  Деловой мир не может ждать, пока школы (курсы, центры) раз-
вернут учебную работу в полном объеме и  на  законных  основаниях
начнут учебную работу с учетом их деловых интересов.

Например, одно  из  нефтехимических  предприятий  в  Сибири имеет
службу безопасности ("де-факто") почти из ста человек: 13 сотруд-
ников в службе безопасности ("штабистов"), 80 - в четырех группах
охраны при длине периметра территории комбината в 9 километров. В
других местах кто-то вынужден с достаточной степенью профессиона-
лизма противостоять хищениям продукции и  интеллектуальной  собс-
твенности, потери от которых сегодня носят обвальный характер. Но
кто именно способен этим заниматься? И не завтра, а немедленно?

Ориентируясь на разнообразные деловые структуры, Школа ищет опти-
мальные,  как правило, компромиссные решения в связке: предприни-
матель-заказчик,  учебная программа, Закон. В частности, в рамках
статей 1, 11 - 12, 13 - 15.

Способствуя созданию атмосферы увлеченности и преданности профес-
сии сотрудника службы безопасности в широком смысле  слова,  сот-
рудники и преподаватели Школы усиленно внушают слушателям необхо-
димость уважительного отношения к  подобному  роду  деятельности.
Лейтмотивом  при  этом  избран  факт высокого престижа людей этой
профессии во всем мире,  независимо от конкретной  специализации.
Значимость служб безопасности для деловых структур породила высо-
кую ответственность во взаимоотношениях представителей этой служ-
бы и работодателей.

Подчеркивается, что сегодняшний охранник или телохранитель завтра
в связи с возрастным цензом станет сотрудником сыскных  подразде-
лений службы безопасности.  Естественно, что после дополнительной
профессиональной подготовки.

Характерно, что идея поэтапного вхождения в профессию  в  зависи-
мости от возраста,  наклонностей и специальной подготовки находит
живой отклик среди слушателей, особенно молодежи. Делая ставку на
молодых слушателей,  которые в сегодняшних сложных условиях рынка
ищут свое место в деловом мире,  Школа ориентирует преподавателей
на всемерную пропаганду этой идеи.  И кому,  как не сотрудникам с
длительным стажем работы в органах госбезопасности и правоохрани-
тельных органах,  занять подобную позицию в отношении молодых лю-
дей - слушателей Школы.

Сегодня учебная программа школы безопасности  предпринимательской
деятельности рассчитана на частных охранников. Она предусматрива-
ет обучение в течение шести недель и составлена  на  основе  трех
направлений:  общая подготовка, специальная профессиональная под-
готовка и общая профессиональная подготовка (300 часов, 20 разде-
лов, 100 тем).

Специализация осуществляется  за счет организации занятий по про-
фессиональным интересам слушателей,  разбиваемых на потоки.  Так,
охранники получают знания и практические навыки в области средств
и методов работы по специфике внешней и внутренней защиты  объек-
тов,  а  сотрудники  личной охраны - еще и специальную физическую
подготовку по профилю своих основных функциональных обязанностей.

Все категории слушателей проходят курс лекций по общим  проблемам
безопасности  предпринимательской деятельности в условиях станов-
ления рыночных отношений.

Общая подготовка частного охранника включает правовые основы  его
деятельности  и  минимум  криминалистической  подготовки в рамках
функциональных обязанностей частного охранника.  А  также  раздел
медицинской подготовки.

Специальная профессиональная  подготовка предусматривает изучение
физической охраны объектов, включая ряд по действиям в чрезвычай-
ных ситуациях.  Курс технической защиты объекта имеет целью в те-
чение двух десятков часов помочь слушателям разобраться в пробле-
ме  и получить отдельные навыки в применении охранником техничес-
ких средств защиты,  средств связи и спецтехники  для  выполнения
охранных функций.  Нам видится, что физическую подготовку следует
подразделить на занятия общего характера (с учетом  возрастных  и
индивидуальных особенностей), специального - применительно к дея-
тельности охранника и,  как альтернатива  специальной  физической
подготовке, подготовка сотрудников личной охраны, набор в которую
ведут с учетом спецподготовки в  особых  подразделениях  армии  и
внутренних войск.

Завершает специальную  профессиональную  подготовку курс "Огневая
подготовка",  который включает в себя обучение  правовым  основам
применения огнестрельного оружия,  методам активной защиты и при-
менению специальных средств.

Камнем преткновения при утверждении этой новой рабочей  программы
может  стать  третье  направление подготовки частного охранника -
"Общая профессиональная подготовка".  Этот краткий курс рассчитан
часов  на сорок и имеет целью сориентировать частного охранника в
общих вопросах деятельности подразделений деловых структур, заня-
тых обеспечением безопасности.

Курс предусматривает  введение в проблемы деятельности службы бе-
зопасности объекта,  вопросы охраны коммерческой тайны и психоло-
гическую  подготовку.  Все разделы имеют тенденцию увязки функций
частного охранника с общими задачами службы безопасности.

И действительно, специально подготовленный по вопросам службы бе-
зопасности  объекта охранник,  несомненно,  профессионально более
надежен в исполнении своих обязанностей.  Он будет  ощущать  себя
частицей  общего сложного процесса обеспечения безопасности охра-
няемого объекта. И неизбежно станет задумываться над перспективой
профессионального роста в рамках этой службы.

Оптимальным набором  тем  по  общим проблемам службы безопасности
могли бы стать проблемы защиты предприятия в целом,  место службы
безопасности  в  системе деловых структур и основы управления ею,
работа службы с персоналом,  партнерами и клиентами, противодейс-
твие конкурентам и криминальным элементам. Эффективность деятель-
ности частного охранника станет выше, если он будет сориентирован
на сознательное поддержание режима конфиденциальности и на оказа-
ние действенной помощи в ее защите.

Думается, что просветив охранника относительно его функций по ох-
ране коммерческой тайны,  деловая структура в целом сможет приоб-
рести сознательного союзника по выявлению  и  противодействию  ее
нарушителям.

В этой  связи  охраннику  следует шире представлять себе сущность
режима конфиденциальности в деловых структурах, например, при за-
щите  информационной техники или при обеспечении безопасности ра-
боты каналов связи от перехватов.

Исходя из вышесказанного, Школа считает, что такие занятия по об-
щей  профессиональной  подготовке  помогут  многим  слушателям не
только более осмысленно нести охранную службу, но и утвердиться в
намерении  сделать профессиональную карьеру в службах безопаснос-
ти.

И наконец,  о психологической  подготовке.  Сейчас  ни  одно  ма-
ло-мальски  уважающее  предприятие  (будь  то государственное или
частное) не обходится без учета возможностей психологии в интере-
сах дела.  Особенно это проявляется в условиях коллективной рабо-
ты,  в деловом общении с партнерами и клиентами.  Психологическая
подготовка  уже  давно  переросла рамки только специализированных
учебных заведений и имеет право стать самостоятельным разделом  в
учебных программах школ нашего типа.

В какой бы жизненной ситуацией не оказался охранник с такой широ-
копрофильной подготовкой в вопросах права и медицины,  психологии
и  соблюдения конфиденциальности,  он сможет применить полученные
знания и навыки в интересах дела.

С появлением первых школ по подготовке кадров для  охранной  дея-
тельности  обозначилась тенденция скрывать свои учебные программы
друг от друга.  Дело дошло до того, что одна из школ застраховала
свою учебную программу на сумму с шестью нулями. Однако со време-
нем стало ясно, что программы различных частных учебных заведений
в  основном  имеют одинаковое содержание.  И это логично - заказ-
чик-то у нас один, один и источник подобных программ - МВД и дру-
гие органы.

Сегодня соответствующие  подразделения Министерства образования и
МВД РФ ведут интенсивную работу  по  созданию  типовой  программы
обучения частного охранника, а в дальнейшем - детектива.

Но трудно  не согласиться с тем,  что учебная программа сильна не
только своим содержанием.  Ее душу составляет методика  обучения,
привносимая преподавательским составом. Наша Школа отвергает идею
конкурентной борьбы за счет скрытности действий в процессе обуче-
ния.

Сделав ставку на подбор лучших преподавателей по всем дисциплинам
с оптимальным дифференцированием предметов,  Школа привлекла  для
работы со слушателями,  в том числе и по профилирующим предметам,
преподавательские кадры из высших учебных заведений. Золотой фонд
Школы  составляют препоадаватели-практики и практические работни-
ки.  Среди них - доктора наук,  высококлассные специалисты, в том
числе и уникальные,  тяготеющие к преподавательской деятельности,
или уже сказавшие свое слово в специальных изданиях, естественно,
применительно  к проблемам подготовки охранных кадров.  Многие из
них владеют эффективными методическими приемами и средствами наг-
лядности обучения.

Рынок охранников  столько велик,  что работы по подготовке кадров
хватит не на один десяток школ нашего профиля.  Сегодня нужно ис-
кать  возможности по объединению усилий в области методики препо-
давания с опорой на серьезные учебные пособия, эффективные техни-
ческие и другие средства наглядности в учебном процессе.
 

Оставит комментарий