Жизнь распорядилась так, что частные деловые структуры в условиях формирования рыночных отношений оказались предоставленными сами себе в вопросах обеспечения безопасности предпринимательской дея- тельности. Вот почему Закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" сразу после появления в марте 1992 года привлек к себе пристальное внимание. Бесспорно Закон стал опорой в разработке единой концепции защиты предпринимательских структур от противоправных посягательств со стороны криминальных элементов. Однако уже к моменту его опубликования ряд частных учебных заве- дений - центров, курсов, школ готовил кадры для выполнения задач по защите интересов предпринимательства. На свой страх и риск с учебными программами, чаще всего заимствованными из милицейских школ, эти негосударственные учебные заведения взялись за сложное дело подготовки кадров для служб безопасности частного бизнеса. Фактически к моменту выхода в свет Закона учебные заведения ука- занного профиля готовили три основные категории выпускников: ох- ранников, телохранителей и сотрудников непосредственно служб бе- зопасности. И как бы не именовались эти работники в Законе, тре- бования рынка подсказали спрос именно на эти категории профессио- налов, на эти три специальности. Статья 15 указанного Закона регламентирует создание негосударс- твенных образовательных учреждений и разработку для них программ. И видимо, не случайно эта статья оказалась в разделе IV Закона, который озаглавлен "Смешанные формы детективной и охранной дея- тельности". Именно из потребностей деловых структур-заказчиков в подготовке кадров для защиты коммерческой, научно-технической и производс- твенной деятельности складывались "стихийные" учебные программы. На заре появления школ (курсов, центров) по подготовке специалис- тов в области безопасности бизнеса решались следующие основные задачи: обучение основам организации и методам работы служб безо- пасности на предприятиях с различной деловой ориентацией и осо- бенностями охранной деятельности по защите объектов (территорий, зданий, помещений, складов, грузов, транспортных средств, матери- альных ценностей и лиц). И сразу же остро встала проблема: как привить слушателям желание выбрать в качестве основной профессию "сотрудник службы безопасности" с профилированием ее по трем ос- новным специальностям. За год функционирования школы безопасности предпринимательской деятельности география направляемых на учебу слушателей охватыва- ет более полусотни городов, в первую очередь крупных, от Влади- востока до Риги и от Мурманска до Владикавказа. Слушатели прибы- вают из производственных структур (нефтедобывающих и перерабаты- вающих химических, металлургических, горнодобывающих и угольных предприятий, индустрии ширпотреба и продовольственных предприя- тий), коммерческих банков и страховых обществ, из МНТК, НИИ, тор- говых домов, спортивных, строительных и информационных и, нако- нец, из частных охранных бюро. Различен диапазон должностей: от коммерческого директора, которо- му поручено создать и возглавить службу безопасности, до частного охранника. Причем процент слушателей с опытом работы в правоохра- нительных органах весьма мал. Образование их в основном среднее и среднее специальное. Но слушатели, претендующие на роль руководи- телей и сотрудников службы безопасности, как правило, обладали базовой подготовкой в учебных заведениях правоохранительных орга- нов, органов госбезопасности или спецназовской. Основной возраст слушателей колеблется в пределах 25-35 лет, по категории охранной деятельности - ниже. Слушатели идут в Школу с надеждой приобрести надежную профессию. Понимая их озабоченность, наша Школа поставила перед собой двуединую задачу - обучения про- фессиональным знаниям и умениям и воспитания чувства удовлетворе- ния от работы по этой профессии и желания посвятить ей жизнь. Достаточно сказать, что каждый второй выпускник Школы поддержива- ет с нами деловые отношения и с видимым нетерпением ожидает мо- мента, когда в Школе начнут работать курсы по переподготовке и повышению квалификации. Именно от таких наших бывших слушателей мы узнаем, какие вопросы профессиональной деятельности их беспо- коят больше всего и как сотрудников службы безопасности, и как охранников, и как выполняющих функции телохранителей. Опыт работы Школы со слушателями, разными по образовательному уровню, прошлым профессиям, возрасту и жизненным устремлениям, подсказал основные вехи при разработке учебной программы по нап- равлениям, разделам и темам. Школа исходила из того, что до появ- ления официально зарегистрированных полноценных негосударственных учебных заведений с хорошо скоординированной программой обучения сотрудников для смешанной охранно-сыскной деятельности, то есть для служб безопасности предприятий, существует насущная необходи- мость заполнения своеобразной "ниши" по целевой подготовке кад- ров. Деловой мир не может ждать, пока школы (курсы, центры) раз- вернут учебную работу в полном объеме и на законных основаниях начнут учебную работу с учетом их деловых интересов. Например, одно из нефтехимических предприятий в Сибири имеет службу безопасности ("де-факто") почти из ста человек: 13 сотруд- ников в службе безопасности ("штабистов"), 80 - в четырех группах охраны при длине периметра территории комбината в 9 километров. В других местах кто-то вынужден с достаточной степенью профессиона- лизма противостоять хищениям продукции и интеллектуальной собс- твенности, потери от которых сегодня носят обвальный характер. Но кто именно способен этим заниматься? И не завтра, а немедленно? Ориентируясь на разнообразные деловые структуры, Школа ищет опти- мальные, как правило, компромиссные решения в связке: предприни- матель-заказчик, учебная программа, Закон. В частности, в рамках статей 1, 11 - 12, 13 - 15. Способствуя созданию атмосферы увлеченности и преданности профес- сии сотрудника службы безопасности в широком смысле слова, сот- рудники и преподаватели Школы усиленно внушают слушателям необхо- димость уважительного отношения к подобному роду деятельности. Лейтмотивом при этом избран факт высокого престижа людей этой профессии во всем мире, независимо от конкретной специализации. Значимость служб безопасности для деловых структур породила высо- кую ответственность во взаимоотношениях представителей этой служ- бы и работодателей. Подчеркивается, что сегодняшний охранник или телохранитель завтра в связи с возрастным цензом станет сотрудником сыскных подразде- лений службы безопасности. Естественно, что после дополнительной профессиональной подготовки. Характерно, что идея поэтапного вхождения в профессию в зависи- мости от возраста, наклонностей и специальной подготовки находит живой отклик среди слушателей, особенно молодежи. Делая ставку на молодых слушателей, которые в сегодняшних сложных условиях рынка ищут свое место в деловом мире, Школа ориентирует преподавателей на всемерную пропаганду этой идеи. И кому, как не сотрудникам с длительным стажем работы в органах госбезопасности и правоохрани- тельных органах, занять подобную позицию в отношении молодых лю- дей - слушателей Школы. Сегодня учебная программа школы безопасности предпринимательской деятельности рассчитана на частных охранников. Она предусматрива- ет обучение в течение шести недель и составлена на основе трех направлений: общая подготовка, специальная профессиональная под- готовка и общая профессиональная подготовка (300 часов, 20 разде- лов, 100 тем). Специализация осуществляется за счет организации занятий по про- фессиональным интересам слушателей, разбиваемых на потоки. Так, охранники получают знания и практические навыки в области средств и методов работы по специфике внешней и внутренней защиты объек- тов, а сотрудники личной охраны - еще и специальную физическую подготовку по профилю своих основных функциональных обязанностей. Все категории слушателей проходят курс лекций по общим проблемам безопасности предпринимательской деятельности в условиях станов- ления рыночных отношений. Общая подготовка частного охранника включает правовые основы его деятельности и минимум криминалистической подготовки в рамках функциональных обязанностей частного охранника. А также раздел медицинской подготовки. Специальная профессиональная подготовка предусматривает изучение физической охраны объектов, включая ряд по действиям в чрезвычай- ных ситуациях. Курс технической защиты объекта имеет целью в те- чение двух десятков часов помочь слушателям разобраться в пробле- ме и получить отдельные навыки в применении охранником техничес- ких средств защиты, средств связи и спецтехники для выполнения охранных функций. Нам видится, что физическую подготовку следует подразделить на занятия общего характера (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей), специального - применительно к дея- тельности охранника и, как альтернатива специальной физической подготовке, подготовка сотрудников личной охраны, набор в которую ведут с учетом спецподготовки в особых подразделениях армии и внутренних войск. Завершает специальную профессиональную подготовку курс "Огневая подготовка", который включает в себя обучение правовым основам применения огнестрельного оружия, методам активной защиты и при- менению специальных средств. Камнем преткновения при утверждении этой новой рабочей программы может стать третье направление подготовки частного охранника - "Общая профессиональная подготовка". Этот краткий курс рассчитан часов на сорок и имеет целью сориентировать частного охранника в общих вопросах деятельности подразделений деловых структур, заня- тых обеспечением безопасности. Курс предусматривает введение в проблемы деятельности службы бе- зопасности объекта, вопросы охраны коммерческой тайны и психоло- гическую подготовку. Все разделы имеют тенденцию увязки функций частного охранника с общими задачами службы безопасности. И действительно, специально подготовленный по вопросам службы бе- зопасности объекта охранник, несомненно, профессионально более надежен в исполнении своих обязанностей. Он будет ощущать себя частицей общего сложного процесса обеспечения безопасности охра- няемого объекта. И неизбежно станет задумываться над перспективой профессионального роста в рамках этой службы. Оптимальным набором тем по общим проблемам службы безопасности могли бы стать проблемы защиты предприятия в целом, место службы безопасности в системе деловых структур и основы управления ею, работа службы с персоналом, партнерами и клиентами, противодейс- твие конкурентам и криминальным элементам. Эффективность деятель- ности частного охранника станет выше, если он будет сориентирован на сознательное поддержание режима конфиденциальности и на оказа- ние действенной помощи в ее защите. Думается, что просветив охранника относительно его функций по ох- ране коммерческой тайны, деловая структура в целом сможет приоб- рести сознательного союзника по выявлению и противодействию ее нарушителям. В этой связи охраннику следует шире представлять себе сущность режима конфиденциальности в деловых структурах, например, при за- щите информационной техники или при обеспечении безопасности ра- боты каналов связи от перехватов. Исходя из вышесказанного, Школа считает, что такие занятия по об- щей профессиональной подготовке помогут многим слушателям не только более осмысленно нести охранную службу, но и утвердиться в намерении сделать профессиональную карьеру в службах безопаснос- ти. И наконец, о психологической подготовке. Сейчас ни одно ма- ло-мальски уважающее предприятие (будь то государственное или частное) не обходится без учета возможностей психологии в интере- сах дела. Особенно это проявляется в условиях коллективной рабо- ты, в деловом общении с партнерами и клиентами. Психологическая подготовка уже давно переросла рамки только специализированных учебных заведений и имеет право стать самостоятельным разделом в учебных программах школ нашего типа. В какой бы жизненной ситуацией не оказался охранник с такой широ- копрофильной подготовкой в вопросах права и медицины, психологии и соблюдения конфиденциальности, он сможет применить полученные знания и навыки в интересах дела. С появлением первых школ по подготовке кадров для охранной дея- тельности обозначилась тенденция скрывать свои учебные программы друг от друга. Дело дошло до того, что одна из школ застраховала свою учебную программу на сумму с шестью нулями. Однако со време- нем стало ясно, что программы различных частных учебных заведений в основном имеют одинаковое содержание. И это логично - заказ- чик-то у нас один, один и источник подобных программ - МВД и дру- гие органы. Сегодня соответствующие подразделения Министерства образования и МВД РФ ведут интенсивную работу по созданию типовой программы обучения частного охранника, а в дальнейшем - детектива. Но трудно не согласиться с тем, что учебная программа сильна не только своим содержанием. Ее душу составляет методика обучения, привносимая преподавательским составом. Наша Школа отвергает идею конкурентной борьбы за счет скрытности действий в процессе обуче- ния. Сделав ставку на подбор лучших преподавателей по всем дисциплинам с оптимальным дифференцированием предметов, Школа привлекла для работы со слушателями, в том числе и по профилирующим предметам, преподавательские кадры из высших учебных заведений. Золотой фонд Школы составляют препоадаватели-практики и практические работни- ки. Среди них - доктора наук, высококлассные специалисты, в том числе и уникальные, тяготеющие к преподавательской деятельности, или уже сказавшие свое слово в специальных изданиях, естественно, применительно к проблемам подготовки охранных кадров. Многие из них владеют эффективными методическими приемами и средствами наг- лядности обучения. Рынок охранников столько велик, что работы по подготовке кадров хватит не на один десяток школ нашего профиля. Сегодня нужно ис- кать возможности по объединению усилий в области методики препо- давания с опорой на серьезные учебные пособия, эффективные техни- ческие и другие средства наглядности в учебном процессе.