Раньше у машин была одна система безопасности – сам водитель. Потом появились усилитель руля, подушки безопасности… А сегодня систем столько, что только успевай запоминать! Какую из огромного количества выбрать?
SRS, они же AIRBAG, они же «подушки безопасности». Вещь «одноразовая», если однажды SRS сработала, то придётся устанавливать новую. Делать это можно только на сервисной станции. Но если не пристёгиваться ремнями безопасности, то выстрелившие подушки при аварии могут нанести увечье.
ABS, она же антиблокировочная система. Защищает от блокировки колес при торможении и тем самым сохраняет управляемость авто. Датчики, установленные на каждом колесе, при блокировке посылают сигнал в электронный блок и колесо, которое заблокировало, снова обретает сцепление с дорогой. Система устанавливается только штатно, на заводе (если предлагают поставить на техсервисе – не покупайтесь на «развод»!). В последнее время ABS становится такой же обязательной базовой опцией, что и, например, усилитель руля.
ESP — электронная программа стабилизации. Предупреждает занос и стабилизирует ход машины: когда начинается занос, ESP, ориентируясь на скорость автомобиля и угол поворота руля, сбрасывает оборот двигателя и «заправляет» автомобиль в поворот.
DTC — система динамической регулировки тяги. Позволяет более уверенно двигаться по рыхлой поверхности, например, снегу или гравию. Когда система обнаруживает пробуксовку одного или нескольких колес, она автоматически перераспределяет крутящий момент таким образом, чтобы восстановить сцепление всех шин с поверхностью.
DAC — система помощи при спуске со склона. Позволяет безопасно и без потери управляемости спуститься по крутому и скользкому склону без помощи водителя.
EBA — электронная система контроля торможения. В народе ее называют «тормоза для тормозов». В случае необходимости экстренного торможения ЕВА повышает давление в тормозной магистрали, делая это во много раз быстрее человека.
ISOFIX — система крепления детских кресел. По статистике, более половины погибших в ДТП детей можно было бы пасти, если они сидели в детском кресле, а кресло было правильно пристёгнуто. Нельзя устанавливать детское кресло на переднем сиденье, если в машине нет кнопки отключения SRS (сработавшая подушка силой удара может убить малыша).
Телескопическая рулевая колонка. Защищает водителя от удара в грудь: при аварии колонка сдвигается и укорачивается на несколько сантиметров.
Ремни безопасности. До сих пор считаются одним из лучших средств защиты. Современные системы ремней имеют автоматические преднатяжители, которые еще больше повышают защиту человека. К сожалению, исследования говорят, что более 50% водителей в возрасте до 25 лет не используют ремни безопасности регулярно. А между тем они снижают риск смертельного исхода на 45-60% в зависимости от типа автомобиля и ДТП.
Подголовники. Со своей ролью справляются, только если установлены правильно: точно на линии центра головы и не далее 7 см от задней ее части. Меняя положение кресла, не забывайте менять и положение подголовника. Некоторые современные модели — так называемые «активные подголовники» — при ДТП сами придвигаются к голове водителя или пассажира.
Безопасная аккумуляторная клемма. В случае столкновения отстреливает плюсовой кабель от аккумулятора и таким образом предотвращает возникновение пожара.