Александр Макарычев, директор департамента экономической безопасности Торгово-промышленной палаты РФ

— Насколько масштабна деятельность но захвату бизнеса?

— С весны прошлого года проблемой вплотную занялся консультационный пункт ТПП РФ по вопросам безопасности предпринимательской деятельности. Но сама проблема появилась примерно в 1996 году. Вначале банкротили крупные универмаги, затем объектами недобросовестных поглощений стали малые и средние предприятия, преимущественно в Москве, располагавшие помещениями в центре города.

— Что означает недобросовестное поглощение?

— Есть недружественный захват, идущий с использованием пробелов в законодательстве, и есть недобросовестный (враждебный) захват с участием коррумпированных представителей власти. По оценкам экспертов, в 2002 году в России было совершено 1870 поглощений, из них 76% — враждебными методами, включавшими скупку акций с использованием шантажа, угроз или подкупа, противоправного использования доступа к реестру акционеров. В Москве ежегодно поглощается около 300 предприятий.

— В чем причина такого размаха?

— Деньги. Затратив $500 тыс. на юридические услуги и подкуп должностных лиц, судей, судебных приставов, можно получить объект стоимостью $5 млн. В среднем затраты на враждебное поглощение равны годовой выручке поглощаемого, что в десятки раз ниже его реальной стоимости.

— Каков коррупционный механизм?

— Вот история одного объекта неподалеку от Кремля. Жительница города Абакана (Хакасия) обратилась в местный народный суд. В иске она указала, что устроилась на фабрику, но новый гендиректор ее к работе не допустил. Истица просила отстранить этого гендиректора от должности, а ей возместить ущерб в сумме 2, 5 тыс. рублей. И судья вынесла определение об обеспечении иска, имущество организации, оцениваемое в $5 млн, было арестовано, приставы и местный участковый всех выгнали. Незаконное определение суда, конечно, удалось отменить, но прошло несколько месяцев, за которые объект успели перепродать добросовестному приобретателю. Сейчас добились того, что судья, нарушившая закон, лишена полномочий. Ведется проверка деятельности судебных приставов.

— В декабре 2003 года вы обращались в Генпрокуратуру с просьбой проверить деятельность ряда компаний, охотившихся на московскую недвижимость. Есть ли ответ?

— Да, возбужден целый ряд уголовных дел по фактам вымогательства, мошенничества, самоуправства, злоупотребления полномочиями, фальсификации доказательств. За вымогательство в целях получения имущества в особо крупном размере закон предусматривает до 15 лет лишения свободы.

— Подробности можете раскрыть?

— Анекдотический случай произошел в Центральном федеральном округе. Там пытались изъять реестр акционеров, подделав бланк Генпрокуратуры и подпись зам-генпрокурора. Я знаю это должностное лицо и его подпись, и когда к нам пришло обращение с приложением документов, подделка стала очевидной. Прокуратура возбудила уголовное дело по покушению на мошенничество и использование заведомо подложного документа.

 

Оставит комментарий