Ведя речь о наркомании, как глобальном социальном зле современности, к сожалению, зачастую забывают о таком явлении, которое весьма распространено в среде наркоманов — рабстве. Под рабством, как оно определено в Конвенции 1926 года о рабстве, понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все правомочия, присущие праву собственности, а под рабом понимается лицо, находящееся в таком состоянии или положении.
Наркоманы, опустившиеся на самое дно жизни, променявшие порядочность, целеустремленность, дружбу, любовь, на суррогат счастья, не имеющие иных средств к существованию кроме как через регулярное совершение противоправных деяний, готовы за обладание очередной дозой зелья идти в услужение к своему поставщику на любых условиях.
Раб-наркоман самый выгодный объект для реализации криминальной эксплуатации человека. Его не нужно принуждать, запугивать, отбирать документы, контролировать. Как пояснил эксперт из УБНОН по Омской области, наркоторговцы за предоставление очередной дозы предлагают своим рабам торговать наркотиками, совершать кражи, грабежи, разбои, заниматься проституцией, сбытом краденного, содержать притоны и т.д., а те идут на все не задумываясь. При этом никто из них и не думает куда-либо сбежать, поскольку не лишение прав человека, а лишение дозы является самым страшным наказанием для наркомана.
По некоторым оценкам, в России сейчас более двух миллионов человек употребляет наркотические вещества, и значительную часть из них составляют женщины и несовершеннолетние, и это, по мнению Председателя Комитета Государственной Думы по безопасности Илюхина В.И., несомненно, является питательной средой для распространения проституции, наркобизнеса, торговли женщинами и детьми, их вывоза для эксплуатации за рубеж.
Так, чтобы вынудить девушку заниматься проституцией её «садят на иглу», после чего она становится послушной рабыней для сексуальной эксплуатации. Имеет место и такое явление, как купля-продажа детей из семей родителей-наркоманов за дозу дурмана, после чего работорговцы вывозят их на работу на азиатских наркотических плантациях, для педофилийных изуверств или дальнейшей перепродажи в качестве донора трансплантатом. Для криминального перемещения раба через границу страны и (или) для окончательного подчинения малолетнего раба также используется наркотик.
По мнению экспертов из УФСБ по Омской области, работорговцы в последнее время большое внимание уделяют наркотизации именно молодежи, при этом активно используются средства молодежной массовой культуры, превращая наркотик в атрибут современности. В этой среде получают широкое распространение такие общественно-опасные явления как проституция, ВИЧ-инфекция, бандитизм и т.д. К примеру, по данным социологического опроса, проведенного в 1999 году в Санкт-Петербурге, 60% опрошенных школьниц старших классов готовы выехать за рубеж для работы в качестве проституток.
По всему миру одной из острейших проблем являются молодежные банды, сгруппированные по принципу территориальности, в которых употребление наркотиков и другие асоциальные действия является своеобразным ритуалом. Так, в Найроби, столице Кении, существуют банды мальчиков и банды девочек. Однако ночью они объединяются, употребляют наркотики и девочки оказывают сексуальные услуги мальчикам, чтобы получить взамен какую-то защиту. Девочки составляют около 35% всех беспризорных детей в Найроби. В большинстве случаев они попадают на улицу из-за насилия, которое существует в семьях. Эти девочки оказываются на улицах в возрасте от 8 до 14 лет. При вступлении в банду они в качестве ритуала сначала употребляют наркотики, а затем подвергаются коллективному изнасилованию. Для многих из них занятие проституцией оказывается смертельным. Они заражаются СПИДом и умирают молодыми. Очень часто у них рождаются дети прямо на улице.
Излечение от наркомании также превращено в своеобразную эксплуатацию наркомана в целях извлечения супер-прибылей. Так, по разным оценкам, излечение от наркотической зависимости обходится в $4.000-$10.000 за 2-6 месяцев. При этом никакого психологического излечения и не происходит, поскольку детерминантами наркомании признаны причины социального характера, а не медицинского.
Проводимые исследования показывают, что формы криминальной эксплуатации людей, каковой наряду с рабством, торговлей людьми необходимо признать и наркотизм, имеющие высокую степень общественной опасности, до сих пор не изжиты и напротив имеют тенденцию к воспроизводству и расширению. Российскому законодателю необходимо обратить на существующее положение особое внимание, но как заявил Владимир Путин 19 октября 1999 года, выступая на открытии конференции министров стран «восьмерки» по проблемам борьбы с транснациональной организованной преступностью, «транснациональная преступность — это вызов, ответ на который может быть дан только совместными усилиями всех стран». Также было подчеркнуто, что «невозможно преодолеть исключительно национальными усилиями такие проявления транснациональной преступности как терроризм, наркобизнес, незаконный оборот оружия, торговлю людьми».