Профессор Мохаммед Ибрагим Зейд Генеральный секретарь Организации всеобщей безопасности.
I. ВСТУПЛЕНИЕ.
1. Некоторые криминологи утверждали, что организованная преступность уходит корнями в Великую волну иммиграции из Италии в США 1874 1920 годов. Они ведут происхождение термина мафия от арабского слова — правового понятия времен арабского господства на Сицилии, которое может быть переведено как место убежища и фактически означает: защита от высокомерия властей, возмещение любого ущерба, сила тела, твердость и надежность духа, лучшая и самая прелестная жизнь. Эта точка зрения, одна из наиболее ранних, не получила признания ученых, которые до сих пор сомневаются в существовании сицилианского клана — основы американского преступного синдиката. Собственно арабское значение слова мафия содержит ценности, которых сицилианское общество того времени не знало.
В действительности, начиная с 1875 года и до настоящего времени, существует настойчивая необходимость пересмотреть принципы борьбы уголовно-правовых систем с так называемой организованной преступностью. Первыми на эту проблему обратили внимание криминологи и политики, а затем и некоторые сотрудники специальных комиссий ООН.
2. Понятие организованной преступности. Вследствие противоречий между социолого-криминологической теорией и нормативными источниками на всех научных встречах, например, таких как Всемирная Правительственная конференция по организованной преступности 1994 года и 9-ый Конгресс ООН по предотвращению преступности и обращению с преступниками (Каир, 1995 г.), ощущалась потребность в создании ясного и точного определения понятия организованной преступности. Во всех определениях акцент был сделан на понятиях организатора преступления и (преступной прим. ред.) организации, а также преступного деяния. Все попытки правовой доктрины разрешить проблему были малоэффективны. Неудачи в создании конкретного и глобального определения вынудили ученых, прежде чем перейти к созданию всеохватывающего определения, сосредоточить усилия на изучении особенностей и свойств (сущности) преступных сообществ. Про-американски настроенные ученые дали следующее определение: Понятие организованной преступности, в целом, применимо к любым ассоциациям профессиональных преступников, организованных в специальную структуру, подчиняющихся разработанным и методологическим нормам запрещенных законом сообществ и направляющих свои усилия на достижение монополии в использовании насилия.
3. Неудачи в создании всеобъемлющего определения были следствием идеологических противоречий, отсутствия единства в понимании объекта преступления и широкого понимания феномена организованной преступности, под которым понимали едва ли не все модели преступного поведения, отраженные в уголовных кодексах.
Другое определение сочетает исполнителей и деяния, понимая под первыми тех, кто принимает участие в деятельности организованной преступности и преступных групп, а под вторым преступное поведение, связанное с организованной преступностью. При этом авторы определения опираются на признаки, предложенные Европейским союзом для характеристики организованных преступных групп. Таких особенностей 11, но для определения достаточно 6. Это следующие особенности:
- сотрудничество более чем 2-х человек,
- каждый из которых выполняет собственную определенную функцию,
- осуществляемое в течение продолжительного или неопределенного периода времени,
- при условии использования некоторых форм дисциплины и контроля;
- подозреваемых в совершении серьезных преступлений;
- действующих на международном уровне;
- использующих насилие или другие средства запугивания;
- использующих коммерческие или квази-предпринимательские структуры;
- вовлеченных в отмывание денег;
- распространяющих влияние на политиков, средства массовой информации, органы управления, судебную власть и экономику;
- осуществляющих все вышеперечисленное с целью получения прибыли и/или власти.
4. Некоторые ученые принимают вызов и настаивают на необходимости использования всех правовых средств, адекватных формам проявления организованной преступности. Процессуальное определение может быть принято, если это зависит от норм права и его принципов, использующих прием введения специальных законов для борьбы с наиболее опасными явлениями.
В этом процессуальном определении необходимо провести различие между организованной преступностью и организованной международной преступностью. Термин международный используется в документах ООН, относящихся к перемещению информации, денег, физических объектов, людей и других материальных и нематериальных объектов через границы государств.
5. Вопросы. Столкнувшись с новой проблемой в преступности, названной организованной преступностью, ученые разделились на 2 лагеря. Представители первого утверждали, что любые преступления, совершенные преступными организациями, могут быть квалифицированы как проявления организованной преступности. Сторонники второго выступали за специальное инкриминирование, сопряженное с расширением сферы действия уголовного закона.
Первый и второй подходы были недавно изучены на I слете AIDP в сентябре 1997 года в Неаполе, но национальные делегации не смогли прийти к окончательному выводу.
Анкета, распространенная профессором К. Блекеслим, содержала следующие неразрешенные вопросы из особенной части:
- вопросы, связанные с проблемой понятия организованной преступности;
- вопросы, связанные с новыми специфическими нарушениями;
- вопросы, связанные с проблемой отмывания денег;
- вопросы, связанные с проблемой новых форм незаконной торговли.
6. Мы постараемся в этом докладе ответить на первый и второй из вышеприведенных вопросов на основании норм уголовного права Арабских стран с применением сравнительного подхода. Мы использовали в качестве источника уголовные кодексы Египта, Сирии, Алжира, Туниса, Кувейта, Ирака, ОАЭ и Судана. Выбор обусловлен соображениями географического представительства и очевидного значения (этих стран) в арабском мире.
Наиболее целесообразным представляется обратиться, прежде всего, к проблеме понятия организованной преступности, отложив рассмотрение других вопросов.
Недавние реформы уголовных кодексов арабских стран, осуществленные в соответствии с новейшими моделями и рекомендациями, выявили новые приоритеты борьбы с преступностью (наркотики (незаконная) торговля терроризм). Спорный вопрос об организованной преступности не нашел нормативного закрепления вследствие преобладания классической правовой культуры в большинстве кодексов.
7. Многие ученые отмечали на всех международных научных форумах, что все представленные подходы к раскрытию понятия организованной преступности неконкретны, основаны на смутных представлениях о ее сущности и отражают субъективное мнение их авторов. Криминологи и политики, воспользовавшись чрезвычайностью и опасностью ситуации, оправдывают этим применение нестандартных методов разрешения проблемы. Чрезвычайные законы и чрезвычайные меры могут быть признаны целесообразными в исключительных случаях и при любых обстоятельствах должны носить временный характер. Таким образом, создание чрезвычайной уголовно-правовой системы, которая охватывала бы почти все виды преступлений, не представляется допустимым в наше время демократии и приоритета прав человека. Вместе с тем, нельзя отрицать того факта, что многие проявления организованной преступности в арабских странах были локализованы при помощи чрезвычайных законов и государственных судов безопасности.
Тенденция к использованию чрезвычайных мер явно присуща итальянской модели, которая была подвергнута критике на I собрании AIDP в Неаполе в 1997 г.
8. Поиски удобных и эффективных способов необходимы для пересмотра уголовной политики, основанной преимущественно на репрессивных методах. Превентивный подход должен занять больше места в современной уголовно-правовой политике, принципами которой являются законность, защита прав человека и международное сотрудничество. Рост масштабов многих преступлений привел к приобретению ими статуса международных, и попытки развитых и развивающихся стран контролировать этот процесс потерпели неудачу. Все это обусловливает необходимость совершенствования превентивной политики и мер контроля. Этот вывод не является новым для уголовной политики, но на принятие политических решений всегда влияет множество различных обстоятельств.
9. Если мы считаем, что уголовный закон имеет пределы применения, равно как и его часть, то мы должны согласиться с необходимостью исключения организованной преступности из классической классификации преступлений. Мы не можем рассматривать новые формы уголовной деятельности как обычный союз субъектов преступления, предусмотренный законом.
10. По этой причине мы не можем достичь согласия в структуризации такого нового явления, каким является организованная преступность. Нерешительная уголовная политика и неопределенность правовых теорий вынуждают сдержанную правовую логику сомневаться слишком во многом при решении вопроса о принятии или отклонении концепции организованной преступности.
II. СПЕЦИФИКА ИНКРИМИНИРОВАНИЯ В НЕКОТОРЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ
11. Мы располагаем информацией о некоторых примерах или моделях инкриминирования организованной преступности в западных странах. Опрос дал нам примеры моделей, принятых в Италии, Франции и США. Первые две модели представляют большой научный интерес для арабских стран, в силу их принадлежности к латинской системе уголовного правосудия. Мы не можем отрицать применение некоторыми арабскими странами правил шариата, и на I собрании AIDP вызвал дискуссию тот факт, что исламская доктрина не очень далека от достижений позитивной доктрины в вопросах ответственности преступных сообществ и соучастия в преступлении. Сравнивая различные правовые системы, мы должны изучить некоторые из европейских моделей не с точки зрения используемых ими понятий, а с точки зрения их эффективности.
Мы исследуем основные особенности и характеристики следующих моделей:
А. Мафия (Италия).
Б. Преступная организация (Швейцария).
В. Объединение преступников (Франция).
А. МАФИЯ.
12. Отличие. В Особенной (специальной) части Уголовного Кодекса Италии содержится две основные статьи, посвященные организованной преступности. Они входят в состав главы V Преступления против общего порядка. Ст. 416 имеет своим предметом преступные сообщества и ст. 416.2 мафию.
Первая норма имеет исторические связи с предыдущими уголовными кодексами (Кодексами Занарделли 1898 года и Рокко 1930), возникших под влиянием позитивной школы, которая исходила из социальной опасности преступной деятельности, осуществляемой отдельными личностями или сообществами.
Вторая норма появилась после опубликования Доклада американской комиссии в 1965 г. и принятия Закона об организованной преступности 1975 г. для борьбы с Мафией и Коза Нострой в США. Статья 416 применялась судами до 1982 г., когда неожиданно поднялась волна требований о проведении реформы. Часть доктрины подтвердила неэффективность ст. 416 из-за участия членов Мафии в движении Освобождения во время Второй мировой войны, а также вследствие политических конфликтов между партиями и знаменитого сращения мафии и политиков всех цветов.
С точки зрения сравнительного метода изучения представляется интересным проанализировать обе статьи.
13. Ст. 416.2.
1. Любой, кто станет участником мафиозного объединения, состоящего из 3-х или более человек, подлежит наказанию в виде тюремного заключения (в одиночной камере) на срок от 3 до 6 лет.
2. Любой, кто способствует, осуществляет управление или организует (мафиозное) объединение, подлежит наказанию, только за совершение указанных действий, в виде тюремного заключения на срок от 4 до 9 лет.
3. Объединение считается мафиозным, когда его участники используют угрозы и подчинение, проистекающие из ассоциативных связей, для совершения правонарушений; приобретают, прямо или косвенно, через управление или контроль экономической деятельности концессии, уполномочивания1, государственные контракты и (подряд) на оказание общественных услуг; а также получают прибыль, незаконные доходы для себя или третьих лиц; а также создают препятствия на пути свободного осуществления выбора при голосовании или сборе голосов в их пользу или в пользу третьих лиц.
4. Если (мафиозное) объединение становится вооруженным, то (его участники) подлежат наказанию в виде тюремного заключения на срок от 4 до 10 лет за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, и на срок от 5 до 15 лет за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи.
5. Преступное сообщество считается вооруженным, если его члены используют, носят или хранят оружие или взрывчатые вещества для достижения целей мафиозного (объединения).
6. Если экономическая деятельность, которую члены (мафиозного объединения) намереваются осуществлять или контролировать, финансируется, полностью или частично, за счет средств, сырья или доходов, полученных от совершения правонарушений, то наказание подлежит увеличению на 1/3 от половины наказания, предусмотренного в части настоящей статьи.
7.
8. Настоящая статья подлежит применению также против Камморы и любых иных преступных объединений, основанных на запугивании и подчинении своих членов для достижения целей, сходных с целями мафиозного объединения.
Ст. 416.
В случае объединения трех или более человек с целью совершения преступлений, любой, виновный в образовании, основании или организации преступного объединения, подлежит наказанию, только за совершение этих действий, в виде ареста на срок от 3 до 7 лет.
Членство в преступном объединении подлежит наказанию в виде ареста на срок от 1 до 5 лет.
Руководители (преступного объединения) подлежат тому же наказанию, что и (его) организаторы.
Ношение членами (преступных объединений) оружия в сельской местности или на общественных дорогах, подлежит наказанию в виде тюремного заключения (в одиночной камере) на срок от 5 до 15 лет.
Наказание подлежит увеличению в случае, если в состав (преступного) объединения входят десять или больше членов.
14. Анализ. В 1980 г. политики и некоторые юристы объявили, что ст. 416 не охватывает все формы проявления мафии В результате реформы, предпринятой парламентом, были введены в действие статьи 416.2 и 416.3.
Ст. 416.3 гласит: Лица, виновные в приобретении голосов избирателей за деньги для целей, указанных в ч. 3 ст. 416.2, подлежат наказанию, установленному за совершение преступления, предусмотренного соответствующей частью ст. 416.2.
Либеральная доктрина проанализировала содержание обеих статей через следующие основные понятия: источники и пределы, предмет, объект защиты, структура, преступное поведение.
15. Источники и пределы. Ст. 416.2 появилась после долгих споров и конфликтов между юристами и судебными властями. Противники новой стратегии итальянской уголовной политики выдвинули следующие основные аргументы:
а) эта стратегия создает противоречия между нормами действующего уголовного законодательства, в частности, между ст. 416 и ст. 416.2;
б) новая статья является примером чрезвычайного законодательства, что ясно показывает тенденцию к использованию уголовной политики как инструмента для удовлетворения политических интересов;
в) толкование фактически низводит мафиозное объединение до уровня рядовой преступной организации. Это может быть объяснено стремлением создать дополнительные законодательные препятствия для создания объединений, не преследующих преступных целей;
г) социологическое определение мафии (Sodalizio и Omerty) не адекватно современному феномену, особенно в отношении связей между мафией и политиками.
16. Объект защиты. Итальянская доктрина предполагала, что объектом защиты в статьях 416 и 416.2 является общественный порядок. Эта точка зрения была подвергнута критике. Новая уголовная реформа 1988 г. исключала главу об общественном порядке из особенной части, и комиссия разрешила проблему путем помещения организованной преступности и преступных объединений любого рода под компетенцию специальных законов.
Сегодня все большее распространение получает точка зрения о преступном объединении как абстрактной модели, многогранной, актуальной и серьезной опасности. Новая концепция объекта защиты не была принята учеными — сторонниками возвращения к понятию общественного порядка, в составе которого они считают необходимым выделить материальный и идеальный общественный порядок. Материальный общественный порядок в качестве объекта защиты представляет собой гибкое понятие, и посигновением на него можно признать любые действия, относящиеся к так называемым преступлениям против общественного порядка и общественной безопасности. Такой подход позволяет включить в объект защиты ст. 416.2 демократический строй, экономический порядок, нормальную деятельность органов государственной власти и разделение властей.
17. Структура. Часть 3 ст. 416.2 основана на трех элементах:
- Подчиняющее и запугивающее воздействие ассоциативных связей.
- Метод Мафии.
- Программа объединения.
1.
2. Основной вопрос здесь: Обязательно ли (мафиозному) объединению применять запугивание (своих членов) или достаточно создания реальной возможности его применения?. Выражения, используемые итальянскими законодателями — использование и извлечение доходов, выгод — создали условия для возникновения противоположных идей. Часть доктрины указывает на различия между (фактом) применения запугивания и (фактом) достижения целей Мафии. Все стороны соглашаются в необходимости понятия власти запугивания, как существующего элемента нормы. Некоторые авторы считают власть запугивания основой связей в (мафиозном) объединении.
3. Помимо преступных действий, указанных в ст. 416, новая статья расширяет пределы уголовно наказуемой активности мафиозного объединения путем включения в нее:
- управления или контроля экономической деятельности;
- извлечения прибыли и получения незаконных доходов;
- создания препятствий на пути свободного осуществления выбора при голосовании или сборе голосов в пользу членов мафиозного объединения или в пользу третьих лиц.
Таким образом, ст. 416.2 описывает формулу программы деятельности мафиозного объединения.
Формула вызвала сомнения в ее конституционной природе, особенно в ее соотношении с принципом законности. Понятие доходов от незаконных видов деятельности было сочтено чересчур широким, включающим в себя все виды незаконной и несправедливой деятельности. Вмешательство в процесс выборов было добавлено для того, чтобы охватить знаменитый политический кризис, ставший результатом необычных отношений между Мафией и демократической партией в Италии.
18. Преступное поведение. Специфика ст. 416.2, с точки зрения основных принципов уголовного права, выражается в следующем:
а) обычные гипотезы ссылаются на условия поведения в Мафии или в других сообществах, подобных ей;
б) различие в условиях участия между преступными сообществами, указанными в ст. 416, и Мафией создает необходимость их более точного разграничения;
в)
г) участие в совершении преступления большого числа преступников обусловливает дифференцированное применение наказания в зависимости от ролью каждого;
д) лицо, виновное в организации мафиозного объединения, не может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 416.2, если не совершит какого-либо преступного деяния, предусмотренного этой нормой;
е) любой участник мафиозного объединения, действующий не в соответствии с его методом (см. п. 17 настоящей статьи при. ред.), может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 416.
Б. ПРЕСТУПНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.
19. Статья 260 (3): Швейцарский уголовный кодекс 1994 г. представил концепцию организованной преступности путем введения статьи 260.3 следующего содержания:
- Лицо, принимающее участие в организации, которая сохраняет свою структуру и действуют тайно, а также лица, принимающие участие в совершении умышленных насильственных действий, или в извлечении прибыли незаконным путем, или поддерживающие организацию такого рода в ее преступной деятельности, подлежат наказанию в виде тюремного заключения на срок до 8 лет.
2. Судья может облегчить без жалобы наказание для того, кто пытался препятствовать организации преступного сообщества.
3. Субъектом наказания также являются лица, совершившие преступление за границей, если организация осуществляла или предполагала осуществлять их в основном или частично в Швейцарии.
20. Анализ: как мы видим, в 3-х параграфах простые правила регулирующие организованную преступность весьма просты, а именно:
а) модели инкриминирования;
б) санкции;
в) преступная деятельность за границей.
Ясно, что первый параграф инкриминирует членство в любой преступной организации, которая работает тайно и скрывает свою структуру и проекты. Термин тайно понимается доктриной как систематическая деятельность мошеннического характера, но федеральная прокуратура относится к этому уточнению как к ненужному, и он включен в текст нормы по политическим причинам.
В этой статье модели инкриминирования ограничились членством, участием, приобретением выгод и поддержанием преступного сообщества.
Членство само по себе считается преступлением, и в этом случае нет нужды доказывать существование специфичного преступления. Уровень секретности показывает опасность такой организации.
Первый параграф перечисляет формы организованных преступных сообществ используемых для достижения целей. Не существует указания на третье лицо, но доктрина приняла основные принципы ответственности.
Приобретение выгод незаконными средствами имеет широкое объяснение с охватом как законной, так и незаконной деятельности, включая отмывание денег.
21. Санкции: Ст. 260.3 дает суду широкое право на усмотрение в определении наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления. В тексте нет указания на конфискацию, но ст. 59/3 кодекса допускает конфискацию: судья может объявить конфискацию всех активов, которыми преступная организация пользуется на праве собственности. Активы других людей, которые принимают участие или поддерживают преступную организацию (ст. 260.3), считаются собственностью организации, если не доказано иное».
Судья может смягчить санкцию без жалобы сторон при условии, что ими создавались препятствия на пути преступной деятельности к достижению целей. Здесь должно быть раскаяние после совершения преступления, но это касается лишь сотрудничества с властями.
В. ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРЕСТУПНИКОВ.
22. Отличие: Сегодняшняя ситуация во Франции обнаруживает нестабильность, касающуюся идеи специфического инкриминирования организованной преступности. Существует более чем один источник инкриминирования в уголовном кодексе и специальных законах. Ст. 450/1 уголовного кодекса посвящена объединению преступников, ст. 132 этого же кодекса — бандитской деятельности, ст. 222/34 рассматривает организованную деятельность торговцев наркотиками и, наконец, ст. 625 Кодекса об общественном здоровье устанавливает наказание за незаконный оборот опасных и ядовитых растений.
23. Ст. 450/1: Любая существующая или формируемая группа, в форме объединения преступников с конечной целью приготовления к одному или более преступлений, совершившая одно или более материальное действие, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок 10 лет.
Ст. 222/34 предусматривает: Действия, направленные на создание группы с целью производства, предложения, импорта экспорта, перевозки, владения, уступки, покупки наркотиков, наказывается пожизненным заключением и штрафом в размере 50 миллионов франков.
Ученые считают ст. 450/1 базой инкриминирования организованного преступления, а ст. 132/71 нормой, содержащей перечень отягчающих вину обстоятельств. Ст. 222/34 была введена для того, чтобы французское законодательство могло удовлетворять стандартам ООН в борьбе с торговлей наркотиками.
24. Реформа: В январе 1996 г. Комитет по вопросам права Национальной Ассамблеи после долгих дебатов проголосовал за следующий текст:
Любая группа является международной организацией, если она путем:
- создания организованных банд;
- хранения, перевозки, продажи незаконных товаров или хранения оружия, взрывчатых веществ и наркотиков;
- распространения влияния, изменения избирательных голосов или воздействия на профессиональные сообщества или общественные власти;
преследует цели:
- совершения преступлений;
- осуществления контроля за всей или за частью экономической, финансовой, коммерческой или гражданской деятельности;
- национального, регионального и международного воздействия на общественный рынок, помощь, субсидии и правила публичных сделок.
25. Анализ: Реформа, проведенная в 1996 году, охватила все сферы деятельности организованной преступности. Это началось с некоторого изменения первого параграфа ст. 450: исключения слова существующая перед словом группа, перемену понятия организация преступников на международную организацию, удаление оставшегося из параграфа, и помещения в него следующих моделей организованной преступной деятельности:
- создание организованных банд;
- хранение, перевозка, продажа незаконных товаров, оружия, взрывчатых веществ или наркотиков;
- изменение избирательного процесса или профессиональной и общественной власти.
Новая статья отменяет ст. 132/71. Здесь нет указания на отмывание денег, но это можно найти в тексте, рассматривающем экономическую деятельность. Ст. 450/1 упомянула только одну специальную цель для преступных сообществ, т.е. совершение одного или более преступлений. Новая же реформа добавляет следующие цели:
а) совершение правонарушений,
б) осуществление контроля за экономической, финансовой и коммерческой деятельности и деятельностью граждан,
в) незаконное вмешательство и изменение правового регулирования помощи, субсидий и публичных договоров.
В рассмотрении авторами организованных преступлений реформа относится только к группе людей, относящихся к международной организации. Последний термин охватывает международную организованную преступность и возникает недоумение в связи с рассмотрением национальной организованной преступности.
26. Санкция: Лишение свободы это обычная реакция во всех уголовных системах, включая Уголовный кодекс Франции. Виды лишения свободы различаются в зависимости от тяжести преступления и роли правонарушителя:
- ст. 450/1 наказывает члена преступной ассоциации 10-тью годами заключения;
- ст. 222/34 наказывает руководителя и организатора торговли наркотиками пожизненным заключением;
- новая реформа наказывает членство теми же 10-тью годами заключения: членство в международной организации наказывается 10-тью годами заключения.
Ничего не говорится в ст. 450/1 и 222/34 о конфискации, но новая реформа устанавливает, что будет объявлена конфискация активов, долговых обязательств, денег, работающих или направленных на совершение преступления, или являющихся его результатом.
Такой вид конфискации очень близок американской конфискации. Штраф в ст. 222/34 предусматривается в размере 50 млн. французских франков, а по новой реформе 5 млн. французских франков.
III.СПЕЦИФИКА ИНКРИМИНИРОВАНИЯ В НЕКОТОРЫХ
АРАБСКИХ СТРАНАХ.
Различие:
27. Принимая во внимание определение I-го собрания AIDP в Неаполе, в 1997 г., содержащее минимум требований, будет полезно проанализировать его на основании уголовных кодексов некоторых арабских стран с учетом того, что уголовное соглашение является самостоятельным составом преступления.
Арабская доктрина делает различие между:
а) преступным сговором, когда двое или более человек соглашаются совершить преступление, осуществляя тем самым предварительное действие с умыслом, направленным на достижение преступны целей;
б) специальный заговор на совершение отдельных видов преступлений, обычно считающихся преступлениями против безопасности государства.
28. Преступный сговор: Цель данного анализа обнаружить общие положения между описанными выше моделями и нормами арабского уголовного законодательства. Сначала мы рассмотрим нормы уголовных кодексов арабских стран, затем мы проведем сравнительный анализ специфики инкриминирования организованных преступлений в Италии, Швеции и Франции.
29. Арабские тексты: Нижеперечисленное это примерынормативного определения таких составов преступлений, как преступный сговор и заговор уголовных банд в уголовных кодексах Египта, ОАЭ, Ирана, Кувейта, Туниса, Марокко, Алжира.
1. Ст. 48 уголовного кодекса Египта 1937 г.: Под преступным сговором понимается, соглашение двух и более человек совершить преступление или совершение ими предварительных действий или действий, облегчающих совершение преступлений. Под преступным соглашением понимается преследование законных или незаконных целей, если средством их достижения предполагается преступление.
Ст. 33/Д закона О наркотиках 122/1989, называющаяся Запрет наркотиков и организаций, использующих наркотики в коммерческих целях устанавливает смертную казнь и штрафы для любого, в том числе и за пределами Египта, кто формирует банду, непосредственно принимает участие или руководит, организовывает ее, финансирует, поддерживает ради незаконной коммерческой цели, или распространяет наркотики для потребления или совершение преступлений, указанных в этой статье, внутри страны.
Ст. 86.2, касающаяся предотвращения терроризма, санкционирует тюремное заключение для тех, кто формирует, руководит, ведает делами в сообществе, организации, группе, банде против законных правил, и эти формирования имеют специальную цель, запрещенную законом и конституцией или ставящую препятствие перед учреждениями государства или общественными службами, или нарушающую гражданские свободы и публичные права, гарантированные конституцией и законами, или нарушающую национальное единство или социальный мир. Ст. 86.2А (дополнена законом 97 (1997)) установила смертную казнь или пожизненное заключение, если преступление было совершено средствами, указанными ст. 86.2 (террористический акт для достижения целей сообщества, ассоциации, организации, группы и т.д.).
2. Тунисский законодатель произвел реформу уголовного кодекса законом 29/1989, представляющим нововведения, выполненные во Французском уголовном кодексе и рассматривающим преступные сообщества и организованные банды.
Ст. 131 уголовного кодекса Туниса: Является преступлением против общественной безопасности банды, составленные из любых членов на любую продолжительность во времени; и любое соглашение на подготовку или совершение преступления против личности или собственности.
Ст. 132 уголовного кодекса Туниса: Кто бы ни был вовлечен в банду или сообщество со специальной целью, указанной в предыдущей статье, будет наказан 6 годами заключениями. Для руководителя (главаря) санкция в виде 120летнего заключения.
Ст. 133 уголовного кодекса Туниса: Наказание, указанное в параграфе 1 предыдущей статьи будет применяться и в отношении того, кто добровольно приготавливает место для собрания или предлагает членам банды деньги, или получает выгоды от их незаконной деятельности или обеспечивает их убежищем. Для руководителя 12 лет.
Ст. 134 уголовного кодекса Туниса: Кто бы ни совершил преступление, указанное в двух предыдущих статьях, будет освобожден от наказания, если он сообщает суду о преступном соглашении или о сообществе до приговора.
Ст. 135 уголовного кодекса Туниса: Дополнительные санкции, указанные в пятой главе будут применяться во всех преступлениях.
3. Такой же подход может быть найден в Марокканском уголовном кодексе 1914 г. в пятой главе Преступления против общественной безопасности со ст. 293 до ст. 299. Ее название, используемое законодателями, таково: Преступные банды и сотрудничество между преступниками.
Ст. 293 уголовного кодекса Марокко: Преступная банда, как преступление, состоит из намерения совершить агрессию, общего соглашения между членами банды, которая формируется любыми людьми на любое время и имеет определенные цели приготовления или совершения преступлений против личности или собственности.
Ст. 294 уголовного кодекса Марокко: Члены банды или преступный сговор, указанные в предыдущей статье будут наказаны заключением в тюрьму на срок от 5 до 10 лет. Кто бы н управлял бандой или преступным соглашением и кто бы ни руководил ими, будет наказан тюремным заключением на срок от 10 до 25 лет.
Ст. 295/1: Исключая случай сотрудничества, указанный в ст. 129, любой человек, добровольно и со знанием дела обеспечивающий взрывчатыми веществами, инструментами для совершения преступления, деньгами, средствами связи, транспорта или место для собрания, жилья, убежища; и кто бы ни обеспечивал любую помощь или поддержку (содействие), которое помогает скрыть преступную деятельность, будет наказан тюремным заключением на срок от 5 до 10 лет.
4. Под таким же названием Преступления против общественной безопасности в уголовном кодексе Алжира 1966 года (особенная часть, третья книга, шестой раздел, первая глава) регулируются преступные банды и содействие преступникам статьями 176 182.
Ст. 176 уголовного кодекса Алжира: уголовное преступление состоит из намерения принять участие в деятельности любого сообщества или сговор между любым количеством человек на любое время, имеющих целью приготовление или совершение преступления против личности или собственности.
Ст. 177 уголовного кодекса Алжира: Любой человек, принимающий участие в сообществе или сговоре, указанных в ст. 176, будет наказан тюремным заключением на срок от 5 до 10 лет. Для организатора или для любого, кто выполняет в сообществе любую руководящую роль, наказание в виде тюремного заключения на срок от 10 до 20 лет.
Ст. 178 уголовного кодекса Алжира: Кто бы ни обеспечивал помощь или подстрекал преступника, рассматриваемого в ст. 176 дачей инструментов, используемых в совершении преступления или средств переписки, или жилья, убежища, будет наказан тюремным заключением на срок от 5 до 10 лет.
Ст. 175 уголовного кодекса Алжира: Кто бы среди преступников ни сообщил властям о соглашении или существовании сообщества, будет освобожден от наказания с условиями, обозначенными в ст. 52. Это должно произойти до совершения преступления и до получения информации о нем.
5. Уголовный кодекс ОАЭ 1987 г. в первой главе первого раздела, касающемся преступлений против интересов и безопасности государства, преступное соглашение регулируется тремя статьями: 171 (касается совместного совершения преступлений); 172 (преступное соглашение); 173 (освобождение от наказания).
Ст. 171 уголовного кодекса ОАЭ: Наказываются непрямые соучастники в преступлениях, указанных в данной главе (преступления против внутренней безопасности государства):
а) те, кто знает о намерении преступников и обеспечивает им помощь или средства для проживания, жилье или убежище, место собрания или другое способствование, те, кто носит переписку или облегчает поиск объекта преступления или скрывает, перевозит или сообщает о нем;
б) те, кто скрывает со знанием то, что использовалось или приготовлено для использования в совершении преступления, или то, что является его результатом;
в) те, кто разрушает, скрывает, обменивает документ, который облегчает обнаружение преступления, улику или доказательство преступления.
Ст. 172 уголовного кодекса ОАЭ: Кто бы ни принимал участие в преступном сговоре, который имеет целью совершение преступлений этой главы, или его использование как средство достижения цели преступного сговора, будут наказаны тюремным заключением или содержанием по стражей.
Кто бы ни подстрекал других к преступному сговору или имел связь с его управлением, будет наказан тюремным заключением. Если цель сговора это совершение конкретного преступления или использование его как средства достижения цели, то санкция будет такая, как за это преступление.
Кто бы ни пригласил других примкнуть к соглашению такого рода, будет наказан заключением.
С. 173 уголовного кодекса ОАЭ: Кто бы ни сообщил судебным властям о преступлениях или о преступниках до совершения преступления или до расследования, будет освобожден от наказания, указанного за преступления этой главы.
6. Уголовный кодекс Ирака 1969 г. рассматривает концепцию организованной преступности в ст. 55 (преступный заговор), ст. 175 и ст. 183 (преступный сговор в преступлениях против безопасности государства).
Ст. 55 уголовного кодекса Ирака: Преступный заговор существует, когда два или более человек соглашаются совершить кражу, растрату, подлог, другое преступное действие или действия, облегчающие совершение; соглашение происходит в начале и является прочным на короткий период времени.
Ст. 175 уголовного кодекса Ирака п. 1: Кто бы ни участвовал в преступном сговоре, который имеет целью совершение преступлений или использование его как средство достижения цели, будет наказан пожизненным тюремным заключением или заключением на определенное время.
П. 2: Кто бы ни стремился к образованию сговора или имеет в нем основную роль, будет наказан смертной казнью или пожизненным заключением.
П. 3: Если целью сговора является совершение определенного преступления или его использование, как средства достижения цели, и санкция за это преступление меньше, чем указанная в предыдущих параграфах, то наказание будет такое, которое определенно за это преступление.
П. 4: Тот, кто подстрекает (безрезультатно) примкнуть к такого рода сговору, будет наказан задержанием.
Ст. 183 уголовного кодекса Ирака: Наказуемо, как сотрудничество в преступлениях, указанных в этой главе:
а) Тот, кто знает намерение преступника, без намерения участвовать в совершении преступления, обеспечивает ему помощь, средства жизни, убежище, место сбора или поддержку, и тот, кто носит переписку или облегчает поиск объекта преступления или прячет, переводит или информирует;
б) Те, кто разрушает, скрывает или обеспечивает добровольно документ, который облегчает обнаружение преступления, или улику, доказательство преступления.
7. Не существует специального инкриминирования в уголовном кодексе Кувейта 1960 г. Только ст. 58/1 касается преступного сообщества. Реформа, предпринятая путем принятия закона, 31/1970, касающегося преступлений против безопасности государства, регулирует заговор и преступные сообщества.
Ст. 58/1 К.8. уголовного кодекса: Если два человека или более согласились совершить преступление, приготовив все без возможного отказа, то каждый будет нести ответственность за преступное соглашение, даже если преступление не совершено.
Ст. 58/3 К.8. УК: Тот, кто сообщит властям о преступном соглашении и о его членах, до поиска и расследования при условии, что информация приведет к аресту, будет освобожден от наказания.
Ст. 30 (закон 31/1970) предусматривает: Сообщества, общества или группы, которые имеют в своей программе распространение принципов, являющихся разрушающими основные институты неправовыми средствами или приглашает других примкнуть к указанным объединениям, будет наказан тюремным заключением на срок до 15 лет. Члены объединения, знающие его цели, будут наказаны тюремным заключением на срок до 10 лет.
30. Анализ: В данном анализе мы обратимся к некоторым арабским текстам, чтобы увидеть отношение арабских законодателей к специфике инкриминирования организованной преступности. Наш интерес будет сфокусирован на следующих вопросах: определение, требование к строению, непрерывность совершения серьезных преступлений, обязательность прочной структуры, способность совершать преступление.
А. Определение: Арабские законодатели приняли следующие термины при рассмотрении инкриминирования: преступный сговор, банда, объединение сообществ, группа, преступники и сотрудничество (содействие) преступникам. Эта терминология, дополненная одобренными правилами, порождает чувство, что законодатели стремились сохранить фундаментальные принципы инкриминирования, добавляя в то же самое время некоторые запредельные элементы. Просто подумайте о нормах об ответственности в заговоре, членстве в ассоциации без совершения преступления, о вынесении приговора, случаях освобождения от наказания и облегчения его.
Несмотря на отсутствие общего определения организованного преступления в арабском законодательстве, мы можем обнаружить в вышеуказанных текстах некоторые требования, касающиеся определения согласно I собранию AIDP в Наполи в 1997 году.
Арабские законодатели инкриминируют преступное сообщество и соучастие в основной части уголовных кодексов, и новое направление инкриминирования постигло также и организации, которые имеют такие же особенности, что и организованная преступность. Эта направленность ясно видна в уголовном кодексе Египта в нормах о наркотиках, террористических организациях и серьезных преступлениях против безопасности государства (см. ст. 82/А в уголовном кодексе Египта, ст. 131 уголовного кодекса Туниса, ст. 176 уголовного кодекса Алжира, ст. 172 уголовного кодекса ОАЭ, ст. 175 уголовного кодекса Ирака, ст. 30 закона 31/1970 уголовного кодекса Кувейта).
Ясно видно из текстов арабских государств Северной Африки (Марокко, Алжира, Туниса), что существует соответствие между преступным сообществом и организованной бандой, одобренных французским уголовным кодексом. В качестве заключения мы можем сказать, что арабские законодатели открыли путь к ответственности организаций, когда они почувствовали необходимость бороться с распространением таких преступлений, как наркотизм и терроризм.
Б. Требования к составу: На первой встрече AIDP в Неаполе в 1997 году было предложено, чтобы в инкриминировании преступных организаций мы рассмотрели включение требования к составу, т.е. как минимум наличие 3-х человек.
Итальянская модель рассматривает мафию, состоящую из 3-х человек и более (ст. 416 (2)).
Уголовный кодекс Швейцарии говорит об организации, состоящей из любого количества членов, кто помогает или способствует (ст. 260 (3)).
Соответствующие статьи законодательства Франции, включая проекты реформы, не упоминают какое-либо количество и говорят о преступном сообществе, группе или международной организации.
Европейский союз разработал особенности преступных организаций, относящихся к сотрудничеству двух и более человек. Возвращаясь к арабским законодателям, мы встречаем такое же направление в отношении уголовного соглашения (ст. 48 уголовного кодекса Египта), к которой относят двух и более человек; в статье о наркотиках (ст. 330), которая упоминает банды и организации; и нормы о терроризме, которые говорят об ассоциации, организации, группе или банде (ст. 84 (2)).
Тунисский законодатель предусматривает любое количество: любая банда может состоять из любого количества членов (ст. 131).
То же самое в уголовном кодексе Марокко, который рассматривает преступную ассоциацию как состоящую из любого количества членов (ст. 293).
Так же и в уголовном кодексе Алжира, когда в нем рассматривается участие в любом соглашении в организации любого количества членов (ст. 176).
Арабские страны Персидского залива стремятся к классическому подходу к преступному соглашению в определении количества. Уголовный кодекс ОАЭ не рассматривает какое-либо количество в преступном соглашении, но уголовные кодексы Ирака и Кувейта определяют это как два и более человека в преступном заговоре (ст. 55 уголовного кодекса Ирака и ст. 58/1 К8 уголовного кодекса).
В. Условие продолжительности. Европейский Союз в своем перечне особенностей организованных преступлений указал условие существования организаций и ассоциаций на долгий и неопределенный период времени.
В резолюции собрания в Неаполе было принято такое требование к преступной организации, как намерение к продолжительному совершению серьезных преступлений. Западные модели не указывают прямо, какие условия могут быть выведены из текстов. Например: ст. 416 (2) п. 3 уголовного кодекса Италии описывает сообщества, чьи члены отличаются запугиванием, состоянием подчиненности и умалчивании о совершении преступлений. Этот процесс требует продолжительных действий от членов итальянских организаций. Итальянский опыт показывает, что мафия и сходные с ней сообщества имеют долгую историю в жизни нации.
Организованная преступность в Швейцарии была отмечена недавно в случае с транснациональной экономической организованной преступностью (отмывание денег). Законодатель по этой причине не касается исторических элементов. Ст. 260(3) указывает организации, которые продолжают совершение преступных деяний, сохраняя свою структуру и проекты в тайне. Термин тайна считался излишним, но был добавлен по политическим причинам.
В США Рико требует, чтобы члены сообщества были заняты в рекетирской деятельности. В некоторых штатах существует большой перечень преступлений, которые считаются серьезными преступлениями. Итальянская модель относит к достижению целей сообщества совершение преступлений, приобретение прямо или через посредника управления или контроль за экономической деятельностью, концессией, властью, общественными договорами или общественными службами, приобретение выгод, нечестных доходов, предотвращение или возведение преград на пути процесса выборов.
Французская модель относит к цели сообщества приготовление к одному или более преступлений.
Арабские законодатели в отношении к преступному сообществу ссылаются на совершение преступления или продолжение преступных деяний или деяний, облегчающих совершение преступления (ст. 48 уголовного кодекса Египта, ст. 131 уголовного кодекса Туниса, ст. 176 уголовного кодекса Алжира, ст. 58 уголовного кодекса Кувейта).
Уголовный кодекс определяет специальные виды преступлений: кража, растрата, подлог.
Г. Обязательность прочной структуры. История организованных преступлений и сообществ, особенно в Италии, продемонстрировала прочную структуру этих сообществ. Требование прочности в некоторых странах не является существенным (Швейцария, Голландия, Восточная Европа и арабские страны). Международная экономическая организованная преступность изменяется в соответствии с экономическими обстоятельствами в каждой стране. Политические ассоциации становятся законными после достижения политических целей. Стабильность или нестабильность становятся неуместными, когда законодатель считает двух людей, находящимися в соучастии без какого-либо условия. Французская реформа удалила слово существующие перед группами и добавила образованные, что означает важность стабильности структуры.
Д. Способность совершать преступления. Это требование не является исчерпывающим при рассмотрении совершенных преступлений и в отношении неосуществленных преступлений. Проблема существует, когда идея заговора и соучастия, которая является полностью американским изобретением, распространила ответственность не только за возможные и действительные последствия предприятия, но также и применение заменяющей уголовной ответственности и совместимость ответственности без вовлечения в преступную активность.
Часть доктрины критиковала естественные и возможные последствия, как не соответствующие основным фундаментальным принципам уголовного права. Термин, используемый в отношении ответственности за других и ответственности юридических лиц, является также неясным, неопределенным и неконкретным, это должно быть осуждено, как противоречащее процессуальным рамкам 14-ой поправки к Конституции США.
Способность совершения преступлений фактически является результатом рассматриваемой ответственности за соучастие, как средства борьбы с организованной преступностью путем одобрения широкой ответственности для удостоверения ответственности за действия других участников заговора. Это правило обнаружило препятствие в процессе доказывания в суде, которое заставляет обвинение применять формулу торговли, чтобы собрать доказательства с их последствиями (см. процесс по мафии в Италии).
31. Дополнительные требования. Собрание AIDP в Неаполе рассмотрело некоторые возможные требования как дополнительные к минимуму в соответствии с национальными обстоятельствами и необходимостями. Эти требования таковы:
а) намерения и цели;
б) внутренняя структура;
в) средства для защиты интересов организации.
А) Намерения и цели. Американская модель в основном имеет дело с незаконными предприятиями и перевоспитанием организованной преступности. Цели таковы: борьба против преступлений, совершенных преступными сообществами, предотвращение незаконных интересов. Политический вывод был неясен во влиянии американской доктрины по включению этого как цели до недавнего времени после происшествий случившихся в Нью-Йорке в Деловом здании и террористический акт в Колорадо.
Европейские модели приняли требование целей, например, когда в Италии законодатель указал 3 части (ст. 416 (2)): совершение преступлений, приобретение прибыли, вмешательство в политику.
Тенденции в арабском законодательстве идут в обратном направлении, что означает, что политические и религиозные проблемы имеют приоритет при защите безопасности государства. Самые характерные особенности организованной преступности, преобладающие в сравнительной доктрине, существуют в виде той преступной деятельности, совершаемой сообществами, ассоциациями, бандами, группами, которая имеет целью изменение существующих политических систем.
Б) Внутренняя структура. В исследовании, представленном Всемирной Министерской конференцией по международной организованной преступности в Неаполе в 19994 г. имеются описания преступных организаций, осуществляющих свою деятельность на старом континенте: африканская, азиатская, русская организованная преступность, Китайские триады, Японская якудза, Колумбийские картели, организованная преступность Нигерии, турецкие торговые организации и организованная преступность Доминиканской республики.
- Самая старая и самая знаменитая преступная организация это итальянская, которая состоит из Сицилийской мафии или Коза Ностры, неаполитанской Каморры, калабрианской Ндрагеты и Nuova Sacra Corona Unita. Этот вид преступной организации зависит от структуры рода (семьи) как основы. Например, структура Мафии имеет форму пирамиды, состоящей из 186 семей с различными задачами и направлениями преступной деятельности. Эта традиционная структура повлияла на преступные организации в мире, но не вследствие эволюционного процесса, а из-за борьбы с властями. Существующие итальянские преступные организации ищут новую модель, чтобы остановить смертоносные удары властей.
Структура Каморры развивается по тому пути, что каждая семья осуществляет свой объем различной экономической и преступной деятельности.
Ндрагета подвергается переделке, которая заставляет ее отказаться от традиционной деятельности, ограничивая себя одобрением коллегиального органа, которая принимает на себя компетенцию по разрешению спорных ситуаций и представляет интересы организации во внешних отношениях.
- Новые российские преступные организации называемые воры в законе имели текучую структуру, где существовало мощное руководство изолированных групп в СНГ без какого-либо общего контролирующего органа. Эти группы замыкаются на Боссе, который контролирует преступные ячейки через бригадира и двух агентов. Ячейки склоняются к специализации, которая фокусируется на наркотиках, проституции, политических контактах и правоохранительной системе.
- Конференция ООН в Неаполе в 1994 г. отнесла к Китайским триадам такую структуру, которая формально состоит из головы дракона и специалистов, таких как управляющие и силовики. Члены Китайской триады состоят в текучей структуре разветвленной системы, которая меняет одного управляющего на другого.
- Японская якудза состоит из нескольких организаций и имеет прочные связи среди своих различных ветвей. Из-за своего вмешательства в политическую систему путем коррупции действующее японское правительство начало своего рода войну против Якудзы.
- Нигерийские преступные организации основываются на родах или племенах, которые делают трудными определение их структуры, но, благодаря их распространению и вовлечению в транснациональную организованную преступность, они склонны действовать преступными группами со своей штабквартирой в Нигерии, распространяя политическую нестабильность и коррупцию.
- Президентская комиссия по работе правоохранительных органов и правосудию напечатала в 1967 г. доклад об организованной преступности в США. Он дал японскую ясную картину о структуре преступных организаций типа мафии. Она такова: Босс Советник Помощник Босса Лейтенанты Солдаты.
В США существует много преступных организаций: Колумбийские, Боливийские, Перуанские и Ямайские криминальные союзы. Также существуют итальянская мафия, русская, еврейская. Нью-йоркские китайские банды, например, имеют своеобразную структуру, состоящую из нескольких союзов с разными названиями: континентальные, белые орлы, летающие драконы, черные орлы, золотая звезда, зеленый дракон.
- В арабских государствах существуют классические банды, которые зависят от своего совместного осуществления традиционной преступной деятельности, такой, например, как торговля наркотиками (Египет, Судан, Марокко). Структура таких банд элементарна и состоит из босса и нескольких членов, которые действуют на определенной территории. Недавно международная организованная преступность была зарегистрирована в сфере торговли наркотиками в странах Персидского залива, в арабских странах Северной Африки.
Суэцкий канал и Средиземное море стали сферой влияния организованной преступности из Пакистана, Афганистана и Израиля.
Такие преступные организации в последние 10 лет стремятся к изменению своих сфер влияния и становятся активными на экономических и политических аренах.
Существует несколько гипотез, которые должны быть подтверждены при рассмотрении связи Наркотики Оружие, монополии в экономической деятельности, финансирование террористических организаций и контролировании финансовых рынков. Нефте-доллары и коррупция имеют большое количество необычных перемен.
Террористическая деятельность имеет место в некоторых арабских странах, и некоторые подпольные организации используют такие действия, чтобы дискредитировать экономические и политические системы.
Мало известно о структурах таких организациях, которые имеют тенденцию принимать текучую форму посткоммунистической гражданской или военной ячейки, действующих в либеральное время.
Благодаря несхожести в структуре, различию в скорости развития собрание AIDP в Неаполе оставило национальным законодательствам о Свободе, вопрос о включении специальной структуры местных преступных организаций в соответствии с обстоятельствами и специфической необходимостью.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32. На основании приведенного выше анализа мы можем вывести следующие заключительные положения:
а) Несмотря на ограниченное развитие теории, которая представляла бы хорошую модель по борьбе с организованной преступностью, до сих пор существует несогласие между доктринами в определениях действительности, эффективности и законности, защиты человеческих прав.
б) Американская модель до сих пор критикуется из-за распространения ответственности без точных критериев, которые стремятся осуществить контроль, жертвуя в то же время основными принципами уголовного права.
в) Арабские законодательства, включая исламские правила, стремятся сохранить классический подход в рассмотрении преступного сообщества и открывают пространство для ответственности банд, групп, обществ, сообществ, когда они чувствуют необходимость борьбы с новым распространением таких преступлений, как торговля наркотиками, терроризм, преступления против безопасности государства.
г) Исключение политической проблемы из специфики инкриминирования организованной преступности может считаться благоразумным в демократическом обществе, но тот же элемент становится опасным в тех обществах, которые переживают в настоящее время политическую нестабильность, коррупцию и злоупотребление политической властью.
д) Отсутствие научных и практических данных в сфере организованной преступности, особенно в арабских странах, препятствует попыткам управлять всеми аспектами проблемы, включая правовой аспект.
е) Совет Министров Внутренних Дел Арабских стран (специальный комитет) рекомендовал в 1991 году соответствующим учреждениям арабских стран обмениваться информацией об организованной преступности и людях, вовлеченных в нее.