Смену мировоззрения, произошедшую на рубеже
третьего тысячелетия, предопределила революция в области коммуникаций и
информации. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейших
информационных технологий привели к впечатляющему рывку вперед в сферах
образования, бизнеса, промышленного производства и научных
исследований.

До недавнего времени и в теории, и на практике в
области обеспечения безопасности государств основное внимание уделялось ее
военной составляющей. Сегодня уже стала очевидной ограниченность данного
подхода, так как научно-техническая революция привела к созданию информационного
общества, в котором информация является главным фактором управления современным
миром и основным инструментом власти.

Глобальные социальные изменения, произошедшие в
мире в конце XX в., требуют объективного анализа информационной среды мирового
сообщества. Следует отметить, что ранее проблема обеспечения информационной
безопасности в нашей стране не только не рассматривалась, но и фактически
игнорировалась. При этом считалось возможным ее решение путем введения тотальной
секретности и различных ограничений. И только в последние годы в России была
осознана вся важность данного вопроса: в составе Совета безопасности РФ создана
Межведомственная комиссия по информационной безопасности. Разработан проект ее
доктрины, в которой отражены методы и средства защиты жизненно важных интересов
личности, общества, государства в мировом информационном
пространстве.

Современная геополитическая ситуация требует
принципиально иного подхода к проблеме обеспечения национальной безопасности
России, анализа содержания и эволюции всего спектра геополитических факторов,
важнейшим из которых является информационный. Сегодня правомерно утверждать, что
при прочих равных условиях достижение государством стратегических преимуществ
зависит от имеющихся у него информационных возможностей. Об этом свидетельствуют
итоги «холодной войны», которая велась прежде всего информационными средствами.
Достигнув паритета с США в военной сфере, СССР потерпел поражение в
информационном противоборстве. В этом контексте становится понятной оценка
американским военно-политическим руководством роли информации и объяснимы
причины постоянного увеличения ассигнований на развитие и совершенствование
информационных технологий. Так, если в 1980 г. на приобретение информтехнологий
тратилось около 8 млрд. долл., то в 1994 г. — уже свыше 25
млрд.1

Если попытаться объективно проанализировать
политические причины поражения СССР в «холодной войне», то следует отметить, что
наряду с объективными (экономическими, идеологическими и т.д.) существовали и
субъективные (недооценка военно-политическим руководством СССР роли и значения
информационных факторов, отсутствие эффективных технологий ведения
информационного противоборства и др.). При этом в начале 80-х гг. роль
информационно-психологического воздействия, психологических операций в системе
обеспечения национальной безопасности США резко возросла. Сразу же после своего
избрания президент Р.Рейган выдвинул стратегию национальной безопасности,
состоявшую из четырех компонентов: дипломатического, экономического, военного и
информационного.

Акцент на информационном компоненте был сохранен
и в последующих документах по вопросам национальной безопасности. В январе 1983
г. Р.Рейган подписал директиву «Руководство государственной дипломатией,
связанной с целями национальной безопасности». Директива давала более широкое
определение государственной дипломатической деятельности, утверждая, что она
«включает также мероприятия правительства США, направленные на обеспечение
поддержки нашей политики национальной безопасности»2. Такая трактовка подразумевала организацию и проведение
широкого круга информационно-культурных мероприятий. Более того, данная
директива обеспечивала выработку механизма планирования и координации
общественной, информационной, политической деятельности администрации США, а
также вопросов, связанных с теле- и радиовещанием. В 1987 г. Дж.Сорос предпринял
первую попытку внедриться в информационное пространство СССР в целях реализации
рейгановской программы борьбы с «империей зла» и информационного компонента
американской доктрины национальной безопасности.

Впервые Сорос получил мировую известность в 1992
г., когда после предпринятых им финансовых
операций произошло катастрофическое падение курса фунта стерлингов. Он заработал
на этом кризисе около 2 млрд. долл. Именно эти деньги стали использоваться для
создания Фондов Сороса в постсоциалистических странах Восточной Европы (в
настоящее время такие фонды функционируют в 30 странах, только в Белоруссии
удалось юридически прекратить деятельность Фонда, через который осуществлялось
финансирование деятельности антипрезидентской оппозиции), в том числе и в
России.

Одновременно с приходом в США к власти
администрации Р.Рейгана произошли кардинальные изменения в теории и практике
информационного воздействия. Началась эра глобальной борьбы за общественное
сознание народов с использованием новейших информационных технологий на основе
координации деятельности всех государственных структур и транснациональных
корпораций.

При Р.Рейгане государственные органы стали в
возрастающей степени использоваться в качестве координационных и направляющих
центров информационно-психологического воздействия. Центральную роль в процессе
координации деятельности информационно-психологических структур США стал играть
Совет национальной безопасности (СНБ). В доктрине «Психологическая пропаганда и
национальная безопасность» СНБ квалифицируется как центральное звено в системе
психологических операций наряду с госдепартаментом, МО, ЦРУ, а также
Информационным агенством США ( ЮСИА). Появился механизм глобального
скоординированного информационно-психологического воздействия на мировое
сообщество, состоящий из следующих звеньев: президент США — СНБ — министерства (ведомства) и организации
США.

Безусловно, скоординированная деятельность
информационно-психологических структур (государственных, общественных и
коммерческих организаций) принесла свои плоды: сейчас США доминируют в мировом
информационном пространстве. А с помощью развития сети Интернет США стремятся
установить свое стратегическое лидерство в глобальном информационном
пространстве и в XXI в.

Пересмотр приоритетов и акцентов в интерпретации
проблем национальной безопасности поставили науку и практику перед
необходимостью разработки совершенно нового аспекта этой проблемы — безопасности
психологической.

В настоящее время в РФ существует система
обеспечения необходимого уровня защищенности объектов безопасности (личность,
общество, государство), созданная на основе закона «О безопасности». Вместе с
тем понятие «психологическая безопасность» не включено в этот закон и другие
нормативные акты, касающиеся национальной безопасности России. Ускорившийся в
последнее время процесс фундаментальных перемен в мире настоятельным образом
требует решения информационно-психологических проблем обеспечения национальной
безопасности России, защиты психики населения и военнослужащих от негативных
информационно-психологических воздействий.

В настоящее время создано много новых средств
воздействия на психику людей и управления их поведением. В прессе периодически
появляется информация об американских программах «МК-ультра», АРТИШОК, а также
аналогичных программах, разрабатываемых во Франции, Германии, Израиле, Японии и
других странах.

В последние десятилетия возможности воздействия
на психику человека резко возросли. Одной из главных причин этого являются
значительные успехи, достигнутые в области психотроники, парапсихологии,
биоэнергетики, других психофизиологических
феноменов.

Поиск новых форм и методов воздействия на
психику человека, больших масс людей развернут в большинстве ведущих стран мира.
Лидером в этом деле; являются США, которые располагают наиболее разветвленной
сетью институтов, центров, лабораторий, обществ для проведения теоретических
исследований и решения задач военно-прикладного характера. Большой интерес к
подобным разработкам проявляют военные ведомства США.

Технически уже возможно и воздействие на психику
человека с помощью спутников. В этой связи вызывает определенное опасение
развертывание спутниковой системы ТЕЛЕДЕСИК, которое хочет осуществить с помощью
российских ракет СС-18 (РС-20) американский миллиардер Б.Гейтс. Стоимость
проекта составляет около 5 млрд. долл.3 Эта система может использоваться и в военных целях, а
также для ведения информационного противоборства. Большое количество спутников
(более 300) обеспечит возможность облучения любой точки Земли одновременно как
минимум с двух спутников. Учитывая то, что американцы имеют сейчас на орбите 420
спутников, а Россия -160, в начале XXI в. США будут абсолютно доминировать в
информационном пространстве планеты.

Таким образом, для защиты социальных объектов
(личности, общества, государства) от опасных информационных воздействий
необходимо создание системы информационно-психологического обеспечения как
составной части системы национальной безопасности.

Информационно-психологическое обеспечение
национальной безопасности России (ИПО НБ) представляет собой часть (подсистему)
системы обеспечения национальной безопасности, позволяющую организовать
скоординированную деятельность министерств (ведомств), предприятий, организаций,
воинских частей, органов государственного и военного управления, общественных
объединений, политических партий и граждан по обеспечению безопасности
информационно-психологической среды общества, психологической безопасности
населения и военнослужащих России.

Объектами ИПО НБ являются: а)
информационно-психологическая среда общества (ИПСО), которая является частью
информационной среды мирового сообщества и связана с использованием информации,
информационных ресурсов, информационной инфраструктуры для оказания воздействия
(влияния) на психику и поведение людей; б) информационные ресурсы (о духовных,
культурных, исторических, национальных ценностях, традициях и т.д.); в) система
формирования общественного сознания (мировоззрение, политические взгляды,
духовные ценности); г) система формирования общественного мнения; д) система
принятия политических решений; е) психика и поведение человека4.

ИПО НБ имеет следующие цели: защита психики
населения, социальных групп, военнослужащих, граждан от деструктивных
информационно-психологических воздействий ИПСО; противодействие попыткам
манипулирования процессами восприятия информации населением и военнослужащими со
стороны враждебных Российскому государству политических сил, проводимым с целью
ослабления его обороноспособности; отстаивание национальных интересов, целей и
ценностей России в информационном пространстве (глобальном, региональном,
субрегиональном, стран СНГ, национальном); постоянный мониторинг отношения
российского общества к важнейшим проблемам национальной безопасности
(диагностика общественного мнения), психического состояния российского народа,
военнослужащих; противодействие информационной экспансии США в
духовно-нравственной сфере.

В последние годы на Западе искусственно
создается негативный образ России. В СМИ распространяются слухи о «русской
мафии», дискредитируются ведущие российские банки и компании. Голливуд резко
увеличил выпуск кинофильмов, в которых русские представляются в качестве
террористов, насильников. В этом контексте характерен эпизод с контрактом на 2
млрд. долл., который заключил «Газпром» с иранской фирмой НИОС в сентябре 1997
г. о разработке газового месторождения Южный Парс (совместно с компаниями
Франции и Малайзии). Данная сделка сразу же вызвала возмущение конгресса США,
который усмотрел в ней поддержку международного терроризма. Более того, 15
октября 1997 г. посол США в РФ Дж.Коллинз неожиданно посетил председателя
правления РАО «Газпром» Р.Вяхирева и заявил, что активность «Газпрома» в Иране
может стать основанием для применения санкций против этой российской
компании.

Кроме того, на руководство РФ со стороны США
было оказано значительное политическое давление в связи с принятием в сентябре
1997 г. Закона «О свободе совести и религиозных объединениях», который
ограничивает деятельность тоталитарных сект и иностранных проповедников на
территории России.

Госсекретарь США М.Олбрайт незадолго до принятия
этого закона посетила Москву. На встрече с патриархом Алексием II, она
обратилась к нему с просьбой не противодействовать активной деятельности
западных религиозных сект на территории России. По мнению госпожи Олбрайт, это
явилось бы наглядным подтверждением приверженности России идеалам свободы и
демократии. Реакция патриарха была отрицательной. В одном из своих интервью он,
например, заявил: «В России сегодня действует огромное количество зарубежных
церквей, приходов и сект, деятельность многих из которых носит тоталитарный и
деструктивный характер. Они применяют методики зомбирования и гипноза. Прибегают
к помощи психотропных средств. Таким образом подавляется
личность»5.

Информация на всех этапах исторического развития
являлась объектом борьбы. Информационное противоборство велось практически во
всех войнах. Его основное содержание долгое время составляли действия
противостоящих сторон по ведению разведки и противодействию ей. Заметные
количественные и качественные изменения информационное противоборство стало
претерпевать по мере того, как началось создание единого мирового
информационного пространства. Современная научно-техническая революция произвела
подлинный переворот в информационном обеспечении человеческой деятельности.
Появилась массовая информация —
предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, видео и другие
сообщения. Были созданы средства их быстрого распространения.

Следует различать информационное противоборство
в широком и узком смысле слова (в военной или оборонной сфере). Так, в широком
смысле информационное противоборство — это форма борьбы, представляющая собой
использование специальных (политических, экономических, дипломатических, военных
и иных) методов, способов и средств для воздействия на информационную среду
противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных
целей.

Информационное противоборство в военной сфере
представляет собой комплекс мероприятий информационного обеспечения,
информационного воздействия и информационной защиты, проводимых по единому
замыслу и плану в целях захвата и удержания информационного превосходства над
противником при подготовке и в ходе военных (боевых) действий, доминирования в
информационном пространстве (мировом, региональном, субрегиональном,
национальном).

Следует также выделить два вида информационного
противоборства в военной сфере: информационно-техническое и
информационно-психологическое. При ведении информационно-технического
противоборства главными объектами воздействия и защиты являются
информационно-технические системы (системы связи, телекоммуникационные системы,
радиоэлектронные средства и т.д.). Главными объектами воздействия и защиты в
информационно-психологическом противоборстве являются психика личного состава
вооруженных сил, спецслужб и населения противостоящих сторон; системы
формирования общественного сознания, мнения и принятия решений.

Информационное противоборство в военной сфере
включает три составные части. Первая — комплекс мероприятий по добыванию
информации о противнике и условиях информационного противоборства; сбору
информации о своих войсках; обработке информации и обмену ею между органами
(пунктами) управления в целях организации и ведения боевых действий. Информация
должна быть достоверной, точной и полной, а информирование — избирательным и
своевременным. Решение перечисленных задач логично назвать информационным
обеспечением управления войсками и оружием.

Вторая — информационное воздействие. Оно
включает мероприятия по блокированию добывания, обработки и обмена информацией,
внедрению дезинформации.

Третья — мероприятия информационной защиты,
включающие действия по деблокированию информации, необходимой для решения задач
управления, и блокированию дезинформации, распространяемой и внедряемой в
систему управления.

Разрабатывая теорию информационного
противоборства, следует учитывать, что оно ведется на стратегическом,
оперативном и тактическом уровнях. В основном на стратегическом уровне должны
действовать высшие органы государственной власти России, а спецслужбы и
армейские подразделения — на оперативном и тактическом уровнях.

Понятия «информационное противоборство» и
«информационная война» не идентичны. Информационное противоборство представляет
собой комплексное совместное применение сил и средств информационного
противоборства и вооруженной борьбы. Информационная борьба, в отличие от
вооруженной борьбы, ведется как в мирное, так и в военное время.

Роль и место информационного противоборства в
системе обеспечения национальной безопасности любого государства постепенно
возрастает. Ведущие страны мира в настоящее время располагают мощным
информационным потенциалом (прежде всего США, Япония, Франция, Германия),
который может обеспечить им достижение политических целей, тем более, что
отсутствуют международные юридические нормы ведения информационного
противоборства.

Для защиты социальных объектов от негативных
воздействий в ходе глобального информационного противоборства необходимо
создание системы информационно-психологического обеспечения как составной части
национальной безопасности России. Данная система должна обеспечить защиту
психики гражданского населения и военнослужащих России от негативного
информационно-психологического воздействия. Ее основная задача -обеспечение
психологической безопасности личности, общества, государства.

Информационно-психологическое воздействие
представляет собой целенаправленное производство и распространение специальной
информации, оказывающей непосредственное влияние (положительное или
отрицательное) на функционирование и развитие информационно-психологической
среды общества, психику и поведение населения, военнослужащих. Разновидностями
информационно-психологического воздействия являются психологическое и
пропагандистское воздействие.

В связи с появлением и ускоренным развитием
электронных СМИ резко усилилась роль общественного мнения, которое стало
оказывать большое влияние на общественно-политические процессы, особенности
функционирования информационно-психологической среды общества, психическое
состояние военнослужащих в ходе войн и вооруженных конфликтов. Поэтому система
формирования общественного мнения также является одним из основных объектов
информационно-психологического обеспечения. Следовательно, необходимо изучение
особенностей формирования и функционирования общественного мнения во
время вооруженных конфликтов, на основе которого
следует выработать практические пути обеспечения психологической безопасности
военнослужащих.

Широкая информатизация вооруженных сил создала
качественно новую ситуацию в развитии военного дела. Наглядной иллюстрацией
этого служат вооруженные конфликты и войны последних десятилетий XX в. Их анализ
со всей очевидностью свидетельствует о том, что ход и исход боевых действий
любого масштаба в современном мире во многом определяются искусством ведения
информационного противоборства.

Изучение вооруженных конфликтов второй половины
XX в. показывает, что произошел перенос усилий в применении сил и средств
информационно-психологического воздействия на более ранний период (от
одного-двух месяцев до нескольких лет перед началом боевых действий), появились
новые средства и способы информационно-психологического воздействия
(информационное оружие).

Информационное оружие — это устройства и
средства, предназначенные для нанесения противоборствующей стороне максимального
урона в ходе информационного противоборства путем опасных информационных
воздействий.

Объектами воздействия информационного оружия
могут являться: информационно-технические системы; информационно-аналитические
системы; информационно-технические системы, включающие человека;
информационно-аналитические системы, включающие человека; информационные ресурсы; системы формирования
общественного сознания и мнения, базирующиеся на средствах массовой информации и
пропаганды; психика человека.

В тех случаях, когда информационное оружие прямо
или опосредованно используется против психики человека (или социальной группы),
то речь должна идти об информационно-психологическом воздействии.

Существующая в современной России система
взглядов на информационно-психологическое обеспечение национальной безопасности
на практике оказалась малоэффективной. Необходимы срочные меры по организации и
проведению научно-исследовательских работ и научно-практических конференций с
целью создания эффективных технологий обеспечения информационной безопасности
России в условиях ведения глобального информационно-психологического
противоборства.

УКАЗАТЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Скворцов А., Клотков А., Турко М.
Использование геополитических факторов в интересах решения задач
национально-государственной безопасности//Военная мысль. — 1995. — ? 2. — С.
15-23.

2. Психологические операции и противодействие
им. -М., 1993. — С. 8-9.

3. Малютин А. — Звездные игры Гейтса: русская
версия//Коммерсант. -1997. — ?38. — С. 9-

4. Панарин И. Информационно-психологическое
обеспечение безопасности России. — Автореферат диссертации на соискание ученой
степени доктора политических наук. — М., 1997. — С. 13.

5. Гавриков В. Разрушенные храмы — как наши
разрушенные души//Профиль. -1997. — .? 35. — С. 11.

1997

 

Оставит комментарий